Анализ цифровой трансформации школы

Обновлено: 05.07.2024

53% российских школ не имеют доступа к цифровым платформам; 18,4% педагогов вообще не видят пользы от применения цифровых технологий в учебном процессе; только 19% школьников отметили, что новые технологии помогают им усваивать учебный материал.

Сама формулировка поворачивала дискуссию в русло обсуждения острых проблем, накопившихся в сфере цифровой трансформации школ.

Единообразие на фоне неравенства

Исследование было организовано специалистами Центра общего и дополнительного образования имении А.А. Пинского в два этапа – осенью 2020 года и весной – в начале лета 2021 года.

Школы оценивались по семи направлениям, в числе которых: цифровая инфраструктура организаций; использование учителями информационных технологий на разных этапах педагогического процесса; формирование цифровой компетентности учащихся.

Ученые провели мониторинг большой выборки школ из всех 85 российских регионов, включая образовательные организации, принимающие участие в эксперименте по цифровой образовательной среде (ЦОС).

Эксперты ставили перед собой задачу проанализировать специфику, связанную с реализацией политики цифровой трансформации непосредственно на местах, и вывод оказался не очень утешительным.

Кроме того, ученые проанализировали расходы школ, и по итогам этого анализа выяснилось, что частные школы тратят значительно больше на цифровую трансформацию, чем государственные и муниципальные. Так, по данным Федерального статистического наблюдения за 2020 год, затраты на внедрение и использование цифровых технологий в расчете на 1 частную школу составили 14 млн рублей, а за тот же период в госсекторе на одну городскую школу – 5605 млн рублей, на сельскую – 2241 млн, причем в последнем случае они сократились более чем втрое по сравнению с 2019 годом.

Основная доля бюджетных средств (86%) направляется на покупку и техобслуживание оборудования, на оплату услуг связи, и лишь 10% идёт на развитие: на приобретение программного обеспечения и цифрового контента, их доработку и адаптацию. То есть та зона, которая является очень важной в области цифровой трансформации, на сегодняшний день финансируется пока что недостаточным образом.

Но самая главная проблема, по мнению специалистов, заключается в цифровом неравенстве: 53% российских школ не имеют доступа или не используют возможности доступа к цифровым платформам.

То есть в федеральном масштабе делается акцент на создание единого образовательного пространства посредством цифровизации, а задача преодоления цифрового неравенства остается нерешенной?

А также в области отчетов мы впереди планеты всей

Но если в школах цифровая трансформация пока что идёт неравномерно, то в области управления системой образования цифровая трансформация практически уже произошла. Переведены в электронный формат 94% организационных вопросов (в том числе запись в детские сады и школы); учет контингента оцифрован на 81%; 77% документооборота между органами власти осуществляется с помощью дистанционных технологий, так же как информационное взаимодействие с гражданами (76%).

Для управленцев это обеспечение школ современным техническим оборудованием и надежная система цифровой безопасности, для учителей – мотивация учащихся к обучению, в то время как международные тренды рассматривают цифровые технологии как средство расшколивания, интеграции образования с современной наукой и производством, использование сетевых возможностей для преодоления границ.

Что думают о цифровых технологиях дети, родители, учителя?

В родительской среде распространены мифы и страшилки о том, что цифровая школа вытеснит реального учителя.

Однако хорошо известно, что информационные технологии сами по себе не улучшат качество образования, если их использовать только в качестве более продвинутых инструментов, а переход к цифровой трансформации невозможен без обновления всей системы.

По словам Ирины Дворецкой, в массовой практике сейчас происходит в основном простое замещение традиционных методов цифровыми: например, прослушивание и просматривание аудио- и видеосюжетов в интернете, поиск информации в Сети, работа с текстами, таблицами и презентациями.

По итогам исследования были сделаны вполне ожидаемые выводы о том, что молодые учителя больше и легче используют цифровые технологии в своей работе, в отличие от возрастных педагогов, 46% которых, согласно опросам, испытывают трудности в дистанционном обучении. Как отмечают специалисты, на уровне школ происходит неформальное взаимообучение педагогов, пока таких примеров немного, но и они внушают некоторый оптимизм.

В то же время совсем не радует тот факт, что 18,4% педагогов вообще не видят никакой пользы от применения цифровых технологий в учебном процессе. Ученые связывают это с отсутствием необходимых условий во многих школах, где, по их словам, стоят устаревшие компьютеры.

Отчасти такая позиция отражается и в отношении учеников: только 25% школьников, по опросам прошлого года, признали авторитет педагогов в этой сфере, но в текущем году этот показатель снизился до 18%.

Да и сами подростки не слишком оптимистично оценивают эффективность применения цифровых инструментов в образовании: если по опросам, проводившимся осенью прошлого года, 26% из них отметили, что новые технологии помогают им усваивать учебный материал, то весной нынешнего года только 19% положительно ответили на этот вопрос.

Какие задачи предстоит решить в первую очередь?

Несмотря на неутешительные данные исследования, эксперты не торопятся делать однозначно пессимистические выводы.

По мнению начальника Центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования Дмитрия Кулагина, о цифровой трансформации школ говорить еще очень и очень рано, однако происходящая информатизация образования как раз работает на общую задачу.

Но есть проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.

Во-первых, совершенствовать образовательный контент – в содержательном, методическом и дидактическом аспектах.

Во-вторых, обеспечить доступность цифровых технологий – не только на технологическом, но и на компетентностном уровне.

В-третьих, активно внедрять системы искусственного интеллекта для решения рутинных учебных задач и усиливать интеграцию цифровых образовательных ресурсов с педагогическим процессом и с цифровой дидактикой.

И эти проблемы уже решаются на государственном уровне.

Главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Александр Уваров порекомендовал включить в исследование те пилотные передовые образовательные организации, где действительно сделаны пусть первые, но решительные шаги в сторону трансформации образования, поддержанной цифровыми технологиями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фамилия Имя Отчество

Место работы

Субъект России

Шкурин Дмитрий Николаевич

Владимирская область

1 Задачи и представление результатов

Что из материалов курса актуально для моей школы?
Что будете изменять в школе?

Ожидаемые результаты (выгоды)

Описание действий для реализации

Цифровое детство, как особый исторический тип детства: культурно-исторический подход (Галина Солдатова)

ИКТ изменяют пространство жизнедеятельности ребенка и влияют на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне.

Интернет не просто технологии, это – среда обитания, которая выступает источником развития и фактором социализации.

Интернет – культурное орудие, способствующее порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов

обучающийся будет развиваться, используя цифровые образовательный технологии, реализует часть своих потребностей. Ведь зона ближайшего развития задается не только значимыми взрослыми, но и онлайн- средой.

Ожидаемый результат :

100% родителей и обучающихся будут в курсе событий происходящих в школе;

80% будут принимать активное участие в онлайн мероприятиях, это станет источником развития и социализации обучающихся;

50% будут принимать активное участие в создании онлайн мероприятий, что поможет развивать командное мышление.

Развитие у обучающихся цифровой компетентности - готовности и способности личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации.

Образовательные события

Это одна из форм работы, которое в последние 3 года активно вошла в деятельность нашей школы, по результатам анализа анкет обучающихся наиболее запомнившимися мероприятиями по итогам года являются образовательные события. В период пандемии на массовые мероприятия наложен запрет, поэтому необходимо перенести их в смешанный режим или онлайн режим.

Изучить потребности обучающися, провести анкетирование, (например используя Google Формы ).

Составить план мероприятий, согласно потребностям обучающихся, а также рекомендациям Министерства просвещения.

Разработка онлайн образовательных событий.

Проведение мероприятий на сайте школы, в сети Интернет.

Персонализация

Проанализировать образовательные потребности обучающихся.

Пересмотреть учебные планы.

Часть тем перевести в дистанционное обучение.

За изучение дополнительных тем разработать накопительную систему оценивания.

На сайте школы организовать дистанционные спецкурсы для индивидуального развития интересов ребенка.

Провести онлайн-марафон для педагогов, во время которого обучить новым цифровым технологиям.

Провести обучающиеся семинары по цифровой трансформации.

Организовать на сайте школы индивидуальное обучение родителей с целью помочь родителям преодолеть цифровой разрыв.

Ожидаемые результаты (выгоды)

Описание действий для реализации

Наполнение единой методической цифровой платформы (СЭДО Владимирской области).

Учителя школы будут активно делиться своими методическими продуктами, а также взять уже готовые продукты для использования в работе. На платформе будет проходить обучение педагогов, которое поможет непрерывно обучаться (было бы желание и время).

Разработать единую методическую платформу.

Подключить к платформе педагогов образовательных организаций.

Предложить учителям поделиться готовыми продуктами и объединиться в группы для создания новых.

Использование единой платформы как для обучения учащихся, так и для внеклассных мероприятий. На платформе должна быть единая система формирующего оценивания. (СЭДО Владимирской области).

Поможет школам, в которых не хватает педагогических кадров выйти из затруднительного положения, так как на платформе будут размещены уроки и проверочные материалы, а накопительная система оценивания позволит ребятам видеть свои недостатки и стремиться повысить результаты, имея возможность вернуться к изучаемому материалу.

Создать платформу для единых образовательных ресурсов.

Разместить материалы по предметам.

Разработать систему оценивания.

Разработать положение о платформе.

Создать (с использованием Интернет) единую базу заполнения отчетности.

Создание единой базы сбора отчетности поможет учителям больше времени уделять самообразованию. Все мы знаем, что несколько раз в неделю могут прийти таблицы с одной и тоже информацией, которые СРОЧНО. Надо заполнить. Наличие единой базы отчетности поможет органам управления образования видеть реальные результаты по каждой школе. Также хотелось бы видеть такую же базу об обучающихся, где отражаются все учебные результаты, результаты внеурочных достижений ребенка.

Органам управления образования разработать единую базу отчетности.

Руководителям образовательных организаций ввести данные о школе.

Заместителям директора и педагогам заполнять данные по мере их поступления.

2Пояснения, комментарии, дополнительные сведения, схемы

Пояснение к тезису 1. Цифровое детство, как особый исторический тип детства: культурно-исторический подход (Галина Солдатова)

На сегодняшний день появляется новая тенденция в исследованиях – рассматривать онлайн и офлайн не как отдельные реальности, или онлайн как еще одну реальность, которая является расширением – дополнением к обычной, а как единое информационное пространство, в котором сложным образом переплетаются и объединяются онлайн и офлайн повседневной жизни человека. Для нового поколения онлайн и офлайн уже не изолированные сферы жизнедеятельности, их границы размыты. Новая смешанная реальность диктует необходимость усвоения новых норм и правил взаимодействия с ней, а также технологий, с помощью которых возможна реализация этого взаимодействия.

В настоящее время происходит закрепление за социальными сетями статуса важнейших для подростков площадок самопрезентации, освоения различных социальных ролей, экспериментирования с идентичностью и самореализацией. Приведем некоторые данные за 2019 год:

90 % подростков имеют свой профиль в социальных сетях;

60 % - пользуются различными мессенджерами и IP телефонией;

33 % - являются активными пользователями различных форумов.

В каждой образовательной организации есть свой сайт в сети Интернет, во всех образовательных организациях Владимирской области есть своя страница в сети Инстаграм, многие образовательные организации имеют страницы в таких социальных сетях, как ВКонтакте, Одноклассники, Фэйсбук. Министерство просвещения России также открыло свой канал на ютубе, страницу ВКонтакте.

Причины использования социальных сетей:

75 % - общаться с другими людьми,

68 % - быть в курсе происходящего с другими людьми и событий в мире,

55 % - развлечься и отдохнуть,

18 % - показать другим, что происходит со мной,

18 % - заниматься творчеством,

7 % - повысить свой статус в глазах окружающих.

Пояснение к тезису 2 . Персонализация образования

Проанализировав презентацию Галины Солдатовой, а также проведя опрос среди родителей, мы выбрали одним из направлений персонализации: индивидуальное обучение родителей и поставили задачу помочь родителям преодолеть цифровой разрыв.

По материалам исследования, проведенного в 2013 году:

90% родителей не знают о средствах технического контроля за безопасностью ребенка

90% родителей не интересуются, что за программное обеспечение стоит на компьютере ребенка

92% родителей не могут помочь детям при решении всех проблем в Сети

46% родителей чувствуют себя неуверенными интернет-пользователями

84% детей не обращаются за помощью к родителям

Каждый третий родитель не знает о проблемах ребенка в Интернете

Каждого пятого родителя пользоваться Интернетом научили дети

Более половины детей не считают полезной помощь родителей.

Родители: 6 лет спустя (2013–2019гг.)

Не используют интернет

Пользуются интернетом каждый день

Делают что-то вместе с ребенком в интернете

Устанавливают правила использования интернета

Знают о средствах технического контроля

Как видно из таблицы ситуация меняется, но цифровой разрыв между многими детьми и родителями все еще остается.

В апреле-мае 2021 года была проведена волна Мониторинга, в которой приняли участие более 700 школ из 85 регионов Российской Федерации. Это более 2000 школьных администраторов, более 15 тысяч учителей и более 20 тысяч старшеклассников (обучающихся 9-11 классов). Одновременно с проведением опросов эксперты Мониторинга провели ряд контрольных визитов в образовательные организации с тем, чтобы верифицировать данные, полученные опросным путем, а также получить информацию, которая иными способами оказывается недоступна.

Наличие стратегии/ программы цифровой трансформации или информатизации школы, в том числе и в качестве части основной образовательной программы, были отмечены в 63% посещенных школ, а как отдельный документ в школе – в 27% случаев.


Наличие стратегии/ программы информатизации/ цифровой трансформации школы, % от общего количества общеобразовательных организаций-участниц мониторинга в форме экспертных выездов, по которым были получены данные.

Год разработки стратегии/ программы цифровой трансформации или информатизации школы варьирует от 2015 до 2021 гг., наиболее распространенными являются стратегии 2020 и 2021 гг. (суммарно 59%).

Кроме того, вопросам цифрового обновления образовательных организаций могут быть посвящены и другие документы (разделы документов). Анализ показал, что:

  • Локальные нормативные акты, регламентирующие работу участников общего образовательного процесса в цифровой среде (приказы, инструкции, регламенты, протоколы и т.д.) в среднем разрабатывались в 2020 г.; планируется обновление в ближайшее время – в 61% случаев.
  • Публичный доклад/ отчет директора школы, представленный не ранее 2020 г. был представлен в 83% школ. Наличие в оглавлении разделов/ подразделов о цифровой трансформации были отмечены экспертами в 44% соответствующих документов.

В подавляющем большинстве школ (93%) существует сотрудник, ответственный за процесс цифровой трансформации образовательной организации. При этом, задачами по цифровой трансформации/ информатизации школы наиболее часто занимается учитель информатики (33% школ). В 31% образовательных организаций ответственным за цифровую трансформацию/ информатизацию школы является заместитель директора (без выделенной сферы ответственности), в 20% школ – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Технический специалист или инженер был отмечен в качестве ответственного за цифровую трансформацию/ информатизацию школы в 16% случаев, заместитель директора образовательной организации по ИКТ или информатизации – в 10% и сетевой или системный администратор – в 9%. Такие цифры свидетельствуют об интеграции специализированных сотрудников в работу с задачами по цифровой трансформации в школах.

Наличие доплаты (в т.ч. стимулирующих выплат, премий и др.) за деятельность ответственного за все процессы цифровой трансформации школы сотрудника есть в 69% школ, однако в 8% они предусмотрены не для всех соответствующих сотрудников, когда их больше 1. В 31% школ подобная практика вовсе не предусмотрена.


Наличие доплаты (в т.ч. стимулирующих выплат, премий и др.) за деятельность ответственного за все процессы информатизации/ цифровой трансформации школы сотрудника.

Среди обследованных школьных пространств, наиболее часто размещение публично доступной информации, относящейся к цифровым технологиям, встречается в кабинетах информатики – здесь размещаются регламенты доступа к ресурсам медиацентра, правила использования цифровых технологий и/или гаджетов в школе, правила безопасного поведения в интернете и/или нетикета непосредственно в самих школах, а также пароль Wi-Fi.

В меньшей степени такая информация находится в библиотеках (несмотря на то, что именно библиотека, наряду с кабинетами информатики, является одним из пространств, где учащиеся наиболее часто имеют доступ к работе с цифровыми ресурсами вне уроков в тех школах – доступ к школьным компьютерам вне уроков в обследованных школах предоставляется в 82% кабинетов информатики и 56% библиотек).

Еще одним этапом в анализе освоения цифровых технологий в учебном процессе стало включенное наблюдение на уроках, в рамках которых эксперты оценивали применения цифровых технологий учителями и учащимися.

Среди оборудования, с которым работали учителя и учащиеся на наблюдаемых экспертами занятиях, наиболее часто использовалась интерактивная доска – в 69% уроков.


Использование оборудования на уроках, в которых проводились включенные наблюдения, %

В перечне другого цифрового оборудования, используемого в ходе наблюдаемых экспертами уроков, были отмечены цифровые микроскопы, 3D-принтеры, видеокамера, мобильные телефоны учащихся и наушники.

Наиболее популярной цифровой технологей в ходе наблюдаемых занятий стало использование инструментов для работы с текстами, таблицами и презентациями в цифровом формате. К поисковым сервисам и программам для прослушивания аудио и просмотра видео на занятиях обращались в ходе 50 и 54% уроков. Коллекции цифровых образовательных ресурсов использовались в 42% занятий. В целом, полученные данные совпадают с той информацией, которая была получена при опросах учителей и школьных администраторов.


Использование цифровых технологий на уроках, в которых проводились наблюдения, %

Во время f2f-интервью, которые проводились во время экспертных визитов, выявлялись также наиболее часто используемые учителями цифровые инструменты и сервисы:


Примеры наиболее часто используемых учителями цифровых инструментов/ сервисов в общеобразовательных организациях.

Среди наиболее популярных цифровых инструментов и сервисов, используемых учителями, выделяются Учи.ру, ЯКласс, РЭШ, Яндекс.Учебник, МЭШ, РешуЕГЭ, Дневник.ру, Zoom и СберКласс.

Однако в этом случае экспертами отмечались и различные понимания цифровых инструментов и сервисов в школах, когда в качестве таковых приводились примеры цифрового оборудования. Кроме того, в дальнейшем необходимо будет более четко идентифицировать для каких целей используются те или иные сервисы в образовательных организациях. Пока получена только первая информация для размышления и оценки возможных путей развития ситуации.


В статье обозначены тенденции цифровизации образования и рассмотрены основные риски в области здоровья, социальных навыков и информационной безопасности участников образовательного процесса, которые могут являться актуальными при реализации единой цифровой образовательной среды. Их актуальность показана на результатах опроса преподавателей средних, средне-специальных и высших российских учебных заведений. Авторами даны краткие рекомендации по минимизации указанных рисков.

Реализация приоритетных проектов в области образования предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:

- принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;

- создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;

- формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;

- создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;

- подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;

В результате конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки РФ, исполнителем проекта по созданию такого информационного ресурса стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) [3].

Проблемы создания безопасной образовательной среды.

  • единство образовательного пространства на всей территории страны;
  • повышение качества образования во всех регионах России;
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
  • создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

20 лет методичной работы над внедрением технологий в школы позволили провести переоснащение школ, в том числе и сельских, обеспечить для них доступ к сети Интернет, а также реализовывать дистанционное и инклюзивное обучение для детей с особыми потребностями [4].

Учитывая это, можно сказать, что у отечественной образовательной системы накопился внушительный опыт и комментарии о том, какие преимущества и недостатки имеет глобальная цифровизация российского образования. Введение единой цифровой образовательной системы само по себе порождает ряд рисков, которые угрожают обеспечению безопасности участников образовательной деятельности (учащиеся, преподаватели) различных аспектов их жизнедеятельности (например, угрозы ослабления социальных и коммуникативных навыков, ухудшение физического и психоэмоциального здоровья и т.п.). Помимо всего прочего, имеют место и информационные риски, связанные с информационной безопасностью образовательного процесса в условиях цифровой экономики.

В связи с этим была поставлена задача – провести анкетирование преподавателей школ, колледжей и университетов для анализа вероятных негативных последствий от реализации повсеместного цифрового обучения.

Анкетирование работников образования. В октябре-декабре 2019 года было проведено анкетирование преподавателей школ, колледжей и университетов, результаты которого были статистически обработаны.

В основу расчета репрезентативной выборки положена формула, учитывающая уровень доверия к результатам, полученным при исследовании РВ, а также допустимый предел погрешности.

где N – численность генеральной совокупности, e – предел погрешности в виде десятичной дроби, Z – уровень доверия (Z-оценка), p – процентная доля интересующей исследователя части выборки, продемонстрировавшей определенное поведение в ходе предыдущих испытаний (также в виде десятичной дроби). При первичном исследовании рекомендуемое значение p = 0,5.

Предел погрешности – это процентное значение, показывающее, с какой вероятностью мнения и поведение выборки отклоняются от мнения и поведения общей совокупности. Уровень доверия указывает, насколько достоверными являются полученные результаты; общепринятые стандарты, используемые исследователями: 90%, 95% и 99% (фактически уровень доверия 95% означает, что, если повторить одно и то же исследование при одинаковых условиях 100 раз, 95 раз из 100 результаты будут находиться в пределах погрешности). При определении размера выборки используется Z-оценка уровня доверия – мера стандартного отклонения определенной доли от средней величины (1,65; 1,96 или 2,58 соответственно) [5].

Состав репрезентативной выборки определяется на основе статистических данных и методологических рекомендаций по организации выборочных наблюдений Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По ее данным за 2018 год, в Российской Федерации насчитывается 1,504 миллиона педагогических работников (школ, колледжей, вузов) [6].

Риски, связанные со здоровьем учащихся. Больше всего опасений у общественности и особенно родителей вызывают риски, связанные со здоровьем учащихся. Неокрепший организм ребенка наиболее сильно подвержен внешним негативным воздействиям, а вред, который потенциально может нанести длительный контакт с техникой, все еще подвергается обсуждению и изучению научным сообществом.

Чрезмерное время, проведенное перед компьютером, влияет на качество сна, ухудшая его, откладывая момент засыпания и сокращая часы сна; экранное излучение отсрочивает выработку мелатонина; контент может способствовать физическому и психологическому возбуждению, что затрудняет засыпание. Интерактивные занятия (например, видеоигры) хуже влияют на сон, чем пассивное времяпрепровождение (просмотр ленты в социальной сети). Сокращение сна может приводить к тревоге, депрессии, сниженной самооценке у подростков.

Кроме того, чтение с экрана компьютера или ридера по сравнению с бумагой сопровождается повышением медленной дельтаактивности в затылочной области коры головного мозга, а также сохранением повышенной активации ЦНС после завершения чтения, что говорит о более выраженном утомлении.

Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность.

Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания. В итоге развивается реакция мозгового переутомления: раздражительность, плаксивость, обидчивость, депрессия, изменение аппетита, нарушение работы кишечника, беспокойный сон, неумение общаться с людьми, неумение сдерживать свои эмоции.

Информация, предъявляемая на экране, создает трудности ее зрительного восприятия и понимания. В 2,5 раза повышается амплитуда и частота движений глаз. Высокая яркость изображения вызывает повышенную активацию зрительных центров, что способствует изменению мозговых стратегий обработки воспринимаемой информации, повторение которых в процессе развития мозга может приводить к нарушению созревания структур головного мозга.

Неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника. Существует статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она впоследствии является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону.

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в легких, в то же время работающий компьютер деонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на весь организм в целом 7.

Риски утраты социальных навыков. Не меньшую обеспокоенность вызывает риск утраты детьми социальных навыков, ведь именно школа выступает в жизни ребенка в качестве места для постоянного взаимодействия с социумом – ровесниками, старшими и младшими по возрасту, т.к. в среднем четверть своего дня ребенок проводит за школьной скамьей (6 уроков с учетом перемен занимают примерно 6 часов). Социальные навыки многогранны и всеобъемлющи: умение держать субординацию, трезво принимать критику, держать себя в руках, понимать настроение другого человека и сглаживать конфликты. Также под угрозой находится институт семьи: в период обучения в школе подростки учатся общаться с противоположным полом, отрабатывают навыки полоролевого поведения. Все эти навыки могут быть утеряны, т.к. электронное пространство стирает социальные рамки – в едином поле общаются люди разных возрастов, статуса и пола [10, 11].

При проведении опроса участникам был предложен перечень рисков, связанных с социальной коммуникацией. Опрошенные выбрали, какие из рисков они считают актуальными при реализации единой цифровой образовательной среды. Участникам разрешалось выбрать несколько вариантов ответа (в том числе все варианты).

На диаграмме наглядно видно, что все перечисленные риски актуальны и вызывают опасения опрошенных, однако наиболее опасным и вероятным считается риск ослабления навыков межличностной коммуникации.

Информационные риски. Создание единой цифровой образовательной системы невозможно рассматривать без анализа информационных рисков, ведь их порождает сам факт осуществления образовательного процесса в цифровой среде.

Информационные риски можно классифицировать следующим образом:

  1. Риски нарушения конфиденциальности. Они включают в себя нелегитимное распространение личной информации участников образовательного процесса, например, контактных данных, фотографий, а также оценок и выполненных индивидуальных заданий. Последнее также связано с соблюдением авторских прав и рисками аутентичности. Распространение личных данных может привести к проблемам не только в образовательной системе, но и за ее пределами, например, когда личными данными ребенка могут воспользоваться злоумышленники с целью грабежа или травли.

2) Риск нарушения целостности образовательного контента. Он включает в себя нарушение логической целостности системы, где образовательный контент должен быть структурирован с учетом логики обучения. К нарушениям целостности также относятся технические ошибки при передаче данных по каналам связи и хранении данных и несоответствие данных эталону (например, несоответствие образовательного контента требованиям ФГОС или другим нормативно-правовым актам).

3) Риск нарушения доступности к цифровой образовательной среде. Данный риск включает в себя опасность недоступности образовательного контента, начиная от отсутствия контента по определенной теме или предмету или заканчивая блокированием или уничтожением всей образовательной среды в целом без предоставления альтернативных способов получения знаний (образовательная монополия).

4) Риск нарушения аутентичности информации. Данный риск подразумевает под собой возможность субъекта выдавать себя за другого пользователя. Этим субъектом может быть и участник образовательной платформы, и внешний злоумышленник. Результатом такой деятельности, к примеру, может стать несанкционированное изменение контента, мошеннические действия при получении образования с целью пройти экзаменацию за обучающегося, внесение изменений в балльно-рейтинговую систему и т.п.

5) Риски нарушения неотказуемости. Риски включает в себя наличие возможность отказаться от факта создания, передачи и получения информации. В качестве примера можно привести отказ от отправки оскорбительного письма или отказ от факта несвоевременной сдачи учебной экзаменации.

Вышеперечисленные риски были предложены респондентам для выбора наиболее актуальных при реализации цифровой образовательной среды.

Кроме того, опрошенные преподаватели упомянули риски в сфере авторского права, которые порождает и развивает цифровизация образовательного процесса. К таким рискам были отнесены:

- увеличение случаев плагиата среди учащихся (копирование из сети чужих материалов для выполнения контрольных работ и т.п.);

- нарушение авторских прав учителей на методические или дидактические материалы;

- уменьшение количества уникального образовательного материала.

Преимущества цифровой образовательной среды. Несмотря на все вышеперечисленные риски различных сфер общественной жизни, цифровизация привносит в образовательный процесс ряд положительных моментов. Как преимущества цифровой образовательной среды можно выделить следующие аспекты:

  1. Увеличение доступности образования. С помощью сети Интернет становятся доступны курсы именитых профессоров и педагогов из любой точки земного шара, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом нет привязки ко времени обучения: обучаться можно в свободное от работы время.
  2. Экономическая выгода. Затраты на проведение электронных курсов гораздо ниже по сравнению с традиционными курсами за счет отсутствия транспортных расходов, оплаты стоимости проживания в другом городе, расходов на саму организацию курсов (аренда помещений для проведения курсов, заработная плата обслуживающего персонала, расходы на методического обеспечение курсов, раздаточный материал), особенно если в курсах принимает большое количество слушателей.
  3. Возможность реализации более гибкой индивидуальной образовательной траектории. Для каждого обучающегося может быть разработана индивидуальная программа обучения, учитывающая его режим и потребность в знаниях. Учебную программу можно адаптировать к особенностям и потребностям всех участников образовательного процесса: из набора независимых учебных модулей можно сформировать индивидуальный учебный план, который будет отвечать индивидуальным или групповым потребностям. Электронное обучение обеспечивает равные образовательные возможности независимо от особенностей человека — состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности
  4. Уменьшение трудоемкости и освобождение преподавателей от рутинной работы: проверка домашних заданий, заполнение отчетности по успеваемости, чтение одной и той же лекции в нескольких потоках и т.п. Сюда же включается решение проблемы с нехваткой кадров.
  5. Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства будет понимать, что он сам должен стремиться к получению знаний. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней опеки педагогов обучающийся добьется более высоких результатов.

Кроме того, респонденты оставили свое мнение о том, на каких уровнях образования уместно использование цифровой образовательной среды. Большая часть опрошенных сошлась на мнении, что данная модель образования уместна, начиная с 10 класса и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Полная статистика результатов опроса приведена на рис.4.

Рисунок 4 – Результаты опроса об уместности цифрового обучения на различных этапах образования

Заключение. Информатизация сферы образования играет важную роль в повышении качества и доступности образования. Внедрение новых технологий в процесс обучения позволяет наряду с традиционными учебными материалами использовать современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса. Однако помимо преимуществ, существуют и угрозы, которые вызваны организацией единой цифровой образовательной среды, и их нельзя игнорировать. При внедрении данной системы необходимо тщательно оценить последствия цифровизации обучения и принять оптимальную стратегию защиты от вызываемых ею угроз.

Цифровая трансформация современного образования


Изменение школьной жизни для создания условий подготовки гражданина и профессионала для жизни и работы в цифровой экономике на основе современных педагогических и цифровых технологий. .

Что изменится?

Фронтальное обучение всех

Персонализированное обучение каждого

Школа - место пребывания

Школа - среда развития

Рутинные операции в ручном режиме

Творческие задачи - учителю, рутинные - алгоритмам

Заполнение отчетности вручную

Технологии - драйверы

Что входит в цифровую трансформацию?


•Персонализация обучения

•Цифровая образовательная среда

•Оценивание по цифровому портфолио

•Принятие решений на основе данных •Переход на электронный документооборот

• в развитии цифровой экономики России

Персонализация обучения

Цифровая образовательная среда

Цифровое портфолио

Принятие решений на основе данных

Электронный документооборот

Трансформация методов обучения


•Смешанное обучение

•Обучение вне стен классной комнаты

•Мобильное обучение и BYOD

Смешанное обучение

Адаптивное обучение

Обучение вне стен классной комнаты

Геймификация

Мобильное обучение и BYOD

Цифровые платформы учебного содержания

Трансформация системы управления


Создание системы управления образовательной организацией: переход к 2024 г. 100% образовательных организаций на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности.

Источник: Focus foundation

Использование технологий в управлении


Внешкольная деятельность


•Кванториумы

Читайте также: