Огород круглый год проект в доу

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проекта: огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Огород наш, огород

Всё на нём всегда растет.

Если руки не ленивы,

Если мы трудолюбивы…

Проявить должны заботу,

Видно по труду работу.

И тогда наш огород

Расцветёт и оживёт

Цель проекта:

  • Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
  • Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (тыква, лук, цветы, томаты, огурцы);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Активное участие родителей в реализации проекта.

Предварительные результаты:

Тип проекта: долгосрочный,

Срок реализации: весна-лето.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной и старшей группы, родители.

Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
  • Дидактические игры;
  • Подбор мультфильмов;
  • Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

  • Заинтересованность родителей и детей;
  • Методические разработки.

Методы проекта:

Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;

Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;

Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;

Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Метод трех вопросов:

Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.

Что нужно сделать, чтобы семена выросли?

Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.

Задачи по работе с родителями:

  • Повысить компетентность родителей по теме проекта;
  • Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта:

  • Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
  • Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

  • Сбор информации, материалов по теме;
  • Организация предметно - развивающей среды;
  • Разработка цикла наблюдений, занятий;
  • Беседы.

2 этап – практический:

  • Закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
  • Развивать выразительность речи, моторику рук;
  • Формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
  • Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
  • Воспитывать желание ухаживать за растениями;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Формы организации работы 2 этапа:

Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

3 этап – обобщающий (заключительный):

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

  • Развивать творческие способности;
  • Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
  • Закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.

Полученный результат реализации проекта:

Приложение:

Приложение № 1

Стихи про овощи.

Я - морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Я - толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я - витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Я - и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок.

А я - сочная капуста,

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

А какие вкусные

Щи мои капустные!

В черной шляпе - топ да топ –

По дорожке скачет боб.

Подкрутил усы горох: чем я плох?

Говорит ему фасоль:

- Ты, горох, у нас - король.

Мы, бобовые, гордимся,

Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Но полезные белки

Мы не прячем под замки.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями.

Белая и хрусткая,

Зовут меня капустою.

Прогоню болезни я.

Да, я - перец, но не тот,

Что язык так сильно жжет.

Я мясистый, витаминный,

Запаси меня на зиму.

Приложение №2

Загадки с грядки.

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

Взяли мы ее одежку,

Соль добавили немножко.

В кадочках теперь не пусто —

В них заквасится. (капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать. (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький. (лук)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят. (лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать. (чеснок)

На арбуз похожая —

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце. (тыква)

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок. (кабачок)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы Зеленеют. (огурцы)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья — близнецы,

А зовут их. (огурцы)

Приложение №3

Дидактические игры:

Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.

Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. .

Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).

Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.

Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели.

Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.

Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал).

Цель игры: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Огород-круглый год – отличный способ расширить знания детей о культурных овощных растениях. Реализация проекта будет способствовать формированию у детей нравственно-ценностных и качеств, развитию интереса к экологической культуре и исследовательской деятельности.

Цель:

1. Создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

2. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях и на грядках.

Задачи:

1. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.

2. Закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы следующие условия: свет, вода, тепло, почва.

3. Познакомить с правилами ухода за растениями.

4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

5. Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, примет, экологических игр.

6. Воспитывать любознательность и наблюдательность.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: январь – ноябрь.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Разбивка огорода на подоконнике.

3. Изготовление табличек с названием растений и датой посева.

4. Подборка загадок, пословиц, поговорок об овощах.

5. Обзор методической литературы и изучение опыта по созданию огорода на окне на территории детского сада в Интернете.

Взаимодействие с семьей.

1. Сбор семян, необходимых для посадки и создание коллекции семян овощных растений.


3. Изготовление книжек малышек про огород и все,что на нем растет.

2 этап проекта – исследовательский.

1. Беседы с детьми познавательного характера Дидактические игры,чтение художественной литературы. Создание картотеки стихов,загадок,пословиц и поговорок по данной теме.

2. Наблюдение за ростом растений и составление алгоритма ухода за растениями в уголке природы. Заполнение Дневников наблюдений детьми.

3. Проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло,растение-свет. Выявление благоприятных условий для роста растений на окне и в природе.

3этап проекта - заключительный

1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.

2. Представление опыта (презентация) .

Этапы реализации проекта :

1. Беседа с родителями. Обсудить цели и задачи проекта. Организовать сбор посадочного материала. Подготовить контейнеры и землю для посадки. Январь

2. Беседа с детьми. Познакомить детей с посадочным материалом. Создание условий для выращивания растений. Январь-февраль.

3. Подбор пословиц, поговорок, загадок об овощах. Чтение художественной литературы. Обогатить речь детей пословицами и поговорками. Воспитатель, родители. Февраль-апрель


4. Рассматривание семян. Дать детям понятие о том, что форма и размер у разных растений разные Просмотр презентации и создание коллекции семян. Воспитатель, дети. Февраль



и продумывание дизайна огорода на окне группы. Воспитатель, дети Январь-март.



Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Воспитатель, дети Январь-февраль



продолжать учить детей правильно ухаживать за посаженными растениями. Воспитатель, дети май-август



Май-июнь Составление карточек- схем ухода за растениями


8 Перенести рассаду овощных растений с окна на огородные грядки. Май Дети, родители и воспитатели.




10 Знакомство с загадками, пословицами и поговорками об овощах. Обогатить словарь детей народными пословицами и поговорками. Воспитатель Февраль-апрель

11 Оформление наблюдений Зафиксировать наблюдения за растениями в виде рисунков. Воспитатель, дети круглый год


12 Художественно-театрализованная деятельность :инсценировки и игры-атракционны. В течении лета. Октябрь-Праздник урожая



3 этап – заключительный.

13 Оформление материалов проекта в виде презентации. Обобщить результаты, полученные в результате исследовательской деятельности. Воспитатель. Сентябрь-ноябрь





Развивать творческие способности детей Дети, воспитатель август-сентябрь

15Перенести в группу цветущие растения бархатцев сельдерей и петрушку,лекарственные растения :мяту, лаванду,мелиссу и душицу на окно,Продолжить цикл наблюдений за растениями. СЕнтябрь-ноябрь

1. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М. : Новая школа, 1995. -160с.

4. Интернет ресурсы.

Тип проекта : долгосрочный (круглый год), групповой, познавательно-исследовательский.

Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях?

Объект исследования: снег.

Предмет исследования: свойства снега.

Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

Задачи проекта:

1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

5. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе исследовательской деятельности детей:

Результаты реализации проекта:

1. В группе на подоконнике был разбит огород.

2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.

3. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях; умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. делать выводы. работать с дополнительной литературой, наглядностью.

Приложение 2. Презентация проекта.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 8 )

Елена Валерьевна 13.04.2014 в 09:30 +1

Зульфия Мурзаевна 15.04.2014 в 06:47 +1

Галина Викторовна 13.04.2014 в 11:50 +1

Зульфия Мурзаевна 15.04.2014 в 06:55 +1

19.04.2014 в 17:39 +1

Уважаемая Зульфия Мурзаевна! Спасибо за участие в конкурсе! Эстетично оформленные презентации, яркий фотоматериал! 5! Материал 2 и 3 практически одинаков. По правилам конференции можно разместить 1-2 приложения. Можно было сделать выборку. Не увидела выставку семейных альбомов, как Вы оформили рецепты и советы для родителей, не увидела активности среди родителей на Вашу деятельность. С 8 по 23 слайд худож.слово - хрестоматия и интернет есть у многих. Во втором приложении в нижнем колонтитуле -название конференции не указано, а название портала необходимо указывать вверху по правилам конференции. В 3-м приложении не указано название портала и конференции. Удачи! Елена Ивановна Ликаренко

23.04.2014 в 01:37 +1

Уважаемая Зульфия Мурзаевна! Спасибо за участие в конкурсе! Ваш проект интересный, воспитывает экологическую культуру детей. Вы научили ребят ухаживать за растениями. Замечательный огород у вас получился! Ваш проект богат фотоматериалом, яркие и содержательные презентации вы создали. От меня вам 5 баллов! В проекте мало отображена работа с родителями. удачи в конкурсе!

Елена Елена Елена 23.09.2020 в 06:30 +1

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 10:33 +1

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизни человека.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по экологическому воспитанию

для детей средней группы

Тип проекта: краткосрочный, практико-познавательный, игровой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: средняя группа.

Срок реализации проекта: февраль, март

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизни человека.

Ещё древние греки говорили, что садовая терапия поднимает настроение, повышает жизненный тонус, способствует нормализации всех жизненных процессов в организме, то есть улучшает здоровье человека.

Ознакомление с разными видами растений – это развитие и познавательной сферы детей, общего кругозора.

Совместное взаимодействие в процессе трудовой деятельности со взрослыми и сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков.

Красота природных объектов формирует эстетический вкус.

Цель проекта:

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

Продолжить знако­мить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности.

Предполагаемый результат:

1. Дети узнают о условиях роста и жизни растений: лук, фасоль,горох, огурцы, редис, морковь.

2. Познакомятся с орудиями труда (лейка, садовая лопатка, грабельки) и трудовыми действиями (рыхлить, поливать, пересаживать), материалом

( различный грунт, поддоны для рассады, семена растений)

3. У детей сформируется умение вести дневник наблюдений для фиксации изменений в огороде на подоконнике.

Этапы работы над проектом:

2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.

Схема реализации проекта

Фома работы с детьми

Деятельность детей

Деятельность

Работа с родителями

Расширяют знания о строении растений и роли овощей в жизни человека; формируют о первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; активизируют словарный запас.

Подборка игр для проведения различных видов деятельности.

Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

Составление плана работы над проектом.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Познавательное развитие:

Опытно-экспериментальная деятельность:- Рассматривание семян, иллюстраций

- Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями, проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира.

Выполняют задания самостоятельных наблюдениях.

Помогать детям добывать знания.

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Продолжать развивать умение детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.

Составляют описательные рассказы по картинкам, заучивают стихотворения об овощах и фруктах, развивают умение отгадывать и придумывать загадки

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.).

Сбор необходимого материала для создания огорода.

Занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур).

Подготовка информации для родительского уголка

Организация конкурсов, выставок

Сформировалось умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

Расширилось представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

Читайте также: