Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в доу
Обновлено: 05.07.2024
Диагностико-консультативное направление работы обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.
Диагностика проводится систематически: в сентябре (начало учебного года), в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка для оценки эффективности педагогических действий и дальнейшего их планирования.
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб., Детство-Пресс, 2004
Диагностический материал: Каше Г.А. Филичева Т.Б., Нищева Н.В.. Иншакова О.Б. Коненкова И.Д., Соколенко Н.И., Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Большакова С.Е., Коноваленко В.В.,С.В.
2. Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Просвещение, - М., 2009.
На основе психолого-медико-педагогического обследования (изучение личного анамнеза, наблюдений за ребенком и т.д.) вносятся коррективы в организацию процесса воспитания и обучения.
Коррекционно-развивающая работа направлена на:
-формирование способов усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
-развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности;
-преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом;
-формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме коррекционно- развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий. Они носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями, а также другими видами детской деятельности, характерной для дошкольного возраста и не дублируют школьных форм обучения.
Педагоги ДОУ соблюдают следующие требования при проведении коррекционно-развивающих занятий:
- в занятии должны участвовать все дети группы (подгруппы), кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы патологических состояний;
- каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи - коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;
- на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима: строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения детей, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;
- занятие должно соответствовать дидактическим требованиям, должно быть связано с предыдущим и подготавливать последующее занятие, должно формировать и укреплять навыки коллективного учебного труда;
- при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Коррекционно-развивающее занятие с одной подгруппой детей 3-4 лет длится до 15 минут, 4-5 лет – до 20 минут, 6-7 л ет – до 25-30 минут. Его продолжительность может быть сокращена в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуально-типологических особенностей детей.
Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребёнком ежедневно. Их продолжительность и содержание зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа в течение учебного года планируется в соответствии с компклексно-тематическим планом, обеспечивающим концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов.
Для реализации коррекционно-развивающей работы по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии детского сада разрабатывается индивидуальный маршрут развития, который содержит оптимальные пути реализации Программы, учитывает особенности развития ребенка-инвалида и его индивидуальные возможности. В разработке и реализации маршрута в тесном взаимодействии принимают участие воспитатели, специалисты МБДОУ (музыкальный руководитель, инструктора ЛФК и бассейна, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинские работники).
Педагоги ДОУ работают в тесном взаимодействии, при этом каждый специалист выполняет свои чётко определённые цели и задачи в области своей профессиональной деятельности.
Основные области деятельности специалистов сопровождения:
Учитель – дефектолог:
Педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с избранными программами. Разработка рекомендаций узким специалистам и воспитателям по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Педагог-психолог:
Психологическая диагностика, психологическое консультирование, проведение психотренинговых, психокоррекционных, психотерапевтических форм работы, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Учитель-логопед:
Логопедическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции и развитию речи. Разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Воспитатель:
Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов на основе определения уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу и физическим возможностям, реализация рекомендаций учителя-дефектолога, педагога - психолога, учителя-логопеда, врача–педиатра (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
Врач-педиатр:
Организация медицинской диагностики и медицинского сопровождения на основе рекомендаций врачей узкой специализации (кардиолога, гастроэнтеролога, ортопеда, отоларинголога). Организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения. Контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.
Медицинская сестра:
Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур, индивидуальных рекомендаций врачей.
Музыкальный руководитель:
Инструктор ЛФК и бассейна:
Реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в пространстве. Подбор индивидуальных упражнений для занятий с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений, с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, педагога - психолога, учителя - логопеда, врача-педиатра.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией МБДОУ, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически ориентированных навыков.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и обеспечения возможности освоения настоящей Программы и интеграции их в общество сверстников предусматриваются специальные условия, использование специальных методов обучения и воспитания и др.
Циклограмма совместной с педагогом и максимально возможной самостоятельной деятельности детей с ОВЗ
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами, а также поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.
Читайте также: