Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

Диагностико-консультативное направление работы обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Диагностика проводится систематически: в сентябре (начало учебного года), в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка для оценки эффективности педагогических действий и дальнейшего их планирования.

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых.


    1. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб., Детство-Пресс, 2004

    2. Диагностический материал: Каше Г.А. Филичева Т.Б., Нищева Н.В.. Иншакова О.Б. Коненкова И.Д., Соколенко Н.И., Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Большакова С.Е., Коноваленко В.В.,С.В.

    2. Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Просвещение, - М., 2009.

    На основе психолого-медико-педагогического обследования (изучение личного анамнеза, наблюдений за ребенком и т.д.) вносятся коррективы в организацию процесса воспитания и обучения.
    Коррекционно-развивающая работа направлена на:

    -формирование способов усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

    -развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности;

    -преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом;

    -формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

    Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме коррекционно- развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий. Они носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями, а также другими видами детской деятельности, характерной для дошкольного возраста и не дублируют школьных форм обучения.

    Педагоги ДОУ соблюдают следующие требования при проведении коррекционно-развивающих занятий:

    - в занятии должны участвовать все дети группы (подгруппы), кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы патологических состояний;

    - каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи - коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;

    - на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима: строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения детей, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;

    - занятие должно соответствовать дидактическим требованиям, должно быть связано с предыдущим и подготавливать последующее занятие, должно формировать и укреплять навыки коллективного учебного труда;

    - при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

    Коррекционно-развивающее занятие с одной подгруппой детей 3-4 лет длится до 15 минут, 4-5 лет – до 20 минут, 6-7 л ет – до 25-30 минут. Его продолжительность может быть сокращена в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуально-типологических особенностей детей.

    Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребёнком ежедневно. Их продолжительность и содержание зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

    Коррекционно-развивающая работа в течение учебного года планируется в соответствии с компклексно-тематическим планом, обеспечивающим концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов.

    Для реализации коррекционно-развивающей работы по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии детского сада разрабатывается индивидуальный маршрут развития, который содержит оптимальные пути реализации Программы, учитывает особенности развития ребенка-инвалида и его индивидуальные возможности. В разработке и реализации маршрута в тесном взаимодействии принимают участие воспитатели, специалисты МБДОУ (музыкальный руководитель, инструктора ЛФК и бассейна, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинские работники).

    Педагоги ДОУ работают в тесном взаимодействии, при этом каждый специалист выполняет свои чётко определённые цели и задачи в области своей профессиональной деятельности.

    Основные области деятельности специалистов сопровождения:

    Учитель – дефектолог:

    Педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с избранными программами. Разработка рекомендаций узким специалистам и воспитателям по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

    Педагог-психолог:

    Психологическая диагностика, психологическое консультирование, проведение психотренинговых, психокоррекционных, психотерапевтических форм работы, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

    Учитель-логопед:

    Логопедическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции и развитию речи. Разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

    Воспитатель:

    Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов на основе определения уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу и физическим возможностям, реализация рекомендаций учителя-дефектолога, педагога - психолога, учителя-логопеда, врача–педиатра (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).

    Врач-педиатр:

    Организация медицинской диагностики и медицинского сопровождения на основе рекомендаций врачей узкой специализации (кардиолога, гастроэнтеролога, ортопеда, отоларинголога). Организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения. Контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.

    Медицинская сестра:

    Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур, индивидуальных рекомендаций врачей.

    Музыкальный руководитель:

    Инструктор ЛФК и бассейна:

    Реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в пространстве. Подбор индивидуальных упражнений для занятий с детьми с особыми образовательными потребностями, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений, с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, педагога - психолога, учителя - логопеда, врача-педиатра.
    В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией МБДОУ, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически ориентированных навыков.

    В целях удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и обеспечения возможности освоения настоящей Программы и интеграции их в общество сверстников предусматриваются специальные условия, использование специальных методов обучения и воспитания и др.
    Циклограмма совместной с педагогом и максимально возможной самостоятельной деятельности детей с ОВЗ

    2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива

    с семьями воспитанников

    Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами, а также поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.

    Читайте также: