Социально педагогические связи школы и социальной среды

Обновлено: 02.07.2024

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Цель программы развития: внедрение в образовательный процесс системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.

  1. Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру, через организацию и реализацию педагогического проектирования.
  2. Выявить и реализовать в практике взаимодействия всех участников образовательного процесса организационно-методические условия, способствующие эффективному внедрению системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающей развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.
  3. Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников образовательного процесса.
  • Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
  • Формирование четкой жизненной позиции;
  • Формирование социального интеллекта.

Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей школе обучается 426 учащихся, разной национальности, разного материального достатка. Кроме того, из них 90 учащихся являются воспитанниками детского дома, которые после окончания основного общего образования покидают школу.

Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее определение: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

  • Повышению качества образования;
  • Обеспечению доступности качественного общего образования;
  • Повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;
  • Формирование эффективного рынка образовательных услуг.
  • Снижение бедности и удвоение ВВП (школа может формировать активную позицию граждан на рынке труда);
  • Доступность жилья (учащиеся учатся планировать, выбирать программы ипотечного кредитования);
  • Увеличение продолжительности жизни (школа формирует представление о ценности здоровья);
  • Реформа власти (создают новые модели управления).

При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально – экономические проблемы.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

  • Исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
  • Моделирование рыночных отношений;
  • Социально значимые (в том числе рекламные) акции.
  • Реализация непрерывности образования;
  • Совместная (коллективная) деятельность;
  • Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
  • Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.

Также значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.

Сотрудничество с телевидением позволяет школе быть конкурентоспособной и расширить круг социокультурного взаимодействия.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

  • Повышение качества образования;
  • Повышение уровня доступности качественного общего образования.

В результате совместной деятельности мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

Власть: общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.

Предприятия: работников, способных творчески относиться к своей деятельности.

Общественные организации: не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.

Образовательные учреждения: черпать передовые педагогические идеи, осуществлять обмен опытом.

Бизнес: предприимчивых людей с продвинутым мышлением,

Родители: могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Боготольская СОШ.

Практика сетевого взаимодействия школы, администрации села, общественных организаций, учреждений культуры и дополнительного образования как основы воспитательного пространства территории.

МБОУ Боготольская общеобразовательная школа представляет опыт работы - практику сетевого взаимодействия школы, администрации села, общественных организаций, учреждений культуры и дополнительного образования.

Цель взаимодействия : оптимизация ресурсов школы и организаций-партнёров для создания образовательного пространства, направленного на воспитание патриотизма, гражданственности и развитие личности в соответствии с её индивидуальными особенностями.

-обеспечить новый подход к организации воспитательного процесса;

-создать условия для воспитания толерантного социально активного , легко адаптирующегося в современных реалиях школьника;

-предоставить личности возможность выбора направления индивидуального развития и способов самореализации;

-создать условия для формирования здорового образа жизни;

-организовать воспитательный процесс во взаимодействии с социумом.

Планируемые результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставили нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребёнок , изначально открытый и устремлённый к добру , взрослея постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу становится, к сожалению, нормой для подростков. Проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Мы пришли к выводу, что успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно она взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей и общественностью. Задача школы заключается в том, чтобы педагогизировать эту среду, в которой растёт и развивается ребёнок, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности . В связи с этим назрела необходимость формирования в селе единого воспитательного пространства, которое мы создали, используя практику сетевого взаимодействия.

Взаимодействие осуществляется в следующих организационных формах:

Организация силами педагогического совета систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным педагогическим приёмам работы с детьми.

Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Работа по поддержке детей из малообеспеченных семей(социальные акции)

Трудоустройство подростков на период летних каникул.

Работа с неблагополучными семьями.

Оказание помощи ветеранам войны и труда, одиноким, престарелым, пожилым людям села, инвалидам.

Совместная работа с ФАП: Организация медицинского осмотра учащихся, посещение школы мед.работниками и проведение мероприятий с детьми.

Эффект взаимодействия позволил нам на практике добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке; углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями, избегать ненужного дублирования и бессмысленной траты имеющихся средств и ресурсов; в определённых обстоятельствах — объединить административные, финансовые и кадровые ресурсы. В итоге в школе нет обучающихся, состоящих на учете в ИДН, 100% детей занимаются в кружках и секциях(в различных учреждениях), принимают участие в конкурсах, занимают призовые места, стремятся к здоровому образу жизни(школа ни разу не закрывалась на карантин).100% обучающихся участвуют в социальных акциях и проектах.


В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Цель проекта: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.

1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.

2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.

3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.

4. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:

1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.

2. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.

4. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе.

Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях:

Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы:

- воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в конкурсных мероприятиях.

- Предоставление характеристик и актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых,

- Работа с неблагополучными семьями, защита имущественных прав детей.

- Участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и др. формы работы в рамках сотрудничества.

Это диагностика здоровья учащихся, профилактическая работа, уроки здоровья. В этом направлении у нас налажено очень тесное сотрудничество с Центром здоровья для детей.

- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

- Консультации по выбору профиля обучения, анкетирование;

- Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);

- Встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров.

Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Наше социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах школы, в вопросах софинансирования, в расширении доступности образования и повышения его эффективности.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, образовательный процесс, ребенок, Управляющий совет, Центр, здоровье участников, профессиональное образование, профилактика ПАВ, Центр здоровья, школьное учреждение.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, школа, управляющий совет, здоровье участников, семья, психо-эмоциональное благополучие, партнер, школьное учреждение.

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании.

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, ребенок, Управляющий совет, Центр здоровья, здоровье участников, профилактика ПАВ, профессиональное образование, школьное учреждение.

Программа по профилактике противоправного поведения.

С целью воспитания такого ребенка была систематизирована и дополнена система работы центра, направленная на профилактику правонарушений

Социальное партнерство — способ социализации здорового.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка.

Проектирование развития открытого образовательного.

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, - социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Обеспечение психологической безопасности образовательного.

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в.

Совершенствование корпоративного потенциала в учреждении.

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, школа, управляющий совет, здоровье участников, семья, психо-эмоциональное благополучие, партнер, школьное учреждение.

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной.

Информационно-коммуникативная компетентность и сохранение психического здоровья.

Для реализации поставленных задач требуется комплекс мер и профессиональных компетенций со стороны всех участников воспитательного процесса — воспитателей, социальных педагогов.

Организационно-педагогические условия управления.

Таким образом, необходимость создания системы социального партнерства и её ценности для развития дошкольной образовательной организации, всех участников образовательного процесса не вызывает никаких сомнений.

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие взаимодействия с социальной средой становится все более необходимым.

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Цель:изучить взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды, обобщить опыт сотрудничества школы с социумом

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме;

2. Систематизировать теоретический материал;

3. Изучить педагогический опыт.

Объект:процесс взаимодействия школы и социальной среды

Предмет:изучение педагогического опыта

Методы исследования:

а) анализ научной, психолого-педагогической литературы;

б) изучение педагогического опыта взаимодействия школы и его достижений;

Практическая значимость:

социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, повышения его социальной и экономической эффективности, способствовать формированию оптимальной инновационной кадровой политики в сфере образования, важным условием повышения инновационного потенциала педагога.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Глоссарий

Гармоническое воспитание – заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной деятельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы [21].

Социальные институты – высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией своих элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций [22].

Развивающая среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [23].

Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, с взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [24].

Социальная активность – это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [27].

Социальное партнерство – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. [28].

Многопрофильное общеобразовательное учреждение - образовательное учебное заведение, объединяющее несколько типов учебных заведений. Широкая дифференциация в таких школах предоставляет молодежи больше возможности для окончания полной средней школы и поступления в вузы, способствует уменьшению обособленности различных типов образовательных учреждений, разрыва между учебными программами и ступенями обучения. Такой тип школ фактически широко распространен, хотя в номенклатуре образовательных учреждений его нет [18, с. 105].

Мировоззрение -система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу [5, с. 197].

Педагогическая практика -часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении [6, с. 279].

Социальная среда -социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека [14, с. 211].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дaннoй рaбoтe в cooтвeтcтвии c цeлями былo изучено взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды, был обобщён опыт сотрудничества школы с социумом.

Работа с социальными партнерами ведется по следующим направлениям: воздействие на содержание образовательного процесса, совершенствование материальной базы, открытие новых специальностей и специализаций, целевая подготовка выпускников, распределение выпускников, непрерывное профессиональное образование, профилактика правонарушений среди подростков, организация досуговой и внеклассной деятельности, оказание помощи родителям в воспитании детей. Организация развивающей социокультурной среды, призванной содействовать формированию новой образовательной практики, помогает успешно решать поставленную перед школой приоритетную задачу – создание максимально возможных условий для получения детьми полноценного качественного образования, успешной социализации.

Эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями.

Выводы и материал данной курсовой работы могут быть использованы педагогами, которые при этом используют более современные методы исследования взаимоотношений среды и школы, а также преподавателями при проведении презентаций и лекций для студентов.

CПИCОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТEРAТУРЫ:

1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Тeкcт] / Б.В. Авво. - Спб. : КАРО, 2005. – 13 с.

2. Блохина В.М. Социальное партнерство способ повышения качества образования // Профессиональное образование. - 2005. - №1. - С. 24-28.

3. Борисова Н.П. Социальное партнерство необходимый инструмент в развитии материально-технической базы системы образования // Справочник руководителя образования учреждения. - 2003. - №4. - С. 84-90.

4. Будякина М.П. Социальная психология [Текст] / М.П Будякина. – СПб. : Питер, 2003. - 28 с.

5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С Воронин. – СПб. : Питер, 2006. - 197 с.

6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С Воронин. – СПб. : Питер, 2006. - 229 с.

7. Голиков Н. А. Социальное партнерство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения// Образование в современной школе. 2006. - № 3. - С. 47-53.

8. Гудожникова О.Б. Формирование социально-активной среды повышения качества среднего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. - № 3 (18). - С. 105-114.

10. Зубик Ю.В., Филатова Н.В. Особенности развития творческого потенциала детей в учреждениях с социальным партнерством// Социальные отношения. 2012.- № 1 (4).- С. 55-60.

12. Карпушина Л.П., Соколова П.Ю. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012.- № 1.- С. 90-96.

14. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – СПб. : Питер, 2003. - 211 с.

15. Конасова Н.Ю Формирование образовательной среды школы в контексте управления качеством образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2012.- № 1.- С. 141-148.

16. Модель И.М Социальное партнерство в России // Социс. - 2000. - №9. - С. 43-47.

17. Морева О.В. Соотношение социальной активности современного социального заказа //Образование и наука. 2004.- № 4 (28).- С. 39-49.

18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский — М.Высш. шк., 2004. - 512 с.

19. Судоргина Л.В., Терлей Р., Пушкарёва Е.А. Образовательная среда современной школы, взгляд из России // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. -№ 2 (18).- С. 7-16.

20. Тихомирова Л.Ф., Бурыкина Н.М. Организационно – методические условия обучения //Ярославский педагогический вестник. 2014.- Т. 2.- № 4.- С. 141-144.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.. 5

1.1 Школа как социально-педагогическая система. 5

1.2 Социальное партнерство в школах как основа взаимодействия школы с социальной средой. 10

1.3 Глоссарий. .…14

ГЛАВА 2. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ № 48 С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ..…..…………….…………16

2.1 Социальное партнерство в школе. 16

2.2 Методы, используемые в опыте школы.. 19

2.3 Результаты педагогического опыта. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.. 5

1.1 Школа как социально-педагогическая система. 5

1.2 Социальное партнерство в школах как основа взаимодействия школы с социальной средой. 10

1.3 Глоссарий. .…14

ГЛАВА 2. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ № 48 С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ..…..…………….…………16

2.1 Социальное партнерство в школе. 16

2.2 Методы, используемые в опыте школы.. 19

2.3 Результаты педагогического опыта. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

CПИCОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТEРAТУРЫ: 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие взаимодействия с социальной средой становится все более необходимым.

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,

- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Цель:изучить взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды, обобщить опыт сотрудничества школы с социумом

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме;

2. Систематизировать теоретический материал;

3. Изучить педагогический опыт.

Объект:процесс взаимодействия школы и социальной среды

Предмет:изучение педагогического опыта

Методы исследования:

а) анализ научной, психолого-педагогической литературы;

б) изучение педагогического опыта взаимодействия школы и его достижений;

Практическая значимость:

социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, повышения его социальной и экономической эффективности, способствовать формированию оптимальной инновационной кадровой политики в сфере образования, важным условием повышения инновационного потенциала педагога.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Глоссарий

Гармоническое воспитание – заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной деятельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы [21].

Социальные институты – высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией своих элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций [22].

Развивающая среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [23].

Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, с взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [24].

Социальная активность – это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [27].

Социальное партнерство – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. [28].

Многопрофильное общеобразовательное учреждение - образовательное учебное заведение, объединяющее несколько типов учебных заведений. Широкая дифференциация в таких школах предоставляет молодежи больше возможности для окончания полной средней школы и поступления в вузы, способствует уменьшению обособленности различных типов образовательных учреждений, разрыва между учебными программами и ступенями обучения. Такой тип школ фактически широко распространен, хотя в номенклатуре образовательных учреждений его нет [18, с. 105].

Мировоззрение -система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу [5, с. 197].

Педагогическая практика -часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении [6, с. 279].

Социальная среда -социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека [14, с. 211].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дaннoй рaбoтe в cooтвeтcтвии c цeлями былo изучено взаимовлияние образовательного учреждения и социальной среды, был обобщён опыт сотрудничества школы с социумом.

Работа с социальными партнерами ведется по следующим направлениям: воздействие на содержание образовательного процесса, совершенствование материальной базы, открытие новых специальностей и специализаций, целевая подготовка выпускников, распределение выпускников, непрерывное профессиональное образование, профилактика правонарушений среди подростков, организация досуговой и внеклассной деятельности, оказание помощи родителям в воспитании детей. Организация развивающей социокультурной среды, призванной содействовать формированию новой образовательной практики, помогает успешно решать поставленную перед школой приоритетную задачу – создание максимально возможных условий для получения детьми полноценного качественного образования, успешной социализации.

Эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями.

Выводы и материал данной курсовой работы могут быть использованы педагогами, которые при этом используют более современные методы исследования взаимоотношений среды и школы, а также преподавателями при проведении презентаций и лекций для студентов.

CПИCОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТEРAТУРЫ:

1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Тeкcт] / Б.В. Авво. - Спб. : КАРО, 2005. – 13 с.

2. Блохина В.М. Социальное партнерство способ повышения качества образования // Профессиональное образование. - 2005. - №1. - С. 24-28.

3. Борисова Н.П. Социальное партнерство необходимый инструмент в развитии материально-технической базы системы образования // Справочник руководителя образования учреждения. - 2003. - №4. - С. 84-90.

4. Будякина М.П. Социальная психология [Текст] / М.П Будякина. – СПб. : Питер, 2003. - 28 с.

5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С Воронин. – СПб. : Питер, 2006. - 197 с.

6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С Воронин. – СПб. : Питер, 2006. - 229 с.

7. Голиков Н. А. Социальное партнерство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения// Образование в современной школе. 2006. - № 3. - С. 47-53.

8. Гудожникова О.Б. Формирование социально-активной среды повышения качества среднего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. - № 3 (18). - С. 105-114.

10. Зубик Ю.В., Филатова Н.В. Особенности развития творческого потенциала детей в учреждениях с социальным партнерством// Социальные отношения. 2012.- № 1 (4).- С. 55-60.

12. Карпушина Л.П., Соколова П.Ю. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012.- № 1.- С. 90-96.

14. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – СПб. : Питер, 2003. - 211 с.

15. Конасова Н.Ю Формирование образовательной среды школы в контексте управления качеством образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2012.- № 1.- С. 141-148.

16. Модель И.М Социальное партнерство в России // Социс. - 2000. - №9. - С. 43-47.

17. Морева О.В. Соотношение социальной активности современного социального заказа //Образование и наука. 2004.- № 4 (28).- С. 39-49.

18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский — М.Высш. шк., 2004. - 512 с.

19. Судоргина Л.В., Терлей Р., Пушкарёва Е.А. Образовательная среда современной школы, взгляд из России // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. -№ 2 (18).- С. 7-16.

20. Тихомирова Л.Ф., Бурыкина Н.М. Организационно – методические условия обучения //Ярославский педагогический вестник. 2014.- Т. 2.- № 4.- С. 141-144.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.. 5

1.1 Школа как социально-педагогическая система. 5

1.2 Социальное партнерство в школах как основа взаимодействия школы с социальной средой. 10

1.3 Глоссарий. .…14

ГЛАВА 2. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ № 48 С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ..…..…………….…………16

2.1 Социальное партнерство в школе. 16

2.2 Методы, используемые в опыте школы.. 19

2.3 Результаты педагогического опыта. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: