Говорит плохие слова в школе как написать замечание

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

X научно-практическая конференция учащихся Тындинского района

Учебно-исследовательская работа

по филологии

ШКОЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Автор: Сидорова Юлия Александровна,

Руководитель: Набока Ирина Владимировна,

п. Юктали

2011 год

I . Введение ____________________________________стр. 3 – 4

II . Основная часть ____________________________стр. 5 – 12

Глава 1. Письменные замечания ____________________________________ стр. 5 – 7

Глава 2. Устные замечания ________________________________________ стр. 8 – 9

Глава 3. Невербальные замечания __________________________________стр. 10 – 11

III . Заключение ______________________________ стр. 12-13

IV . Библиографический список ___________________ стр. 14

Приложение 1 ______________________________ стр. 15-16

Приложение 2 __________________________________ стр. 17

Актуальность.

Я выбрала эту тему, так как в нашем классе на уроках делается очень много замечаний, учителя грозятся придти домой, потому что родители не откликнулись на их запись в дневнике. Мне захотелось провести свое исследование и подробнее узнать о такой форме речевого общения как замечания.

Цели и задачи работы:

Исследовать, какие замечания делаются учителями в школе, с какой целью, какова их эффективность.

Выявить особенности замечаний.

Изучить эту проблему и найти пути ее решения.

Главная идея, проблема работы:

Проблема школьных замечаний как средство общения учителей с детьми и их родителями.

План работы:

Сбор материала.

Выписать замечания из дневников.

Записать замечания, сделанные на уроках.

Провести анкету среди школьников, учителей и родителей.

Исследование собранного материала:

Размышление на тему, что такое замечание вообще.

Определение видов замечаний.

Исследование и систематизация письменных замечаний: виды замечаний по содержанию, эмоциональность, языковые особенности (строение предложений, краткость, наличие отрицательных частиц, формы слов и т.д.)

Исследование и систематизация устных замечаний: виды замечаний по содержанию, проявление эмоциональности, наличие обращений, формы повелительного наклонения и т.д.

Анализ проведенных анкет.

Выводы исследования:

Что общего и чем отличаются устные и письменные замечания?

Мои выводы по исследованному материалу.

Какие проблемы и противоречия выявлены в результате анкетирования учителей, учеников и родителей.

Какие пути решения проблем я могу предложить. Каково назначение моей работы?

Где можно применить мое исследование?

Рефлексия

II. Основная часть.

Описание работы и ее результатов.

Первая группа замечаний – это замечания в форме вопросов:

Для первой группы характерно отсутствие каких-либо приказов, принуждений к действию.

Вторая группа – замечания, констатирующие факты.

Такие замечания могут относиться как к ученику (в наименьшей степени), так и к родителям. Здесь можно увидеть различные знаки препинания, много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональном состоянии учителя в тот момент. Через эти замечания учитель оповещает родителя, что натворил их ребенок. Главной особенностью этой группы замечаний является их неоспоримость, тут уж ученику наверняка придется признаться в содеянном. В этой группе самое большое количество замечаний, содержащих негативную информацию, для выражения которой используются отрицательная частица не, слово нет, плохая оценка.

Третья группа – замечания-просьбы.

Такие замечания в большинстве своем относятся к родителям, имеют наименьшую степень негативности, в предложениях есть обращения.

Четвертая группа – замечания-приказы.

Замечания-приказы.

Срочно заполни дневник!

Дима! Срочно возьмись за учебу .

Такие замечания схожи по содержанию

с просьбами, но высказаны в форме приказа, о чем говорят глаголы в повелительном наклонении. Слово срочно подчеркивает безотлагательность выполнения действия.

Пятая группа – это замечания к сведению.

Замечания к сведению родителей все имеют негативную информацию, оценка поведения дается через наречия образа действия: вызывающе, безобразно, плохо. Пятую группу замечаний легко спутать с замечаниями, констатирующими факты, но здесь можно оспорить информацию, потому что, как правило, учитель не пишет, в чем проявляется безобразное поведение.

Шестая группа – поздравительные.

К сожалению, из всех 47 замечаний всего два оказалось с информацией без негатива.

Какие особенности письменных замечаний можно выделить?

Из 47 замечаний всего 4 с обращениями. Почему? Что это? Возможное неуважение учителя к ученику и его родителям? Скорее всего, нет. Возможно, что мало места в дневнике, может быть, незнание имени родителей, или само имя длинное, или, скорей всего, уверенность в его ненужности, так как оно подразумевается само собой, это владелец дневника.

По виду письменного замечания также можно определить степень эмоционального состояния учителя: возмущение, гнев, злость. На это указывают размер подписи, шрифта (порой шрифт может оказаться больше, чем сама строка), расположение надписи, знаки препинания (их слишком может быть много для данного случая), слова (безобразно, вызывающе).

Такие предложения сходны с определенно-личными, но таковыми не являются. Общее в них то, что деятель не назван, но подразумевается как определенное лицо. Отличаются способом выражения сказуемого. Если в определенно-личных предложениях сказуемое, которое употребляется в 1 или 2 лице единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, своей формой уже показывает, кто является деятелем, то в предложениях, которые я выделила среди замечаний, форма сказуемого показывает, что деятелем может быть и Я, и ОН, и ТЫ.

Эти предложения нельзя отнести и к неопределенно-личным и безличным предложениям, так как деятель все-таки подразумевается, в данном случае это владелец дневника. Такие предложения я выделила бы в особую группу: это предложения, несущие информацию о совершенном действии конкретным лицом (владельцем дневника), предназначенную для родителей владельца дневника. Такие предложения я бы назвала конкретно-личными предложениями, указывающими на предъявителя (в данном случае на владельца дневника).

Замечу, что в устной обычной речи предложения такого типа не встречаются без контекста, например:

- Максим был на уроке?

В данном случае это будет двусоставное неполное предложение, из контекста понятно, кто не был на уроке. Если такое предложение употребить в устной речи без контекста, оно будет звучать неконкретно.

Устные замечания совершенно отличаются от письменных. В течение нескольких уроков я старалась записывать замечания, которые делали разные учителя. См. приложение 2. Все устные замечания я разделила по смыслу, применяя принцип градации.

Как правило, сначала учитель делает замечания в легкой форме в виде просьбы, которая высказывается в уважительной форме. И если ученик не откликается на такие просьбы, преподаватель вынужден прибегать к более сильным высказываниям.

Чаше других встречаются на уроке замечания-призывы к тишине, вниманию, так как именно этого на уроке порой не хватает. Особенность таких замечаний заключается прежде всего в наличии обращений (и не только по имени, но и по фамилии), звательной интонации, в присутствии эмоциональных восклицаний. Не получая отклика на такие замечания, учитель делает предупреждение.

В отдельную группу я выделила замечания-угрозы, которые отличаются экспрессивностью, подкрепляются жестами, характеризуются повышением голоса, изменением интонации. В таких замечаниях используются многообещающие слова (все глаголы употребляются в будущем времени): прихлопну, отправлю гулять, сяду и буду молчать… Замечания-угрозы, как правило, дают положительный результат. Получив такое замечание, ученик становится зависимым от учителя, так как непослушание может отразиться на оценке. Но и это не всегда бывает эффективным, так как угрозы могут подействовать только на определенную группу учащихся. Чувствуя свое бессилие, учитель начинает возмущаться на непонятливость, невнимательность школьников.

Замечания этой группы могут констатировать как уже свершившийся факт, так и только начавшийся, но объединяет то, что все они часто делаются после ряда других, и следствием их может стать запись в дневнике.

Необходимо еще отметить, что все устные замечания можно разделить на две группы: обращенные к конкретным лицам и предназначенные всему классу.

В особую группу из всех замечаний, которые можно услышать на уроке, я выделяю невербальные замечания, которые указывают на степень эмоционального состояния учителя. Таковыми являются постукивание (карандашом, ручкой, указкой и т.д. Чем сильнее постукивание, тем больше нетерпение), мимика (гримасы, передразнивание, поднятая бровь, нахмуривание), жесты (покачивание головой, угроза пальцем) многообещающая выразительная пауза, укоризненный взгляд, конкретные действия, направленные на ученика (прикосновение, изъятие каких-нибудь вещей: дневник, записка и т.д.)

Эта группа замечаний чаще других употребляется на уроке. Возможно, это происходит потому, что учитель не хочет прибегать к повышению голоса, не может подобрать правильную фразу, чтобы не отвлекать внимание других, например, во время контрольной работы, использует невербальные замечания как предупреждения перед устными.

Что же общего между устными и письменными замечаниями? Их можно разделить на группы, некоторые из них совпадают по смыслу, но по-разному выражаются.

Главное отличие заключается в том, что устных замечаний учитель делает гораздо больше по сравнению с письменными. Одно из важных отличий заключается в наличии конкретно-личных предложений в письменных замечаниях, в устной речи таких нет. Многие замечания эмоционально окрашены, но способ выражения эмоций разный.

Почти во всех устных замечаниях, в отличие от письменных, имеется обращение. Устные замечания более конкретны, развернуты, письменные кратки. Устные замечания адресуются ученику, письменные предназначены не только ученику, но и родителю. Можно составить такую цепочку: учитель – ученик – родитель. Насколько действенна эта цепочка, я решила узнать при помощи анкеты для учителей, учеников и родителей.

В анкетировании принимало участие 20 моих одноклассников, 10 родителей и 9 учителей. На вопрос о частоте замечаний, большая половина учителей ответила, что часто делает замечания классу. Из учеников 45% ответили, что получают замечания часто, остальные – редко. Из этого можно сделать вывод, что частые замечания делаются определенной группе учащихся, которые постоянно отвлекаются на уроках. И надо отметить, что не всегда родители знают об этих замечаниях.

На вопрос, в связи с чем делаются замечания, учителя и ученики отмечают общие причины: посторонние разговоры, нарушения дисциплины, неготовность к уроку, невнимательность, но учителя еще добавляют неопрятный внешний вид, жевание, нежелание работать на уроке, пассивность, невоспитанность.

Закрой свой рот!

Выйди из класса!

Сколько это будет продолжаться?!

Эти фразы являются общими для многих учителей. Все глаголы здесь употреблены в повелительном наклонении. Это, скорей, приказы, ставшие дежурными фразами, штампами. Наверное, поэтому они хоть и обидны, но не эффективны. Некоторые учителя отмечают, что намеренно используют грубые фразы, чтобы подействовало сразу, многие пишут, что стараются сделать замечание шуткой, чтобы дети не чувствовали ущербность, не концентрировали внимание на нарушителе.

Ангелина Ваняшева

Я записываю просто "Поведение!" И все. Чем лучше Вы будете описывать поведение ученика в дневнике,тем больше Вы получите в ответ от родителей. Лучше пояснить устно родителям.


Юлия Лавренова

В зависимости от того, что он натворил, зависит само замечание. Если, к примеру, у меня ученик на переменах ругался матом, я пугала тем, что: "Сейчас я возьму мыло, и мы пойдем в туалет мыть тебе рот". Отбивало всяко желание в дальнейшем ругаться матом. И замечаний я не писала.


Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема.

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя.

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.


— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Подростки: мат и грубые выражения

До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.

— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.


Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:

Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях.

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.


Первоочередная задача — успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. Последнее, в чём сейчас нуждается ребёнок, это раздражённый и взбудораженный родитель, который не может контролировать своё состояние. Дайте понять ему, что вы цените его откровенность. Для многих детей поделиться такой проблемой со взрослым — очень и очень непросто. Страх прослыть ябедой или усугубить ситуацию, неуверенность в себе, нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, стыд — всё это часто мешает открыться.

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет


Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг — проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге — совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.


Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему — это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.


Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.


Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее — переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму — например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Читайте также: