К каким последствиям может привести желание подростка быстро повзрослеть кратко

Обновлено: 06.07.2024

Все подростки хотят быстро повзрослеть, у всех свои мечты, которые они хотят воплотить во взрослой жизни, последствия разные.

Зависит от подростка.
Один хочет быстрее реализовать мечту об беспалевной покупке табака и алкоголя в магазине.
Мне кажется тут просто, несколько лет "околовесёлой" жизни, пту, армия, работа, свадьба, бытовуха, смерть. Ну ещё несколько поездок за всю жизнь в Египет или Турцию всей семьёй и обязательная фотка с обезьянкой)
Впрочем допускаю и быстрое разочарование подростка и поиск действительно интересных вещей)

Если повзрослеть - это значит независеть от родителей/опекунов, последствия самые разные)) Главное подросток сэкономит кучу лет. Самому воспитывать себя всегда благотворно сказывается на личности.. Просто это более жесткий путь, некоторых ломает.

Причины могут быть и иными. Переформулируй вопрос если действительно важен для тебя, тут много интересных опытных людей, наверняка поделятся кучей мнений)

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

К каким последствиям может привести желание подростка быстро повзрослеть?

Помогите пожалуйста ответить на этот вопрос!

Желательно больше строк


Зависит от подростка.

Один хочет быстрее реализовать мечту об покупке табака и алкоголя в магазине.

Приведет к больнице эта покупка.


Подросток начнёт употреблять алкоголь и другие спиртные напитки и начнёт курить , некоторые могут начат вкладывать в себя наркотики.



Пожалуйста помогите?

Пожалуйста СРОЧНО НАДО!


НА ВСЕ ВОПРОСЫ ?


Помогите пожалуйста))) даю 20 балов?

Помогите пожалуйста))) даю 20 балов.


Почему подросткам не дают высокооплачиваемую работу?

Почему подросткам не дают высокооплачиваемую работу?

Даю 20 балов срочно.


Помогите даю 30 балов?

Помогите даю 30 балов!


Помогите срочно надо умоляю даю 30 балов надо 2 задание полный и правильный ответ?

Помогите срочно надо умоляю даю 30 балов надо 2 задание полный и правильный ответ.


Быстро пж даю 40 балов обществознание?

Быстро пж даю 40 балов обществознание.


УМОЛЯЮ ПОМОГИТЕ)))) ДАЮ много балов?

УМОЛЯЮ ПОМОГИТЕ)))) ДАЮ много балов.


Помогите пожалуйста срочно даю 40 балов?

Помогите пожалуйста срочно даю 40 балов.


Общество, я считаю, так как мы растем и развиваемся в этой среде, которая дает нам как и окружающий нас мир понятия о жизни.


Ценности современного общества, увы, в наше время достаточно утрачены в отличии от советского времени, но всё - таки всё равно присутствуют. Под этими эпитетами могут скрываться такие значения как "зарплата", "поездка на Юг" или просто "отдых". Отв..


Демократичное гос - во.



Если ты сам себя считаешь худе чем ит эйт итн на самом деле , то ты начинаешь стесняться, запинаться и ухудшается успеваемость.


Конечно влияет. Наверно хотите узнать почему? Да потому что если человек себя очень сильно любит и считает что он пуп земли то и вести он себя будет как будто на свете его лучше нет . Поэтому любить себя надо но вмеру.


У нас оружие более лучше , в наше время армия использует огнестрельное оружия . Армия древней руси использовала режущие оружия.


К выбору профессии нужно отнестись серьёзно. Чтобы выбрать профессию нужно : 1. Решить что тебе нужно и что тебе будет интересно 2. Какие есть преимущества в этой профессии 3. Какая зарплата у этой профессии 4. Где ты будешь работать (в помещени..


1 крестьянин мог дать в долг половину пшеница а через год 2 должен отдать половину своего стада.


5. Думаю, что семейные ценности - это то , что имеет большое значение для какой либо семьи. Для кого - то семейными ценностями являются традиции, нравственные устои ; для кого - то это деньги, драгоценности, авторитетность. Семейные ценности могут ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Как подросток становится взрослым

Когда наш ребёнок, а потом подросток становится взрослым? Что заставляет его меняться? Можно ли вообще назвать тот возраст, когда завершается этот процесс? Может быть, эти рамки имеют тенденцию к увеличению в современное время?

Существуют периодизации развития психики человека, отражающие эти изменения в соответствии с различным возрастом ребёнка. Результатом этих поэтапных изменений должно стать приобретение ребёнком черт личности взрослого человека. Так когда это должно происходить? Будем придерживаться одной периодизации, где возраст с 13,5 до 18 лет называют юностью.

Именно с 13,5 до 18 лет, в большинстве случаев, основные процессы биологического созревания заканчиваются, т. е. происходит резкая психическая и гормональная перестройка. Мы можем сказать, что в результате выполнения задач взросления происходит изменение структуры психики подростка в структуру психики взрослого человека.

До недавнего времени тому, как выживать и принимать правильные решения в сложных условиях неопределённости, учили только в школе космонавтов и в школах разведки. А теперь этому придется учиться нашим детям.

Бывает, что в результате внешних или внутренних причин происходит фиксация таких переходных черт, и подросток, завершив этот временной период, не становится взрослым, т. е. не преодолевает своих подростковых черт личности, хотя выглядит как взрослый, да и все биологические процессы у него прошли как положено.

1. Каким образом начинает осуществляться этот переход к взрослому состоянию?

Подросток в начале этого периода развития начинает ощущать какую-то неудовлетворённость своим положением – его начинает не устраивать свой статус в мире сверстников, а также форма отношений с миром взрослых – он хочет стать полноправной частью этого мира. Он ощущает необходимость собственных изменений и для этого стремится примерить на себя взрослую деятельность. У подростка появляется стремление к изменению, которое и заставляет его действовать.

Как подросток становится взрослым

Стараясь проявить активность, исследуя себя и окружающий его мир, подросток проявляет неадаптивную активность, т. е. такую, когда он не приспосабливается к ситуации, а преодолевает её, фактически разрушает, и таким способом изменяется сам.

Критерием решения задач взросления является приближение реально существующих черт личности подростка к его представлению о себе взрослом, каким бы он хотел стать, в этом случае его внутренняя неудовлетворённость уменьшается или уходит совсем, и тогда в целом процесс преобразования структуры психики завершается.

2. Каким он хочет стать? Какие образцы предоставляет современность?

В этом и может быть проблема! А что, если ребёнок считает идеалом взрослого человека обычного потребителя, для которого главным в жизни является собственное ублажение? Потребитель сам не решает возникающих проблем: он ожидает, что кто-то их решит за него и предоставит всё готовенькое. Для него нет проблемы в том, чтобы пребывать в мире с подростковыми чертами личности: зачем напрягаться и преодолевать своё несовершенство в чём-то, а тем более кардинально меняться. Такой подросток быстро и без напряжения достигает своего идеала. В этом случае мы получаем инфантильного взрослого, не способного без посторонней помощи решать возникающие жизненные проблемы.

Видимо, только оставаясь немножко детьми, можно творчески решать задачи выживания в современном мире и быть успешным. Может быть, в будущем произойдёт корректировка представлений о структуре личности взрослого человека в сторону появления некой детскости, скорее креативности.

В настоящее время существует и другой вариант идеала взрослого – успешный в профессии, но сохраняющий некую детскость в своём поведении или возможность жить играя, т. е. творчески относиться как к профессии, так и вообще к жизни, оставаться немножко ребёнком. Например, после сложнейшей презентации или не менее сложной хирургической операции человек может пойти на дискотеку, или будет читать юношескую фантастическую литературу, или отправится прыгать с парашютом.

Современный мир усложняется и требует от нашей молодёжи научиться жить в мире неопределённости, т. е. в мире, где нет четких и правильных решений. До недавнего времени тому, как выживать и принимать правильные решения в сложных условиях неопределённости, учили только в школе космонавтов и в школах разведки. А теперь этому придется учиться нашим детям. Для этого они естественным образом находят стратегию выживания – стратегия жить играя. Видимо, только оставаясь немножко детьми, можно творчески решать задачи выживания в современном мире и быть успешным.

Как подросток становится взрослым

Может быть, в будущем произойдёт корректировка представлений о структуре личности взрослого человека в сторону появления некой детскости, скорее креативности. Разумеется, определённые подростковые черты всё же должны будут быть преодолены.

Коррекция по срокам завершения юности уже происходит. Раньше, например в 40-е годы, взрослым считался человек в 14 лет, в 60-е годы этот возраст увеличился – и достиг 16 лет. Скорее всего, в недалёком будущем он увеличится и достигнет 25–30 лет.

3. Что будет, если подросток прекратит преодолевать свои черты?

Исследованиями выявлены общие черты личностей наркоманов и алкоголиков. Как оказалось, такими же чертами обладают и люди с нарушенной социальной адаптацией, а также совершенно нормальные подростки, без всяких видов отклоняющего поведения.

Так что же это за черты? Это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая стрессоустойчивость к внешним и внутренним факторам, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость; неумение найти выход из трудной ситуации. Совершенно естественным образом такие черты личности – принадлежность подростковой психики и являются переходными в обычном развитии сознания подростка при его взрослении.

Мы встречаем довольно много взрослых людей с отдельными проявлениями подростковых черт личности. Именно таким людям трудно решать задачи, которые ставит перед ними жизнь, как перед всеми взрослыми людьми. Если их проблемы не решаются (ими самими или кем-то ещё), то результатом может стать нарушение социальной адаптации. Может быть, именно такая неспособность преодолевать жизненные трудности побуждает уже взрослых людей получать удовольствие в жизни не от преодоления препятствий и достижения собственных, поставленных ими самими, целей, а от употребления алкоголя и наркотиков, курения табака или спайсов. Кроме того, можно отметить, что такие люди могут легко вовлекаться в разного рода зависимости: интернет-зависимость, секты.

В свою очередь и подросток в какой-то момент времени может начать решать, а стоит ли ему напрягаться и преодолевать себя, добиваясь каких-то целей. Может быть, проще будет убрать свою внутреннюю напряженность через аналогичные искусственные способы. Разумеется, такое поведение является альтернативой продуктивной подростковой деятельности и может в отдельных случаях приводить к остановке развития подростка, т. е. в его решении задач взросления.

Процесс решения задач взросления вызывает изменение структуры индивидуального сознания: происходят изменения в сфере отношений с родителями и другими взрослыми, со сверстниками и группой, а также в сфере полоролевого самосознания.

Если активность в области исследований себя является неконструктивной, т. е. задачи взросления не решаются, то и внутренняя (генерализированная) напряженность не уменьшается, и тогда подростку её приходится уменьшать искусственными средствами, что соответствует аддиктивному поведению ребят.

Напомним, что основными формами аддиктивного поведения являются: зависимость от психоактивных веществ, как легальных, так и нелегальных (чая, кофе, табака, наркотиков, алкоголя), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.

4. Что способствует успешному решению задач взросления?

Почему подростком может осуществляться такой неконструктивный выбор? Причиной такого выбора могут стать черты личности подростка: ребёнок может выбрать не развитие, а застой, так как у него может оказаться недостаточно внутренних сил, чтобы изменяться.

Желательно, чтобы к началу этого этапа развития (к 13,5 годам) ребёнок научился, в соответствии со своими возможностями возраста, управлять как собой, так и внешними воздействиями. Что это означает?

Это означает, что ему надо по мере развития приобретать такие черты характера, которые помогут ему быть активным человеком, субъектом, а не объектом (предметом), чтобы самому научиться принимать решения и отвечать за них, т. е. решать возникающие перед ним проблемы его уровня.

Некоторые подростки, которые внешне стали взрослыми, но не смогли изменить свою подростковую структуру психики, бесконечно много и долго пробуют различные виды деятельности, но никак не найдут своё призвание.

Какие это могут быть черты характера – упорство в достижении целей, само умение эти цели ставить, решительность, трудолюбие. Кроме этих очевидных вещей, надо отметить, что в старшем подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Поэтому жизненно необходимым является научить ребёнка дружить, что означает поступаться своими эгоистическими желаниями ради взаимодействия с окружающими. Необходимо приучить ребёнка переносить невыполнение его требований (переносить фрустрации), т. е. научить терпению, а также пониманию того, что его поведение может мешать другим. Хорошо бы, чтобы ребёнок понял, что залогом его успешности во взаимоотношениях с людьми может стать уход с обычно естественной, детской эгоцентричной позиции.

Кроме приобретаемых черт личности, черт характера, у ребёнка есть и индивидуально-типологические черты, определяющиеся в том числе и врождёнными качествами нервной системы, проще это можно назвать темпераментом. Что можно с ними сделать, как повлиять на них при их сильной выраженности?

Темперамент практически не меняется, но можно пробовать учиться управлять его проявлениями. Если ребёнок обладает повышенной агрессивностью, то его надо учить останавливаться в его агрессивности. Ему следует подобрать такой вид деятельности, в которой его индивидуально-типологические черты личности будут проявляться социально приемлемым образом. Это может быть спортивная деятельность, а в будущем стоит предложить выбор карьер, например, военного, пожарного, хирурга. Если индивидуально-типологические черты подростка характеризуются повышенной тревожностью (противоположной стеничным, т. е. агрессивным чертам), то его необходимо поддерживать во взаимодействии с окружающим миром, помогая преодолевать тревожность, при этом ни в коем случае не индуцировать своим поведением дополнительное повышение его внутренней напряженности. В будущем же выбор его профессии желательно связать с такой деятельностью, которой бы не мешал его темперамент, а, наоборот, способствовал успеху.

Как подросток становится взрослым

Если ребёнок склонен к отчужденности (интровертированность), то следует учить его коммуникации, если же ребёнок склонен к избыточной сосредоточенности на внешнем мире (экстраверсия), то надо стремиться развивать в нём внимание к собственному внутреннему миру, может быть, обучая рисованию, музыке, прививая ему любовь к чтению.

Причиной, способствующей тому, что у ребёнка не формируются необходимые в будущем черты характера, могут быть и внешние факторы, порождённые семейной ситуацией.

Например, отец может целый день играть на компьютере, вместо того, чтобы искать работу, предоставляя возможность зарабатывать своей жене. Такое поведение может продолжаться несколько лет, под предлогом того, что новые места работы не оплачиваются достаточно высоко. Ребенок видит пример – и делает так же: уходит от проблем в виртуальный мир, например, уклоняется от учёбы. А известно, что и очень талантливые люди вкладывают в свои достижения не только свои выдающиеся способности, но и огромный труд. Мы же все понимаем, что, если вовремя не развить свои умственные способности, потом уже не удастся восполнить этот пробел. Соответственно, развитие личности ребёнка не осуществляется должным образом.

Некоторые подростки, которые внешне стали взрослыми, но не смогли изменить свою подростковую структуру психики, бесконечно много и долго пробуют различные виды деятельности, но никак не найдут своё призвание. Возможно, это происходит потому, что в этой деятельности они только приспосабливаются к ситуации, не преодолевая её, поэтому и не изменяются сами, а всё время находятся в поиске.

Возможно, у них не было достаточного ресурса для того, чтобы в подростковый период успешно справляться с преодолением ситуаций, разрешая их, да и потом во взрослой жизни у человека просто не хватает сил на то, чтобы измениться и, наконец, найти себя.

И что делать с этим? Многие родители стараются привлечь своего ребёнка к полезной деятельности, заинтересовать его спортом и музыкой, фотографированием и живописью, чтобы ребёнок, получив опыт достижений, смог ценить свой вложенный труд, да и себя, как создаваемую им самим личность. Ощутив свою значимость и опираясь на приобретённые в такой деятельности черты характера, ребёнок сможет благополучно пройти этот непростой подростковый период.

Читайте также: