Офорт что это такое кратко

Обновлено: 07.07.2024

Офорт представляет собой своеобразный вид гравировки на металле и техники станковой глубокопечатной графики. В процессе изготовления гравюр поверхность металлических пластин протравливается кислотами.

История изобретения офорта

Гравирование по металлу в традиционной манере занимало массу времени. Для того,чтобы сделать одну страницу, мастеру требовалось несколько недель, а то и месяцев. Вот почему художники — граверы все время искали способы упрощения техники для облегчения этого трудного дела.

Первые образцы офортов датируются 1501 — 1507 годами. Их автором стал Даниэль Хопфер. Спустя несколько лет гравер из Швейцарии Урс Граф сделал несколько офортов, и именно его впоследствии стали считать родоначальником данной техники.

В 1515 — 1518 годах Альбрехт Дюрер, владевший искусством офорта в совершенстве, создал шесть известных рисунков на металлических досках, одним из которых является изображение пушки на фоне живописной природы.

Техника офорта

Основой техники изготовления офорта является нанесение на пластину из металла специального лака, который выдерживает воздействие кислот. Сверху лака с помощью остро отточенных инструментов мастер процарапывает изображение гравюры.

После этой процедуры металлическая пластинка обрабатывается кислотой, которая вытравливает рисунок на металле. Далее остатки лака счищаются с поверхности пластины.

Делать это было значительно легче, чем резать глубокие штрихи штихелем. Затем по краям пластины делали невысокий бортик из воска, чтобы получи лось корытце. В него наливали крепкий раствор азотной кислоты. Там, где игла соскребала с металла лак, кислота протравливала штрихи рисунка. Затем форму отчищали и печатали обычным способом.

В процессе печатания иллюстрации краска наносится на пластину, и задерживается исключительно в протравленных углублениях. На бумаге же остается яркий, точный оттиск — и именно поэтому офорт является видом глубокой печати.

Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо - тинто.

Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо — тинто.

Известные мастера офорта

Искусство изготовления металлических гравюр в технике офорта возникло еще в начале XVI века. Многие известные художники — живописцы работали в технике офорта. Среди них можно назвать следующих:

Дмитрий Митрохин. Книжная графика, ксилография.

Дмитрий Митрохин. Книжная графика, ксилография.

Борис Французов. Офорт

Борис Французов. Офорт

Этими способами нанесения рисунка на металлическую поверхность продолжают пользоваться многие художники и по сей день. Изображения, выполненные в технике офорта, отличаются изяществом и особенной стилистикой, которая так ценится многими поклонниками офорта. Картины некоторых современных художников, выполненные в технике офорта, станут настоящим украшением абстрактного интерьера .

Хорст Янсен. Офорт

Хорст Янсен. Офорт

Различные манеры и приемы офорта

Техника офорта характеризуется значительной сложностью и разнообразием изобразительных приемов и манер. Так, среди самых известных и распространенных офортных манер можно назвать следующие:

  • Травленный штрих — одна из основных техник выполнения офорта, которая заключается в нанесении изображения на металлическую поверхность путем травления кислотами. Характеризуется богатством средств художественной выразительности.
  • Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварельными красками, потому что изображение получается несколько размытым и пастельным.
  • Резерваж — данная манера офорта появилась в результате соединения приема акватинты и травленного штриха. В манере резерважа рисунок наносят кистью на обезжиренную поверхность доски, причем, движения кисти характеризуются широкими свободными мазками и подвижными штрихами пера.
  • Лавис — приемы лависа и акватинты тесно переплетаются из — за похожести этих техник. Манера лависа предполагает нанесение на металлическую пластинку канифоли, которую затем расплавляют, а уже после выполняется рисунок кистью, смоченной в кислоте.
  • Мягкий лак — техника офорта, в которой грунт сначала смешивают с жиром, благодаря чему материал приобретает мягкость и легко отделяется от основы. Далее загрунтованная форма покрывается зернистой бумагой, а далее на нее наносится рисунок твердым карандашом.
  • Сухая игла — еще одна техника гравировки, в процессе которой изображение наносится путем процарапывания отдельных штрихов на металле. В этом случае травление кислотами не используется. Полученное изображение является формой глубокой печати.

Офорт в технике меццо - тинто

Офорт в технике меццо — тинто

  • Карандашная манера — представляет собой разновидность пунктирной манеры создания углубленного изображения на металле, которая имитирует рисунок карандашом или углем. Характерные для данной техники эффекты достигаются путем нанесения пятен или штрихов, наносимых на заранее загрунтованную пластину, которая впоследствии подвергается травлению.

Офорт, смешанная техника, карандашная манера

Офорт, смешанная техника, карандашная манера

  • Пунктирная манера — вид углубленной гравюры на металлической пластине из меди. Изображение создается мелкими углублениями в виде точек и штрихов, которые наносятся за заранее загрунтованную пластину, позже подвергающуюся травлению.

Офорт, пунктирная манера.

Офорт, пунктирная манера.

  • Резцовая гравюра — представляет собой древнейший вид гравировки на металле. Рисунок наносится на поверхность медной доски резцами — штихелями с заостренным концом. После этого поверхность доски тщательно очищают шабером — гладилкой, убирая все лишние стружки. Далее углубления заполняют краской и равномерно распределяют ее, прокатывая валиком. Затем удаляют краску в гладких поверхностей, и делают оттиск. Так получается качественное изображение в технике глубокой печати.

Офорт – это вид станковой гравюры, изготовленной специальным способом. Изображение в технике офорт получают с помощью оттиска с готового клише. В основе техники лежит химический процесс (воздействие на металл азотной кислотой), а не механический метод получения изображения специальными инструментами. Техника относится к углубленной (глубокой) печати рисунка, то есть углубления по контуру рисунка на металлической пластине заполняют краской и переносят на бумагу с помощью специального станка.

Оттиск с одного клише можно делать многократно, поэтому офорт является наиболее удобным методом гравировки.

Что это и как возникла техника?

Долгое время технику офорта использовали только в иконописи. Только в XVII веке офорт начали использовать в искусстве. Гравюры того времени, полученные с помощью офорта, становятся отдельным видом искусства. Рембрандт использовал повторное травление и добивался высокого качества изображений с проработанными мельчайшими деталями и сложными цветовыми переходами. Используя офорт, он делал небольшие зарисовки и наброски, превратив технику в вид графического искусства. Художники использовали различные виды бумаг для получения уникального результата. К концу XVIII века офортные гравюры стали использовать в типографии. Практически во всех книгах того времени иллюстрации выполнены по этой технологии. Иллюстрации получались живописными и довольно реалистичными. При этом обходилось это довольно недорого, а формы были долговечными, что позволяло использовать их многократно.

Рисунок создают на металлической доске – на меди или цинке, иногда используют сталь. Сначала доску очищают, шлифуют и полируют. Затем слегка нагревают и покрывают лаком. Для лака используют специальный кислотоупорный состав. В Средние века использовали канифоль и смесь из смолы и воска. Позже начали применять состав на основе асфальта и воска. Современные мастера чаще всего берут раствор битумного лака. Форму с застывшим покрытием коптят, на черном фоне нанесенные бороздки будут лучше видны. На подготовленную форму наносят рисунок, используя офортные инструменты. При этом слой лака процарапывают на всю толщину, офортная игла должна доходить до самого металла, но не повреждать его. Затем доску обрабатывают кислотой, которая разъедает его только в местах без защитного слоя лака. Под воздействием кислоты, металл протравливается, на нем остаются углубления, которые и создают рисунок при оттиске на бумагу или другую поверхность. Для цинковых форм используют азотную кислоту, а для медных подходит раствор хлорного железа. После травления кислотным составом, доску промывают, слой лака зачищают, и на поверхности остаются углубленные очертания нанесенного изображения.

Лак удаляют с пластины, используя скипидар или бензин.

Для получения оттиска на готовое клише наносят краску. Ее излишки снимают специальным шпателем или губкой. Затем рисунок переносится на бумагу или ткань.

Рисунки, создаваемые с помощью техники офорт, могут быть очень сложными с цветовыми переходами или полутенями и затемненными участками. Отличительным качеством техники является возможность ступенчатого травления. После нанесения изображения мастер выполняет пробную печать, затем повторяет операцию с защитным лаком, процарапыванием рисунка и травлением. Таким образом мастера добиваются мельчайшей проработки деталей и идеального результата. После нескольких травлений доска из меди или цинка готова к дальнейшему использованию, ее можно использовать для печати оттисков.

Каждый оттиск считается отдельным произведением искусства, так как имеет небольшие отличия. У Рембрандта, который часто использовал офорт для своих гравюр, осталось по несколько копий одной картины. Оттиски сделаны на разных стадиях травления и отличаются один от другого. Каждый из них имеет свою ценность и уникальность.

Увеличивая время травления, мастера варьируют глубину штрихов, а впоследствии глубину тона на картине. Мастера используют специальную временную шкалу для ступенчатого травления, где отмечают время травления формы. Иногда лаком покрывают уже протравленные участки, а другие подвергают травлению повторно. Это делается для получения более глубоких канавок, так цвет на оттиске получается темнее.

При изготовлении досок нужно учитывать, что при многократном и постоянном использовании формы мельчайшие детали стираются, и оттиск становится не настолько детально проработанным. Тончайшие линии, штрихи и точки со временем стираются и не оставляют оттиск первоначального качества. Такие доски уже не имеют высокой ценности и требуют реставрации.

Железные формы более долговечные и выдерживают значительное количество тиражей, а цинковые и медные доски мягче.

Манеры и приемы

В технике офорт существует несколько манер исполнения штрихов и линий на пластине (доске), полученных травлением. Самая распространенная из них – травленый штрих, иногда ее называют классической, штриховой или игловой. В работе ее часто сочетают с другими приемами офорта, например, с акватинтой и лависом.

Преимущество офорта перед другими разновидностями техник гравировки – относительная простота и легкость работы. Для создания гравюры не требуется значительных физических усилий. Мастер может выполнять штрихи и линии в любом удобном направлении, создавая неповторимый узор на пластине. При травлении кислотой штрихи разъедаются не только в глубину, но и немного в ширину. Это делает рисунок объемным. Некоторые мастера офорта достигали эффекта цветности, используя разные манеры и приемы при изготовлении форм для оттиска. Мелкие неглубокие штрихи и линии кажутся более светлыми и утопленными в офортную бумагу, а глубокие, наоборот, выступают на поверхности и имеет темный глубокий цвет. Резные металлические формы для гравюр изготавливают сами мастера-художники.

Изготовление (особенно травление) требует внимательности и осторожности. Кислоты и их пары, используемые для травления, ядовиты.

Техника офорт позволяет делать и цветные гравюры. Существует несколько вариантов получения цветной гравюры. В первых попытках для этого разные участки формы покрывали разными цветами, и производили печать. Позже начали использовать несколько досок с одинаковым изображением. Каждую доску окрашивали в один цвет, при наложении друг на друга они давали цветное изображение. Некоторые мастера вручную раскрашивают пластину, а затем делают оттиск. Иногда сначала делают черный оттиск для фона, а потом накладывают цветное изображение. При получении художественных репродукций мастера подкрашивают и сам оттиск, а не только форму.

Травленый штрих

Основной прием офорта, собравший в себе все характерные особенности техники. Каждый художник-офортист должен в первую очередь овладеть этой манерой, и только потом развивать свое мастерство. Для нанесения рисунка на доску травленым штрихом используется специальная офортная игла. Стальные иглы для офорта существуют различного диаметра. Иногда мастера используют пучки игл или металлические щеточки. После чего форма протравливается, и делается пробный оттиск. Иглой на пластине рисуют, как карандашом на бумаге. Мастера используют разную силу нажима для получения различной глубины контура рисунка.

Акватинта

Более сложный прием в офорте, позволяющий добиться мягкого цветового перехода. Гравюры в этой манере схожи с акварельными рисунками. На форму сначала наносят только контур будущего рисунка, затем протравливают доску. Места, где оттиск должен быть темным покрывают асфальтовым грунтом или канифолью, которые при нагреве оставляют шероховатости. А светлые места покрывают защитным лаком. Затем доску нагревают и повторно протравливают. Акватинту часто используют совместно с классическим офортом, а также в цветной печати.

Резерваж

Относительно новая манера в офорте. Она возникла из смеси акватинты и травленого штриха. Отличительная черта этой техники – рисование кистью непосредственно на подготовленной металлической пластине. Для этого используют кисть из стекловолокна и специальные чернила или гуашь. Поверх изображения наносят лак и промывают пластину обычной водой. Под воздействием чернил (гуаши) и воды места, которые нужно протравить, обнажаются с предельной точностью. Манера резерваж позволяет сохранять индивидуальные особенности авторских рисунков и технику художников.

Лавис

Для этого приема на форму напыляют канифоль. Металлическую пластину нагревают, и канифольный порошок плавится. Поверх него наносят изображение кистью, используя травящий раствор из кислоты, гуаши и клея. После этого форму хорошо промывают. Такие манипуляции можно повторять, добиваясь необходимого результата. Гравюры в манере лавис имеют мягкие очертания, схожие с акварельными картинами.

Мягкий лак

Еще манеру иногда называют срывной лак. Прием является простым и не требует специальных навыков от мастера-офортиста. Прием заключается в добавлении жира (сала) в кислотоупорный лак. Из-за этого офортный грунт становится мягким и легко сходит с пластины. При нанесении штрихов на форму накладывают крупнозернистую бумагу. Тупым карандашом наносят рисунок (или узор), используя различную силу нажима. В местах нажима бумага прилипает к лаку. Вместе с бумагой лак легко отделяется от формы. Форму подвергают травлению, и удаляют остатки грунта. На доске остается зернистый рисунок. Такие гравюры похожи на карандашные наброски.

Сухая игла

Прием иногда рассматривают как отдельную технику гравюры. Но все же правильнее относить ее к приемам офорта. В этом приеме для нанесения контура на форму не используют кислоты и травящие составы. Изображение наносится непосредственно на металлическую поверхность острой иглой. Поэтому метод и назвали сухая игла. Здесь красота гравюры полностью зависит от навыков и таланта мастера. Часто сухую иглу сочетают с другими приемами.

Эффектно смотрятся гравюры в технике сухой иглы в сочетании с акватинтой или лависом.

Сухая игла требует физических сил от мастера. Для этой манеры характерны прямые линии и штрихи. Плавные и замысловатые узоры сложно прорисовать иглой по металлу. Часто сухую иглу используют для доработки гравюр, выполненных классическим офортом или резцом.


ОФО́РТ, -а, м. Вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы изображения получаются путем травления металла кислотами, а также оттиск с такой гравюры. Маковский в то время как раз увлекался офортом и с гравюрой был знаком. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.

[От франц. eau-forte — азотная кислота]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОФО'РТ, а, м. [фр. eau forte — букв. азотная кислота] (искус.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла.

офо́рт

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова цветоносный (прилагательное):

Офорт

Описание техники офорта. Перед началом травления металлическую ( стальную , медную или цинковую) пластину подготавливают: выравнивают , слегка закругляют , чтобы она не повредила бумагу , и полируют. Затем её с помощью мягкого тампона или валика равномерно покрывают слоем грунта — кислотостойкого лака или воска.

С помощью стилусов ( стальных игл разного диаметра) гравёр процарапывает на грунте рисунок , обнажая металл под ним. Обратную сторону доски покрывают лаком , а затем погружают в кислоту ( в отдельных случаях поливают кислотой). Она разъедает металл в открытых областях , создавая углубления , в которые позже попадут чернила. Глубина и ширина этих борозд зависит от крепости раствора и продолжительности воздействия кислоты — чем концентрированней жидкость и чем дольше в ней находится пластина , тем шире и глубже будут углубления , а , соответственно , темнее линии на отпечатке.

Этот процесс повторяется для создания тонких нюансов: после первого травления гравёр может вновь покрыть часть областей грунтом , чтобы они остались более светлыми , и опять погрузить доску в кислоту , чтобы оставшиеся стали глубже. Когда нужный результат достигнут , грунт удаляется растворителем.

После этого по поверхности доски с помощью тканевого тампона или картонного язычка распределяются чернила , а их излишки удаляются тем же материалом. Пластина дополнительно очищается тарлатановой тряпкой ( жёстко накрахмаленной марлей или кисеёй). Доску кладут на пресс рисунком вверх , накрывают увлажнённой бумагой и куском войлока , сукна или фетра. Проходя по ним , вал станка выдавливает чернила с пластины на бумагу.

Пьер Огюст Ренуар. Две купальщицы

Нюансы офорта. Игла для травления легко процарапывает грунт — и этим офорт отличается от резцовой гравюры , где от мастера требуются значительные физические усилия для преодоления сопротивления металла. Офортист может прочерчивать стилусом как короткие штрихи , так и длинные изогнутые линии , исправлять или менять рисунок , создавать нюансы повторным травлением. Поэтому с помощью офортов обычно изображают ландшафты , жанровые сцены и неформальные портреты , тогда как к резцовой гравюре чаще прибегают , чтобы передать пластическую и физическую энергию , добавить солидности официальным портретам.

Читайте также: