Охарактеризуйте холопа примерного якова верного как он выражает свой протест против господ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако Яков верно служит Поливанову, выполняет все его приказы и поручения. А за свою честную службу он получает побои и оскорбления. Но несмотря на это холоп ведет себя тихо и покорно. Герой не бросил барина даже тогда, когда Поливанов сильно заболел. Он утратил способность самостоятельно передвигаться, но Яков все равно остался безропотно верен ему и всегда за ним ухаживал.

Яков был очень добрым человеком, и именно это качество стало его недостатком. Он не мог постоять за себя. И даже когда помещик бил его каблуком по зубам, Яков все смиренно принимал. Некрасов хотел показать, каким крепостничество делает человека. Оно делает его покорным, слабым и даже жалким. У Якова было две радости в жизни: служить барину и заботиться о племяннике Грише. Любовь к родственнику придает ему сил, и он решается просить Поливанова разрешить Грише жениться на любимой девушке Арише. Но помещику тоже нравилась Ариша, и он решил подло избавиться от соперника. Яков получает жестокий отказ, а бедного Гришу отдали в рекруты. Яков был в отчаянии, он всю жизнь посвятил барину, а тот в ответ так жестоко поступил. Холоп запил, барину другие пытались прислуживать, но с Яковом никто сравниться не мог. Поэтому когда слуга вернулся, Поливанов его принял обратно. Но Яков решил отомстить. Он служил помещику всю жизнь и не был способен сделать ему что-то плохое. Также холоп не хотел губить чужую жизнь и марать свои руки убийством. Поэтому Яков решается только на действие против себя. Когда холоп вез помещика в гости к его сестре, он остановился у оврага и повесился на сосне на глазах у Поливанова. Всю ночь помещик провел у оврага, рядом с телом верного слуги. Над барином кружили совы, вокруг тела Якова летали вороны, чьи-то глаза светились во тьме. После этой страшной ночи у Поливанова просыпается совесть, он осознает свои грехи, но уже поздно.

С помощью образа Якова Верного автор показывает весь ужас помещичьего произвола. Также Некрасов показывает все ужасные последствия крепостного права. Доброта, которая в обычной жизни могла бы сделать Якова счастливым, в крепостничестве сделала его несчастным. Крепостное право делает человека рабом. Таким образом, с помощью рассказа о Якове Некрасов показал, как крепостничество негативно отражается на народе.

Автор: Ирина Юрьева

Автор: Самый Зелёный · Published 21.02.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 27.08.2021

Сочинение: Анна Ахматова — поэтесса серебряного века

Автор: Самый Зелёный · Published 22.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

В этом сказе нам представлен холоп Яков по прозвищу Верный, который, как и многие крестьяне той поры, сильно пострадал от помещичьих поборов. По словам Викентия Александровича, Якова прозвали Верным за то, что тот всю свою жизнь пробатрачил на помещика по фамилии Поливанов.

Этого помещик – очень злой и жестокий человек, который был безжалостен как по отношению к крестьянам, так и к членам своей семьи. Также имелась информация о том, что имение он купил себе за полученные в результате взяточничества деньги.

Но, несмотря на всю злобность Поливанова, Яков служит помещику верой и правдой, выполняя всю порученную ему работу. За все свои заслуги в награду помещик его избивает и всячески унижает. Однако Верный не противится этому, а все смиренно сносит. Более того, он остается верен ему даже тогда, когда тот болел. Во время болезни барин перестал ходить, слег, однако Яков и тогда честно и верно за ним ухаживал и заботился.

Холоп являлся человеком с добрым и кротким нравом, который и был его недостатком – из-за него Яков не мог постоять за себя. Яков сносил даже удары помещика в лицо.

Образом Якова Некрасов показывает нам, что делает крепостное право с людьми – из-за него здоровые, нормальные люди становятся безвольными и жалкими.

Так, в жизни Якова было всего лишь две радости. Первая заключалась в безупречной службе помещику. Вторая же – в заботе о своем племяннике Григории. Все силы Яков черпает из любви к своему родственнику.

Однажды он даже набрался смелости и попросил у помещика разрешения на женитьбу Гриши на его возлюбленной Арише, но эта попытка заканчивается провалом, потому что девушка нравится самому Поливанову.

Помещик решил поступить по-своему – жестко отказал Якову, а его племянника отправил в армию. Из-за этого Яков впал в отчаяние, потому как он прослужил Поливанову всю свою жизнь, а тот с ним так обошелся. Не выдержав такого отношения хозяина, Верный ушел в долгий запой.

После этого помещику пытались услужить другие люди, однако они не дотягивали до уровня Верного, и, благодаря этому, барин вновь взял на работу опального холопа, когда тот вышел из запоя.
Однако холоп принял решение отомстить помещику, потому что он проработал у него всю свою жизнь, но не решился сделать ему что-то плохое, хотя и мог. Потому что он не желал из-за своего характера причинять зло кому-то и также не желал проливать кровь. И он решился совершить самоубийство.

Во время их совместной с Поливановым поездки в гости к сестре помещика, Яков повесился на дереве в овраге. И помещик видел эту жуткую сцену. Он пробыл ночь возле оврага с трупом своего верного слуги. Над ним нарезали круги совы, а над трупом вились вороны, а также в темноте светились чьи-то глаза.

После этого жуткого происшествия у помещика появляется чувство совести, и он начинает понимать, что много нагрешил, но уже поздно.

Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?

Некрасов создает и образы холопов не только по положению,
но и по своей психологии.
В рассказе крупным планом показаны два образа -
господина Поливанова и его верного холопа Якова.
Помещик "жаден, скуп"жесток".

В зубы холопа примерного
Якова верного,
Походя дул каблуком.
А дворовый князя Переметьева счастлив, вылизывая
тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая. Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!

Яков у Некрасова- лицо страдательное.
Это жалкий человек, не только приниженный,
но лишенный сознания этой приниженности, рабски,
по-собачьи преданный своему господину:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Поэт не отказывает Якову в способности самоотверженно
и бескорыстно привязаться, прилепиться сердцем
к другому. Этот одинокий, не знавший семьи человек всего
себя отдает заботам о барине да племянник Грише.
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать,
Да племяша-малолетка качать.
Но даже и это существо не может вынести обиды,
причиненной ему Поливановым, - так жесток произвол
помещика.
Некрасов, как психолог, обогащает обоазраба картиной
внутренней борьбы, колебаний и смятения кроткого Якова,
решившегося на месть, нарастания его гнева, ненависти
и презрения к барину.
Но даже гнев приниженных рабов выливается подчас
в уродливые формы.
Психология раба рождает и рабские способы мести.
на глазах у беспомощного и в ужасе кричащего барина кучер
влез на дерево и повесился.
И в ночной тишине висит Яков над барином, мерно качается.
Итог - мучения пробудившейся одичавшей совести:
"Мечется барин, рыдает, кричит", «
"Грешен я, грешен! Казните меня!"
и вывод рассказчика о правомерности возмездия:
". Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного,
Помнить до судного дня!"

На рассказ о Якове слушатели реагируют по-разному.
Большинство тёмных вахлаков подходят к услышанному
с чисто христианской незлобивостью:
"Грехи, грехи! - послышалось
Со всех сторон:
— Жаль Якова,
Да жутко и за барина,
Какую принял казнь!"
Лишь некоторые, более сознательные, бросают ироническое:
"Жалей!"

Сказ о Якове завязывает спор о виновниках свершающегося зла,
"о том, кто всех грешней?".

В путешествии по стране семь мужиков встречают множество людей с разными судьбами. Одни рассказывают о себе сами, о других ходоки узнают из историй, которыми делятся с ними встречные.

Истоки истории о Якове

Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера. Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право. Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр. Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.

Поливанов

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен. Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу. Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя. Яков повесился на глазах у помещика.

Особый бунт

Сцена смерти Якова вызывает множество споров. Самоубийство на Руси – великий грех, но нет чувства осуждения к крестьянину, как к висельнику. Автор скупо произносит фразу о смерти холопа. Зато картина ужаса, которую пережил Поливанов, яркая и эмоциональная:

Над помещиком летают совы, бьются крыльями, пытаясь добраться до него. Слетаются на поживу вороны. Чьи-то глаза светятся во тьме. Просыпается совесть, осознает мученик свой грех, но поздно. Возможно, Некрасов оставляет его живым, чтобы понял Поливанов, кого потерял и обидел. Странники и простые слушатели истории реагируют на бунт-казнь по-разному. Многим жалко Якова. Кто-то сочувствует барину. Другие понимают, что жалеть господ не стоит, их память короткая, появится другой холоп, и все начнется сначала.

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

В начале главы говорится, что Яков из тех людей был, которые даже на затрещины от хозяина не обижаются. Хозяин-то его был не из благородных, а собрал на мелкое поместье из взяток. И вообще, сам он был не самый приятный человек. Соседей своих не любил, своих крепостных тоже не любил, никого не любил! Своей семьи у него не было…Только к сестре на чай мог поехать. Но всё-таки сказано, что пил-гулял, а после у него стали ноги отказывать. Это ведь совсем другая служба – почти сиделкой быть, какое терпение нужно! И тут верный Яков его не бросил, служил полупарализованному, заботился о нем. Ноги пледом укрывал, наливал чай. То есть, конечно, барин уже не гулял по балам. Получается, что Яков терпеливый и даже покорный человек. Ни за что барин ругает, значит, чем-то всё-таки виноват… Хотя бы тем, что под руку подвернулся. И такой скромный, что никогда ни о чем не просил. Но получилось так, что племянник Якова решил жениться на крепостной. Яков барина за племянника попросил, а тот, хоть и не ходит, а сам о той красавице – невесте племянника мечтает. И не разрешил свадьбу! Даже ещё хуже – отправил племянника рекрутом, то есть в армию, а тогда это было на очень долгий срок – лет на двадцать.

Можно представить, как Якову было обидно. Всю жизнь посвящаешь барину, а он не только не помогает, а еще хуже делает. Думаю, слуга был в отчаянии, а еще очень злился на хозяина. Даже запил, а барину другие пытались прислуживать. Но никого равного Якову не нашлось! Вот почему, когда слуга снова пришел, барин взял его обратно на службу.

Известно, как хитро и ужасно поступил Яков. Греха на душу не взял, кроме самоубийства, но пытку барину устроил. Отомстил. Видимо, продумал за время своего отсутствия план Яков. Он показал себя человеком, доведенным до отчаяния. Но он и очень умный, ведь понимал, что узнай барин от кого-то о его самоубийстве, стыдно б тому не станет. Нужно было, чтобы барин пожалел о своих поступках, чтобы на всю жизнь запомнил. Интересно, а смог ли он вернуть племянника из армии?

Это очень грустная и страшная глава поэмы. Очень жалко главного героя. Вот ему-то точно не жилось весело на Руси, но он, наверное, на что-то надеялся, а после потерял и эту единственную надежду.

Истоки истории о Якове

Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера. Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право. Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр. Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.

Вариант 2

В основу элемента вошла реальная история о помещике, рассказанная юристом Кони. Некрасов специально обратился к нему, чтобы узнать о вопиющих случаях помещичьего произвола. В первоисточнике все было по-другому. Жестокий помещик не сам причинял зло, а его воля была исполнена его кучером. Поэт немного изменил историю. Он сделал помещика злым, а крепостного добрым. Писатель хотел показать как внешние обстоятельства определяют психологию человека.

Главным героем отрывка является крепостной Яков Верный. Он служит у помещика Поливанова, который отличается особой жестокостью по отношению ко всем окружающим. Он не жалеет ни свою дочь, ни своего зятя. Поливанов вел не праведную жизнь. Его поместье куплено на взятки. Автор использует в его описании унизительные слова.

Крепостной верно служит помещику, выполняет все его просьбы.Яков Верный переживает все невзгоды. Помещик бьет его каблуком по зубам, но крепостной все принимает. Яков Верный — это образ смирения. Его доброта и мягкость стала для него недостатком. Он не мог постоять за себя. Таким образом, поэт показал действие крепостничества на психологию человека. Оно делает его покорным, кротким, жалким. В образе крепостного выражен психологизм Некрасова.

Однако, сам Яков не виноват в том, какой он есть. Таким его сделали обстоятельства. Автор хочет показать, что одно и то же качество характера может как осчастливить человека, так и сделать его несчастным. Доброта и мягкость, присущие Якову, могли сделать его счастливым, если бы он был независим от помещика. Однако, в крепостничестве его качества делают его несчастным, так как он совсем потерял свое лицо. Таким образом, писатель хотел показать ничтожность человека перед лицом жизненных обстоятельств. Человек и его сущность ничего не значат перед жизнью.

Образ Якова Верного не создает у читателей положительных эмоций. Его становится жалко, но его история не вызывает сострадания или грусти. Жизнь крепостного оборвалась трагически.

В конце он не выдержал и совершил самоубийство. Это характеризует его как слабого и безвольного человека, лишенного внутреннего стержня. Самоубийство всегда осуждалось на Руси. Так есть и в случае с Яковым. Кто-то понял его поступок, а кто-то осуждал. Общественной опале был предан и сам помещик, который довел крепостного до такого поступка.

Яков Верный — это не только образ преданного слуги, но и символ помещичьего произвола, психологический портрет зависимого человека.

Поливанов

Кому на Руси жить хорошо Крестьянский грех

Аммирал-вдовец на столе лежит. Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Всё повыведал, насулил ему Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Всё прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Так песню отчеканили, Что сразу наши странники Упомнили ее:

Верный холоп Яков

Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен. Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу. Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя. Яков повесился на глазах у помещика.

Николай Некрасов — Аммирал-вдовец по морям ходил ( Крестьянский грех )

Аммирал-вдовец на столе лежит. № 16 Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Все повыведал, насулил ему № 20 Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней № 24 Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех № 28 Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Krestyansky grekh

Ammiral-vdovets na stole lezhit. Dalny rodstvennik khoronit katit.

Skhoronil, zabyl! Klichet starostu I zavodit s nim rech okolnuyu; Vse povyvedal, nasulil yemu Gory zolota, vydal volnuyu.

Gleb — on zhaden byl — soblaznyayetsya: Zaveshchaniye sozhigayetsya!

Na desyatki let, do nedavnikh dney Vosem tysyach dush zakrepil zlodey, S rodom, s plemenem; chto narodu-to! Chto narodu-to! S kamnem v vodu-to!

Vse proshchayet bog, a Iudin grekh Ne proshchayetsya. Oy, muzhik! muzhik! ty greshneye vsekh, I za to tebe vechno mayatsya!

Rhtcnmzycrbq uht[

Fvvbhfk-dljdtw yf cnjkt kt;bn/// Lfkmybq hjlcndtyybr [jhjybnm rfnbn/

C[jhjybk, pf,sk! Rkbxtn cnfhjcne B pfdjlbn c ybv htxm jrjkmye/; Dct gjdsdtlfk, yfcekbk tve Ujhs pjkjnf, dslfk djkmye////

Ukt, — jy ;flty ,sk — cj,kfpyztncz: Pfdtofybt cj;buftncz!

Yf ltcznrb ktn, lj ytlfdyb[ lytq Djctvm nsczx lei pfrhtgbk pkjltq, C hjljv, c gktvtytv; xnj yfhjle-nj! Xnj yfhjle-nj! C rfvytv d djle-nj!

Dct ghjoftn ,ju, f Belby uht[ Yt ghjoftncz/ Jq, ve;br! ve;br! ns uhtiytt dct[, B pf nj nt,t dtxyj vfznmcz!

В словаре Фасмера Макса

Читайте также: