Уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности кратко

Обновлено: 03.07.2024

О начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять органы государственного контроля (надзора), уполномоченные в соответствующей сфере деятельности:

Перечень работ и услуг, о начале осуществления которых представляется уведомление, указан в Приложении №1 Постановления 584 .

Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности содержится в Приложении №2 Постановления 584 .

Порядок представления уведомлений указан в Разделе II Постановления 584 .

Органы государственного контроля (надзора), в которые представляются уведомления, перечислены в Разделе I Постановления 584 .

Ответственность:

Административная:

- за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена ст.19.7.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N195-ФЗ .

Что обозначает введение этого института для предпринимателей?

Во-первых, это облегчение начала предпринимательской деятельности в связи с уменьшением количества документов, которые раньше необходимо было получать.

Во-вторых, уведомительный порядок стал для бизнеса своего рода защитой от возможных проявлений коррупции. Ведь теперь нет необходимости согласовывать начало предпринимательской деятельности с огромным количеством отдельных государственных органов и служб.

На кого распространяется уведомительный порядок?

Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, начавших свой бизнес с июля 2009 года, то есть, с даты вступления в силу статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Кто может прибегнуть к этой государственной услуге?

Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности.

Перечень работ и услуг, попадающих по действие уведомительного порядка достаточно обширен: он включает в себя более 40 видов деятельности, от услуг общественного питания и розничной торговли до производства средств индивидуальной защиты.

Полный список можно найти в Приложении 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

К полномочиям Роспотребнадзора по регистрации уведомлений в настоящее время отнесены 66 наименований работ и услуг в составе 28 видов деятельности.

И мы рекомендуем изучить этот перечень перед подачей уведомления: вдруг ваш бизнес включает в себя сразу несколько пунктов? Все их необходимо будет указать.

Когда нужно подать уведомление?

Следует отметить, что подача уведомления является обязанностью для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Уведомление необходимо подавать после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе, но до начала фактического выполнения работ или оказания услуг.

Как и где можно подать уведомление?

Уведомление можно подать:

· непосредственно в Управлении Роспотребнадзора по Волгоградской области по адресу: г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 50Б, каб. 302;

· заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 50Б;

· через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг;

Существуют ли какие-то правила подачи уведомлений?

Уведомление установленного образца подается в 2 экземплярах в уполномоченный орган. Непосредственно в многофункциональный центр заявитель представляет уведомление в одном экземпляре на бумажном носителе.

Взимается ли плата за подачу уведомления о начале предпринимательской деятельность?

За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр и представление сведений, содержащихся в реестре, плата не взимается.

И как можно узнать, приняли мое уведомление или нет?

В день получения уведомления оно регистрируется, и на обоих экземплярах уведомления проставляется отметка с указанием даты его получения и регистрационного номера.

Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.

В случае подачи уведомления в виде электронного документа в день его регистрации заявителю направляется подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа.

Уведомление подается всего один раз? А если мой бизнес переехал или закрылся?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны дополнительно сообщить в письменной форме или в форме электронного документа (заявление в произвольной форме) не позднее чем в течение 10 рабочих дней, с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИЛ в Управление сведения:

а) об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

б) об изменении места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;

в) реорганизации юридического лица.

А если мы решили открывать бизнес в другом городе, то нам придется ехать туда, чтобы подать новое уведомление?

С 1 января 2018 г. вступил в силу новый порядок предоставления государственных услуг в соответствии с экстерриториальным принципом.

Сегодня подать заявление на оказание госуслуги и получить результаты ее предоставления можно в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре в пределах Российской Федерации по выбору заявителя. При этом место жительства или место пребывания для индивидуальных предпринимателей либо место нахождения для юридических лиц значения не имеют.

В полной мере относится это и к услуге по приему и учету уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, осуществляемой органами Роспотребнадзора.

А что будет, если я не подам уведомление или не сообщу о произошедших изменениях?

В соответствии со статьей 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, а также за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения.

Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.1.2 настоящего Кодекса) в случае, если представление такого уведомления является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.5-1 КоАП РФ, находится в компетенции суда.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (далее - уведомление) представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг в составе установленных видов деятельности, в том числе:

  • перевозки внутренним водным транспортом грузов (за исключением опасных грузов)

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" утверждены:

- правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (далее – Правила);

- перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление (далее – Перечень);

- форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся в реестре, плата не взимается.

! Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, а также за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, предусмотрена ст.19.7 5-1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа - до 30 тыс.руб.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.

2. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

а) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; N 52, ст. 5587), дополнить подпунктом 5.2.3 следующего содержания:

"5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;";

б) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3345), дополнить подпунктом 5.5.1.1 следующего содержания:

"5.5.1.1. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;";

в) Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 16, ст. 1456; 2008, N 23, ст. 2713), дополнить подпунктом 5.1.3 следующего содержания:

"5.1.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территориях, подлежащих обслуживанию Агентством, отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;".

3. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 г. N 584

ПРАВИЛА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ О НАЧАЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТА
УКАЗАННЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные в соответствующей сфере деятельности органы государственного контроля (надзора) (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.

2. Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявитель) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению N 1 (далее - перечень работ и услуг).

3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 1 - 18, 22 - 53, 56 - 64, 67, 73, 74, 76 - 78 перечня работ и услуг, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).

4. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 3 настоящих Правил, на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в это Агентство (его территориальный орган).

5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 19 - 21, 68 - 72 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган).

5(1). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 65 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по труду и занятости (ее территориальный орган).

5(2). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 54 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальный орган).

5(3). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 55 и 66 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

5(4). Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 516.

5(5). Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 04.03.2017 N 260.

5(6). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 75 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор.

5(7). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 79 - 86 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

5(8). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 87 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальный орган).

5(9). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 88 перечня работ и услуг, представляет уведомление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора.

5(10). Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 89 перечня работ и услуг, представляет уведомление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования".

6. Уведомление составляется заявителем по форме согласно приложению N 2 и представляется в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) (далее - уполномоченный орган) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) при наличии соглашения о взаимодействии между уполномоченным органом и многофункциональным центром до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).

II. Порядок представления уведомлений

7. Заявитель представляет уведомление в 2 экземплярах в уполномоченный орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Непосредственно в многофункциональный центр заявитель представляет уведомление в одном экземпляре на бумажном носителе.

В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.

При представлении уведомления непосредственно в многофункциональный центр днем его подачи считается день регистрации уведомления в многофункциональном центре.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Постановление Правительства РФ от 23.10.2010 N 854.

9. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах уведомления отметку с указанием даты его получения и регистрационного номера.

Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.

В случае представления уведомления в многофункциональный центр должностное лицо многофункционального центра формирует электронный образ уведомления, который направляет в уполномоченный орган в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, ставит на уведомлении отметку о приеме и возвращает заявителю.

10. В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения о следующих изменениях:

а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;

в) реорганизация юридического лица.

11. В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сведения об указанных в пункте 10 настоящих Правил изменениях представляются в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений посредством представления (направления) в уполномоченный орган заявления в произвольной форме с приложением копий документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений, или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

III. Порядок учета уведомлений

12. Уполномоченный орган осуществляет учет уведомлений путем внесения следующих сведений в реестр уведомлений (далее - реестр):

а) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

б) почтовые адреса места нахождения юридического лица, в том числе его филиалов и представительств, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности индивидуального предпринимателя;

в) основной государственный регистрационный номер юридического лица или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

д) вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе деятельности, о начале которой сообщается в уведомлении;

е) дата поступления уведомления и его регистрационный номер.

13. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, вносит сведения в реестр в день получения уведомления.

Изменения, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, вносятся в реестр в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный орган.

14. Реестр ведется на бумажном и электронном носителях.

15. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Уполномоченный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации уведомления.

16. Уполномоченный орган по письменному запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления представляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений в день поступления соответствующего запроса.

17. За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся в реестре, плата не взимается.

Приложение N 1
к Правилам представления
уведомлений о начале
осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности
и учета указанных уведомлений

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ И УСЛУГ В СОСТАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, О НАЧАЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОТОРЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ
ЛИЦОМ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ УВЕДОМЛЕНИЕ

I. Предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания

Услуги по предоставлению мест для временного и краткосрочного проживания и прочих мест для временного проживания

Услуги по пошиву обуви по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту, растяжке и окраске обуви

Услуги по изготовлению прочих трикотажных и вязаных изделий, не включенных в другие группировки по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту и подгонке/перешиву одежды и бытовых текстильных изделий

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий

25.50.11.110, 25.61.11.112, 25.61.11.140, 25.62.20, 25.99.99, 32.12.99, 32.13.99, 33.12.17, 33.19.10, 43.21.10, 43.22.12.140, 95.11.10, 95.12.10, 95.21.10, 95.22.10, 95.25.11, 95.25.12, 95.29.12

Услуги химчистки (включая услуги по очистке изделий из меха); услуги по крашению и интенсификации цвета; услуги по чистке текстильных изделий прочие

33.15.10, 45.20.11.100, 45.20.11.200, 45.20.12 - 45.20.14, 45.20.21.100, 45.20.21.200, 45.20.21.519, 45.20.22 - 45.20.30, 45.40.50


Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности снимает большую часть бюрократических барьеров на этапе начала собственного бизнеса. Умелое использование этого инструмента позволит предпринимателю быстро и без проблем открыть свое дело.

С чего и как начать предпринимательскую деятельность с нуля

Если решение об открытии собственного дела принято окончательно, остается определиться с тем, с чего начать предпринимательскую деятельность. Если опустить чисто производственные вопросы, связанные с функционированием каждого конкретного предприятия, возникает вопрос о юридическом процессе легализации предпринимательской деятельности.

При этом есть общеобязательные этапы, такие как государственная регистрация (созданного юридического лица либо гражданина как предпринимателя) и постановка на налоговый учет. Есть же этапы, необходимые только для отдельных видов деятельности. Это могут быть:

  • получение лицензии;
  • вступление в саморегулируемую организацию (СРО);
  • получение от своей СРО определенных разрешений и др.

Все ее виды можно разделить на 2 группы:

  • те, которые нужно начинать в уведомительном порядке;
  • и те, в отношении которых он не применяется.

В первом случае предполагается подача уведомления о начале ведения предпринимательской деятельности в соответствующий орган исполнительной власти. То, какой орган уведомляется, зависит от вида предполагаемой деятельности и определяется Правительством РФ.

Каковы цели уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности

Чтобы понять, каковы цели уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, нужно вспомнить: представители интересов бизнеса регулярно указывают на необходимость снижения всех видов нагрузки на предпринимателей. Одним из способов достижения поставленной задачи стало внедрение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в 2009 году.

Его введение должно помочь достичь ряда принципиально важных целей:

  • Облегчения начала предпринимательской деятельности путем снижения количества документации, которую необходимо подать предпринимателю для открытия бизнеса.
  • Ускорения появления новых субъектов предпринимательства. Теперь достаточно просто подать уведомление до начала фактического функционирования организации, а срок рассмотрения обращения — 1 сутки.
  • Облегчения доступа граждан к услугам по уведомлению о начале предпринимательской деятельности. Теперь для подачи уведомления достаточно обратиться в МФЦ, существует возможность сделать это в электронном виде через портал госуслуг. С 01.01.2018 подать уведомление можно и не по месту предполагаемой деятельности (см. постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1500).
  • Снижения риска коррупционных преступлений путем отмены необходимости лично согласовывать начало предпринимательской деятельности с почти десятком отдельных государственных органов и служб.
  • Снижения нагрузки на отдельные государственные органы и структуры, работники которых теперь освобождены от необходимости лично принимать предпринимателей.

В каких случаях и как подается уведомление в СЭС или Ространснадзор о начале деятельности

Уведомление направляется предпринимателями в отраслевой орган, контролирующий вид деятельности, которым ИП или юрлицо планируют заниматься.

Так, уведомление о начале гостиничного бизнеса, оказания бытовых услуг населению и других видов деятельности, предусмотренных в пп. 1–18, 22–53, 56–64, 67, 73, 74, 76–78 перечня работ и услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, направляется в Роспотребнадзор. При этом уведомление СЭС о начале деятельности как предпринимателя отдельно не подается, так как данная служба — подразделение Роспотребназдзора.

Если же предполагается ведение деятельности, предусмотренной пп. 19–21, 68–72 перечня работ и услуг, утвержденного постановлением № 584, то придется подавать уведомление о начале деятельности в Ространснадзор.

Что касается образца уведомления в СЭС о начале деятельности, то, как уже было сказано, документ направляется в адрес Роспотребнадзора, а единый бланк для подачи в любую из уполномоченных служб утвержден постановлением № 584.

Правила подачи уведомления

Уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности утвержден постановлением № 584.

Правила подачи просты:

Могут ли отказать в приеме уведомления и какова ответственность за уклонение от его подачи

Оснований для отказа в приеме уведомления не предусмотрено. Если просмотреть административные регламенты отраслевых министерств и ведомств, посвященных учету уведомлений от предпринимателей, то можно найти основания для отказа в учете принятого уведомления.

По факту таковое есть одно: представленный документ не отвечает требованиям приложения 2 к постановлению № 584. Пример тому — п. 51 административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 26.09.2017 № 399, прямо предусматривающий такое основание для отказа в учете уведомления.

Вторая причина отказа — отсутствие хотя бы одной из копий обязательных документов:

  • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.

Если же, не разобравшись в том, как начать предпринимательскую деятельность с нуля, предприниматель проигнорирует такую обязанность, то ему грозит привлечение к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение порядка уведомления о начале предпринимательской деятельности в виде денежного штрафа в размере до 20 000 руб. Если же в процессе уведомления будут поданы недостоверные сведения, то штраф возрастет до 30 000 руб.

Резюмируя, скажем, что уведомительный порядок должен существенно облегчить начало предпринимательской деятельности в России, однако на практике проблем еще достаточно. С принятием постановления № 584 в значительной мере снизились бюрократические барьеры и ускорился процесс формирования новых экономических единиц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: