Олимпийские игры в древней греции 5 класс план урока

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1429 0

Зарецкая Светлана Ивановна- учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №2 г.Миллерово Ростовская область.

Конспект открытого урока истории на тему

Предмет- история.Класс -5

Сформировать у учащихся представления об древних Олимпийских играх, о том, откуда они появились и как проходили;

Дальнейшее формирование умений работы с исторической картой;

Развитие умения работать с различными историческими источниками – текстовыми, изобразительными, вещественными;

Продолжить формирование речевых умений таких, как умений давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свою позицию, делать обобщения и выводы, формулировать эмоционально-оценочные суждения.

Путем организации групповой работы, создать благоприятную атмосферу для привития учащимся навыков сотрудничества между собой;

На материале видео фрагмента мультфильма Олимпионики, вызвать у учащихся эмоциональный отклик, на жестокие правила состязаний на древних Олимпийских играх и подчеркнуть тот факт, что современные состязания являются более гуманными.

1. Усвоение фактов и основных идей с помощью иллюстративного материала.

2. Изучение новых понятий по данной теме.

3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:

- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции;

- объяснить значение Олимпийских игр в жизни древних греков;

- назвать виды спорта;

- выразить собственное отношение к современным Олимпийским играм и любимым видам спорта.

Учебное оборудование:

мультимедийный проектор, магнитная доска, видеоролик ,презентация к уроку.

медали (шоколадные) золотые, серебряные, венки активным участникам урока , конверты с листочком лаврового листа .

1Зарождение Олимпийских игр.

2.Подготовка к Олимпийским играм.

3.Проведение Олимпийских игр.

4. Олимпийские игры вчера и сегодня.

5 Домашнее задание.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия (термины):

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

Основные даты: 776 год до нашей эры.

1 Мотивационный блок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте создадим хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Я желаю вам плодотворно потрудиться на нашем уроке. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде, чем отвечать на мои вопросы, подумайте и поднимите руку.

Давайте вместе отправимся в путешествие.После просмотра видеоролика ответьте на вопрос- о какой стране сегодня пойдёт речь.

Конечно, это Греция . (отвечают учащиеся).

Учитель:Недавно аквалангистами на дне Средиземного моря была найдена вот эта бутылка а в ней- давайте узнаем что в ней. Здесь письмо неизвестного автора.В нем он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его.

Скажите, любезный, а куда все спешат?

А вы что не слышали. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?

А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны…

-На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник?

Ответы учащихся- Олимпийские игры.

Сегодня узнаем, когда и где начинались Олимпийские игры, какова история их возникновения, каковы первые спортивные традиции. А также какую роль для жизни греков играли Олимпийские игры? Главная наша задача – определить назначение Олимпийских игр в Древней Греции. Для чего они были нужны жителям Древней Греции? (слайд )

Итак, тема сегодняшнего урока:

Вы будете работать с рабочим листом который у каждого на парте записывая самые основные моменты урока. Кроме того перед вами папка с набором заданий разноцветных листах.

Опеделяем проблему-.

Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Зачем греки проводили Олимпийские игры?

Перед вам гора расположенная на Балканском полуострове. Внимательно слушая меня активно работая анализируя я думаю концу урока вы сможете определить на какую высоту вы поднмитесь имея багаж знаний.

2.Зарождение Олимпийских игр (изучение нового материала).

Учитель: Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции - Элида, где протекает р.Алфей. –слайд с картой. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром.

Первые игры состоялись в 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого “олимпийского летоисчисления”.

Олимпийские игры были посвящены Зевсу. Местом обитания богов самая высокая гора в Северной Греции – Олимп. А кто же основал Олимпийские игры?

Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются атлеты со всех полисов древней Греции, включая колонии.В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. Олимпийские игры играли важную роль в истории Древней Греции. Когда они начинались, то прекращались все войны и столкновения. Наследие древних использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года.

Правила проведения олимпийских игр были следующими-

1. В состязаниях могли принимать участие только свободные эллины.

2.Женщинам запрещалось участвовать в играх и посещать стадион.

3.Участники игр были без одежды.

4.Игры проводились в течение 5 дней.1 день- Зажжение олимпийского огня - один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Слайд зажжение огня.2 день-скачки на колесницах а во второй половине дня-бег.борьба.метание копья и диска прыжки в длину.-Слайд с видами состязаний.

3 день-состязания юниоров.4 день-кулачный бой.5 день-награждение победителей-слайд награждение победителей.

Давайте подвигаемся. Представьте что мы готовимся к олимпиаде.Разомнемся немного.Повторяем движения –бег….кулачный бой….метание диска…..

Как же были основаны игры в Древней Греции?

На рабочих столах учеников лежит фрагмент мифа , с которым они работают самостоятельно в течение 2-3 минут. Учитель нацеливает школьников на выполнение предложенной работы. Индивидуальное задание.

Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр. И выделите причины их появления.

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его. Мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. И когда Зевс возмужал. Он опоил отца волшебным зельем. Благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в памяти о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

Ученики высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.

Основные причины появления Олимпийских игр: 1) поклонение богам; 2)стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Подготовка к Олимпийским играм.

За 10 месяцев до начала Олимпийских игр все участники приступали к тренировкам в своем городе. Их называли атлеты (атлет-участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач). А ровно за месяц до открытия игр они приезжали в южную Грецию, где тренировались недалеко от Олимпии.

И ровно через месяц, наступал долгожданный момент – пять незабываемых красочных дней Олимпиады.

Проведение Олимпийских игр.

Работают с текстом клятвы атлетов.

День первый. Работа с текстом клятвы. Реконструкция.

Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова!

Клятва атлетов

Учитель: После того как принесли в жертву богам, атлеты и судьи дали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.

Учитель: Второй день самый насыщенный – он начинался с красочного зрелища – гонок на колесницах, которые проходили на специально построенном для конных состязаний стадионе, получившем название Ипподром (место для проведения конных состязаний – записываем в тетрадь определение).

Вторая часть дня – была посвящена состязаниям, проходившим на стадионе.

Работают с изобразительными источниками.

Работа с изобразительными источниками – древнегреческими вазами.

Задание: 1. Рассмотрите изображение древнегреческих ваз и определите, какие виды состязаний были на Древних Олимпийских играх.

(Учитель:Победителем считался только тот, кто выигрывал во всевидах состязаний, и, можно сказать, что это было единое соревнование, состоящее из 5-и состязаний) =>

2. Постарайтесь догадаться, как в древности называли одним словом все эти виды состязаний.

Ответ: Пятиборье – вид состязаний на древнегреческих Олимпийских играх, включающий в себя бег, метание диска и копья, прыжки в длину и борьбу (записываем в тетрадь).

Учитель:День третий – проходили состязания юношей, еще не готовых к участию в Олимпийских играх.

А о том, что происходило на четвертый день, вам предстоит узнать, прочитав описание состязания. Ваша задача прочитать текст, определить о каком состязании идет речь и текстом доказать свой ответ!

Работают с текстом о кулачном бое.

Работа с текстом о кулачном бое.

До историков дошло описание состязания на древнегреческих Олимпийских играх, помогите им, пожалуйста, определить, что это за вид состязаний!

Что же происходило на пятый день Олимпийских игр? Давайте посмотрим, что лежит у вас в конвертах, может это нам подскажет, какие события происходили в последний день? (в конвертах листочки сушеного лавра).

Действительно, на пятый день происходила торжественное награждение победителя Олимпийских игр, и гасили священный огонь! Атлет-победитель награждался венком из оливковых ветвей, получал право носить почетную пурпурную тогу, а в родном городе атлета ему устанавливали статую. Так заканчивались Олимпийские игры в Древней Греции!

Кропотливо велся учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Последние Олимпийские игры в древности состоялись в 392 г. н.э. через два года, в 394 г. н.э. римский император Феодосий I отменил их, как проявление язычества.

3.Первичное закрепление изученного на уроке .

Вставить пропущенные слова в текст .

Если в Древней Греции могли принимать участие в играх только эллины.то сейчас все страны мира имеют возможность представлять своих спортсменов.

Олимпийские игры сегодня.

Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами). Учитель показывает символ олимпийских игр ( слайд с символами)

А почему эти пять колец разного цвета?

А потому, что они символизируют пять частей света:

чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа.

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”.

В конце XIX в. французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество “дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования”, будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

Годом I-й Олимпиады стал 1896 г. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

Ребята, наша сегодняшняя тема актуальна потому, что у нас в стране состоялись 2 Олимпиады. Летняя в 1980 году-слайд. А в 1976 году на летней Олимпиаде в Монреале наш земляк-велосипедист Анатолий Алексеевич Чуканов – стал олимпийским чемпионом.

Кто знает еще где и когда в нашей стране состоялась олимпиада? Правильно, молодцы. В Сочи в 2014 году. Ребята, а кто был в Сочи?

Конечно, наша страна удостоена такой возможно и звания столицы зимних Олимпийских игр в 2014 году. Наша страна боролась за эту возможность 2 года.

Ребята, а какие символы Олимпийских игр в Сочи? Конечно, это зайка, леопард и мишка. Как вы думаете, что они олицетворяют? (слайд 9).

Сегодня мы уже знаем результаты Олимпиады…… 33 золотые медали.слайд наши победы.

Ребята кто скажет какое знаменательное событие ожидает Сочи и всю Россию 7-16 марта…Слайд с символами паралимпийских игр.

4.Применение новых знаний-вопросы на экране. Слайд -Верно или нет?

5.Рефлексия .

Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока (слайд с проблемой).Зачем греки проводили Олимпийские игры?

Восхождение на гору. Я вам предлагаю взойти на гору …флажки прикрепить на ту высоту, в зависимости от того насколько вам было интересно на уроке ,сколько вы нового узнали.

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.

Ребята, на нашем сегодняшнем уроке вы прекрасно поработали, вы все, как на Олимпийских играх, являетесь победителями, все без исключения, поэтому я, награждаю вас венками на голову в знак победы и медалями.

5. Домашнее задание.

Но на этом наше путешествие по Древней Греции не заканчивается, Предлагаю продумать эскиз поздравительной открытки для победителей паралимпийских игр.Ведь при награждении вручают букет цветов. А мы можем в оргкомитет внести предложение ещё и о вручении поздравительной открытки.

Ребята, поднимите руки, кто занимается спортом? Назовите свой любимый вид спорта. Сегодня мы с вами познакомимся с самыми главными спортивными соревнованиями, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Может быть, и среди вас находится будущий победитель таких соревнований.

А наш урок на этом наш закончен. Всем спасибо за работу.

Лист № 2

Рассмотрите внимательно изображения древнегреческих ваз и определите, какие виды состязаний были на Древних Олимпийских играх.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции". Разработка включает в себя подробный план-конспект урока и электронную презентацию. Урок соответствует требованиям ФГОС ОО в 5 классах.

Тип урока - комбинированный урок.

Цель урока - ознакомление учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными традициями.

образовательная: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом праздневстве - Олимпийских играх.

развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять причинно-следственные связи, умение работать с текстом учебника, историческим источником, раскрывать содержание иллюстраций, оперировать историческими датами.

воспитательная: воспитывать интерес к истории и уважение к историческому наследию и спортивным традициям, повысить интерес к здоровому образу жизни.

Открытый урок по истории Древнего мира по теме:

Учитель истории: Шаталова Василина Витальевна

Дата проведения:17.02.2015 г.

Присутствовали: директор школы Баневич Е.Ю., соц. педагог Декина Н.В.

• Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными традициями;

• Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;

обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;

развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;

воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный урок.

Основные понятия, персоналии, даты: Олимпийские игры, Олимпия, атлет, пятиборье, ипподром, стадион, олимпионик, Зевс, 776 г. до н.э.

Методика проведения: А) упражнения (вопросы), которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; Б) Подведение итога опроса и постановка цели урока; В) Передача новых знаний и теории; Г) Упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, интерактивная лекция, здоровьесберегающая технология.

Основные этапы урока:

Повторение изученного материала.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Изучение нового материала.

Домашнее задание. Рефлексия.

Приемы и методы

Проверка знаний учащихся

Фронтальный письменный опрос

Актуализация опорных знаний учащихся

Словесный (беседа с учащимися)

Основная часть, изучение нового материала

Продуктивный, словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Домашнее задание. Рефлексия.

Организационный момент (2 мин.)

Настрой учащихся на работу на уроке. Приветствие. Создание благоприятного психологического климата.

- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, сочиненное вашей ровесницей, а ваша задача внимательно меня выслушать и сформулировать тему нашего урока.

В честь древних греческих богов

Начался праздник бегунов.

Спортсмены очень рады:

Опять — Олимпиада!

На стадию бегут атлеты,

Надеясь на победу,

И побеждают первые —

Быстрые, умелые.

Награждают их венком из лавра —

Красивая награда!

Для олимпионика венок —

Лучшая отрада.

- Молодцы, вы правы.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и запишите на отдельном листе свои ответы – ДА или НЕТ. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. А в конце урока, кто больше наберет баллов, тот и получит самые высокие оценки.

2. Проверка знаний учащихся (5 мин.)

1. Древняя Греция располагалась на Балканском полуострове? ДА

2. Греция омывается Красным и Черным морями? НЕТ (Ионическим и Эгейскими)

4. Греки верили, что их главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп? ДА

5. Полис – это совет знати в Афинах? НЕТ (город-государство)

- Молодцы! Вы справились!

3. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала (3 мин)

В рабочей тетради учащиеся записывают число и тему урока.

Но прежде чем начать нашу работу я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, которое представлено на следующем слайде презентации. (Слайд №2.) Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

4. Основная часть. (20 мин)

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради)(Слайд №4,5). Проводились они 1 раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней.

(Слайд 6,7) Олимпийские игры – это регулярные общегреческие спортивные празднества в честь бога Зевса. Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов. Этот город располагался на территории Южной Греции, в северно-западной части полуострова Пелопоннес. Там располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции. На то время, пока длились состязания, прекращались войны, объявлялось священное перемирие. Это делало дороги к Олимпии безопасными. В это же время проводились мирные переговоры между враждующими, желающими уладить конфликты.

?? А почему же Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса?

У древних греков существовал миф об основании Олимпийских игр, давайте с ним познакомимся. (Слайд 8 - Зевс.)

Откройте в учебнике с. 151 и прочитайте фрагмент документа (2-3 мин)

(Слайд 9) Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр. И выделите причины их появления.

Ученики высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.

(Слайд 10) Основные причины появления Олимпийских игр: запись в тетрадь

1) поклонение богам;

2) стремление жителей Греции показать силу и ловкость.

- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова).

Слайд №11 - учащиеся знакомятся со словами, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их. Записывают в тетрадь.

Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпионик – победитель О.и.

- А кто же был их участником? Предположения учеников. Ответы учащихся.

(Слайд 12) В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.Из женщин игры могла посещать лишь жрица богини Деметры.

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? Ответы учащихся.

- Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.

Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.

Места зрители занимали с ночи.

Большинство состязаний проходило на стадионе. (Слайд 13)

Как вы можете прокомментировать этот факт? Учащиеся предлагают свои комментарии этой истории.

Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.

Пять незабываемых дней.

Задание: С помощью учебника на с. 150, п. 3, 1–2 абзацы, с. 153 абз. 1. Заполните пропуски в тексте. Заполнили, давайте вместе проверим. (слайд 14).

1. В первый день атлеты приносили ____________________ и давали клятву ________________________________.

2. Следующие три дня отводились _________________________________.

3. В последний, пятый день, подводились итоги и победители получали награды, это были -_______________________________.

Учитель: А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. (слайд 15-18) Это вазы и рисунки древних греков. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции.

Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?

(Слайд 19) Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. Начиналось оно с бега.Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был один бегун, которого видели в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить.

После бега атлеты состязались в прыжках в длину.Для усиления толчка атлеты пользовались гирями и во время прыжка выбрасывали руки вперед.

Последним состязанием в пятиборье была борьба. Где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Также интерес у зрителей вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие.

Самым захватывающим зрелищем были гонки колесниц.Они устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки, так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но, если кони приходили первыми, то именно хозяину упряжки, а не возничему присуждалась победа. (Слайд 21)

Ребята, в Древней Греции перед состязаниями атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся (1 мин).

Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады. (слайд 22).

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.

Как вы думаете какие?

Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Запишите в своей рабочей тетради.

Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Организация учебной дискуссии. - посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 11 месячная подготовка, победа не благодаря силам, а провидению богов, зрительные места занимали с ночи и т.д.

Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.

Во скольких Олимпийских играм им не разрешали участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.

5. Закрепление изученного материала. (13 мин)

1 . Где проводились Олимпийские игры? Олимпия

2. Что запрещалось на время проведения игр? Войны

3. В честь какого Бога проводились Олимпийские игры? Зевс

4. Кому был запрещен вход на Олимпийские игры? женщинам

5. Как называли участников состязаний, людей крепкого телосложения? Атлет

6. Где проходили большинство состязаний? Стадион

7. Как называлось место для проведения конных соревнований? ипподром

8. Состязание, которое включало в себя 5 видов спорта? пятиборье

9. Как называли победителя в соревнованиях Древней Греции? олимпионик

10. Когда состоялись первые Олимпийские игры? 776 г. до н.э.

(Слайд 23) Проверка, подсчет баллов с учетом заработанных баллов за проверку знаний учащихся, выставление оценок за урок

Критерии оценок: max=15 баллов

Вы конечно согласитесь, что очень многим человечество обязано Древней Элладе. На ее земле расцвели науки и литература, театр и архитектура, искусство скульптуры и музыка. Но древние греки больше всего ценили в человеке гармонию, совершенство и ума, и души, и тела. Неудивительно, что и спорт, в нашем понимании этого слова, тоже зародился на земле Древней Греции.

Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

6. Домашнее задание:(2 мин)

Обязательно: п. 33 ответить устно на вопросы,

Рефлексия (слайд 25) – задание: на листочках, которые раздал учитель отметить тот смайлик, который соответствует вашей оценки урока:

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами путешествие по Древней Греции. Мы посетим одно из самых любимых греками зрелищ, а какое вы сейчас назовёте сами и определите тему урока, просмотрев видеосюжет.

Итак, догадались, куда мы отправимся? Мы сегодня побываем на древних Олимпийских играх. А значит тема урока… Правильно, Олимпийские игры.

Перед вами флаг с эмблемой. Что изображено на флаге? Почему именно 5 колец и что они обозначают? Правильно, они обозначают 5 континентов. Назовите их.

( 2 слайд ), ( 3 слайд )

Прочитайте слова хором, как вы думаете, что обозначают эти слова? Правильно, это девиз Олимпийских игр. А ещё вы видите, как зажигают олимпийский огонь. Лучшие бегуны мира несут его из Греции, чтобы зажечь его в том городе, где будет проводиться очередная олимпиада.

Ребята, слышите, какие – то звуки? Да, это же фанфары! К нам пришли гости из Древней Греции и принесли нам весть.

В эту колонку вы должны написать всё, что вы знаете об олимпийских играх, но вы должны быть лаконичными и записать одним словом (Учащиеся записывают слова). Давайте проверим, называйте по одному слову, но повторяться не надо. (Учащиеся называют записанные слова)

Напишите в эту колонку, чтобы вы ещё хотели узнать об Олимпийских играх? Эту колонку мы проверим в конце урока. (Учащиеся записывают).

Итак, портфели собраны, подпишите их, чтобы в пути они не потерялись. И мы с вами отправляемся в какой город? Правильно, в Олимпию.

Откройте учебники на странице 111. Перед вами карта Древней Греции. ( 4 слайд )

Напомните, где расположена Греция? Найдите город Олимпия.

Олимпия – город, расположенный в южной Греции, в области под названием Элида. В 8 веке до н.э. Олимпия становится местом проведения Олимпийских игр. Но если вы посмотрите на карту современной Греции. То вы не найдёте на ней города с таким названием, потому что в наше время такого города не существует. Землетрясения, наводнения, нашествие готов под предводительством Алариха разрушили этот священный город. Второе открытие Олимпии произошло в 18 веке, когда на месте города начались раскопки. А в 1887 году образован музей Олимпии, представляющий собой одно из ценнейших в мире собрание античного искусства.

Главной достопримечательностью Олимпии был главный храм Зевса, вблизи которого были расположены другие храмы и статуи победителей. В центре храма находилась грандиозная статуя Зевса – одно из семи чудес света. Творение рук Фидия. Во время падения Олимпии и разрушения храма Зевса, статуя была вывезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Поставьте себе оценку (учащиеся оценивают свои знания). Выяснили значение слова олимпионик? Правильно – победитель.

Итак, мы в Олимпии на Олимпийских играх.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. ( 8 слайд )

Со всех греческих полисов и колоний в Олимпию съезжались сотни участников и тысячи зрителей. Во время проведения игр прекращались войны. А ещё у древних греков и существовало одно правило, за нарушение которого следовала смертная казнь. Какое? Правильно, женщинам нельзя было находиться на олимпийских играх. Потому что игры считались мужскими и были посвящены верховному богу Греции Зевсу.

Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Участники прибывали в Олимпию за месяц до начала игр, чтобы продолжить тренировки. А до этого они 10 месяцев тренировались в родном городе. Но хотя участниками игр мог быть любой грек, чаще всего участниками были зажиточные греки. Почему?

Древние Олимпийские игры продолжались 5 дней.

1 день – жертвоприношения Зевсу и клятва участников в соблюдении правил;

2 день – состязания в группе мальчиков до 18 лет;

3 день - состязания мужчин;

4 день - конные состязания;

5 день – награждения олимпиоников.

А сейчас давайте проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ. Итак, следующее задание, которое вы выполняете в кармашке №2. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.

- Сколько месяцев тренировались участники в родном городе?

- Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

- В какой по счёту день проводились соревнования для мальчиков?

- Через сколько лет проводились Олимпийские игры?

- До какого возраста мальчики могли принимать участие в играх?

Проверим: 10. 5, 2, 4, 18. Оцените себя.

А сейчас, давайте проведём малые олимпийские игры в классе и немного передохнём.

Откройте учебники на стр. 150. Прочитайте и выпишите в третью колонку. Какие виды спорта были на древних Олимпийских играх?

( самостоятельная работа с учебником )

Назовите первое состязание. Почему оно называлось пятиборье? Какие виды спорта входили в пятиборье?

Заканчивалось пятиборье борьбой, где выявлялся самый сильнейший борец. Причём в этом виде спорта не существовало никаких правил, борцы боролись до последнего, Без перерыва, на жаре и нередко борьба заканчивалась тяжёлыми увечьями или смертью одного из борцов. Но были среди греков борцы, которые одерживали победу на нескольких олимпийских играх. Среди них - Милон. В 540 году до н.э. Милон победил в состязаниях мальчиков – борцов и после этого принимал участие ещё в нескольких играх. Решите задачу, ответ запишите в кармашек №3. ( 9 слайд)

Посмотрите на следующие изображение и назовите, какой вид спорта изображен? ( 10 слайд)

Скажите, на каких предметах греки изображали главные события своей страны? Правильно на вазах. По рисункам на греческих вазах учёные восстанавливали события из истории страны. Рассмотрите рисунки в учебнике, и назовите какие виды спорта изображены на вазах?

Ребята, наши олимпийские игры подходят к финалу, спортсмены возвращаются в родные города. Победителей будут встречать все жители города, ему поставят статую, до конца своей жизни он будет освобождён от всех государственных налогов и будет пользоваться почётными местами в театрах и на всех праздниках.

Совсем по другому возвращались проигравшие. Если ты не выиграл – это позор. Ты крадёшься домой тёмными закоулками и даже родная мать будет стыдиться тебя.

Справедливо ли это? Почему? (учащиеся отвечают)

Олимпийские игры тоже пережили период забвения. В 394 году они были запрещены как языческие празднества. ( 11 слайд) И только в 1896 году по инициативе французского барона Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. С этого времени олимпийские игры проводятся каждые четыре года в разных городах мира по решению Международного олимпийского Комитета. В нашей стране в 1980 году проводились летние олимпийские игры в Москве, а 2012 году в городе Сочи пройдут зимние олимпийские игры.

Итак, с историей олимпийских игр мы познакомились, пора и нам в обратный путь. Скажите, тяжелее стали ваши портфели? Почему?

Я называю вам правила проведения древних олимпийских игр, а вы – современных.

  • А у нас в древности олимпийские игры проводились один раз в четыре года. А у вас?
  • А у нас олимпийские игры проводились только летом. А у вас?
  • А у нас в олимпийских играх участвовали только мужчины. А у вас?
  • А у нас олимпийские игры проводились только в Олимпии. А у вас?
  • А у нас олимпийские игры длились 5 дней. А у вас?

Древние греки подарили нам алфавит, театр и конечно же олимпийские игры. А олимпийские игры – это спорт! А спорт – это сила воли, упорство, здоровый образ жизни. Поднимите руки, кто занимается спортом.

Откройте свои портфели и посмотрите в колонку №2, соедините стрелками, что вы хотели узнать сегодня на уроке и что вы узнали. Если ваши желания совпали с полученными сегодня знаниями, значит путешествие прошло удачно, а если нет, то у вас есть возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы.

Поставьте напротив своей фамилии итоговую оценку за урок (учащиеся оценивают свои знания).

2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

Планируемые результаты:

Предметные: знать - историю появления Олимпийских игр,

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : работа в группах, коллективная, индивидуальная

Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия

1 . История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

I .Организационный момент :

- Кто из вас занимается спортом? Зачем люди занимаются спортом? Что спорт развивает в человеке?

Демонстрация слайда с изображением олимпийских колец.

-Какое отношение к спорту имеют, кольца, изображенные на слайде?

Это символ Олимпийских игр. Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Может быть, и среди вас находится будущий победитель таких соревнований, которые проводятся 1 раз в 4 года.

Древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал такие строки: " Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,— Олимпийские игры"

С 7 по 23 февраля 2014 г. XXII Олимпийские игры прошли в нашей стране.

- В каком городе?

Демонстрация фрагмента открытия Олимпийских игр в Сочи (шествие спортсменов). Парад спортсменов на церемонии открытия возглавили греки.

- Почему именно греческие спортсмены? (Потому что именно Греция – Родина Олимпийских игр)

Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

- С формулируйте цели и задачи урока . ( Обучающиеся формулируют цели урока )

(Когда состоялись первые Олимпийские игры. Где состоялись. Как проходили. Как награждали победителей)

По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

II . Изучение нового материала

Знакомство с историей возникновения и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции

Как вы думаете, почему игры называются Олимпийскими? Ответ на вопрос мы найдем на карте в учебнике

Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей.

Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? (гора Олимп).

Что мы о ней знаем? (На ней жили греческие боги).

До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником.

- Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Олимпия - начальный пункт эстафеты при проведении современных Олимпийских игр. Его зажигают за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы , изображающие жриц , проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца . Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры . Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете. И он горит непрерывно до их окончания. (Видеофрагмент)

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Существует несколько версий.

1 ученик: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз . Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. До н.э.

Сколько лет назад? Работа с лентой времени. (2792 г.)

Физкультминутка.

Работа в группах.

1 группа. Подготовка к играм.

2 группа. 5 незабываемых дней.

3 группа. Награждение победителей.

Вопросы для 1 группы.

Итак, мы с вами в Олимпии.

- Всем ли из присутствующих разрешат присутствовать на играх?

- Кто мог принимать участие в играх? (Только мужчины)

Но был случай, когда это правило было нарушено.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?

Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом!
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Словарь . Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Вопросы 1 группе.

Как шла подготовка к играм?

К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

- Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Вопросы 2 группе.

- Сколько дней длились игры?

Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи

клялись выносить справедливые решения.

Сейчас мы с вами узнаем из сохранившегося документа, найденного археологами, какие клятвы давали атлеты и судьи.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей :

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков .

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Словарь. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион).Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь, третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Словарь. Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Вопросы 3 группе.

-Как награждали победителей?

5-й день Олимпиады.

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “Быстрее, выше, сильнее”

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? ( Ответы обучающихся )

1. Первые Олимпийские игры были в 750-й году до нашей эры.

2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере .

3. С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

5. Купив билет в первом ряду на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов в пятиборье.

6. Так как в этот день было холодно, атлеты были в белых шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

7. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

- Чем современные игры отличаются от древних?

VIII . Домашнее задание :

1.П араграфа 33, понятия.

2.Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (по желанию).

Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью ) .

Читайте также: