Школьное физическое воспитание основанное на спортивной и игровой деятельности англия xix в

Обновлено: 02.07.2024

Пособие рекомендуется использовать в комплексе с рабочей тетрадью "История физической культуры и спорта". Предназначено для студентов очного, заочного обучения и слушателей факультета повышения квалификации педагогических кадров. Тематика пособия, в котором представлены как учебный материал, так и вопросы для самоконтроля, соответствует ГОСу по предмету "История физической культуры и спорта". Подготовлено на кафедре "Теория физической культуры" УГТУ-УПИ.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Школьное физическое воспитание в спортивном духе колледжа г. Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии. В различных частях Англии были созданы школьные спортклубы в духе Регби.

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали следующие существенные причины:

1. гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения;

2. гимнастика к тому времени уже не могла вобрать в себя и объединить все многообразие физических упражнений (велосипед, плавание, конькобежный и лыжный спорт и т.д.);

3. существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения (первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры и т.д.).

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей; существовавшие суеверия и предрассудки против развития некоторых видов спорта, в частности велоспорта, позднее мотоспорта; официальные круги многих стран были противниками занятий спортом женщин.




Таким образом, в развитии физического воспитания в мире в XIX в. выделились два направления – гимнастическое и спортивно-игровое.

К середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, существенно повлиявшими на физическое воспитание были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX-начале XX вв.

Развитие физического воспитания во второй половине XIX в. шло по пути рационального сближения гимнастического и спортивно-игрового направлений, наметился поиск интегративных форм движений.

Демени жил и работал во Франции. Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Он разработал систему требований при выполнении физических упражнений:

1. следует избегать статичных, неестественных положений;

2. скорость движений отдельных звеньев должна быть обратно пропорциональна их массе;

3. движения должны быть естественными и размашистыми (как в китайской оздоровительной гимнастике), а не отрывистыми и угловатыми;

4. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой;

5. мышцы-антагонисты (которые не участвуют в выполнении движений) должны быть расслаблены.

Демени рекомендовал при разучивании упражнений переходить от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

Движения в спорте Демени подразделял на 7 видов: ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. Гимнастика предназначалась для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

В основу классификации физических упражнений был положен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы и т.д. Были подробно разработаны структура и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта, использовались различные спортивные снаряды.

С конца XIX - начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. гимнастика сама становится видом спорта. В этот период наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр.

По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, где врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке ключ к улучшению военно-физических кондиций человека. Необычайные природные условия в местах, где велись колониальные войны, показали острую необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Таким образом, к началу XX в. мировое сообщество признало необходимость занятий физической культурой и спортом.

В начале 1930-х гг. ряд исследователей выявили, что не все движения из спорта могут быть включены в производственную гимнастику, но в процессе занятий спортом формируются необходимые для трудовой деятельности качества. Это дало существенный толчок к расширению создания рекреационных территориальных и заводских физкультурно-спортивных организаций, которые в развитых капиталистических странах начали образовываться еще в конце XIX в.

Предприниматели и государственные деятель пришли к выводу, что выгоднее вкладывать деньги в охрану здоровья квалифицированных рабочих, чем этого не делать.

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение.

Школьное физическое воспитание в спортивном духе колледжа г. Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии. В различных частях Англии были созданы школьные спортклубы в духе Регби.

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали следующие существенные причины:

1. гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения;

2. гимнастика к тому времени уже не могла вобрать в себя и объединить все многообразие физических упражнений (велосипед, плавание, конькобежный и лыжный спорт и т.д.);

3. существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения (первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры и т.д.).

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей; существовавшие суеверия и предрассудки против развития некоторых видов спорта, в частности велоспорта, позднее мотоспорта; официальные круги многих стран были противниками занятий спортом женщин.

Таким образом, в развитии физического воспитания в мире в XIX в. выделились два направления – гимнастическое и спортивно-игровое.

К середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, существенно повлиявшими на физическое воспитание были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX-начале XX вв.

Развитие физического воспитания во второй половине XIX в. шло по пути рационального сближения гимнастического и спортивно-игрового направлений, наметился поиск интегративных форм движений.

Демени жил и работал во Франции. Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Он разработал систему требований при выполнении физических упражнений:

1. следует избегать статичных, неестественных положений;

2. скорость движений отдельных звеньев должна быть обратно пропорциональна их массе;

3. движения должны быть естественными и размашистыми (как в китайской оздоровительной гимнастике), а не отрывистыми и угловатыми;

4. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой;

5. мышцы-антагонисты (которые не участвуют в выполнении движений) должны быть расслаблены.

Демени рекомендовал при разучивании упражнений переходить от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

Движения в спорте Демени подразделял на 7 видов: ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. Гимнастика предназначалась для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

В основу классификации физических упражнений был положен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы и т.д. Были подробно разработаны структура и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта, использовались различные спортивные снаряды.

С конца XIX - начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. гимнастика сама становится видом спорта. В этот период наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр.

По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, где врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке ключ к улучшению военно-физических кондиций человека. Необычайные природные условия в местах, где велись колониальные войны, показали острую необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Таким образом, к началу XX в. мировое сообщество признало необходимость занятий физической культурой и спортом.

В начале 1930-х гг. ряд исследователей выявили, что не все движения из спорта могут быть включены в производственную гимнастику, но в процессе занятий спортом формируются необходимые для трудовой деятельности качества. Это дало существенный толчок к расширению создания рекреационных территориальных и заводских физкультурно-спортивных организаций, которые в развитых капиталистических странах начали образовываться еще в конце XIX в.

Предприниматели и государственные деятель пришли к выводу, что выгоднее вкладывать деньги в охрану здоровья квалифицированных рабочих, чем этого не делать.

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение.

Вы здесь: Главная ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВОЕ ВРЕМЯ § 4. Создание основ школьного физического воспитания в Европе

§ 4. Создание основ школьного физического воспитания в Европе

Основы школьного физического воспитания были заложены в Великобри­тании в период коренных преобразований системы образования. Быстрый рост промышленности в Великобритании вызвал необходимость воспитания новых молодых людей, энергичных и дееспособных, умевших отстаивать свои личные интересы, а также интересы Великобритании далеко за ее пределами. Эти зада­чи должна была решить школьная педагогика, обогащенная новой современ­ной методологией.

Кингсли дал теоретическое обоснование школьному физическому воспита­нию в элитных учебных заведениях Великобритании.

Одним из известнейших педагогов-практиков, внесших свой вклад в рефор­му системы школьного воспитания в Англии, был Томас Арнольд (1795-1842). Работая директором собственной школы неподалеку от Виндзора, он придавал большое значение организованным занятиям физическими упражнениями -плаванием, метанием копья, прыжками, гимнастикой. Сам руководил ими и принимал в них участие. Кроме того, он первым из директоров школ пригла­сил тренеров-профессионалов из действующих спортсменов для обучения крикету вначале своих сыновей, а потом и других детей. После этого и другие школы, например в Харроу, Итоне, начали приглашать профессиональных игроков в качестве тренеров для своих учащихся.

Наблюдая за играми и состязаниями учащихся на спортивных площадках, Арнольд отметил, что учащиеся, выделяющиеся в спортивных состязаниях, также играют ведущую роль во взаимоотношениях между учениками и вне спортивной площадки. Кроме этого, он заметил, что члены спортивных команд придерживаются в повседневной жизни правил, установленных и принятых ими в спортивных состязаниях. Таким образом, Арнольд пришел к выводу о необходимости формирования во время спортивных занятий положитель­ных эмоций и норм поведения. Поэтому он включил свободное время школь­ников в программу занятий и установил точное время для отдыха, строго кон­тролируемое учителями. Арнольд ввел наблюдение за порядком на игровых площадках, поручив это представителям, пользовавшимся уважением учащих­ся. Наиболее талантливым из старшеклассников он предоставил возможность участвовать в решении повседневных вопросов школьной жизни, а также орга­низовывать спортивные команды и управлять ими.

В частных средних школах Англии было установлено определенное время для игр и отведены специальные площадки для их проведения. Ученики из дво­рянских семей перенесли в школы свои развлечения и игры, приспособив их к новым условиям. На характер этих игр большое влияние оказала все возраста­ющая популярность спорта. Социальная принадлежность школ также воздей­ствовала на развитие тех или иных спортивных дисциплин. В школах, к примеру, Итон и Харроу, где училось много детей из дворянских семей, разви­вались те спортивные дисциплины, которые были популярны в высших кругах общества, в первую очередь, крикет. Вначале соревнования проводились внутри одной школы, а затем стали устраиваться и между командами разных учебных заведений. Впервые такие соревнования состоялись в 1805 г. в Итоне и Харроу.

Однако руководители школ, стараясь предотвратить нередко случавшиеся побоища за мяч, пытались каким-то образом упорядочить правила игры в футбол. Томас Арнольд также ценил игру в футбол среди своих учащихся и приложил немало усилий для выработки конкретных правил игры и контро­ля за их соблюдением. В г. Регби укоренился вид игры с овальным мячом, кото­рый можно было отбивать ногами и переносить руками. В колледже города стоит мемориальная доска, датированная 1823 г., установленная в честь осно­вателя этой разновидности игры Уильяма Уэбба Эллиса.

Теоретические основы реформы воспитания,
осуществленной в английских школах (университетах,
колледжах), в середине XIX века разработал каноник
Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (18191875). Образцом личности для него был идеализированный
образ "юного христианина-атлета", который наряду с
широкой "светской и духовной" учебой должен углубленно
заниматься развитием своих физических способностей.
Добиться последнего, по мнению Ч. Кингсли, возможно
через занятия спортом и соревнования. "Ведь спорт,
соревнования, - заявлял он, - молодечество человека,
показывающего свою ловкость, есть для молодежи
область, где можно упражняться в созидании общества.
Подрастающее поколение …на малом закалится для
большой арены жизни". Посредством спортивной площадки
можно воспитать целеустремленное и последовательное
поколение, которое в любом уголке мира "сможет постоять
за интересы свои и своего отечества". Таков вывод
значения занятий спортом для английской молодежи. Ч.
Кингсли дал теоретическое обоснование элитарному
школьному физическому воспитанию. Установки каноника
базировались на практической деятельности ректора
колледжа в Регби Томаса Арнольда (1795-1842).
Чарльз Кингсли ( 1819-1875 )

К середине XIX века в Англии начинает формироваться
школьное физическое воспитание, основанное на
современной спортивной и игровой деятельности. На
практике в историю физической культуры это направление
вошло под названием "арнольдизм", т.к. корнями уходит в
педагогическую практику ректора колледжа в г. Регби
Томаса Арнольда (1795-1842). Приняв руководство
колледжем Т. Арнольд столкнулся с аморальностью в
воспитании молодого поколения: преступления и
пьянство, систематическая ложь, тирания старшими
младших, недисциплинированность, пренебрежение
школьных правил, леность, изнеженность и телесный
упадок. Добиться коренной перестройки возможно было,
по мнению Т. Арнольда, за счет организованных по
"честным правилам" соревнований. Поэтому
теоретическое обоснование арнольдизма - это
посредством физических движений и эмоций, связанных с
игрой, строить нравственное и физическое формирование
учащейся молодежи. Т. Арнольд открыл спортивные
площадки в колледже, разработал систему
самоуправления, упорядочил регулярные спортивные
соревнования, ввел в быт учебного заведения спортивные
команды, организации.
Томас Арнольд ( 1795-1842 )

5. Возникновение современного спорта

Важный вклад в развитие физической культуры, как своего времени, так и последующих веков, внёс
немецкий врач и филантроп Гутсмутс. Им были не только написаны учебники гимнастики и плавания, а также
труд, популяризовавший спортивные игры, но и внедрены использующиеся до сих пор гимнастические
снаряды, в том числе модернизированный гимнастический конь и турник, а также прыжки с шестом.
Гимнастика активно развивалась на протяжении XIX века во многих европейских странах, где ей придавали
прикладное значение в условиях роста национального самосознания и необходимости массовой военной
подготовки. Свои гимнастические школы появились во Франции, Дании, германских государствах,
Швейцарии, Чехии (в то время входившей в Австрийскую империю) и Швеции. Шведский педагог, Ялмар Линг
сын терапевта Пера Линга, разработал ряд использующихся по сей день гимнастических снарядов — скамью
с седлом (дальнейшее развитие гимнастического коня), бревно, шведскую стенку, прыжковый трамплин. В
России к началу XX века особо популярными были чешская, шведская и немецкая гимнастические школы, а
также собственная система физического воспитания, разработанная П. Ф. Лесгафтом
Иоганн Кристоф Фридрих ГутсМутс ( 1759-1839 )
Ялмар Линг (1820—1886)
Лесгафт Пётр Францевич
( 1837-1909 )

Подлинным возрождением Олимпийские игры обязаны
энтузиасту физического воспитания Пьеру де
Кубертену. В начале 1880-х годов Кубертен с
единомышленниками основал во Франции
Национальную лигу физического воспитания, а в
конце того же десятилетия — Комитет по пропаганде
физического воспитания (вместе с министром
просвещения Жюлем Симоном) и Союз французских
атлетических обществ. В 1889 году по инициативе
Кубертена в рамках Всемирный выставки в
Париже прошёл конгресс по физической культуре, а в
1892 году он впервые выступил в Сорбонне с
инициативой мульти спортивных международных
соревнований — новых Олимпийских игр.
Учредительный конгресс Олимпийских игр прошёл два
года спустя при участии делегатов от 39 спортивных
обществ Франции, Великобритании, США, России,
Швеции, Испании, Италии, Греции, Бельгии и
Нидерландов (были также получены заверения о
поддержке из Австралии и Японии). Делегатами было
принято решение, что первые Олимпийские игры
современности пройдут в 1896 году в Греции, и был
учреждён Международный олимпийский комитет
Пьер де Фредии, барон де Кубертеин
1863 — 1937

Во второй половине XVIII в. в высших и средних слоях английской буржуазии, склонявшейся прежде к пуританскому мировоззрению, тоже стало "шиком" следовать обычаям аристократии. Отныне они интересовались не только зрелищной и коммерческой стороной спорта, но подружились и с теми его деятельными сторонами, которые можно было внести в свой актив в качестве атрибутов благородного поведения и видного положения в обществе. В начале XIX в. война против Наполеона, сражения за колонии, борьба против выступлений английского рабочего класса и крестьянства еще больше сблизили оба класса -- не только в политической жизни и в армии, но и в школах и клубах. Этот же процесс вызвал необходимость в такой модернизации физической подготовки подрастающих поколений мужчин, которая совпала с направлением реформы школьной системы Англии, а также с устремлениями к восстановлению пошатнувшегося авторитета англиканской церкви.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Глава 2 Формирование современной системы безопасности туристов в России

1 КЛАСИФИКАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТА

1.1 Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста

младший школьник физическое воспитание К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся [6]: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию.

2.1 Средства физического воспитания детей младшего школьного возраста

Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений[6].

2.2 Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста

Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания.

Глава I. Характеристика спортивных игр, как средство физического воспитания среднего школьного возраста

1.1Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста;

1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.1 Особенности игровой спортивной деятельности в пляжном волейболе и факторы ее повышения

Игровая деятельность в пляжном волейболе представляет собой кратковременные нагрузки максимальной мощности, длящиеся в среднем 5-6 с и чередующиеся c паузами отдыха продолжительностью в среднем 16-18 c [20].

Средства и методы физического воспитания. Основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов.

Раскрыть - формирование системы физического воспитания и физической подготовки в армии и военно-учебных заведениях на рубеже ХIХ века

Рассмотреть - становление спортивного движения в России и роль офицерского корпуса в его развитии При написании работы использовался метод изучения и анализ литературных источников. физическая подготовка русская армия 1.

2. Формирование системы физического воспитания и физической подготовки в армии и военно-учебных заведениях на рубеже Х1Хвека

Одним из основных факторов являлись возросшие требования боевой деятельности к физической готовности солдат, матросов и офицеров. Прежде всего, они были связаны с военно-техническими изобретениями, увеличившими роль огня на поле боя.

Читайте также: