Шацкий школа для детей или дети для школы анализ

Обновлено: 18.05.2024

I Русское педагогическое дело претерпевает страшные удары, вызывающие большую тревогу за его дальнейшую судьбу. Тревога эта вызывается не только материальной стороной. Идейная сторона не менее шатка, и я не знаю, что в конечном итоге хуже.

В публичных выступлениях, статьях, обычных рассуждениях, организационных планах текущего периода общественно-педагогической жизни чувствуется большая сбитость с фундамента, растерянность и робкое нащупывание почвы. Наблюдается усталость, разочарование, безнадежность, желание махнуть рукой. Но не всегда и не везде. Рядом с картиной упадка, наступившего после бурных увлечений, возникает пока еще мало видная тяга (быть может, немногих пока сохранивших идей новой школы) к единению, к углублению работы, к конкретизации идей, для того, чтобы работать дальше во что бы то ни стало. Наступает как будто пора формирования педагогической мысли. Кто сдал позиции, разуверился и махнул рукой — пусть уходит. Останутся устоявшие и сознавшие всю глубину и значительность той колоссальной всеобщей школы, которую пришлось пережить. Работать в наступающем периоде будет нелегко. Потребуются огромные жертвы, размеров которых никак не представишь. Но, только идя через все, что станет на пути, можно будет сделать настоящее дело. Все то свежее, глубокое, стойкое, что оформится в результате огромного социального катаклизма, войдет в педагогику следующей эпохи. Нельзя, разумеется, думать, что мы создадим абсолютные вечные ценности: мы можем пройти только один из этапов педагогической мысли. Ведь начало новых педагогических идей заложено в очень давние времена. Мы — преемники, и потому не надо обольщаться и придавать себе чересчур большое значение. Но иногда хорошо повторить кое-что хорошее старое с новой силой. Революция это и делает с силой подавляющей. Как бы то ни было, ощущаю ясно, что мы стоим на некоторой педагогической грани — и именно теперь, а не четыре года тому назад, быть может, потому, что мы вообще стоим на грани, — кто знает? После четырех лет всевозможных попыток, больших и малых, талантливых и бездарных, серьезных и глупых, и своеобразного путешествия разочарованных к разбитому корыту старой школы мы много приобрели и начинаем кое-что понимать.

Новые педагогические мысли вращаются вокруг процесса работы детей над насущно необходимым для их текущей жизни материалом. Старая мысль искала самой лучшей программы, самого лучшего метода, лучшего учебника. Она стремилась отлить свою работу в устойчивые, точно регламентированные формы воздействия на детей. Новая мысль работает над постоянной эволюцией школы и думает о гибких методах, приспособляющихся к данным условиям, в которых протекает педагогический процесс. И поэтому не очень можно удивляться тому, если в голову приходит вопрос — да что же такое, наконец, школа? И ответить на него не так-то легко по-настоящему. Во всяком случае школа есть место, где преимущественно как будто идут процессы воспитания и образования. Но нет ли их и в самой (обыкновенной) жизни? Если рассматривать процесс воспитания как постепенное овладение средствами приспособления к окружающей среде, то очевидно, что жизнь, как она идет, в ее общих чертах, сложившихся в течение длительного периода, должна была выработать устойчивые формы приспособления. За тысячу лет жизни расы организовывались некоторые прочные навыки, количество, качество и предел которых определяются насущными потребностями, необходимыми для элементарного поддержания жизни. Представим себе весь нехитрый уклад крестьянской жизни и те знания, которые нужны для его понимания и, следовательно, ориентировки. В школьной переработке они уложатся вполне в голове десятилетнего ребенка. С жизнью городской — много сложнее, и в результате мы могли бы попытаться определить средний уровень потребностей расы в навыках приспособления. В известной степени элементарная школа отвечает на этот вопрос. В самом деле, чем обусловливается общественный факт быстрого падения посещаемости народной школы на третьем году? Пожалуй, не только экономическими причинами, а как раз тут может проявиться достаточность примитивной грамоты для поддержания жизни на среднем уровне, который исторически сложился в данной среде. Интересно отметить, что сильное падение посещаемости начинается сравнительно далеко до официального конца школьного обучения.

1 - Евгеника [гр. eugenes - хорошо рожденный, еu - хорошо, gen - потомок (хороший потомок)] - система взглядов о возможности совершенствования наследственности путем создания соответствующих условий, при которых положительные черты характера будут развиваться, а отрицательные - исчезать.

2 - Морга - польская мера земли, равная 0,56 га.

3 - Скауты (англ. scout - букв. разведчик) - члены детской организации. Скаутизм - система внешкольного воспитания на Западе, являющаяся основой деятельности скаутских организаций. Возник в Англии в начале XX в. в целях воспитания молодого поколения в духе верности идеалам современного общества.

Речь идет о Декларации прав ребенка, принятой в Женеве Лигой Наций 23 февраля 1927г.

«Нынешняя Декларация прав ребенка обязывает мужчин и женщин, граждан всех стран мира отдавать детям все лучшее, и каждый должен делать это независимо от расовой или гражданской принадлежности:

I. Ребенку необходимо предоставить все возможности для нормального физического и духовного развития.

II. Каждый ребенок имеет право быть накормленным, а больной - право на заботу о нем, недоразвитый ребенок - на соответствующие условия воспитания и развития, оступившийся - на помощь и поддержку, а сирота или брошенный родителями - на опеку.

Из многодетной семьи чиновника - военного производителя, с 1881 г. - в Москве. Трудное материальное положение заставило Ш. уже в детстве искать заработки, с 14 лет дает частные уроки. Окончил гимназию, учился в Московском университете (математика, медицина, естественные науки), но завершал образование в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Тимирязевская академия).




С.Т. Шацкий

Примечания

1 - Евгеника [гр. eugenes - хорошо рожденный, еu - хорошо, gen - потомок (хороший потомок)] - система взглядов о возможности совершенствования наследственности путем создания соответствующих условий, при которых положительные черты характера будут развиваться, а отрицательные - исчезать.

2 - Морга - польская мера земли, равная 0,56 га.

3 - Скауты (англ. scout - букв. разведчик) - члены детской организации. Скаутизм - система внешкольного воспитания на Западе, являющаяся основой деятельности скаутских организаций. Возник в Англии в начале XX в. в целях воспитания молодого поколения в духе верности идеалам современного общества.

Речь идет о Декларации прав ребенка, принятой в Женеве Лигой Наций 23 февраля 1927г.

«Нынешняя Декларация прав ребенка обязывает мужчин и женщин, граждан всех стран мира отдавать детям все лучшее, и каждый должен делать это независимо от расовой или гражданской принадлежности:

I. Ребенку необходимо предоставить все возможности для нормального физического и духовного развития.

II. Каждый ребенок имеет право быть накормленным, а больной - право на заботу о нем, недоразвитый ребенок - на соответствующие условия воспитания и развития, оступившийся - на помощь и поддержку, а сирота или брошенный родителями - на опеку.

Из многодетной семьи чиновника - военного производителя, с 1881 г. - в Москве. Трудное материальное положение заставило Ш. уже в детстве искать заработки, с 14 лет дает частные уроки. Окончил гимназию, учился в Московском университете (математика, медицина, естественные науки), но завершал образование в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Тимирязевская академия).

Шацкий

Школа для детей или дети для школы

Статья первая

II.
…Основной педагогический вопрос, который должен сдвинуть с места современную туманную педагогику, не в том, что такое та школа, которая ним нужна, а что такое детская жизнь, какие ее характерные черты и в чем ее ценность для работы школы.
Старая педагогика, в полном единении с обычным житейским взглядом, мечтала о лучших способах готовить детей к будущей жизни. Она заимствовала все нормы детской жизни из жизни взрослых. Она творила свое дело с государственным ребенком, она задолго начинала его жизненную карьеру.
Теперь же надо думать о том, чтобы детям дать возможность жить сейчас, жить той богатой эмоциональной и умственной жизнью, на которую они способны. Мы тревожились, видя, что дети плохо учатся, потому, что в будущем они не выдержат жизненной конкуренции. Мы вводили эту конкуренцию загодя в детскую среду. Мы не умели ценить богатства детского языка, детского опыта, способности ребенка к исследованию, его живости и способности интересно жить. Нам нужно было лишь то, чтобы дети в наименьший промежуток времени усвоили максимум тех обрывков знаний, которые составляли нашу программу. А по-настоящему следовало бы беспокоиться о том, что дети плохо живут, т.е. живут не по-детски.
В сущности говоря, наиболее яркие умы последнего сорокалетия (врачи, психологи, экспериментаторы и большие педагоги-практики) делали и делают подготовительную работу для осуществления этой цели.
Старая педагогика очень ценила законченность, результатность своей работы. Это выражалось в требовании от детей определенных запасов знаний по целому ряду довольно случайно подобранных циклов. Стэнли Холл1 справедливо называет это школьным винегретом.
Новые педагогические мысли вращаются вокруг процесса работы детей над насущно необходимым для их текущей жизни материалом.
Старая мысль искала самой лучшей программы, самого лучшего метода, лучшего учебника. Она стремилась отлить свою работу в устойчивые, точно регламентированные формы воздействия на детей.
Новая мысль работает над постоянной эволюцией школы и думает о гибких методах, приспособляющихся к данным условиям, в которых протекает педагогический процесс.

III


В августе российское образование стало центром внимания всей страны. Удивительного в этом ничего нет: в этот месяц и в иные времена приковано внимание к школе и это обычно связано с началом учебного года. В последние два десятилетия мы, профессионалы, с особой опаской ожидаем этого времени - это время новых директив министерства, это пора нововведений. Иногда безболезненных, а часто и потрясающих школу, иногда умных, а порой и не знаешь, какое той или иной инициативе дать определение.

В августе этого года образование стало самой популярной темой еще и в связи с переменами в Министерстве. Назначен новый Министр. Министр, как будто бы имеющий традиционные взгляды. Это известие все люди доброй воли восприняли с большой надеждой. Мы тоже ожидаем позитивных перемен. Во всяком случае, из личного опыта общения с Ольгой Юрьевной Васильевой я знаю, что это человек глубокий и государственных взглядов. Но теперь даже с трудом можно представить, что можно что-то изменить в системе образования, ведь болезнь загнана глубоко вовнутрь, разрушительный характер реформами заложен в образ жизни и мыслей. Если даже наши надежды и пожелания окажутся реальными, то вылечить образование будет крайне трудно, так как создана система вытеснения принципов русской жизни не только из образования, но и из информационного пространства, из быта. Она утверждена на уровне законодательства. Закон доводит ситуацию до абсурда. К примеру, как можно воспитывать трудолюбие, если законом запрещено детям убирать классы, да и вообще за собой убирать, трудиться на огороде. Как исполнять свой долг перед ушедшими в иной мир, если детям запрещено приводить в порядок могилки на кладбище, а в поисковые отряды разрешено брать детей лишь с 14 лет. По закону внукам запрещается жить у бабушки в деревне без оформления опеки. Подобных примеров можно приводить много. Последние поправки к закону, получившего наименование антисемейного, пугают не злодеев, которые только и раздают подзатыльники своим детям, а тех, кто ни разу в жизни и не шлепнул свое чадо. Этот закон поражает степенью вмешательства в интимный процесс жизни семьи.Но надо предполагать, это только первый шаг наглого вмешательства в традиционный уклад семьи, а за ним последуют и другие. Естественно, чтобы школы поставить на рельсы отечественных традиций (а настоящая школа только такой и может быть), необходимо привести законодательство в соответствие с традициями.

Отчетность сделала учителя роботом. В современной школе, в учебно-воспитательном процессе, чего бы мы сегодня не коснулись, везде присутствует горечь формализма. Создается впечатление, что пролоббированы выгодные финансовые проекты, и они любыми путями продавливаются. И только спустя какое-то время в них вносятся коррективы или они отменяются. Ни капли не сомневаюсь, что такими проектами являются и ЕГЭ, и замена линейной системы изучения предмета на концентрическую (что нацеливает на поверхностное знакомство с предметом и лишает ребенка глубины знания), и приверженность электронике, и реформа высшего образования, и система отчетности.

Система отчетности сделала нас, работников школы, роботами. Школы сегодня работают не на ученика, а на чиновника. Мы вынуждены создавать целый штат работников для отчетности. Контролирующие органы теперь словно под лупами издалека рассматривают статистку работы школы. Мы часто чувствуем себя, что мы как будто живем в аквариуме, но при этом никого не интересует, организуем мы живую работу с детьми или нет, главное, чтобы все было выставлено на сайте, размещено в АСИО. Именно это является критерием работы школы. Теперь, кстати, так же оценивается и работа педагогов при аттестации, никто не приезжает посмотреть, а как учитель общается с детьми, как он строит учебно-воспитательный процесс, как он выстраивает отношения с коллегами, с родителями. Никого это не интересует. Главное цифры, выложенные в электронном отчете. Вообще, создается впечатление, что реформы нацелены на то, чтобы не школа была для детей, а дети для школы.

Вообще анализируя деятельность школы за последнюю четверть века, мы видим, что устойчивого взгляда на образование у нас так и не выработано. Действия министерства часто это какие-то судорожные действия. В начале 90-х вводили ряд предметов: этику, экологию, основы цивилизации, МХК . затем отменили. Лет десять назад вводили предпрофильное и профильное обучение, краеведение, тоже отменили. Так не нужно это детям, что ли? Зачем тогда вводили? Отменили экзамен по сочинению. Президент приказал, снова ввели. Премьер-министр сказал ввести основы религиозных культур - ввели, приказал третий час физкультуры ввести - ввели. Не понятна логика Министерства. Что, обязательно нужен окрик сверху, а своя концепция только на разрушение направлена?

Так что же делать? В сложившейся в образовании ситуации, естественно, встает вопрос, а что же делать, как противостоять всему этому и вообще возможно ли это? Вот именно поэтому мы и надеемся, что с приходом новой команды в Министерство в образовании произойдет революция. А раз в образовании, то и в обществе. Мы эту революцию у себя в школе осуществили еще двадцать два года назад, когда разрушительной реформе противопоставили созидание, патриотизм, творчество, традицию, нравственность. Министерство в 90-х спускало нам директивы, что школа должна заниматься только учебой и ни в коем случае не касаться воспитания. Подобных, мягко говоря, сомнительных указаний было не мало. К сожалению, многие наши коллеги в стране начали их выполнять.

И при этом мы должны не упускать в работе все новшества образовательной реформы, осуществлять весь тот комплекс мероприятий, который к образованию и воспитанию ровным счетом никакого отношения не имеет. И который, мы очень надеемся, подвергнется в ближайшее время серьезной ревизии и анализу.

В.С.Мартышин, директор Ивановской средней школы Борисоглебского района Ярославской области, почетный работник общего образования, член Союза писателей России


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (8):

Задание 7.doc

Тема 7. Теория и практика социального воспитания в советской России.

В работе с детьми Шацкий предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании.

Опытная станция, возглавлявшаяся С.Т. Шацким, явля­лась уникальным учреждением, способным внести многое в развитие педагогической науки, а заслуга самого С.Т. Шац­кого состояла в том, что он сделал предметом своих иссле­дований влияние микросредовых условий на социализацию ребенка.

С.Т. Шацкий в числе важных для педагогики проблем вы­делял вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, в том числе пробле­мы лидерства в детском сообществе. В его концепции школы как центра воспитания молодежи в социальной среде учас­тие в ее преобразовании становилось важным источником развития познавательной и ценностно-эмоциональной сфе­ры ребенка. Главная задача школы представлялась ему важ­нейшим фактором приобщения ребенка к культурным дос­тижениям человечества. Образование, утверждал он, должно быть направлено на формирование человека, способного са­мосовершенствоваться и совершенствовать свое окружение, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетичес­кой деятельностью, сосредоточивать свои усилия на дости­жении поставленной цели.

Целостное изучение образовательного процесса, которое позволяет получить конкретное знание об отношениях между детьми, их переживаниях, мыслях и чувствах в естествен­ных условиях обучения и воспитания характери­зовало метод исследования самого С.Т. Шацкого. Наблюдения за жизнью детей и их деятельностью дополня­лись материалами, получаемыми в результате анализа учени­ческих сочинений, анкетирования, бесед. Материалы, полу­ченные в результате социально-педагогических исследований, активно использовались им при планировании и организации учебно-воспитательной работы.

Подлинная школа, по С.Т. Шацкому, должна развивать ребенка целостно в процессе трудовой, эстетической, ум­ственной, физической, социальной деятельности. Во взаи­модействии друг с другом различные виды деятельности спо­собствуют и разностороннему развитию личности. Важнейшей целью воспитания С.Т. Шацкий считал проектирование процесса развития личности учащегося, что позволило бы от года к году расширять пространство его культуры, выдви­гать перед ним все новые, усложняющиеся задачи, приучая до всего доходить самостоятельно.

С.Т. Шацкий предложил принципиально новую модель школы, организующую деятельность детей, направленную на решение жизненно важных проблем, становящуюся цен­тром воспитания в микросреде, координатором всех воспи­тательных воздействий. Он обращал внимание на то, что долж­на, конечно, учитываться специфика местных условий ра­боты школы, безусловно влияющих на ее результативность.

Взгляды С.Т. Шацкого на использование социализирую­щих факторов в учебно-воспитательном процессе во многом остаются актуальными и сейчас. Опираясь на его богатейший педагогический опыт, современный социальный педагог может применять в своей работе развитие самоуправления школьников (в том числе изучение лидерства в детском сообществе), воспитание как организацию жизнедеятельности детей; использовать при планировании и организации учебно-воспитательной работы материалы, полу­ченные в результате социально-педагогических исследований; учитывать в проектировании и организации образовательного процесса все социализирующие факторы; руководствоваться нормами, традициями и обычаями, передаваемыми из поколения в поколение; опираться в работе на опыт, знания, интересы и потребности ребенка, учитывая его возрастные особенности; содействовать развитию ребенка целостно в процессе трудовой, эстетической, ум­ственной, физической, социальной деятельности; проектировать процесс развития личности учащегося; изучать и учитывать специфику местных условий ра­боты; организовывать участие детей и родителей в жизни окружающего социума и т.д.

С.Т. Шацкий и А.У.Зеленко по праву считаются основателями в России детских клубов – новой тогда формы внешкольной работы с детьми и подростками, направленной на удовлетворение детских запросов, со сводными занятиями, поддерживающими инициативу и самостоятельность детей. В клубах С.Т. Шацкого был выдвинут основной принцип обучения и воспитания в клубе: индивидуальный подход к участникам клуба с целью развития интересов и способностей детей. Шацкий выступал за организацию длительного, но интенсивного интеллектуального и педагогически результативного воспитания в клубе.

Для определения методов работы в клубе необходимо учитывать главные элементы, из которых строится наша жизнь: физический труд, игра, искусство, умственные занятия.

Читайте также: