Стендаль красное и черное краткое содержание анализ

Обновлено: 11.05.2024

История создания

Жанр и направление

К чертам реализма относятся:

  • Сама жизненная история, которая вполне соответствовала реалиям того времени.
  • Место и время действия соответствуют героям.
  • Второстепенные герои описаны максимально реалистично и подробно.
  • Автор детально изобразл судебный процесс.

Смысл названия

Суть: о чем роман?

Стендаль повествует нам о юноше по имени Жюльен. Он — сын обычного работяги, но с детства тяготится своим окружением и отличается от него. Из-за бедности и отсутствия связей он не может избрать военное поприще, поэтому идет в священники, чтобы хоть как-то вырваться из своей среды, где его не понимали и признавали.

Благодаря своим выдающимся способностям по запоминанию Библии, Жюльен попадает воспитателем в дом г-на де Реналя. Персонаж работает в доме господина де Реналя в качестве преподавателя латыни. По мере развития сюжета писатель демонстрирует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Читатель все время находится в напряжении из-за ошибок, поступков и эмоций Жюльена.

У него завязывается роман с хозяйкой дома, которая не любит мужа и скучает дома. Постепенно их близость порождает слухи, и юноши был вынужден покинуть дом своей покровительницы. Кроме того, ее страсть мешала его честолюбивым помыслам.

Главному персонажу все же удаётся добиться высокого положения в карьере, однако Жюльен зашёл в тупик, ведь общественное мнение стало намного дороже чужой жизни.

Молодой человек построил хорошую карьеру в доме господина Де-ла-Моля, которая предсказывала ему много радостей. Честолюбие заставляло его двигаться вперед, но неожиданно он оказался в тупике: пытаясь добиться расположения хозяйской дочери, он натыкается на госпожу де Реналь, и переживает за свое будущее в новом доме. Его отчаяние находит выход в выстреле: он стреляет в де-Реналь и оказывается на скамье подсудимых. На него обрушивается волна критики, скандал затрагивает его прошлое и перечёркивает будущее. Он приговаривается к смертной казни.

На протяжении всего произведения мы следим за душевной борьбой, которая бушует в недрах человека, за его переживаниями, ошибками. Читатель негодует и одновременно с этим переживает за него.

Главные герои и их характеристика

  1. Тема любви и ревности. Главный герой вкладывает в любовь свое честолюбие. Его чувства соединены с эгоизмом. А вот госпожа де Реналь полюбила искренно, но сила ее привязанности к Жюльену разрушительна. Матильда лишь увлечена Жюльеном, но серьезных чувств не имеет;
  2. Тема взаимоотношений людей разного социального положения. Увы, в атмосфере неравенства и социального напряжения люди находятся в состоянии конфронтации друг с другом, потому что находятся в разных сословиях. Это порождает вражду, которая выливается в социальные катаклизмы вроде поступка Жюльена Сореля, угнетенного в рамках своего социального класса;
  3. Тема семьи. В романе семья становится одной из главных причин нравственного падения героя. Близкие люди ненавидели его только за то, что он отличается от них. С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его — не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи. Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он неизменно оказывался в числе побитых.
  4. Тема формирования характера. Образование и близость к знати породили амбиции у сына плотника: он возомнил, что принадлежит к высшему кругу, и не мог бы удовлетвориться жизнью в своей среде. В то же время нравственное воспитание Жюльена отстало от его интеллектуального развития: он шел к цели любыми путями, оправдывая это разумом, но не немым сердцем.
  5. Нравственный выбор. Главным героем романа является Жюльен Сорель. В его образе выдающийся писатель воплотил молодого человека, который мечтает добиться высокого общественного положения. Судьба предоставила юноше непростой выбор. Так, он может идти по дороге чести, но остаться бедным. Другой вариант — сделать блестящую карьеру за счёт людей, которых можно использовать в корыстных целях.
  6. Тема выбора жизненного пути. Главный герой никак не мог найти свое предназначение в жизни: он хотел уйти в офицеры, но ему не хватило денег, сил и смелости. Осталась только духовная карьера, но и она не удовлетворила Жюльена. Он не мог с ее помощью добиться того окружения и уровня материального благосостояния, на которые он претендовал.

Проблемы

Основная идея

Известно, что в основе романа лежат реальные события. Однажды писатель заметил в одной газете статью про Антуана Берте и о его деле в суде. Именно Берте является прототипом Жюльена Сореля. Стендаль отобразил свойственное тому времени социальное неравенство. Талантливому человеку было очень сложно добиться успеха. Для этого ему было необходимо отступить о своих принципов и идти напролом. Жюльен так и не осознал главного в жизни — нужно оставаться самим собой.

Критика

Во многих своих произведениях Стендаль использовал элементы психологизма. Так, писатель не просто показал, перед каким выбором может оказаться человек в жизни, но и как этот выбор осуществляется в действительности. Автор продемонстрировал очень сложную борьбу персонажа, происходящую в его внутреннем мире. Жюльену очень сложно сделать выбор, и все же он выбирает тот вариант, который противоречит морали. Безусловно, Жюльен смог добиться желаемого, но вот остаться на плаву у него не получилось.

Автор: Марина Ильина

Автор: Самый Зелёный · Published 22.02.2020 · Last modified 21.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 27.05.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 29.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Стендаль красное и черное

Главные герои

Центральный персонаж романа — Жюльен Сорель. Он сын плотника, отлично знает латынь. Юноша хорошо понимает, чего хочет добиться, и готов на все ради достижения цели.

Основные черты Сореля:

  • сообразительность;
  • честолюбивость;
  • рассудительность.

Красное и черное стендаль анализ

Юноша мечтает о славе и успехе. Сначала он хочет построить карьеру на военном поприще, но потом задумывается о сане священника. Но не любовь к Богу им двигала, а привилегии, которые он хотел получить.

Жюльен часто поступает низменно, но его нельзя назвать отрицательным персонажем. Все дело в его противоречивом и сложном характере. Сорель не хотел мириться со своим положением в обществе.

В романе Стендаля есть и другие персонажи:

  • Луиза де Реналь — жена градоначальника, простодушная и добрая;
  • Матильда де Ла-Моль — юная и истеричная особа, любит протесты;
  • аббат Пират — преподаватель семинарии, питал добрые чувства к Жюльену, но скрывал их.

Его кумиром был Наполеон — выходец из народа, который оставил свое имя в истории.

Смысл названия

У литературоведов нет единого мнения о смысле названия романа. Сам Стендаль никак не объяснил свой выбор. Есть несколько теорий:

Красное и черное стендаль

  1. Контраст цветов символизирует метания главного героя, красный указывает на любовь и страсть, а черный — на предательство и похоть.
  2. Оттенки символизируют рулетку. Азарт стал главной движущей силой для Жюльена.
  3. Конфликт между мечтой и реальностью — черный цвет указывает на сутану священника, а красный — на мундир. Герой не мог выбрать между двумя этими желаниями.

Некоторые исследователи полагают, что сочетание цветов отражает финал романа: алая кровь на темной земле. Герой мог достичь многого, но в итоге пытается убить возлюбленную.

Анализ произведения

К созданию романа Стендаль приступил после изучения судебной хроники. В ней он узнал о деле Антуана Берте. Он сумел устроиться гувернером в семью Мишу. Через некоторое время юношу уволили. Антуан устроился в новую семью, завел роман с дочерью хозяина, но после этого его выгнали. Берте посчитал виноватой госпожу Мишу. В приступе гнева Антуан застрелил ее, после чего его казнили.

Стендаль в романе использовал разные тематики — поиск пути, формирование характера, конфликт между человеком и толпой. Писатель жил в то время, когда произошел перелом в обществе. Обострилась социальная несправедливость, неравенство ощущается все острее. Главный герой был талантливым и умным, но он все равно находился ниже знати. Даже в семье его никто не ценил и не понимал.

Анализ романа красное и черное

Роман Стендаля является наглядной демонстрацией того, к чему может привести неуёмное тщеславие. Произведение носит предостерегательный характер. Главный герой только хотел найти свое место в жизни. Он стремился любить и всегда придерживался определённых убеждений. Юноша стремился попасть в общество, но оно его отвергло.

В романе Стендаль показал, что тщеславие делает людей несчастными. Актуальность его произведения не теряется и в XXI веке.

Книгу полезно читать подросткам, взрослым людям. Главный герой мог добиться успеха, но он выбрал не тот путь и не те методы, поэтому его история закончилась печально.


Анализ произведений

Красное и черное — роман Стендаля 1830 года. Иногда его еще называют хроникой XIX в. В романе раскрывается трагическая история Жюльена Сореля. Показывая жизнь героя, автор одновременно описывает три социальных слоя французского общества после революции 1793: буржуазию, духовенство, дворянство.

Стиль: реализм

Эти два цвета — красное и чёрное — отражают идею романа, социальные проблемы общества и диалектику души героя.

Конфликт романа: человек и общество

Главные герои: Жюльен Сорель, госпожа де Реналь и ее муж господин де Реналь, Матильда де ла Моль, ее отец Маркиз де ла Моль, господин Вально, аббат Пирар (ректор семинарии), аббат Шелан (кюре), Фуке (друг Жюльена)

Место действия: Верьер, Безансон, Париж

Жизненная основа: жизнь Антуана Берта, который был приговорен к смертной казни за покушение на жизнь бывшей любовницы госпожи Мишу.

Экспозиция Рассказ о жизни Жюльена Сореля в доме отца. Неспособность парня к физическому труду, увлечение книгами вызывают враждебное отношение к нему со стороны отца-плотника и братьев

Завязка Мэр города господин де Реналь приглашает Жюльена гувернером к своим детям

Развитие действия Любовь госпожи де Реналь, обучение в безансонской семинарии; знакомство с маркизом де Ла-Моль, любви Матильды. Продвижение Жюльена по службе. Вопрос о женитьбе Матильдой. Письмо госпожи де Реналь в ответ на запрос маркиза де Ла-Моля о личности Жюльена Сореля

Кульминация Выстрел в церкви в госпожу де Реналь. Желание Сореля с достоинством уйти из жизни

Развязка Размышления Жюльена Сореля в тюрьме. Поведение госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Казнь главного героя. Смерть госпожи де Реналь и глубокое горе и увлечения Матильды


"Красное и черное" - известнейший роман великого французского автора Стендаля. В печать он вышел в 1820 году. Книга эта получила большую известность как на родине автора, так и за рубежом, и стала предшественником романов в жанре психологического реализма. В переводе на русский язык, автором которого стал Алексей Плещеев, роман впервые появился в журнале "Отечественные записки" в 1874 году.

Автор романа

"Красное и черное" Стендаля, содержание

Сюжет романа основан на реальных событиях. За основу автор взял историю, прочитанную в газете: учитель Антуан Берте выстрелил в мать своих подопечных, за что был казнен. Эту ситуацию автор воспринял как трагедию целого поколения.

Действие происходит в 20-х годах XIX столетия в городе Верьере, которого в действительности не существовало - он был выдуман автором.

Иллюстрация к роману

Итак, мэр города берет в свою семью гувернера - амбициозного юношу Жюльена Сореля. Он очень эрудирован, мечтает добиться признания. Кумир юноши - Наполеон. Постепенно жена мэра госпожа де Реналь увлекается Жюльеном и становится его любовницей. Когда их связь оказывается под угрозой разоблачения, Жюльен вынужденно покидает город.

Сорель направляется в аббатство, где выбирает своим духовником Пирара, однако его в скором времени просят уйти в отставку. Друг духовника - маркиз де Ля-Моль - приглашает его в Париж и говорит о том, что ищет себе секретаря. Пирар не задумываясь советует Жюльена. Сорель поступает секретарем и обольщает дочь Ля-Моля Матильду. Все шло бы по планам Сореля - красавица рядом, положение, уважение, деньги, однако маркизу приходит разоблачительное письмо от госпожи Реналь, где она обвиняет Жюльена в лицемерии, подлости, обольщении женщин.

Маркиз в гневе выгоняет Сореля. Тот покупает пистолет, приезжает к Реналь и стреляет в нее. Жюльена бросают в тюрьму и приговаривают к смертной казни, несмотря на то что женщина остается в живых. Госпожа Реналь приходит к нему в тюрьму, где происходит применение героев. Несмотря ни на что, герои выясняют, что всегда любили друг друга, а письмо сочинил духовник женщины. Сама Реналь и многие горожане встают на защиту Жюльена, но ему все равно выносят смертный приговор. Через три дня после его смерти умирает и сама госпожа Реналь.

Главные герои романа

Среди них следующие:

    Центральный персонаж - Жюльен Сорель. Он готовится стать епископом, чтобы извлечь из этого конкретные выгоды, при этом сам не верит в Бога. Он очень умен и эрудирован, мечтает повторить судьбу Наполеона. Ради достижения своих целей готов пойти на лицемерие. При этом достаточно вспыльчив и не всегда может контролировать свои эмоции.

Жюльен Сорель

Смысл названия

В рецензиях и отзывах на "Красное и черное" Стендаля можно прочесть множество версий относительно названия произведения. Одна из самых популярных интерпретаций - название символизирует выбор между карьерой священника (черный - цвет сутаны) и карьерой полководца (красный - цвет мундира). Согласно другой версии, Стендаль назвал произведение именно так, потому что хотел показать борьбу в сердце героя: он хотел проявить себя, достичь успеха, стать великим, но ради этого был готов на подлые, низкие поступки.

Если обратиться к биографии автора, то можно узнать, что он был азартным игроком. Этот факт наталкивает на такую трактовку названия: красное и черное - это цвета игральной рулетки, они символизируют азарт, который часто охватывал героя.

Цвета рулетки

Он сам ставил как на "красное" (обольщение женщин), так и на "черное" (предательство и лицемерие).

Даже современники Стендаля в отзывах к "Красному и черному" подчеркивали оригинальность и загадочность названия:

В названии этой книги заключен порок или, если угодно, своеобразное достоинство: оно оставляет читателя в полном неведении относительно того, что его ожидает.

Роман Стендаля "Красное и черное", анализ проблематики

Итак, что же хотел сказать автор своим произведением?

Конечно, проблема поднимается не одна. Автор затрагивает такие темы, как выбор способов достижения целей, выбор того пути, по которому предстоит идти по жизни, конфликт личности и общества. Для полного восприятия глав "Красного и Черного" Стендаля следует учитывать и исторический контекст. Такие события, как приход к власти Наполеона, революция, объясняют умонастроение героя.

Одна из главных проблем, поднятых в романе, - социальная несправедливость. Сам автор назвал роман хроникой столетия и показал на примере своих героев социальную ситуацию и нравы века. Жюльен Сорель хоть и умен, но простолюдин, что мешает ему занять высокое положение в обществе честным путем. Еще одна важная проблема, которую затронул Стендаль, - невежество правящих кругов.

Наконец, автор говорит нам о конфликте человека и общества. Жюльена не принимают ни в родной семье - для его братьев он слишком умен, ни в высших слоях общества, ведь он простой сын плотника. Такое непонимание и неприятие и делают Сореля таким, каким он предстает нам на страницах романа.

"Красное и черное" как психологический роман

Это произведение называют основоположником психологического романа. Почему? Дело в том, что автор, говоря о поступках героя, описывает еще и его психологическое состояние на тот момент, причины и мотивацию. Например, почитание Сорелем Наполеона наложило свой отпечаток на многие поступки героя и на его характер в целом.

Стендаль не только изображает какие-либо события, но и дает оценку поведению и мотивам героев, описывая внутреннюю борьбу, черты характера и становление личности.

Автор постоянно соотносит события из внешнего мира со сложным миром внутренних переживаний своих персонажей.

Большую роль играют различные невербальные знаки. Жесты и мимика героев, при кажущемся внешнем спокойствии, могут выдать их истинное эмоциональное состояние.

Отношение современников к роману

Произведение восприняли неоднозначно. Современники Стендаля в отзывах на "Красное и черное" говорили и о недостатках языка, и о развратном и пошлом поведении главных героев. В Ватикане книгу восприняли как любовный роман и запретили в 1864 году. В России она была запрещена раньше, в 1850 году, Императором Николаем I. В Испании роман был запрещен в 1939 году диктатором Франциско Франко.

Литературные критики воспринимали героя романа неоднозначно. Жюльена считали благородным человеком, который противостоит обществу невежд и лицемеров, персонажем, который сначала влюбляет в себя ради корысти, но затем сам начинает любить искренне, а также циником и человеком с двойной жизнью.

Что говорят о романе сейчас

Фредерик Стендаль

Также отмечают и тот факт, что роман будет тяжело понять, не зная исторических событий (Великая Французская Революция, господство Наполеона) и понятий (аббат, иезуит и другие).

Есть и негативные отзывы: в основном жалуются на большое количество сентиментальных переживаний и затянутый сюжет, а кому-то кажется скучным описание жизни того времени.

Экранизации за рубежом

Первый фильм, снятый на основе книги, увидел свет еще в 1920 году. Это была работа итальянского режиссера Марио Боннарда. Несколько раз роман экранизировали во Франции, в 1954, 1961 и 1997 годах режиссеры Клод Отан-лора, Пьер Кардинал и Жан Верраж соответственно.

Фильм 1997 года

В экранизации 54 года главную роль исполнил актер Жерар Филип, который до этого уже снимался в экранизации произведения Стендаля "Пармская обитель".

Кроме того, в 1993 году в Англии вышел сериал режиссера Бена Болта, сюжет которого основан на книге. Называется он "Алое и черное".

Советская экранизация

Советская экранизация вышла в 1976 году. Режиссер - Сергей Герасимов. Фильм состоит из пяти серий. Роль Жюльена Сореля исполнил актер Николай Еременко-младший, чья карьера после этого стремительно пошла вверх.

Еременко в роли Сореля

Снимали фильм не только в Советском Союзе, но и во Франции. В качестве декораций использовались гравюра и полотна французских художников XIX века. Сам режиссер заявил, что главной его целью было передать идею Стендаля. На советскую экранизацию романа Стендаля "Красное и черное" отзывы были в основном положительные.

Читайте также: