Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества обучения

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование тестирования как способ повышения качества УУД учащихся.

Цель: "Использования контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности"

Для учителей и родителей важно знать, какими компетенциями должен овладеть ученик за время обучения в начальной школе. Речь идет о том, что собой представляет перечень знаний, умений и практических навыков, определённых стандартом образования начальной школы.

Главная задача школы первой ступени научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.

- научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

- самостоятельно разбираться в учебной задаче;

- находить способ её решения;

- сравнивать свой результат с правильным ответом;

- адекватно оценивать себя и свои действия.

Тема . Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества УУД учащихся Цель. Задачи. - Изучить теоретические аспекты изучаемой темы в теории и практике. - Рассмотреть целесообразность использования тестов в разных областях УУД младших школьников. - Использовать контрольно-измерительные материалы, способствующие овладению учащимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности. Использование контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности.

Тема . Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества УУД учащихся

- Изучить теоретические аспекты изучаемой темы в теории и практике.

- Рассмотреть целесообразность использования тестов в разных областях УУД младших школьников.

- Использовать контрольно-измерительные материалы,

способствующие овладению учащимися начальной школы основными компонентами учебной деятельности.

Использование контрольно-измерительных материалов,

способствующих овладению учащимися начальной школы

основными компонентами учебной деятельности.

Качественное обучение в начальной школе является сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики в области образования.

Качественное обучение в начальной школе является сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики в области образования.

Для учителей и родителей важно знать, какими компетенциями должен овладеть ученик за время обучения в начальной школе.

Для учителей и родителей важно знать, какими компетенциями должен овладеть ученик за время обучения в начальной школе.

Главная задача школы первой ступени научить учиться . Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е. - научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации; - самостоятельно разбираться в учебной задаче; - находить способ её решения; - сравнивать свой результат с правильным ответом; - адекватно оценивать себя и свои действия. На заключительном этапе мониторинга учащиеся четвёртых классов, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования впервые ( в некоторых регионах) выполняли задание по русскому языку, математике и чтению в тестовой форме ( что является начальным этапом подготовки к ГИА в школе 2ступени и ЕГЭ в школе 3 ступени).

Главная задача школы первой ступени научить учиться . Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.

- научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

- самостоятельно разбираться в учебной задаче;

- находить способ её решения;

- сравнивать свой результат с правильным ответом;

- адекватно оценивать себя и свои действия.

На заключительном этапе мониторинга учащиеся четвёртых классов, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования впервые ( в некоторых регионах) выполняли задание по русскому языку, математике и чтению в тестовой форме ( что является начальным этапом подготовки к ГИА в школе 2ступени и ЕГЭ в школе 3 ступени).

В переводе с английского — испытание, проба, исследование.

Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

По мнению В.С. Аванесова,

-Возможность проверки теоретического материала

-Проверка большого объёма материала малыми порциями

-Объективность оценки результатов

-Развивает мыслит. операции

-Формирует навыки самоконтроля

-Могут служить объектом познания

-Подготовка к ЕГЭ

-Часто невозможно проследить логику ученика

-Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся

- Часто даёт возможность увидеть причину ошибки

(н-р: в вычислении, при решении задач)

-Однообразность

-Необъективность

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике. Формирование у учащихся умения работать с тестами нужно начинать с начальной школы.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике.

Формирование у учащихся умения работать с тестами нужно начинать с начальной школы.







Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения. Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения. Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях. Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях. Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

  • Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

  • Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.


Одна из основных проблем современного образования — проблема диагностики и контроля образовательных достижений обучающихся. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО, ориентированных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, предполагает использование современных средств диагностики и контроля. Актуальной становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения.

Содержимое разработки

Тестирование, как средство организации контроля учащихся начальной школы

Главная задача начальной школы - научить учиться. Это создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Одна из основных проблем современного образования — проблема диагностики и контроля образовательных достижений учащихся. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО, ориентированных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, предполагает использование адекватных средств диагностики и контроля. Актуальной становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения.

Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижающая уровень психологической тревожности, стрессовое состояние, позволяющая детям самим влиять на то, что и как они изучают.

В целях совершенствования структуры и содержания общего образования, обучающиеся начальной школы выполняют задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру в тестовой форме в формате ЕГЭ. Поэтому использование различных тестов приобретает особую актуальность в связи с необходимостью научить учащихся работать с тестами и подготовить их к мониторинговым исследованиям. Применение тестовых заданий на уроках в начальной школе способствует решению учебных задач по овладению программными универсальными учебными действиями, позволяет ученику адаптироваться и умело использовать свои знания и в старших классах.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. С введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить учащихся начальной школы к новой форме контроля. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ. Следовательно, формирование у обучающихся умения работать с тестами необходимо начинать с начальной школы.

Введение ФГОС в начальной школе предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Цель моей работы — выявление педагогических условий для успешного использования тестов как формы контроля над качеством обученности младших школьников.

Для её достижения решаются следующие задачи:

Освещение теоретических аспектов характеристики тестирования как эффективной формы контроля.

Исследование эффективности применения тестовой компетенции обучающихся как средства контроля в образовательном процессе.

Развитие способности к самостоятельному поэтапному прогнозированию действий контроля по достижению цели.

Развитие способности обучающихся управлять познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, воображением) в соответствии с учебными задачами.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают дальнейшего изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

быстрота поверки выполненной работы;

оценка достаточно большого количества учащихся;

возможность проверки теоретического материала;

проверка большого объема материала малыми порциями;

объективность оценки результатов выполненной работы.

Приступая непосредственно к работе по теме, я проанализировала педагогическую и методическую литературу и сделала вывод: на уроках в начальной школе используют разные виды тестов.

- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);

-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

По способу предъявления:

- с предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.

По цели назначения:

- разминка в начале урока;

По видам тестовой деятельности:

- фронтальный устный опрос;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- сопоставление явления (события) и его характеристики;

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

По месту использования (этапы урока):

- первичное закрепление УУД;

По объему содержания и времени проведения (контроль УУД):

Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию. Эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестовые задания в своей практике, я проанализировала, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

Таким образом, тестовый контроль буду применять и далее, т.к. применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно. Я думаю, многие согласятся с мнением, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо методически грамотно и разумно.


-75%


Тест-это набор стандартизованных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. [3,с.357]

К тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов -дело специалистов. Но имеющиеся сборники тестовых заданий часто не учитывают особенностей начальной школы и не рассчитаны на младших школьников, поэтому некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов.

Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов.

Преимущество тестов в их объективности, т. е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надёжность, валидность, объективность.

Надёжность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик тестов. [3, с.358]

При разработке тестов можно выделить 3 этапа: планирование, на котором решается вопрос, какие результаты учеников оцениваются с помощью тестов; составление тестовых заданий и их анализ. Сам же процесс тестирования включает непосредственное тестирование и интерпретацию результатов.

При составлении тестов необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут создать надежный инструмент оценки: тщательный анализ учебно-методического комплекта, соблюдение тематической сбалансированности, учет уровня сложности тестов, используемых на уроке.

В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий необходимо учитывать следующее:

Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации. Иными словами, при составлении тестов необходимо использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения, заданные программой; основная часть заданий должна быть ориентирована на проверку достижений учащимися планируемых результатов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, позволяющие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации.

Существуют определенные правила проведения самого тестирования: всесторонний анализ отобранных для работы тестов; тщательный инструктаж учащихся, включающий в себя разъяснение целей и задач тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения инструкции.

Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы и подготовленности класса.

Я использую тесты для оценки предметных результатов у учащихся 1 класса.

В своей работе с тестами использую задания таких видов:

 задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;

 задания на установление соответствия или закономерности;

 задания, требующие краткого ответа;

 задания, требующие развёрнутого ответа.

Актуальность выбора данных видов заданий определяется возрастными особенностями детей, направлением на формирования у обучающихся универсальных учебных действий, основ логического мышления, на приобретение начального опыта применения в повседневной жизни знаний, полученных при изучении предмета.

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.

регулятивные- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

познавательные-структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

коммуникативные-планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Окружающий мир. 1 класс.

Подчеркни предмет живой природы.

Задания на установление соответствия или закономерности.

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений систематизировать свои знания.

При работе с заданиями такого типа происходит также формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения материала, оценка результата

познавательные-структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, построение логической цепочки рассуждений

коммуникативные-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Русский язык 1 класс.

Пришла весна. словосочетание

Крик лебедей предложение

Школа, парта группа слов

Задания, требующие краткого ответа. Задания, требующие развёрнутого ответа.

Задания этих типов предназначены для развития письменной речи учащихся, умения дать правильный ответ. Также при работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные- определение последовательности действий, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

познавательные-выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение высказывания в письменной форме, рефлексия способов и условий действия, построение логической цепочки рассуждения

коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Математика 1 класс.

Геометрическая фигура, у которой три вершины и три стороны, называется…

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся. Где очень хорошо видно, у кого из ребят есть трудности, кому нужна дополнительная помощь в отработке конкретной темы. Тестовый контроль позволяет не только увидеть результативность усвоения учебного материала класса в целом, но и по каждому ученику в отдельности Такие карты составляю по отдельным предметам, по целым разделам, по темам.

Создание своих тестовых заданий позволяет оценить именно ту область знаний, которая интересует учителя по конкретной теме. В своих работах учитель может регулировать сложность используемых заданий для детей своего класса, учитывая уровневый подход и индивидуальные особенности обучающихся.

 формированию у учащихся осознанного выполнения учебных заданий на всех этапах усвоения материала и навыков самоконтроля;

 получение информации об уровне усвоения знаний, о сформированности умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике; помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;

 каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом;

Роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/Под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2008.
  2. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/С. П. Казачкова, М. С. Умнова.-М.: Планета, 2013.
  3. Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, достаточная полнота, правильный ответ, тест, умение, выбор оснований, краткий ответ, оценка результатов работы, познавательные-структурирование знаний, составление тестов.

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания.

Тестирование как одна из форм технологии оценивания.

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка умения.

Подходы к определению уровня сложности тестовых заданий

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка умения. Использование тестов как средства контроля достижения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.

задание, тест, форма проверки знаний, уровень знаний студентов, оценка знаний студентов, оценка знаний, учебный процесс, тестовый контроль, правильная последовательность, открытая форма.

задание, тестовый контроль, правильный ответ, учебный материал, текст задания, тест, итоговый тест, русский язык, тестовое задание, проверка умения.

Практика внедрения тестового контроля знаний учащихся на. правильный ответ, автоматизированная система.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Вопрос — ответ.

Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Ситуационная задача как средство оценивания уровня.

– вопросы или задания для работы с задачей. Задания для студентов в этих задачах

При выставлении оценки преподаватель учитывает: – полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля)

– аргументированность ответа, уровень самостоятельного мышления

Методика определения количества тестовых заданий в субтесте.

тест, педагогический тест, задание, учебная дисциплина, умение, тестирование, дифференцирующая способность

Современная методика оценки результатов обучения. задача, умение, оценка знаний, объективный контроль, положительная мотивация, последнее.

Формирование у учащегося навыка самостоятельного.

При этом учебное назначение такой ситуационной задачи может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной.

Быстрые ссылки


пригласи друга

Удостоверение

© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6

Читайте также: