Опыт как растения пьют воду детский сад
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Физкультминутка.
Очень нам нужна вода,
Делай раз и делай два (повороты в стороны)
Звери у ручья напились,
Влево, вправо поклонились (наклоны в сторону)
Вместе на носочки встали (по тексту)
Тучку лапками достали. (Руки вытянуть вверх)
Дружно хлопнули в ладоши (по тексту)
До чего же день хороший! (улыбнуться друг другу)
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Как нам из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску) .
Посмотрите, я поставлю три стаканчика с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной, прозрачной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика) . Каким он цветом? (Белым)
Зарисовка наблюдений:
Воспитатель: закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду (красный, синий, жёлтый) ; один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Вечером мы увидим, как цветы пьют воду.
Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов.
Воспитатель: сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? (окраска цветка)
Что произошло с цветами? Какими стали цветы? (красными, синими, желтыми) .
Почему цветы разной окраски? (стоят в стаканчиках с разным цветом)
Почему один цветок остался белым? (оставался в стакане с прозрачной водой)
Анализ.
Воспитатель: цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Теперь ты видишь, Буратино, как важно вовремя поливать цветы. А мы с вами, ребята, можем сделать вывод, что цветы пьют воду; вода движется по цветку. Спасибо вам за замечательную работу.
Рефлексия.
Что вам понравилось в занятии?
Что вам было делать легко?
С какими трудностями вы столкнулись? (ответы детей)
Этот опыт простой, но в то же время очень наглядный. В ходе опыта дети увидят как растения пьют воду. Не требует никаких сложных приготовлений, но очень увлекательный.
-китайская капуста (можно взять любые белые цветы, но чтобы она была как можно светлее);
-пищевой краситель (мы взяли красители для яиц,оставшиеся после Пасхи) ;
-стаканы (количество зависит от разнообразия цветов красителей);
Длительность опыта: 1 сутки
Возраст ребенка : по книге этот опыт рассчитан на деток 8 лет и выполнять его необходимо только с родителями (мне кажется можно этот опыт провести с детками помладше, скажем 5-6 лет)
Для начала налили немного воды в каждую из емкостей.
В каждый сосуд поставили по одному листу китайской капусты. А дальше мы наблюдали, как капуста пьет окрашенную воду. Для наилучшего результата оставили стаканчики с капустой на ночь, а утром радовались разноцветным листьям!
ОБЪЯСНЕНИЕ (цитата из книги)
Опыт детям очень понравился. Многие делились впечатлениями с родителями, которые обещали им повторить его еще раз дома.
Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.
Опыт с пекинской капустой во второй младшей группы или как пьют воду растения Не так давно, во время проведения тематической недели, мы сажали лук, укроп, проводила занятие, где ребятам рассказывала и показывала, как.
Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики. Роль детского экспериментирования достаточно велика, т. к. детское экспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности,.
Немного мы с Катей отвлеклись от наших опытов с растениями, а ведь впереди у нас ужасно интересный вопрос: как растения пьют воду? Даже малыши знают это выражение. Но что значит "пьют"? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Мне Катя сказала, что вместо рта у них корни. Это правильно. Но как вода всасывается корнем? Как поднимается по стволам и стеблям? Ведь она вверх сама собой не потечет? Нужен какой-то насос, как в водопроводе, чтобы закачать воду на верхние этажи. Ответом на все эти вопросы будет загадочное слово "осмос". Что это такое мы сейчас узнаем на опыте.
Если срезать кончики у травинок травинки и тут же траву полить - мы увидим, как на месте среза появятся капельки воды. Это вода проходит от корней по стеблю вверх.
Если мы возьмем веточку цветущего дерева или какой-нибудь цветок белого цвета и поставим его в подкрашенную воду, то через некоторое время в прожилках лепестков мы увидим краску: цветная вода всосалась растением. Это и будет результат осмоса.
Осмос - это явление одностороннего проникновения растворителя (в данном случае, воды) через полунипроницаемую мембрану (пленку, которой в случае с растениями являются клеточные оболочки) в сторону раствора (у нас раствор - это соки растения, в которых растворены соли и сахара).
Сложно? Нет! Для этого надо только понять, что такое концентрация раствора. Например, в чае мы растворяем сахар. Чай - это растворитель, сладкий чай - это получившийся раствор. Если мы положили мало сахара - раствор будет слабый, не насыщенный. А если много, то раствор сахара называют насыщенным, концентрированным.
Так вот, осмос действует в ту сторону, где большая концентрация вещества. Чистая вода (без солей и сахаров) проникает в клетки растения, потому что в них находится более концентрированный раствор солей и сахаров.
Сделаем салат из морковки. Сначала потрем ее на терке. А потом половину морковки посыпим сахаром, а вторую половину оставим просто так. Через минут 10-20 станет хорошо видно, что обычная морковка начинает сохнуть, а посыпанная сахаром "пустила сок". Это благодаря осмосу жидкость из морковки, в которой было мало сахаров, вышла через клетки наружу - в ту сторону, где сахаров много.
Повторим всем известный опыт с кубиками картошки. Один положим в простую пресную воду. Второй - в чуть подсоленную воду. Третий - в сильно соленую воду (он даже не захочет тонуть, потому что его плотность получается меньше плотности воды). И подождем несколько часов. А потом проверим, что станет с кусочками картошки?
1-ый кусок: разбух (ведь концентрация соли в нем выше, чем в простой воде - вот она и прошла в его клетки)
2-ой кусок: остался как есть (ведь чуть подсоленная вода имеет концентрацию солей почти такую же, как и сама картошка)
Вот так растения и "пьют воду" - благодаря осмосу она проникает в их клетки. Осмотическое давление распрямляет стебель и позволяет растению двигаться. Посмотрите, как быстро увядшее растение впитывает воду и снова становится упругим. Вода как бы "распирает" клетки изнутри и ветки распрямляются, а листья расправляются.
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка
Конспект занятия по экспериментально – исследовательскому развитию.
Воспитатель средней группы № 5(9) Феденева Юлия Витальевна
МАДОУ детский сад № 12 г. Пермь
Возрастная группа: дети 4 - 5 лет
Количество детей: 20 человек
Цель: Познакомить дошкольников как растения поглощают воду. Сделать выводы о полученных результатах.
расширять представление детей о растениях, их строении;
воспитывать доброжелательное отношение к природе
развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание
Для проведения опыта нам потребуется:
листья пекинской капусты
емкости с водой
пищевые красители разных цветов
К детям в группу воспитатель вносит сломанную ветку.
Воспитатель: Ребята я шла на работу и нашла веточку, она лежала на снегу, наверное кто то сломал и бросил. Как вы думаете можно ломать ветки у деревьев?
Ответы детей: Нет, нельзя.
В: Правильно нельзя ломать ветки, а вы хотите узнать, почему нельзя ломать ветки?
Ответы детей: Да. Конечно, хотим.
В: А поможет мне в этом Милана, она недавно участвовала в конференции и показывала там опыт, Милана поможешь мне?
Для проведения опыта нам потребуется:
листья пекинской капусты
емкости с водой
пищевые красители разных цветов
У всех растений есть трубочки-сосуды, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Такое строение у всех растений одинаковое - от огромных деревьев до маленькой петрушки. Поэтому нельзя ломать и портить растения, кору деревьев. Иначе растение может погибнуть.
Посмотрите внимательно на лист пекинской капусты, сколько у нее прожилок-это и есть трубочки-сосуды, по которым будет подниматься вода.
Милана: В стакан наливаем немножко воды, высыпаем туда краситель и ставим лист пекинской капусты. Теперь наблюдаем, как будет постепенно окрашиваться наш лист капусты (будет пить воду вместе с содержащимся там красителем). Оставляем лист на ночь.
О растениях нужно заботиться и дарить им свою любовь, потому что растения очищают воздух, которым мы дышим, и украшают наш мир.
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
В результате эксперимента мы пришли к выводу, что окрашенная вода, благодаря капиллярному эффекту поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.
Мы узнали, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Это происходит потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения одинаково.
Мы поняли, что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.
Воспитатель: Вот мы и узнали, как растения воду пьют. Ребята а будете ли вы теперь ветки у деревьев ломать?
Ответы детей: Нет, потому что это опасно для деревьев, они могут погибнуть.
Читайте также: