Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием образовательных областей в доу

Обновлено: 30.06.2024

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В связи с введением данного документа появились и проблемы по реализации определенных в нем принципов и подходов. Для меня одним из сложных вопросов стало осуществление принципа интеграцииобразовательных областей.

Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

1. Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности

Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности

На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М.В. Лазарева, М.В. Крулехт и др.), установлены группы моделей для использования в образовательном процессе. В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью моделей.

Исходя их того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности.

2. Использование моделирования в развивающей среде группы

Использование моделирования в развивающей среде группы

Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию.

Приложение 1: Интеграция областей посредством моделирования.

Приложение 2: Конспект занятия.

  • Олеся Владимировна
  • 24 января 2013
  • 14129
  • 24

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 24 )

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 02.02.2013 в 18:53 +1

Уважаемая Светлана Алексеевна!Проблема, о которой вы упомянули в начале свой работы,разрешена Вами на отлично. Многие педагоги до конца еще не поняли как работает принцип интеграции, и "интегрируют" все подряд.У вас четко выделены приоритетные образовательные области и интеграция образовательных областей.Весь предложенный материал яркий,эстетичный,грамотно составленный и оформленный.Думаю,что именно, с этим материалом вы и стали победителем в номинации "Лучший воспитатель"-2012г. Желаю вам творческих успехов!

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:17 +1

Ирина Владимировна! Спасибо за содержательный комментарий! Очень приятно. Вам творческих успехов!

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

1. сохранение здоровья ребенка;

2. развитие базовых качеств личности;

3. построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности :

В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с не интегрированной.

1. Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.

2. Способствует развитию в большей степени, чем не интегрированные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.

3. Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.

4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.

5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.

6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.

Методы и приемы, используемые при интеграции НОД :

• сюрпризный, игровой моменты,

• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

• сравнительный анализ, сопоставление, поиск.

• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения образовательной деятельности - это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.

Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия, и к ней предъявляются следующие требования:

1. чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

2. продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы

3. взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД

4. большая информативная емкость образовательного материала,

5. систематичность и доступность изложения материала;

6. необходимость соблюдения временных рамок.

В образовательном процессе выделяется два основных блока:

-совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.

-свободная самостоятельная деятельность детей.

Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что даже выбор определенной темы для занятия или мероприятия предполагает также интеграцию.

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.


На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:

‒ сохранение здоровья ребёнка;

‒ развитие базовых качеств личности;

‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25]

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами — принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. [2, с. 21]

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи:

‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;

‒ интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

‒ интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. [2, с. 37]

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. [3, с. 15]

При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, использую такие методы как:

‒ сюрпризный, игровой моменты;

‒ рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

‒ сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

‒ разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. [4, с. 18]

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей. [4, с. 26]

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ребенок, дошкольное образование, область, активизация словаря, интегрированный подход, образовательный процесс, принцип интеграции, развитие детей, тематическая неделя.

Оценить 146 0

Практическая - консультация по теме "Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ"

Целевая группа: воспитатели, специалисты ДОУ

Планируемые результаты:

- педагоги будут способны планировать и реализовывать свою деятельность с учетом интегрированного подхода;

-смогут определить, чем отличается комплексное занятие от интегрированного.

Цель: расширение представлений об интеграции образовательных областей как неотъемлемой части образовательного процесса в работе педагога для реализации воспитательно-образовательных задач ООП ФГОС ДО

- познакомить с основными вариантами интеграции, её актуальностью, методами и приемами присущими для интеграции;

-показать на примере эффективность интегрированного подхода для реализации образовательных задач.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, листы с заданиями, лист бумаги А3, маркер.

Поэтапный план работы: игра на сплочение коллектива, вводная часть, теоретическая, практическая, рефлексия.

Совместное обсуждение: ответы на вопросы воспитателей.

Время работы: 25-30 мин.

Вводная часть

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип обязывает дошкольные образовательные учреждения перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Начнём с того, что вспомним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности. А виды деятельности реализуются в педагогическом процессе.

Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.

знания, умения, навыки

нормы и правила поведения

Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе. (Рис 1)

Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.).

Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.

Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Образовательных областей всего пять.

В каждой образовательной области выделены общеразвивающие задачи. Сейчас вы мне поможете определить, к какой образовательной области относится данная задача:

Задание на знание задач по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.

1. В какой из образовательных областей решается задача формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества?

(Социально-коммуникативное развитие)

2. В какой из образовательных областей решается задача формирования познавательных действий, становление сознания? (Познавательное развитие)

3.В какой из образовательных областей решается задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами? (Физическое развитие)

4. В какой из образовательных областей решается задача развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы? (Художественно-эстетическое развитие)

5. В какой из образовательных областей решается задача овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении? (Речевое развитие)

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей – деятельностный подход.

Каждая образовательная область направлена на развитие какого-либо вида деятельности:

А) форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя

Б) форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания

отношений и достижения общего результата

В) форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможности для развития творчества, обогащает речь

Изобразительная (продуктивная) деятельность -

Г) форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать

Д) форма активности ребенка позволяющая решать двигательные задачи, путем реализации двигательной функции

Самообслуживание и элементарный бытовой труд -

Е) форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

Ж) форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Восприятие художественной литературы и фольклора -

З) форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, и воображаемым переживаниям, перенесенным на себя

К) форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

С принципами, требованиями и примерной структурой интегрированного занятия вы познакомитесь сами, которые напечатаны в буклете.

Как вы думаете комплексное и интегрированное занятие это одно и то же занятие или нет?

Задание определить, где комплексное занятие, а где интегрированное и почему?

На занятии педагог предлагает детям задания с разными видами деятельности :

- познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу;

- физическая физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?";

- счетная деятельность "Чего в лесу больше?" и т. п.

На занятии педагог предлагает детям задания с разными видами деятельности :

- конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

Интегрированное

Комплексное

Изложение новой темы всегда опирается на имеющиеся знания из этой или смежной области

Тема разрабатывается со всех сторон

Виды активности комбинируются так, чтобы учебно-воспитательные области переплетались гармонично и по структуре, и по смыслу.

Упражнение в планировании (устно):

Педагогам предложены разнообразные формы работы, они устно указывают возможные для интеграции образовательные области, например:

1. Указать возможные образовательные области для интеграции во время дежурства детей по столовой в старшем дошкольном возрасте.

2. Указать возможные для интеграции образовательные области в процессе

умывания и мытья рук для детей раннего возраста.

3. Указать возможные для интеграции образовательные области в процессе

слушания музыкального произведения (по выбору).

Анкета обратной связи:

У меня возник вопрос…

- сформированы новые знания, умения, навыки.

- сформированы положительные мотивы дальнейшей работы.

- консультация ничего мне не дало.

2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2010.

3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Читайте также: