Охарактеризуйте идеи первых русских социалистов что такое общинный русский социализм кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

2. 1) Первые русские социалисты -В.Г.Белинский -М.В.Буташевич - Петрашевский -А.И.Герцен -И.П.Огарев

Содержание:
1) Первые русские социалисты
-В.Г.Белинский
-М.В.Буташевич - Петрашевский
-А.И.Герцен
-И.П.Огарев

3. Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский

Виссарио́н
Григо́рьевич Бели́нский
Виссарион Белинский — русский
критик, публицист,
философ.(1811-1848) Виссарион
Белинский родился в 1811 году в
Финляндии. С детства Белинский
интересовался изучением
русского языка и литературы.

4. Идея: социализм Белинского — мечта о великой и свободной России, где нет ни крепостного права, ни самодержавного произвола. Его

5. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский

Петрашевский-Буташевич
Михаил Васильевич(1821-1866)
сын B. M. Петрашевского,
родился 1-го ноября 1821 года;
воспитывался в Императорском
Александровском Лицее, где и
окончил курс в 1839 году и сейчас
же по выходе поступил в
Петербургский университет, где и
кончил в 1841 году курс
юридических наук со степенью
кандидата.

7. Александр Иванович Герцен

Наиболее последовательный проводник социалистических
идей, А. И.Герцен в своих философских взглядах прошел
путь от идеалиста до материалиста. В 1847 г. Герцен уехал
за границу. Запад привлек его своими, как казалось ему,
демократическими традициями. Однако там его ждало
разочарование. Революционные события 1848 г. породили у
Герцена скептическое отношение к западному обществу и
его перспективам. Идеалом для него стала русская сельская
община, которую он считал зачатком социалистического
переустройства всего общества. В августе 1852 г. Герцен
переехал в Лондон, где основал Вольную русскую
типографию.

10. Первые бесцензурные издания

11. Николай Платонович Огарев

Огарев Николай Платонович (24
ноября (6 декабря) 1813 – 31 мая
(12 июня) 1877 ) - поэт,
революционер-демократ,
ближайший друг и соратник А.И.
Герцена.

Охарактеризуйте идеи первых российских социалистов. Что такое общинный (русский) социализм?

  • Безпрозванныйх Ирина
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-28 23:28:49
  • 12
  • 1

Выдающийся литературный критик В. Г. Белинский стал одним из первых в Рф пропагандистов учения социалистов. В 1847 г. вышла книжка Н.В.Гоголя Избранные места из переписки с приятелями. Письмо Белинского к Гоголю по предлогу этого творенья разошлось по Рф с бессчетными вставками, отражающими самые конструктивные настроения. В письме говорилось, что Наша родина представляет собой страшное зрелище страны, где люди ведут торговлю людьми, где нет, не только никаких гарантий для личности, чести и принадлежности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только громадные компании различных служебных воров и грабителей.
Активно занимались распространением этого письма и члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского в Петербурге. В кружке дискуссировались доклады, в которых раскрывались теории французских социалистов. У ряда петрашевцев появилась мысль организации вооруженного восстания. В 1849 г. большая часть членов кружка была арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Трибунал приговорил 21 человека к расстрелу, замененному каторгой.
Более поочередно социалистические идеи проводил выдающийся публицист и мыслитель А. И. Герцен. В 1847 г., давно теснее внесенный властями в реестр неблагонадежных людей, он уехал за границу. Запад завлекал его своими, как казалось, демократическими традициями, но кровавое угнетение революций 1848 г. породило у Герцена скептическое отношение к западному обществу и перспективам его развития. Восприняв идеи славянофилов, он пришел к выводу, что главной необыкновенностью России является сохранение в ней фермерской общины. Построенная на базе равенства, взаимопомощи и самоуправления, община обязана была стать основой социалистического переустройства страны. Необходимо только высвободить фермеров от власти помещиков и страны. Так появилась теория общинного, или русского, социализма.
В феврале 1853 г. Герцен сделал в Лондоне Свободную русскую типографию. Тут печатались альманах Полярная Звезда (1855 1869) и газета Колокол (1857 1867) бесцензурные издания, переправлявшиеся из-за границы в Россию. С 1856 г. к работе в типографии был подключен ближайший друг и единомышленник Герцена Н.П. Огарв.

· освобождении крестьян с землей без всякого выкупа,

· ликвидации помещичьего землевладения,

· введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей,

· «Сохранить общину и освободить личность,

· распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство,

· освобождении крестьян с землей без всякого выкупа,

· ликвидации помещичьего землевладения,

· введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей,

· «Сохранить общину и освободить личность,

· распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство,

1. права каждого на землю,

2. общинного владения ею,

3. мирского управления.

Что касается Фонвизина, то он, во-первых, был абсолютно чужд стремления растворить русскую общину в православии.

Эти слова могут быть в равной степени отнесены и к декабристу М. А. Фонвизину.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Эйнштейн и социализм

ОБЩИННЫЙ ДУХ В НОВОЙ АНГЛИИ

ОБЩИННЫЙ ДУХ В НОВОЙ АНГЛИИ Почему община Новой Англии столь любима теми, кто в ней живет? — Почему в Европе так трудносоздаются общины?— Общинные права и обязанности, содействующие зарождению общинного духав Америке. — Понятие отечества в Соединенных Штатах гораздо

Глава XVI. ВТОРАЯ ЭМИГРАЦИЯ И НЕМЕЦКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Глава XVI. ВТОРАЯ ЭМИГРАЦИЯ И НЕМЕЦКИЙ СОЦИАЛИЗМ Партийный съезд 1907 г. заседал в лондонской социалистической церкви. Это был многолюдный, долгий, бурный и хаотический съезд. В Петербурге еще жива была вторая Дума. Революция шла на убыль, но интерес к ней, даже в английских

Глава 10. ПОСТРОЕННЫЙ В БОЯХ СОЦИАЛИЗМ

Глава 10. ПОСТРОЕННЫЙ В БОЯХ СОЦИАЛИЗМ В своих официальных выступлениях Сталин уверял, что события 1937—1938 годов лишь способствовали укреплению советского строя. В отчетном докладе на XVIII съезде партии он заявил: «Некоторые деятели зарубежной прессы болтают, что очищение

Развитой социализм

Глава вторая ВЫИГРАТЬ СОЦИАЛИЗМ

Глава вторая ВЫИГРАТЬ СОЦИАЛИЗМ Чичерин возвратился в город своей юности. Он любил его и мечтал о встрече с ним.Петроград за короткое время неузнаваемо изменился. Попрятались в подворотни, притаились бывшие люди. В фешенебельных дворцах и дворянских особняках появился

СОЦИАЛИЗМ

16. Равенство и социализм

ГЛАВА ПЕРВАЯ Утопический социализм

ГЛАВА ПЕРВАЯ Утопический социализм В нашем предыдущем изложении мы уже не раз замечали, что Чернышевский в своих общественных взглядах стоял на точке зрения утопического социализма. Теперь нам нужно подробнее обосновать это замечание.В философии Чернышевский был

ГЛАВА ВТОРАЯ Утопический социализм (Продолжение.)

ГЛАВА ВТОРАЯ Утопический социализм (Продолжение.) Чернышевский смотрит на вопрос о социализме, как и на все другие общие вопросы исторического развития, с точки зрения идеализма. И это идеалистическое отношение к важнейшим историческим явлениям свойственно было

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Социализм и политика

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Социализм и политика Тот, кто на основании сочинений Чернышевского старается составить себе понятие об его политических взглядах, сначала испытывает некоторое смущение, если только он сам не равнодушен к политике. В самом деле, человек, который был после

Счастье и социализм

Счастье и социализм Один раз в жизни я видел счастливую женщину. Это было очень давно, в семидесятые годы.Дело было так. Я шёл на работу и обогнал двух молодых женщин. Обогнал, иду и слышу их разговор за моей спиной.— Я счастлива! – говорит одна. – Я счастлива!И таким в самом

Национал–социализм и эзотеризм

Национал–социализм и эзотеризм В том же 1938 году, 5 сентября, произошло одно из самых чудовищных событий чилийской истории: бойня в Рабочем страховом фонде, когда 59 молодых национал–социалистов, вдохновленных Третьим райхом участников восстания против правительства

Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812 - 1870 гг.). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма. Подавление буржуазией восстания парижского пролетариата в июне 1848 г. Герцен глубоко переживал как поражение социализма вообще: "Запад гниет", "мещанство торжествует". Вскоре (к 1849 - 1850 гг.) Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение. В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Эти общинные начала, воплощающие "элементы нашего бытового, непосредственного социализма", препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: "Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник".

В 50-е гг. Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию, где печаталась газета "Колокол" (с 1857 г.), нелегально ввозившаяся в Россию.

По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму. "

Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

Народы Европы разработали два великих начала, доведя каждое из них до крайних, ущербных решений: "Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека". Главная задача в том и состоит, чтобы соединить права личности с общинным устройством. Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В период подготовки крестьянской реформы в России в "Колоколе" выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же "Колоколе" говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины - то и это не слишком дорогая цена. Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не "к топору", а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России. " В те же годы Герцен разрабатывал идею избрания и созыва всенародного бессословного "Великого Собора" - Учредительного собрания для отмены крепостничества, узаконения пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия. "Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, - подчеркивал он, - мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами". Начиная с Герцена идея Учредительного собрания стала органической частью социально-революционной и демократической идеологии России.

Разочарование результатами реформы 1861 г. усилило революционные настроения Герцена. Ему было ясно, что если с помощью революционного насилия можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, то построить социализм таким способом невозможно Государство, церковь, капитализм и собственность осуждены в научной среде так же, как богословие, метафизика и прочее, писал Герцен; Герцен обращал особое внимание на "международное Соединение работников" (т.е. МТР, Интернационал) как на "первую сеть и первый всход будущего экономического устройства". Интернационал и другие соединения работников "должны становиться вольным парламентом четвертого состояния".

Одним из предметов разногласия Герцена и Бакунина был вопрос о государстве.

В теории "русского социализма" Герцена проблемы государства, права, политики рассматривались как подчиненные главным - социальным и экономическим проблемам Эпоху чисто политических революций Герцен относил к пройденным этапам человеческой истории; преобразования форм государств и конституционных хартий исчерпали себя. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания - оно может служить как реакции, так и революции, тому, с чьей стороны сила. Комитет общественного спасения разрушал монархию, революционер Дантон был министром юстиции, самодержавный царь стал инициатором освобождения крестьян. "Этой государственной силой, - писал Герцен, - хотел воспользоваться Лассаль для введения социального устройства. Для чего же - думалось ему - ломать мельницу, когда ее жернова могут молоть и нашу муку?"

Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества в рассуждениях Герцена направлен против анархизма Бакунина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. "Экономический переворот, - возражал ему Герцен, - имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями" Государство, как и рабство, писал Герцен (ссылаясь на Гегеля), идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство "нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста". "Из того, что государство - форма преходящая, - подчеркивал Герцен, - не следует, что это форма уже прешедшая".

Будущее общество мыслилось Герценом как союз объединений (снизу вверх) самоуправляющихся общин: "Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государственное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не останется обособленною, она составляет клетчатку или ткань с сопредельными общинами, соединение их - волость - также управляет своими делами и на том же выборном начале".

Стержнем теории Чернышевского была разработанная Герценом идея общинного социализма в России. В свою очередь, мысли Герцена о переходе Запада (где община не сохранилась) к социализму через "работническую артель" по существу совпадали с идеями западноевропейских социалистов и Чернышевского. Споры Герцена и Чернышевского по отдельным проблемам не выходили за пределы разногласий в рамках одного направления, а общая цель была ясно сформулирована Герценом: "Великая задача, разрешение которой ложится на Россию, заключается в развитии народных элементов путем органического освоения науки об обществе, выработанной Западом".

Чернышевский наряду с Герценом заслуженно считается основоположником теории "русского социализма". Герцен при всей самобытности и глубине его мышления, большом литературном таланте не был склонен к методическому, популярному и системному изложению своих социально-политических идей. Его работы не всегда завершены, нередко содержат не выводы, а раздумья, наброски планов, полемические намеки, отдельные мысли, порой противоречивые. По воспоминаниям современников, во время встречи в Лондоне (1859 г.) Чернышевский даже сетовал на то, будто Герцен не выставил определенную политическую программу - конституционную, или республиканскую, или социалистическую. К тому же, "Колокол" и другие издания Вольной русской типографии распространялись в России нелегально; далеко не все и во всем объеме могли ознакомиться со статьями, излагающими теорию "русского социализма". Эта теория стала достоянием всей читающей России через "Современник".

В статьях Чернышевского идеи развития общинного землевладения в общественное производство, а затем и потребление получили обстоятельное, популярное и подробно аргументированное изложение в манере и форме, соответствующих общественно-политическому сознанию разночинной интеллигенции. Широкая эрудиция, поразительная работоспособность и талант публициста, наряду с острой социально-политической направленностью его журнала, принесли Чернышевскому славу властителя дум радикально мыслящей молодежи своего времени. Немалую роль в этом сыграл революционный тон "Современника", занимавшего крайне левую критическую позицию в публицистике периода подготовки и проведения крестьянской реформы.

Чернышевский считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений нации посредством реформ В публицистических статьях, в очерках по истории Франции, в рецензиях на различные произведения Чернышевский и Добролюбов вели антиправительственную революционную пропаганду, используя эзопов язык, параболы, намеки и исторические параллели. Об устройстве власти, которая заменит свергнутое самодержавие, бегло говорилось в приписываемой Чернышевскому прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" (1861 г.). В этой прокламации одобрялись страны, в которых народный староста (по иностранному - президент) выбирается на срок, а также царства, где царь (как у англичан и французов) ничего не смеет сделать без народа и во всем народу оказывает послушание.

Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтами, обусловленными несоответствием между уровнем производства и потребностями людей. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям (принцип Луи Блана) исчезнут конфликты между людьми, а тем самым и надобность в государстве. После длительного переходного периода (не менее 25-30 лет) будущее общество сложится в федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, перешедших в собственность работников. В статье "Экономическая деятельность и законодательство" Чернышевский, резко критикуя теорию буржуазного либерализма, доказывал, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается только заменой частнособственнического строя общинным владением, которое "совершенно чуждо и противно бюрократическому устройству".

Негативное отношение теоретиков "русского социализма" к формальному равенству, к парламентаризму впоследствии немало способствовало принципиально отрицательному отношению народников (до 1879 г.) к политической борьбе, к конституционным правам и свободам.

После отмены крепостного права наступил спад в распространении и развитии идей "русского социализма

Признанным идеологом народничества являлся и теоретик анархизма М. А. Бакунин (см. § 3). Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной , интернациональной социальной революции. Славяне, в противоположность немцам, не питают страсти к государственному порядку и к государственной дисциплине. Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. "Прибавление А" к книге "Государственность и анархия" стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного бунта.

Исходя из основных положений теории "русского социализма", Бакунин писал, что в основании русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых, убеждение, что вся земля принадлежит народу, во-вторых, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), "общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству".

Вместе с тем, предупреждал Бакунин, русскому народному идеалу присущи и затемняющие черты, замедляющие его осуществление: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя. В виде четвертой черты можно прибавить христианскую веру, писал Бакунин, но в России этот вопрос не так важен, как в Западной Европе.

Всеобщему народному восстанию в России препятствуют замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Нужно, соблюдая самую педантичную осторожность, связать между собой лучших крестьян всех деревень, волостей, по возможности - областей, провести такую же живую связь между фабричными работниками и крестьянами. Бакунину принадлежит идея всенародной газеты для пропаганды революционных идей и организации революционеров.

Призывая образованную молодежь к пропаганде, подготовке и организации всенародного бунта, Бакунин подчеркивал необходимость действий по строго обдуманному плану, на началах самой строгой дисциплины и конспирации. При этом организация социальных революционеров должна быть скрытой не только от правительства, но и от народа, поскольку свободная организация общин должна сложиться как результат естественного развития общественной жизни, а не под каким-либо внешним давлением. Бакунин резко порицал доктринеров, стремившихся навязать народу политические и социальные схемы, формулы и теории, выработанные помимо народной жизни. С этим связаны его грубые выпады против Лаврова, ставившего на первый план задачу научной пропаганды и предполагавшего создание революционного правительства для организации социализма.

Последователи Бакунина в народническом движении назывались "бунтари". Они начали хождение в народ, стремясь прояснить сознание народа и побудить его к стихийному бунту. Неудача этих попыток привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили (но не вытеснили) "пропагандисты", или "лавристы", ставившие задачей не подталкивание народа к революции, а систематическую революционную пропаганду, просветительство, подготовку в деревне сознательных борцов за социальную революцию.

В отличие от Бакунина, Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история". Главные положения рабочего социализма Лавров определял следующим образом: "Прекращение эксплуатации человека человеком.

Существенные разногласия Лаврова и Бакунина сводились к тому, что если первый считал государство только средством для достижения социальных целей, то второй замечал склонность государства становиться самоцелью;.

Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844-1885 гг.). С 1875 г. он издавал (в Женеве) журнал "Набат" с эпиграфом: "Теперь, или очень нескоро, быть может - никогда!"

Задача революционеров в том, чтобы ускорить процесс общественного развития;

Партия умственно и нравственно развитых людей, т.е. меньшинство, должна получить материальную силу путем насильственного переворота.

Ткачев оспаривал распространенное среди народников мнение о развращающем влиянии власти на государственных деятелей. Робеспьер, Дантон, Кромвель, Вашингтон, обладая властью, не стали от этого хуже; что касается наполеонов и цезарей, то они были испорчены задолго до их прихода к власти. При помощи революционного государства правящая партия будет подавлять свергнутые классы, перевоспитывать консервативное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в области экономических, политических, юридических отношений ("революция сверху"). В числе этих реформ Ткачев называл постепенное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий производства, устранение посредничества при обмене, устранение неравенства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), развитие общинного самоуправления, ослабление и упразднение центральных функций государственной власти.

Организованная в 1876 г. социально-революционная партия "Земля и Воля" принципиально отрицала борьбу за политические права и свободы, за конституцию. Народник Степняк-Кравчинский писал (в 1878 г.), что социалисты-революционеры могут ускорить падение правительства, однако не смогут воспользоваться конституционной свободой, так как политическая свобода усилит буржуазию (владельцев капитала) и даст ей возможность сплотиться в сильную партию против социалистов. Надежда остается только на социально-экономическую революцию. Кроме того, среди социалистов-революционеров времен партии "Земли и Воли" было распространено отрицательное отношение к формальному праву как к буржуазному обману. Широкую известность получило рассуждение Чернышевского: "Ни мне, ни вам, читатель, - писал он, обращаясь к читателям "Современника", - не запрещено обедать на золотом сервизе; к сожалению, ни у вас, ни у меня нет и, вероятно, никогда не будет средства для удовлетворения этой изящной идеи; поэтому я откровенно говорю, что нимало не дорожу своим правом иметь золотой сервиз и готов продать это право за один рубль серебром или даже дешевле. Точно таковы для народа все те права, о которых хлопочут либералы".

В 1879 г. "Земля и Воля" раскололась на две партии: "Народная Воля" (признавала необходимость политической борьбы) и "Черный передел" (оставалась на прежних позициях). Один из деятелей "Народной Воли" Кибальчич в связи с этим писал о трех категориях социалистов: одни держатся якобинских тенденций, стремятся захватить государственную власть и декретировать политический и экономический переворот ("Набат" Ткачева); другие ("Черный передел") отрицают значение политических форм и все сводят к экономической сфере; третьи ("Народная Воля") дают синтез того и другого, исходя из связи и взаимодействия экономики и политики, стоят за политическую революцию на основе назревшего экономического переворота, за единство действий народа и социально-революционной партии.

Теория "русского социализма" и народничество имели общеевропейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно "лавристы") и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов. Неприязненные отношения между Герценом и Марксом, а затем соперничество Маркса и Бакунина за преобладание в I Интернационале наложили отпечаток на ряд суждений Маркса о народничестве как о стремлении "одним махом перескочить в анархистско-коммунистически-атеистический рай". Однако основательное решение теорией "русского социализма" поставленного еще Фурье вопроса о возможности перехода от низших стадий общественного развития к высшим, минуя капитализм, потребовало обоснованного анализа и оценки этой теории.В ряде опубликованных работ Маркс и Энгельс (в предисловии к русскому изданию 1882 г. "Манифеста коммунистической партии", в ответе Энгельса на полемичную статью Ткачева в 1875 г. и др.) писали, что русское общинное землевладение может стать исходной точкой коммунистического развития при условии победы в Западной Европе пролетарской революции, которая доставит русскому крестьянству материальные средства и другие условия, необходимые для такого развития.

Читайте также: