Охарактеризуйте практику как критерий истины кратко

Обновлено: 02.07.2024

В истории мировой философии вопрос о критерии истины всегда занимал одно из центральных мест. Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира, мыслители постоянно ставили перед собой вопрос: как отделить истинное от ложного, как определить достоверность наших знаний?

Идеалисты избегают проверки своих идей общественной практикой, предпочитая выводить идеи из идей, сравнивать теории с теориями, проверять мысли исключительно мыслями. Причем не только идеалисты, но и все домарксовские материалисты не могли последовательно научно решить вопрос о критерии истины. Все философы до Маркса либо игнорировали роль практики как критерия истины, либо сводили ее к эксперименту, наблюдению и т. п.

Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они впервые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что общественно-трудовая и прежде всего производственная деятельность

людей является не только важнейшей основой всего процесса познания, но и решающим критерием истины и конечной целью познания. Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными.

Известно, например, что современные летательные аппараты концентрируют в себе самые новейшие достижения научной и технической мысли. В каждом таком аппарате (самолете, ракете и т. п.) реализуются сложные расчеты, глубокие научные выводы инженеров и конструкторов. Но все эти расчеты и теоретические выводы подтверждаются или отвергаются только практикой. Достоинства и недостатки новой модели самолета, а в соответствии с этим истинные и ошибочные теоретические расчеты его создателей выявляются в конечном счете только после того, как летчик-испытатель совершит пробные полеты. Практическая эксплуатация летательных аппаратов дает возможность обнаруживать и исправлять теоретические ошибки конструкторов, непрерывно улучшать и совершенствовать эти аппараты.

Положение о практике как объективном критерии истины нельзя понимать в том смысле, что каждая научная теория должна непосредственно проверяться практикой. В этих условиях никакая наука не была бы возможна, так как каждое новое поколение людей вынуждено было бы проверять на практике все теории, созданные предшествующими поколениями, то есть каждый раз начинать познание сначала. Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.

Это обстоятельство нередко пытаются использовать идеалисты. Если то или иное положение можно доказать чисто логическим путем, рассуждают они, то не может быть никакой речи о практике как единственном критерии истины. Более того, они вообще утверждают, что наиболее надежным доказательством истинности научных положений являются логически правильные рассуждения, совершенно не связанные с общественной практикой. Некоторые представители идеализма при этом ссылаются на так называе-

мые точные науки, например на математику. Эти науки, по их мнению, развиваются чисто логически и якобы совершенно не нуждаются в том, чтобы их законы и другие теоретические положения доказывались практикой.




Следовательно, критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний. Момент абсолютности в практике как критерии истины состоит в том, что она в конечном счете выступает единственным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждения. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой. От субъективной идеи, учит В. И. Ленин, человек идет к объективной истине через практику.

Момент относительности в практике как критерии истины определяется характером, природой как истины, которую она подвергает проверке, так и самой практики. Как бы ни подтверждалась та или иная истина общественной практикой, она всегда сохраняет момент относительности, который, как мы видели, определяется бесконечным движением и развитием материального мира, отражаемого в истинах, уровнем развития общественного производства, научных знаний, познавательных возможностей человека, его мышления и т. п., то есть рамками определенной исторической эпохи, уровнем развития общества.

Общественную практику нельзя рассматривать как нечто постоянное, застывшее, неподвижное. Она непрерывно изменяется, развивается и совершенствуется вместе с развитием действительности, общественного производства и научных знаний. Но поскольку процесс развития и совершенствования общественной практики есть процесс бесконечный, то и момент относительности ее как критерия истины никогда не исчезает полностью.

Глава IX МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В истории мировой философии вопрос о критерии истины всегда занимал одно из центральных мест. Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира, мыслители постоянно ставили перед собой вопрос: как отделить истинное от ложного, как определить достоверность наших знаний?

Идеалисты избегают проверки своих идей общественной практикой, предпочитая выводить идеи из идей, сравнивать теории с теориями, проверять мысли исключительно мыслями. Причем не только идеалисты, но и все домарксовские материалисты не могли последовательно научно решить вопрос о критерии истины. Все философы до Маркса либо игнорировали роль практики как критерия истины, либо сводили ее к эксперименту, наблюдению и т. п.

Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они впервые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что общественно-трудовая и прежде всего производственная деятельность

людей является не только важнейшей основой всего процесса познания, но и решающим критерием истины и конечной целью познания. Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными.

Известно, например, что современные летательные аппараты концентрируют в себе самые новейшие достижения научной и технической мысли. В каждом таком аппарате (самолете, ракете и т. п.) реализуются сложные расчеты, глубокие научные выводы инженеров и конструкторов. Но все эти расчеты и теоретические выводы подтверждаются или отвергаются только практикой. Достоинства и недостатки новой модели самолета, а в соответствии с этим истинные и ошибочные теоретические расчеты его создателей выявляются в конечном счете только после того, как летчик-испытатель совершит пробные полеты. Практическая эксплуатация летательных аппаратов дает возможность обнаруживать и исправлять теоретические ошибки конструкторов, непрерывно улучшать и совершенствовать эти аппараты.

Положение о практике как объективном критерии истины нельзя понимать в том смысле, что каждая научная теория должна непосредственно проверяться практикой. В этих условиях никакая наука не была бы возможна, так как каждое новое поколение людей вынуждено было бы проверять на практике все теории, созданные предшествующими поколениями, то есть каждый раз начинать познание сначала. Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.

Это обстоятельство нередко пытаются использовать идеалисты. Если то или иное положение можно доказать чисто логическим путем, рассуждают они, то не может быть никакой речи о практике как единственном критерии истины. Более того, они вообще утверждают, что наиболее надежным доказательством истинности научных положений являются логически правильные рассуждения, совершенно не связанные с общественной практикой. Некоторые представители идеализма при этом ссылаются на так называе-

мые точные науки, например на математику. Эти науки, по их мнению, развиваются чисто логически и якобы совершенно не нуждаются в том, чтобы их законы и другие теоретические положения доказывались практикой.

Следовательно, критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний. Момент абсолютности в практике как критерии истины состоит в том, что она в конечном счете выступает единственным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждения. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой. От субъективной идеи, учит В. И. Ленин, человек идет к объективной истине через практику.

Момент относительности в практике как критерии истины определяется характером, природой как истины, которую она подвергает проверке, так и самой практики. Как бы ни подтверждалась та или иная истина общественной практикой, она всегда сохраняет момент относительности, который, как мы видели, определяется бесконечным движением и развитием материального мира, отражаемого в истинах, уровнем развития общественного производства, научных знаний, познавательных возможностей человека, его мышления и т. п., то есть рамками определенной исторической эпохи, уровнем развития общества.

Общественную практику нельзя рассматривать как нечто постоянное, застывшее, неподвижное. Она непрерывно изменяется, развивается и совершенствуется вместе с развитием действительности, общественного производства и научных знаний. Но поскольку процесс развития и совершенствования общественной практики есть процесс бесконечный, то и момент относительности ее как критерия истины никогда не исчезает полностью.


Что это такое?

Практикой (от греч. praktikos – деятельный, активный) называют сознательную деятельность человека по преобразованию природы, общества и самого себя, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика и познание тесно связаны между собой. Практика – это источник, цель и движущая сила познания, оказывающие мощное воздействие на формирование истины. Весь познавательный процесс обусловлен потребностями практики, которая:

  • формирует объект познания, выделяет его из множества явлений действительности исходя из исторической необходимости;
  • обуславливает переход от чувственного отражения объекта к его рациональному осмыслению, совершенствованию и углублению знания;
  • обеспечивает процесс познания техническими средствами, предоставляет фактический материал;
  • обосновывает или опровергает достоверность, объективность, истинность знания.


Ее результаты очевидны, вещественны, измеримы: до практической проверки любое знание является гипотезой. Вместе с тем, всегда существуют теории, которые в данный момент невозможно проверить с ее помощью.

Свойства практики:

  • предметность– направленность на преобразование реального, материального мира;
  • целенаправленность и целеполагание – свойства, присущие только человеческой деятельности;
  • общественно-исторический характер– деятельность в интересах общества, цивилизации.

Многообразие форм практики определяется многообразием форм и видов человеческой деятельности. Основными среди них являются:

  • материальное производство, труд – изменение условий естественного бытия;
  • социальное действие– преобразование существующих социальных отношений: реформы, революции, войны;
  • научный эксперимент – духовная деятельность, направленная на формирование представлений о человеке и окружающем мире.


В ходе практики человек открывает новые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми создаются новые предметы, не существовавшие ранее. По своим результатам практика может быть как созидательной, так и разрушительной.

Заключение

Практика является основным критерием истины потому, что именно она в наибольшей степени может дать ответ на вопрос, соответствует ли данное знание действительности. В то же время этот критерий нельзя считать абсолютным ввиду его ограниченности на данном историческом этапе. В ходе развития человечества изменяются возможности оценки и использования результатов познания, и практика в сочетании с логическим и научным обоснованием способна объективно удостоверить истинность знания.

w12

Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.Остановимся подробнее на практике, как основном критерии истины.

Что такое практика

Практика — это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.

Практика — это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.

Виды практики

  • Производственная — труд, преобразование действительности
  • Общественная — реформы, войны, революции и другие социальные явления
  • Научный эксперимент

Практика как критерий истины

Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.

Особенности практики

  • Носит предметный характер
  • Практика — это всегда общественное явление
  • Практике свойствен конкретно — исторический характер, так как она осуществляется в конкретное время, эпоху, исторический период.
  • Практика носит целеполагающий характер, то есть люди видят конкретные цели своей практической деятельности.

Функции практики

  • Источник познания (именно практическая деятельность людей дала толчок к изучению тех или процессов и явлений, стимулировала их познавательные потребности) – креативная функция.
  • Основа познания (то есть именно на практике человек преобразует мир, а не просто является сторонним наблюдателем процессов и явлений)- детерминирующая функция.
  • Цель познания (для чего человек познаёт мир? Чтобы потом использовать эти знания на практике в своей деятельности) – целеполагающая функция.
  • Критерий истины( именно практика убеждает людей в истинности знаний)- критериальная функция.
  • Преобразовательная функция, то есть практика направлена на преобразование природы и общества.

Абсолютность и относительность практики

Практика одновременно и абсолютна, и относительна.

Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.

Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.

Механизм практики

  • Постановка целей
  • Осмысление средств и методов деятельности
  • Проектирование
  • Реализация замысла

Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.

Практика является важным критерием истинности. В первую очередь, любая практика - это эксперимент. В какой бы области мы не вели свою деятельность, мы не можем доказать что-либо только в теории. Теория не может считаться истинной, поскольку еще не была воплощена в жизнь. Только после проведения эксперимента, завершения практики, мы можем давать отчет и подтверждать/отрицать тот или иной факт. Именно поэтому практика и является критерием истины.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: