Оценка степени значимости профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Елена Буркова

Факультет Истории и права, 2 курс

Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].

  • если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
  • если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
  • если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
  • если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
  • если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Сущность и структура психологической саморегуляции

  • постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция;
  • модель значимых решений - этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;
  • программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;
  • коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата [3].

Саморегуляция познавательных процессов

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

  • анализ условия задачи, которую требуется решить;
  • сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата;
  • периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;
  • формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
  • проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;
  • запись идей или уже принятых действий и др.

Саморегуляция эмоционального состояния

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Автор: Варкентин С. В. педагог–психолог МАДОУ ЦРР д/с №131 г. К-д

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия);

психологическая и профессиональная саморегуляция;

Структура и функция профессиональной саморегуляции в педпроцессе ДОУ

Основы развития и саморазвития профессиональной саморегуляции (ПС);

Анкета № 1, 2 Оценка степени значимости профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности в ДОУ. (Н. П. Сазонова. Саморегуляция педагогов ДОУ)

3. Практический инструментарий: вопросы и задания для самоконтроля; примерные показатели развитости ПС педагога

Пре – тест, после – тест (саморефлексия); ценность приобретенного опыта.

1. Саморегуляция (психическая и профессиональная);

2. Текущая и оперативная саморегуляция;

3. Способы саморегуляции (метод создания установки, самоубеждение, самовнушение, отключение, переключение, отвлечение, самоприказ, самоонализ, речевая разрядка, приемы логики, рассуждения, тренинг, рационализации, аутотренинг);

4. Актерский метод К. А. Станиславского;

6. Метод создания установки Д. Н. Узнадзе;

7. Признаки деструктивного и конструктивного состояний человека.

Смысловая ситуация (метафоры).

Велеть кому – нибудь дать тебе готовые мысли - это все равно, что поручить другой женщине родить твое дитя. /Я. Корчак/

В знании – величие и краса, знание дороже, чем клад жемчужин: время любой уничтожает клад, мудрый и знающий вечно нужен. /Ас–Самарканди/

Тот, кто обращается к старому, способен открывать новое, имеет право быть учителем. /Конфуций/

Единственная настоящая ошибка – не исправлять прошлых ошибок.

Ключевые слова и выражения.

Саморегуляция - это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические и другие биологические показатели.

В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализовываться разными психическими средствами - чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др.

игровые способы; физическая нагрузка (спортивные игры, упр-я и др.) как способ профилактики и устранения деструктивных состояний специалистов.

Основным способом приобретения опыта саморегуляции деятельности является тренинг. Игровые способы саморегуляции заключаются в проигрывании педагогом роли такого человека, каким ему хочется быть. Физическая нагрузка – самый естественный, наиболее эффективный, оперативный способ саморегуляции человека (бег, физические упражнения, спортивные игры, физический труд). Она направляет избыточную, негативно настроенную энергию в не опасное для организма русло. В ходе профессиональной деятельности педагога возможностей для немедленной физической нагрузки, как правило, не существует. Между тем отрицательные эмоции, стрессовые состояния нарушают физиологические механизмы саморегуляции организма, вызывают заболевания нервной, сердечно – сосудистой и других систем. Поэтому специалисту необходимо знать и использовать другие способы саморегулирования в профессиональной деятельности, а также осуществлять систематическую профилактику возникновения деструктивных состояний. Преставленные группы способов саморегулирования могут быть использованы как самостоятельно, так и в различных сочетаниях. Залогом успеха их реализации являются сознательность и активность овладения этими способами, уверенность в эффективности применяемых приемов самовоздействия и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Знание и оперирование способами саморегуляции является значимым компонентом профессиональной культуры специалиста ДОУ.

Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы ДО с учётом ФГТ

Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной общеобразовательной программы ДО с учётом ФГТ 25 сентября в МАДОУ 37 "Журавлик" прошёл семинар для старших воспитателей Орехово-Зуевского района Московской области. Получение педагогами.

Педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, тенденция, технология, план, профессиональное самосознание, мировоззрение, нормативный, общечеловеческие ценности, саморегуляция, педагогическая ситуация, образовательное пространство, нравственные ценности.

План изучения темы на лекционных занятиях

1. Способы саморегуляции педагога дошкольного образования в профессиональной деятельности.

2. Основные компоненты в структуре самосознания.

3. Оценка степени значимости профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности в ДОУ.

Краткое содержание теоретических вопросов

Понятие саморегуляция. Основные компоненты в структуре самосознания.

Существенные признаки процесса саморегуляции. Значимость профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности воспитателя детского сада. Критерии оценки 15

степени значимости профессиональной саморегуляции. Роль личности в воспитании детей. Профессиональные качества личности воспитателя детского сада.

Практические занятия

1 Варианты педагогических ситуаций, требующих проявления профессиональной саморегуляции педагога

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме

1. Личность в организации (роль характера, темперамента в профессиональной деятельности).

2. Саморегуляция как профессионально важное качество педагога дошкольного образования.

3. Источники развития самосознания

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1 Проанализируйте преамбулу Конвенции о правах ребёнка.

2 Раскройте содержание статьей Конвенции о правах ребёнка.

3 Назовите принципы, на которых основывается дошкольное образование?

4 Каковы цели и задачи дошкольного образования?

5 Охарактеризуйте личность воспитателя дошкольного учреждения

6 Что такое саморегуляция?

7 Что характеризует саморегуляция в качествах личности педагога?

8 Охарактеризуйте основные компоненты в структуре самосознания?

9 Что такое педагогическая деятельность?

10 Каковы существенные признаки профессиональной саморегуляции?

11 Проследите проявление проявления профессиональной саморегуляции педагога в педагогических ситуаций

12 Является ли проблема профессиональной саморегуляции актуальной для дошкольного образования?

13 Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

14 Перечислите функциональные обязанности педагога детского сада.

15 Какие личностные качества педагога обеспечивают успех его деятельности, а какие вызывают трудности? Приведите примеры.

16 Каковы ваши предложения по совершенствованию деятельности педагога детского сада.


В традиционных психолого-педагогических научных школах (Д.Гришин, А.Арет, Л.Рувинский, Д.Водзинский, А.Кочетов и др.) проблема общепрофессионального и профессионально-педагогического самообразования и саморазвития рассматривается исходя из концепции профессионального самовоспитания. С данных позиций самоизменение личности осуществляется под влиянием цели, направленности и содержания педагогической деятельности.

В случае защитной мотивации профессионального выбора, педагог на определенном этапе профессиональной деятельности вступает в противоречие с системой ценностей, которые определяют направленность и содержание его жизнедеятельности. В этом аспекте педагог всегда испытывает повышенную тревожность и утомляемость, что приводит к конфликтному проявлению личности в системе профессиональных отношений.

Такое понимание сущности самопознания предполагает системное обоснование значимости данного понятия в исследуемом процессе. К тому же, это позволяет определить роль и функции самопознания как в процессе саморегуляции, так и в процессе самокоррекции.

Самокоррекция, в большинстве психолого-педагогических работ, определяется как осознанные действия личности по изменению своего поведения. Они могут осуществляться как под влиянием внешнего источника, так и исходить из собственных личностных побуждений. Такое понимание самокоррекции не позволяет учесть всех аспектов включения студентов в процесс управления собой.

Наряду с осознанным социальным самоизмененем необходимо рассматривать интуитивную психофизиологическую самокоррекцию, которая рассматривалась нами как проявление природных задатков человека. Это объясняется тем, что способность к самокоррекции реализуется на основе не только приобретенных социальных свойств личности, но и природных задатков, определяющих возможность дальнейшего развития интуиции, наблюдательности и определенной совокупности профессиональных умений.

Анализ сущности профессионально — педагогическая саморегуляция позволяет выделить критериальную базу оценки эффективности данного процесса. В качестве её составляющих, исходя из исследований И.Чесноковой, В.Миславского и В.Сохранова, использовались качества, состояния и умения, которые личность проявляет и в адаптивной и в вариативной личностной и профессиональной деятельности. [2,5]

В целом можно утверждать, необходимость углубленного внимания преподавателя высшей педагогической школы к формированию профессионально значимых основ личности будущего педагога. К интегративным характеристикам предметной области исследования были отнесены: качества личности: трудолюбие активность, самостоятельность и ответственность; свойства личности: лабильность и тревожность; умения (целеполагание, структурирование, содержательные, оценочные и прогностические).

Анализ их взаимосвязи проявляет не только склонность, но и готовность будущего педагога к педагогической самокоррекции.

Таким образом, овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. [4]

Профессиональный педагог — единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществляя самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин.

1. Дмитричева (Назарова) О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования: дис. … канд. пед. наук О. М. Дмитричева. — Пенза, 2002. -227 с

2. Миславский И. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. — 152с.

3. Конопкин О. А., Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения. Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. — М., 1995

4. Крылова Н. Н. Развитие готовности студентов к саморегуляции в процессе обучения в вузе: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2013) сборник статей XVII Междунар.науч.-метод.конф.,посвящ. 70-летию образования университета. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. г. Пенза, 2013. С. 28–29.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, аутогенная тренировка, будущий педагог, качество, личность, негативное отношение, педагог, умение, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости.

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность, эмоциональная устойчивость будущих педагогов, свойство личности, будущий педагог, волевое качество личности, способность личности, ситуация.

Влияние личностных качеств педагога на формирование.

дополнительное образование, педагогическая деятельность, педагог, ребенок, влияние педагога, личность ребенка, личность педагога, учебно-воспитательный процесс, конечный итог, создание условий.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов.

В связи с этим педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к личностным качествам педагога, к уровню физического и психического здоровья, умению регулировать свои эмоциональные реакции.

Педагогические способности преподавателя и методы их.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Психология безопасной профессиональной деятельности.

Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя). Автор: Ефимова Наталия Сергеевна.

В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает.

Личность преподавателя в образовательном процессе

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.

Формирование педагогических способностей будущего учителя.

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов.

Читайте также: