Доволен ли обломов своим способом существования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жить так герою удобно, никакие обстоятельства и события не нарушают уравновешенный быт. Своим бездействием Илья Ильич не тяготится, его всё устраивает. А вопросы о смысле жизни, о цели существования, которые, так или иначе, волнуют людей, совсем не относятся к Обломову.

То есть живёт Илья Ильич в особом мире, куда кто-то постоянно вторгается: светский повеса Волков, скучный чиновник Судьбинский, пройдоха и негодяй Тарантьев. Всех привлекает тепло души хозяина, ведь Обломов готов выслушать каждого (только вот когда он пытается рассказать о своих делах, все тут же убегают). Как человек, в духовном плане Илья Ильич выше их всех. Но апатия не даёт герою стать ни дельцом, ни чиновником, ни прожигателем жизни.

Наиболее ярко видна лень Ильи Ильича при сопоставлении с другим персонажем. Это Андрей Иванович Штольц — старинный приятель. Герой просто наполнен энергией, всё ему удаётся. Да и трудится Штольц с удовольствием. Он всегда чем-то занят, у него большой круг общения. И хотя Андрей Иванович постоянно в разъездах, не забывает он и про своего друга. Он пытается расшевелить Обломова и ему удаётся это сделать. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской, справедливо полагая, что красивая женщина сможет пробудить интерес к жизни.

Так и происходит. Заглавный герой слышит арию, которую исполняет Ольга, и переполненный восторга, почти признаётся ей в любви. Молодая женщина даёт надежду на ответные чувства. Как меняется Обломов! Теперь он рано встаёт, всегда аккуратен и опрятен, много читает, даже напевает (так много в нём энергии).

Разрыв отношений потрясает героев. Для Ильи Ильича эта любовь навсегда остаётся самым светлым воспоминанием в жизни. Но где-то в глубине души он даже рад: теперь ничто не отвлекает его от дивана и халата.

Просмотры

Илья Ильич Обломов – человек, познавший когда-то светскую, деловую суету, но не ужившийся с людьми, которые потеряли простор чувств и воображения, которые мыкаются и дробятся, прогибаются под кого-то и зачем-то, но сами не зная: зачем? Он в некотором роде философ, по крайней мере, человек думающий, и думающий не о суете и сплетнях, а о вечном, главном. Но его природа не дает ему сделать нечто большее, нежели только мечты, планы и размышления. Обломов – ценитель жизни (как проявления очень красивого и гармоничного) и, может быть, он сам пытается отстранить себя от той грязи и пошлости (по большей части своей) вокруг себя, сохранить душу и достоинство, даже некую самобытность, оградившись стенами пыли и спокойствия; закутавшись в халат, Обломов наблюдает за всем со стороны сквозь призму гармонии Обломовки, он настолько отстраняется от внешнего, что в какой-то момент перестает замечать, что наличие живой энергии в нем самом уже почти иссякло…

Андрей Штольц – в нем преобладает та энергия и живость, которой так не хватает Обломову для достижения гармонии и воплощения мечтаний в реальность.

Штольц всегда, везде и во всем: за что бы ни взялся – делает исправно, при этом совершенно не задумываясь о том, каким образом и ради чего он трудится (как говорит сам Штольц, он трудится во имя труда, так как труд и есть проявление жизни, но эти размышления довольно скудны по сравнению с теми вопросами, которыми задается Обломов). Штольц всегда чем-то занят, много где бывает, общается с множеством интересных людей, но про Обломова не забывает. Ему как будто чего-то не хватает, но это нечто большее, нежели труд (это показывает странная дружба Обломова и Штольца).

Штольц живет так, как надо, как подобает такому человеку. Он как отлаженный механизм, нет чего-то поистине живого.

Андрей и Ольга жили так, как надо, как того требовало время и общество, но Штольц нуждался в покое и душевности Обломова (их дружба), а Ольге в конце романа тоскливо и грустно, ей не хватает душевности и чувств, которые она в себе погубила. Она не прожила жизнь, а выполнила ее, и, как получается, не совсем удачно.*

*И все же в конце концов Обломов умер тихо и спокойно (не каждому дается такая смерть!), но он ее заслужил. Он выбрал верный путь, пусть и не совсем удачно все сложилось, и оставил больший след в жизни людей (Ольги, Штольца, Агафьи), а его сын, отданный на воспитание Ольги и Штольца, может быть, вырастет тем самым человеком, который сможет прожить свою жизнь и проживет ее удачно.




С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Гости Обломова

На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.

Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.

Смысл жизни Обломова

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

Волков

Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:

Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.

Критика

Судьбинский

Авторы о фильме

Елена Соловей: «Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня всегда привлекало его стремление к гармонии взаимоотношений с актерами…

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

Контекст

Количество часов:

образовательные:

сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;

развивающие:

развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;

воспитательные:

воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.

Урок анализа произведения.

Оборудование:

учебник с текстом.

I. Организационный момент (3 мин.)

«Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.

I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)

Каков жанр произведения?

Назовите признаки романа.

(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)

II. Первичное восприятие романа (5мин)

(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.

Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)

Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?

(роман содержит 4 части, 9 глава- единственная глава, которая имеет название; композиция – кольцевая (мы впервые видим героя, лежащего на диване, а в конце произведения он умирает, также не отходя от своего дивана. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее ясные черты его личности, посетители в доме Обломова, детство, первая часть заканчивается сном героя. Вторая и третья части – испытание дружбы и любви, раскрытие взаимоотношений со Штольцем и Ольгой Ильинской. Четвертая часть – жизнь на Выборгской стороне, взаимоотношения с Агафьей Пшеницыной, возвращение к прежней жизни, смерть Обломова.)

Какова роль первой части романа?

(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление
героя читателю).
Каковы ваши первые впечатления о герое?

(ответы учащихся)

III. Работа с текстом художественного произведения
(58мин)
(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.

С чего начинает свое повествование Гончаров?

(с характеристики героя)

Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая

,
глава 1).
(один из учеников читает портретную характеристику
героя)
Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?

(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)

А что имеет Обломов?

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.

Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?

(портрет противоречив:
с одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?

Что символизирует фамилия героя Обломов?

(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)

Какой смысл несет в себе имя Илья?

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

(ответы учащихся)

Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?

Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.

Но что нас удивляет?

(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)

Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.

Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.

Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?

(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)

Что тем самым хотел сказать нам писатель?

(автор указывает на самоограничение героя, добровольное затворничество, указывая тем самым на ограниченность натуры)

Как описывается обстановка его комнаты?

Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)

(дети читают описание комнаты героя)

Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)

О чем символизирует закрытые занавеской окна?

(отгороженность от жизни, от внешнего мира)

Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?

Что сближает и разводит героев?

(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)

В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?

(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)

Какой символический смысл несет в себе халат?

Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.

Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.

Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?

(первая часть романа повествует об одном дне героя)

Почему автор выбрал именно этот день? Что происходит за это время?

(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)

Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Перечислите посетителей Обломова.

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)

Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?

Проанализируем
детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:
Парад гостей.

Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.

(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)

О чем это говорит?

(о его равнодушии к Илье Ильичу)

Почему Обломов считает Волкова несчастным?

В чем смысл жизни этого героя?

(светские вечера, светская жизнь)

Волков олицетворяет собой светский Петербург.

Следующий посетитель — это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.

К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.

Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.

(уходит от разговора)

Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?

Олицетворением чего является Судьбинский?

(олицетворение карьеризма)

Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.

Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.

(ответы учащихся)

Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?

Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?

(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)

Почему и его Обломов считает несчастным?

(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)

Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.

III. Подведение итогов (3мин)

Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?

(ответы учащихся)

В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?

(ответы учащихся)

А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?

(ответы учащихся)

Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?

Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.

IV. Домашнее задание (2мин)

Выводы

Образ жизни Обломова являет собой сплошную рутину, и главный герой даже не пытается вырваться из нее самостоятельно. С помощью этого персонажа автор докажет, что лень и равнодушие губят судьбы людей.

Первая встреча

Иван Гончаров знакомит читателя с Ильей Ильичем Обломовым уже с первых страниц романа. Мужчина лежит в собственной постели с отрешенным взглядом. Он пытается заставить себя подняться, но попытки заканчиваются безрезультатно. Обещания встать спустя часок приводят к тому, что день плавно переходит к вечеру, и покидать постель уже необязательно.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Читайте также: