Оценочная деятельность в начальной школе в условиях фгос ноо

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье учитель раскрывает, как можно систематизировать и апробировать в образовательном процессе методы контроля и оценки планируемых результатов:

1. КИМами - учебные,

  1. комплексными работами - метапредметные,
  2. портфолио - личностные достижения, обеспечивающие реализацию ФГОС.

Накопление и систематизация материалов по контролю оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов требует от учителя постоянной тщательной работы. Однако в будущем весь этот труд обеспечит экономию времени, готовую методическую базу, обогатит опыт.

Содержимое разработки

Борисова Ульяна Семеновна, учитель начальных классов

«Оценочная деятельность учителя начальных классов

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новом ФГОС.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

- предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

- метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Содержание и организация образовательного процесса наступениначального общего образования должны формировать общую культуру обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальноеразвитие, создать основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,обеспечивающей социальнуюуспешность, развивать творческие способности,саморазвитиеи самосовершенствование, сохранять и укреплять здоровьеобучающихся.

Целью является систематизация оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов для повышения качества образования в начальной школе.

Задачами являются:

Изучение научной и методической литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.Выявление особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающих реализацию ФГОС.

3.Разработка и апробация КИМов для контроля и оценки учебных достижений по предметам.

4. Уточнение и применение диагностических инструментариев для определения уровня сформированности УУД.

Новизна. Систематизация и апробация в образовательном процессе методов контроля и оценки планируемых результатов:

1. КИМами - учебные,

комплексными работами - метапредметные,

портфолио - личностные достижения, обеспечивающие реализацию ФГОС.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета.

Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служат основой при определении содержания итоговой оценки выпускников.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может быть предметом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений с позиции оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

· по периодичности проведения (эпизодический, периодический, систематический);

· по количественному составу учащихся (индивидуальный, групповой, фронтальный, классно – обобщающий);

· по особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителем (письменный, устный, самоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат);

· по технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (графический, программированный, дифференцированная работа по карточкам, тестирование;

· по интенсивности проверки (зачет, уплотненный опрос, комбинированный);

·по уровню познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа).

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всехучебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценкиметапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовымпризнакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, мтематике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

2.В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.

Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

Сформированностисамооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Сформированностимотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированностиморально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Оценивание предметных результатов по методу тестирования

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения

Часть авторов уже названием тестов определяет цель тестирования:

- тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения

- тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров)

- тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования

Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений и системы образования.

Виды тестов.

В методической литературе выделяются следующие виды тестовых заданий:

тесты на определение соответствия;

тесты на установление правильной последовательности и др.

Организация эффективного образовательного процесса невозможна без входного, текущего и итогового контроля.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществляется поэтапно.

На первом этапе проводится только входной контроль и значительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

На втором этапе проводится текущий контроль – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний.

Итоговый тест систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Анализ тестов по математике учащихся 3 класса

Выполнили – в 1 четверти-6(1 ученица отсутствовала по болезни), во 2 и 4 четверти -7.

по вопросам организации

обучения в режиме


Социально-психологическое тестирование обучающихся

Календарь памятных дат


Руководителем методического сопровождения ФГОС НОО Рычковой Еленой Васильевной проведена игра-практикум с учителями начальных классов. В ходе игры выявлены победители, которые были награждены свидетельствами.

Обзор теоретического материала с практическими рекомендациями по заявленной теме сделала Попова Людмила Геннадьевна (учитель начальных классов, заместитель директора по УВР). В ходе выступления раскрыты основные понятия, задачи критериального оценивания, принципы, условия, виды и формы работы, инструментарии к оценке, правила разработки листов индивидуальных достижений предметных и метапредметных результатов.

Методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Карпова Алла Витальевна, методист МБУ МЦ

Важнейшей характеристикой федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) является идея о системном характере оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее ООП НОО).

Система оценки представляет собой один из инструментов реализации требований стандарта к результатам освоения ООП НОО и является необходимой частью обеспечения качества образования. Оценка достижений обучающихся показывает соотношение целей и результатов образовательного процесса. Основной задачей и критерием итоговой оценки в соответствии с ФГОС НОО выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Соответственно, стандарт составляет основу для диагностики учебных достижений, которая является важной частью учебного процесса и обязательным условием обеспечения качества образования. Система оценивания планируемых результатов - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов.

Отметим основные элементы новизны в системе оценивания учебных достижений в соответствии с ФГОС НОО:

  • комплексный подход к оценке результатов образования;
  • ориентация оценки на деятельностный подход;
  • встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса обучающегося;
  • итоговая оценка выпускника имеет две составляющие:
  • 1. накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов ООП НОО;
  • 2. оценки за стандартизированные итоговые работы (ВПР -Всероссийские проверочные работы, НИКО - Национальные исследования качества образования и т.д.), характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Достижение планируемых результатов во многом зависит от того, как организована система оценки в образовательном процессе: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Процесс познания и формирования учебных действий всегда сопровождается контролем и оценкой, поэтому в первую очередь должна измениться система оценивания, которая является одной из важнейших сторон образовательного процесса. Таким образом, учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не только конечный результат, но и способы деятельности обучающегося.

Стандарт, сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом;
  • оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты.
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Согласно стандартам, оценка - это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Такая система оценивания прекрасно приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик - хорошо его усвоить и запомнить. А если оцениваемая работа - творческая, исследовательская, поисковая? Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на важную для него проблему (не всегда совпадающий с точкой зрения учителя), работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая как, например, проект?

Вопросы и проблемы, связанные с оцениванием учебных достижений, возникают у всех участников образовательных отношений. Действительно, российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания, а в начальной школе - фактически четырехбального. Но в данный момент в обществе накопилась неудовлетворенность этой системой оценивания, так как она не в состоянии отразить все различия в уровнях достижений школьников.

Среди недостатков пятибалльного оценивания можно отметить следующие:

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.

Потребность в объективной оценке результатов - необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее её оценить.

Уровень сформированности УУД и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяют оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов.

На каких же принципах строится инновационная система оценивания?

В современном учебном процессе логичен и обоснован акцент на критериальное оценивание образовательных результатов учащихся.

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.

Разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает ответить на вопросы:

- Где я сейчас нахожусь, на ступеньке знаний?

- Что я знаю и чего я пока не знаю?

- Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет?

Ведь ни для кого не секрет, что часто у учащихся возникают обиды на необъективность выставления отметок, их необоснованность, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями, по которым оценивают их работу.

Каковы же шаги к успеху?

  • за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка;
  • за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.
  • за каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся обязательно, так как ученик должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать.

На наш взгляд, именно критериальное оценивание обеспечивает доступность качественного образования для детей с разными потребностями и возможностями. Не менее важно и то, что критериальное оценивание несёт в себе потенциал сохранения здоровья как учеников, так и учителей: ученик становится субъектом в учебном процессе, снижается его тревожность, учитель от роли судьи переходит к роли консультанта, помощника.

В рамках системы критериального оценивания выделяются два его вида:

Что же такое формирующее оценивание?

Это оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы.

Первый этап оценивания для обучения связан с качественно-эмоциональным оцениванием. Он приходится на начало 1 класса. В первые дни обучения особое внимание уделяется созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. Важно, чтобы педагог отмечал даже незначительные успехи и достижения учащихся.

Второй этап связан с освоением важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки. Контроль и оценку собственной работы ученик осуществляет под руководством учителя с помощью инструментов оценочной деятельности.

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем ученики договариваются о том, по каким критериям будет оцениваться работа.

На полях тетрадей ученики чертят три отрезка - линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы:

  • высокий,
  • выше среднего,
  • средний,
  • ниже среднего
  • и низкий.

Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.

Б - быстрота выполнения.

Дети высказывают свои предложения и вместе выстраивают шкалу.

Правильность (П):

Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы.

Аккуратность (А):

Оценивание включает ещё один этап - педагогическая оценка работы. Проверяя работу ученика, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже.

Самое главное на данном этапе педагогу не проводить аналогий между уровнем и отметкой. Важно помнить, что весь первый класс, а желательно, и всю начальную школу обучение должно быть безотметочным.

На этом же этапе происходит обучение взаимоконтролю. Педагог учит детей совместной работе, корректным высказываниям при оценке работы своего одноклассника.

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по вопросам-помощникам:

В первом классе алгоритм может состоять из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки. Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение - исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Критерии, эталоны целесообразно фиксировать в тетради достижений, которую ведут обучающиеся, начиная со 2 класса. Через тетрадь достижений осуществляется обратная связь.

Тетрадь достижений (Листы достижений) - то средство, которое помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть своё движение в каждом умении и определить (возможно, с помощью взрослого), в каком направлении ему нужно приложить особые усилия или можно двигаться дальше. Родители также работают с тетрадью достижений и владеют информацией об успехах своего ребенка. В тетради достижений фиксируются критерии, которые разрабатываются на этапе усвоения новых знаний к определённой теме. Они тесно связаны с изучаемым материалом и умениями, которыми должен овладеть обучающийся при изучении той или иной темы, и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен освоить в результате работы. Таким образом, осуществляется пооперационный контроль за формированием определённого учебного действия.

Констатирующее оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объёмных учебных тем.

При констатирующем контроле объектом контроля становится результат собственной учебной деятельности. Цель оценивания: демонстрация личных учебных и внеучебных достижений ученика за определённый отрезок времени. Новизна в итоговом оценивании заключается в том, что школьникам ещё до контрольной работы предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.

Именно констатирующий (итоговый) контроль входит в накопительную оценку или Портфель достижений. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь.

Для оценивания знаний детей в конце года может использоваться свидетельство, в котором дети отмечают освоение тем, пройденных в течение учебного года по каждому предмету. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема не усвоена, ребёнок знает, что над ней нужно ёще поработать и продемонстрировать новые достижения.

Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьником рефлексивными умениями, что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей.

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. При её организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно. В практике организации этого этапа урока насчитывается большое количество приёмов, которыми учителя уже владеют и успешно используют в своей практике. Следует только обратить особое внимание на возрастные и психологические возможности учащихся.

Информационные ресурсы

  • 1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 1 ч. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
  • 2. Образовательные технологии. Сборник материалов в помощь учителям - М.: Баласс, 2008
  • 3. Медведева Г.А. Современные способы оценивания учебных достижений дошкольников и младших школьников. - МБУ МЦ, 2013.
  • 4. Лакербай Н.Л. Виды оценочных средств на уроке окружающего мира в начальной школе.- МБУ МЦ, 2016.

Мы используем файлы cookie, а также обрабатываем Ваши персональные данные в соответствии с политикой обработки персональных данных. Дальнейшее пребывание на сайте означает согласие с их применением. Подробнее.


Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Читайте также: