Опыт работы в школе показывает что именно групповая работа лучше всего помогает развитию

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Десинова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов,наставник
Учебное заведение: МАОУ СОШ №37
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: учебно-методический материал для начинающих педагогов
Тема: Консультация "Как правильно организовать групповую работу на уроке"
Раздел: начальное образование

Консультация для начинающих педагогов

В консультации даны рекомендации о том, как методически грамотно организовать

групповую работу на уроке. Очень нужный, практический материал, особенно - для

На протяжении нескольких лет, занимаясь методикой организации групповой

работы на уроках, я провожу психологический анализ деятельности учащихся, который

позволяет оптимально составить группу, способную интенсивно работать. За эти годы я

опробовала различные варианты формирования групп. Об этом я и хочу рассказать.

Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает

развитию коммуникативных способностей учащихся - отсюда растущий интерес педагогов

к этому виду учебной деятельности. Групповая работа – это прежде всего игра, игра в

организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы

помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.

Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее

выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны

здесь и сейчас, т.е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять.

Правила вырабатываются совместно с учащимися

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения

Задачи групповой работы:

Активизация познавательной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и

промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать

последствия своего выбора, объективно оценивать его.

Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга,

выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

Совершенствование межличностных отношений в классе.

В результате наблюдений за работой в группах выработали несколько общих

рекомендаций по организации групповой работы на занятиях.

1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко

Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется

,т.е. дается небольшая инструкция.

Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов

группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из

участников, если бы работал один.

задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью

которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать

максимальное количество оригинальных идей;

задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей

деятельности данной группы.

3. Содержание работы должно быть интересно детям.

4. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

5. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное

затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся

2. Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов

разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет

протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование

группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по . человек.

Разделитесь на . равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут

объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных

условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по

первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года

родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.

Формирование групп осуществляется самими «лидерами

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая

тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с

близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может,

напротив, создать равные по силе команды.

3. Нужно распределить роли внутри группы

Например, при групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе:

генератор идей( разработчик идей), конструктор, оформитель, расчетчик.

4. Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с

помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4

классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

5. Поведение учителя во время групповой работы

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Условия формирования опыта.

С самого начало своей педагогической деятельности уделяла большое внимание экологическому образованию учащихся на уроках естественного цикла. Уроки с экологическим содержанием содержат значительный объем информации, требующий для усвоения не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления. В поисках форм организации деятельности на таких уроках пришла к выводу, что именно групповая работа поможет мне в решении поставленных задач.

Актуальность и перспектива опыта.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Теоретическая база опыта.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

/Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/

Комплектование групп можно осуществлять:

  • по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
  • по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
  • по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.

Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

Для более эффективной организации урока с использованием групповой формы можно использовать карточку-инструкцию для организатора (лидера) в группе. (Приложение 2).

Преимущества групповой работы:

  • грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Адресная направленность опыта:

  • опыт организации групповой формы деятельности универсален для всех предметов, любого цикла;
  • возможность использования опыта в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся;
  • творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.

Стремительно летит время, вместе с тем меняется мир, совершенствуется техника, наука, а так же образование и нас, учителей,очень радует, что правительство нашей Республики Казахстан во главе с Президентом Н. А. Назарбаевым принимает конкретные шаги в сторону изменения системы школьного образования через внедрения Программы курсов повышения педагогов общеобразовательных школ, основанной на конструктивистских взглядах на обучение. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение приобретенных знаний в жизни. Критически мыслящий учитель стремится оценить свою педагогическую деятельность,ее результаты, сделать выводы и найти пути усовершенствования своей педагогической практики. Данная Программа позволила изучить теоретические аспекты, на которые можно опереться при выборе стратегий и походов к преподаванию и обучению с целью самосовершенствования и улучшения обучения.

Меняется образовательная система XXI веке, меняется ученик и меняется учитель. Теперь учитель должен применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком. Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями,разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы -это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Для нас учителей, окончивших курсы по Обновленной программе системы образования, именно групповая форма работы является приемлемой формой организацией урока, т. к. она изменила функцию учителя: если на традиционном уроке мы передавали знания, в основном,в готовом виде, то при групповой форме работы становимся организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Следуя принципам конструктивистского преподавания, используя новые подходы к обучению, действия учителя сводятся к следующему:

*объяснение цели предстоящей работы;

*формирование учащихся на группы;

*комментарии к заданиям для групп;

*участие в работе групп, с целью побуждения к активному поиску.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства,делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно,сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний,если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)Развивается самостоятельность, повышается работоспособность,вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.

4)Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления- контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться,сотрудничать и решать учебные задачи.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную деятельность на любых этапах урока создает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Использование разных видов деятельности на своих уроках (обсуждения в группах, использование приемов, способствующих развитию критического мышления, составление кластеров, флипчартов, презентации)облегчает запоминание изучаемого материала. Процесс выполнения заданий в группах осуществляется на основе обмена мнениями, высказыванием суждений. Выработанные в группах решения обсуждаются всем классом. Во время рефлексии ученики подводят итоги своей работы : что понравилось, что получилось, что еще хотели бы узнать,над чем нужно поработать.

Используя групповую форму работы, мы заметили, что при совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах- там им комфортнее, что в классах есть учащиеся, которым по разным причинам тяжело публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем. Но зато в группе они занимают активную позицию, обсуждают наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ученики в такой ситуации чувствуют себя увереннее.

Эффективность групповой работы во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Анализ результатов работы в группах показал, что чем яснее полученные от учителя указания, тем выше продуктивность высказываний и тем чаще в обсуждении звучат свободные высказывания детей. С другой стороны, ученики охотнее и свободнее высказываются, когда учителя нет рядом.

И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. При такой форме менее быстрый ученик получает эмоциональную поддержку группы, добывает знания при взаимодействии с одноклассниками. Хочется отметить и то, что именно групповая форма работы ведет к интеллектуальному и творческому развитию ребенка, заставляет думать критически, проявлять креативность, а учителю дает возможность выявить одаренность и талант у ребенка, развивать его в нужном направлении, при совместном обучении учащихся.

Кроме того, групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснить и постоянно контролировать знания,умения и навыки у ребят всего класса.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы- правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп на своих уроках я использую следующим образом.

№ Способ деления Описание способа

1 Деление детей по их общим интересам Учащиеся находят общие интересы (не менее 3-6) и объединяются в группы.

2 Деление по счету Учитель каждому называет число от 1 до4-6

3 Деление по цвету Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки и т. п. разных цветов

4 Деление по форме Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки и т. п. разных форм : круглые, треугольные, квадратные, овальные, звездчатые.

5 Деление по вкусовым предпочтениям Учащиеся выбирают одну из 4-6 видов конфет, или одну из 4-6 фигурных печенья (буквы, животные)

6 Деление по строчкам песен Дети берут одну строку известной всем песни; ищут друг друга, чтобы составить куплет песни. Можно пропеть каждой группе свою песню.

8 По картинкам, рисункам, фото и…. Учащиеся выбирают одну из 4-6 картинок или рисунков, формул, единиц измерения и т. д

По одинаковым ответам примеров учащихся идет объединение в группы.

10 Деление по списку Ф. И. учащихся По алфавитному порядку Ф. И. учащихся в школьном журнале.

12 По желанию учащихся По личным симпатиям учащихся сами объединяются в группы.

Групповая форма работы позволила осуществлять дифференцированный подход, т. е проводить работу на уроках с одаренными и талантливыми учениками, а также способствует активизации мыслительных процессов, развитию критического мышления, вовлечению всех учащихся в учебную деятельность, развитию речи детей и их познавательных способностей, обогащению словарного запаса. Ученики имеют возможность самостоятельно оценивать свою работу или взаимооценивать друг друга. Я увидела эффективность данного вида работы и ее положительное влияние на успешность учащихся.

Я пришла к мнению, что необходимо создавать такие условия при работе над проблемой, которые способствовали бы вовлечению всех учащихся в совместную деятельность. Так как только в группе ученику придется не только исполнять, но и участвовать в планировании, реализации и обсуждении деятельности.

В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, я увидела ряд преимуществ:

*Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

*На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

*Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

Результат апробации показал, что опыт организации групповой формы деятельности помогает на уроке поддержать у детей инициативность, самостоятельность, повышает самооценку, формирует навыки сотрудничества, общения, развивает критическое мышление, учит делать формы работы велик, поэтому, и в дальнейшем, буду использовать и развивать такой вид деятельности на своих уроках.

4. Развивающее обучение и подготовка к школе – iddrive.kz

Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми.

Роль дидактических игр при обучении грамоте как условие повышения качества образования дошкольника Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В.

Спортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Спортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного.

Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Школа начинающего педагога как эффективная форма повышения профмастерства педагогов ДОУ в условиях в ведения ФГОС Школа начинающего педагога как одно из эффективных форм повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях.

Управление инновационной деятельностью в МБДОУ как средство повышения качества образования Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования.

Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере.


Статья "Применение технологии групповой работы на уроках"

Елена Маратовна Онищук 21.05.2017 15096 10 Методика преподавания

Онищук Елена Маратовна,
учитель математики
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейский район
Амурская область
2017 год


Применение технологии групповой работы на уроках

Не секрет, что каждый педагог стремится сделать свой урок ярким и запоминающимся. Но, чтобы ученики усвоили программный материал, этого недостаточно. Поэтому и возникает потребность у учителей использовать различные технологии, эффективные приемы обучения, тем более, что именно знание и умение применять современные педагогические технологии – одно из требований к современному педагогу.

Хочу поделиться опытом использования на уроках технологии групповой работы. Эта технология позволяет не только успешно усваивать учебный материал, но и развивать коммуникативные навыки, дает возможность детям учить и слушать одноклассников, работать в коллективе. Используя данную технологию, педагог достигает главной цели – активного включения в работу абсолютно всех участников образовательного процесса.

Главными признаками групповой работы обучающихся являются:
- класс на уроке делится на группы для решения определенных учебных задач;
- каждая группа получает задание и выполняет его коллективно;
- задания в группах выполняются таким образом, что позволяет педагогу оценить индивидуальный вклад каждого члена группы в достижение цели.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп. Если работа парная, то в эту пару, как правило, включают учащихся, сидящих за одним столом. Если работа рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом: “С кем бы вы хотели работать в одной группе?” Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной.

В результате исследования я убедилась, что организация групповой работы с обучающимися имеет свои достоинства. Ученики приучаются к коллективным методам работы, происходит формирование положительных нравственных качеств, повышается познавательная активность, что влияет на качество знаний. Педагог же может за более короткий временной интервал уделить внимание большему количеству учащихся с целью корректировки полученных ими знаний, выявлению пробелов и устранению их.

Преимущества групповой работы:
- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- какой бы ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Читайте также: