Оценка минеральных ресурсов казахстана 9 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Восточного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики

Развивающие задачи:

Продолжить развивать умения работать по типовому плану.

Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.

Продолжить формирование работы с статистическим материалом.

Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный, урок - практикум

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

План урока:

  1. Психологический настрой на работу
  2. Повторение карты
  3. Формулирование темы и целей урока. Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.
  4. Основной этап урока - изучение фгп Южного Казахстана. Природных ресурсов и населения.
  5. Физминутка
  6. Закрепление полученных знаний. Контроль.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.
  9. Подведение итогов урока. Оценивание.

Маженов Сагынтай Абаевич , 11.10.2018

Содержимое разработки

Конспект урока по географии "Физико-географическое положение Восточного Казахстана. Природные ресурсы. Население" 9 класс


Подготовила:Маженов Сагынтай Абаевич,

Восточный Казахстан.

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Восточного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики

Развивающие задачи:

Продолжить развивать умения работать по типовому плану.

Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.

Продолжить формирование работы с статистическим материалом.

Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный, урок - практикум

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Психологический настрой на работу

Формулирование темы и целей урока. Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.

Основной этап урока - изучение фгп Южного Казахстана. Природных ресурсов и населения.

Закрепление полученных знаний. Контроль.

Подведение итогов урока. Оценивание.

1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Зеленная карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.

Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Красная карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит оранжевых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Приступаем к работе — несколько человек из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.

2. Опрос домашнего задания:

Деление класса на 2 группы

1. Слабые - Тесты по теме: Центральный Казахстан.

1. Какая область не граничит с Центральным Казахстаном?

а) Акмолинская; б)Западно - Казахстанская; в) Восточно - Казахстанская; г) Алматинская; д) Павлодарская.

2. Каких полезных ископаемых нет в Центральном Казахстане?

а) Железной руды и хрома; б) угля и нефти; в) меди и марганца;

г) хрома и никеля; д) нефти и полиметаллов.

3. Кумколь - это месторождение:

а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота.

4. Жезды - это месторождения:

а) угля; б) нефти; в) железной руды; г) меди; д) золота.

5. Каких ресурсов Центрального Казахстана недостаточно для развития хозяйства?

а) минеральных; б) земельных; в) водных; г) рекреационных; д) топливно - энергетических.

2. Показать на карте: экономические районы, область, города.

3. Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке - песня

А эпиграфом к уроку будут такие слова:

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель нашего урока

4. Инструктаж

Знакомство с председателем парламента и спикерами Восточного Казахстана. Картографы, геологи, климатологи, гидрологи, демографы.
2 Выработка критериев оценивания спикеров.
Цель заседание парламента : финансирование регионов, где каждый спикер должен в своем выступлении привести аргументы и факты дающие право на финансовую помощь от парламента РК.
5. Новая тема.

Здесь встречаются знойная Азия и суровая Сибирь. Это сверкающие ледниковые горы, перемежающиеся обширными речными равнинами, степи и пустыни, реки и озера.

Задания группам:

1. Картографы- ГП, рельеф, площадь, состав. Проблема- Сделайте выводы о ЭГП (выгодное, невыгодное). Для слабых- написать, вырезать, наклеить граничащие страны и регионы.

2. Климатологи- климат, земельные и агроклиматические ресурсы, растительный покров. Проблема-в какой части Восточного Казахстана (западной или восточной) затраты на развитие отраслей сельского хозяйства будут более значительными.

Для слабых-сделать карточки с температурой (лето, зима), осадки. Наклеить на карту.

3. геологи-Минеральные, топливные ресурсы, строительные материалы. Проблема-определите степень обеспеченности Восточного Казахстана полезными ископаемыми.

Для слабых- изобразить и наклеить условные знаки полезных ископаемых.

4. гидрологи- реки, озера, гидроресурсы. Проблема- объясните почему энергетическое значение рек больше, чем судоходное.

Для слабых- написать и приклеить на карту названия рек и озер

5. демографы- численность, национальный состав, плотность населения, занятость, крупные города. Проблема- назвать и показать крупные центры – промышленные, торговые, административные, культурные.

Для слабых- национальности.

6. Физминутка. Мяч-город-район. Города - хлопки

7. выступление групп. 2 рассказывают, 1 показывает, 2-3 дополнительное задание.

8 закрепление

1. Административный центр Восточно-Казахстанской области:

а) Павлодар; б) Риддер; в) Усть-Каменогорск; г) Семей; д) Зыряновск.

2. Страны, с которыми граничит Восточный Казахстан:

а) Россия и Монголия; б) Россия и Иран; в) Россия и Китай;

г) Китай и Кыргызстан; д) Кыргызстан и Узбекистан.

3. Экономический район, не имеющий общей границы с Восточным Казахстаном:

а) Западный; б) Северный; в) Южный; г) Центральный; д) все перечисленные.

4. Полезное ископаемое, которым более всего обеспечен Восточный Казахстан (из перечисленных):

а) каменный уголь; б) титан; в) свинец; г) олово; д) золото.

5. Малеевское, Риддерское - это месторождения:

а) меди, золота; б) золота, серебра; в) угля, газа;

г) титана, вольфрама; д) цинка, свинца.

9. Рефлексия.

Конец урока:
заполнение листа оценивания учащимися по критериям :
1 Знание материала.
2.
3 Работа в команде.
4 Умение спорить, отстаивать свою точку зрения, уважение к оппонентам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведите примеры основных видов минеральных ресурсов, расположенных в экономических районах Казахстана?

21.10.21 Оценка минеральных ресурсов Казахстана Цель урока: дает оценку минеральным ресурсам Казахстана Критерий оценивание: Знание и понимание Знаю распространение минеральных ресурсов Казахстана. Анализ. Могу оценить минеральные ресурсы Казахстана.

Оценка минеральных ресурсов Казахстана

  • Цель урока: дает оценку минеральным ресурсам Казахстана

Критерий оценивание:

Карта минеральных ресурсов мира

Стр 129 задание 4

Стр. 128 Рассчитать на сколько лет хватит нефти в Казахстане, Китае

Сравнить (оценить)

Сделать вывод об обеспеченности

S – сильные стороны О - возможности Т – риски Парная работа . Оценка минеральных ресурсов Казахстана. Выполнение посредством SWOT анализа. W – слабые стороны SWOT

S – сильные стороны

Парная работа . Оценка минеральных ресурсов Казахстана. Выполнение посредством SWOT анализа.


Урок позволит обеспечить знаниями о классификации полезных ископаемых по типу их применения, с местом РК по запасам полезных ископаемых, некоторыми месторождениями РК.

Описание разработки

Цель урока:

Образовательные: обеспечить знаниями о классификации полезных ископаемых по типу их применения, с местом РК по запасам полезных ископаемых, некоторыми месторождениями РК,сформировать зания по теме полезные ископаемые Казахстана.

Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за богатсво своей Родины.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Физическая карта Казахстана, учебник географии 8 класса, атлас 8 класса, контурные карты, презентация, тесты.

Ход урока.

1. ОМ: учащиеся разбиваются на группы- каждый выбирает значек полезного ископаемого (■,▲,□). Ребята определяют тему урока. (2мин)

2. Опрос домашнего задания- тест (5мин)

Форма рельефа, расположенная на севере республики.

Форма рельефа, расположенная между полуосторовом Мангышлак и Аральским морем.

Очень древняя и сильно разрушенная низкогорная область.

Высшая точка Мугоджар.

Эти горы сложены песчаниками, кристаллическими сланцами, чёрными (Каратау) и белыми (Актау) известняками.

Низменная равнина, в пределах которой расположены пески. Приаральские Каракумы и Кызылкум.

Высшая точка Сарыарки.

Самый северный высокогорный хребет Тянь-Шаня.

Форма рельефа, расположенная между Прикапийской низменностью и Мугоджарами. (взаимопроверка, оценивание)

3. Актуализация темы.Что мы знаем о полезных ископаемых? Записываем на доске. В конце урока- Что узнали.(1мин)

Проблемный вопрос: Почему добывать полезные ископаемые становится всё труднее и труднее и могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

Вы уже знаете, что человек использует многие виды гор­ных пород. Например, из гранита кладут фундаменты строи­тельных сооружений, строят памятники, из известняка получают известь, изготавливают кирпичи, многие виды ка­чественного песка используются в строительстве, в производст­ве стекла, фарфора, из нефти получают бензин, керосин, смазочные масла. Казахстан располагает крупными запасами полезных ископаемых. Из 109 химических элементов периодической системы Менделеева в недрах Казахстана найдено 99, из которых уже разведаны запасы 70 элементов и используются в производстве более 60 элементов.

Разработка урока по географии Полезные ископаемые Казахстана

Открытия полезных ископаемых- учитель сообщает, что

Уголь на территории Казахстана (в урочище Караганды) был открыт ещё 1833 году пастухом Апаком Байжановым.

1755-1771- Н. Рычков- Западные и Центральные- ценные описания, указывая на территорию Джезказгана- медной руды.

1800- Поспелов и Бурнашев- Каратауские горы- первыми обнаружили залежи богатой свинцовой руды в Каратауских горах Южного Казахстана.

1866 – Северцев- богатые свинцовые месторождения в горах Каратау.

1857- Северцев и Борщёв впервые открыла выходы нефти в Доссоре

29.04.1911Доссор, 1915- Макат.

Мушкетов и Романовский..

По запасам некоторых видов полезных ископаемых Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире. (Таблица)

По запасам минеральных ресурсов Казахстан стоит на 6 месте в мире.

Так, например, в Казахстане открыто более 6 тысяч месторождений различных полезных ископаемых.

Место в Казахстана в мире по запасам отдельных полезных ископаемых (записывают в тетрадь)

5. Объяснение новой темы. (5мин)

Полезные ископаемые- это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Труднее обнаружить полезные ископаемые в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопления полезных ископаемых обнаружить легче, т. к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.(определение записывают в тетрадь)

Полезные ископаемые от обычных горных пород отличают по одному признаку — использованию в хозяйственной дея­тельности человека. Например, обыкновенный песок, по кото­рому мы часто ходим, не является полезным ископаемым, его практически нигде не используют. А песок, необходи­мый для производства стекла и изготовления кирпичей,— по­лезное ископаемое.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата __/__/__

Тема: Полезные ископаемые Казахстана

Цель: Ознакомление учащихся с полезными ископаемыми Казахстана и особенностями их размещения

Задачи урока:

Сформировать знания о полезных ископаемых, условиях их образования и закономерностях распространения;

Развивать умение давать сравнительную характеристику;

Воспитание убежденности в рациональном использовании природных ресурсов.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: Физическая карта Казахстана. Коллекция полезных ископаемых

I .Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка д/з

III. Всесторонняя проверка знаний

1. Буряты, киргизы, якуты относятся к расе (монголоидная)

2. Наука, изучающая состояние тропосферы (метеорология)

3. Карта природных зон содержит данные о (границах природных зон и животном мире)

4. Казахи относятся к расе (монголоидной)

5. Климат – это (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности)

6. Искажений больше на (мировой карте)

7. Географические координаты – это (точки пересечения широты и долготы)

8. Рельеф Западно-Сибирской равнины в пределах Казахстана отличается (однообразием)

IV .Изучение новой темы

Заполнение таблицы

Проблемный вопрос: Сравнить карту полезных ископаемых с тектонической. Какая закономерность прослеживается?

В Казахстане представлено 105 элементов периодической таблицы Менделеева , разведаны запасы 70 элементов и более 60 из них используются в промышленности.

В Казахстане известно около 6000 месторождений п/и. По данным специалистов Министерства энергетики и минеральных ресурсов (2010):

II место в мире - по запасам урана, хрома и марганца;

в первой пятерке – по запасам цинка, свинца меди, вольфрама, молибдена и золота;

в первой десятке – по запасам, нефти, железа, олова;

I мето в Евразии – по запасам хрома;

I мето среди стран СНГ – по запасам марганца;

Месторождения полезных ископаемых

горючие рудные нерудные

(металлические) (неметаллические)

1. Осадочные горные породы органического происхождения (мел, известняк, торф, каменный уголь)

2.Каких топливных полезных ископаемых разведано больше (по массе)? (уголь)

3.К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ)

По ходу изучения нового материала заполняется следующая таблица (таблица заполняется в течение

Полезное ископаемое

Месторождение

горючие полезные ископаемые

рудные полезные ископаемые

нерудные полезные ископаемые

Горючие полезные ископаемые

Нефть и газ (в Атыпаской, Мангистауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях; первый нефтепромысел – Карашунгула в 1899 г на Эмбинском месторождении, затем – Доссор (1911 г), Макат (1915 г), Узень, Жетыбай, Каражанбас, Каламкас, Тенгиз, Кенкияк, Жанажол, Карашыганак, Кумколь; всего 14 нефтяных бассейнов и 220 месторождений нефти и газа; добывает 62 млн. т. нефти и 7,5 млрд. м³ газа)

Уголь (общие запасы 162 млрд. Т; 10 бассейнов, 300 месторождений, ежегодно 100 млн. т.; большинство – в Карагандинской, павлодарской и Костанайской областях; площадь Карагандинского бассейна – 3600 км², запас – 45 млрд. т, толщина пластов 120 м; площадь Экибастузского бассейна – 160 км², толщина пластов 150 м, в разрезе «Богатырь ежегодно добывают 36 млн. т; Майкубенский, Тургайский и др. бассейны)

Уран (Минерально-сырьевая база Казахстана составляет около 25 % мировых запасов урана. На территории страны разведано около 1-00 месторождений, 50 из них находятся в Северном Казахстане. Крупные месторождения находятся на полуострове Мангыстау.)

Полезное ископаемое

Месторождение

горючие полезные ископаемые

Нефть и газ

Области: Атырауская, Мангыстауская. Актюбинская, ЗКО

1899 – первый фонтан нефти из скважин Карашунгула. Первые освоенные месторождения – Доссор (1911) и Макат (1915).

Крупные месторождения: Каражамбас, Калмакас, Тениз, Кенкияк, Жанажол, Карашыганак, Кумколь, Кашаган (крупнейшее в мире)

Прогнозные запасы нефти : 20-25 млрд т

Запасы газа: 6 трлн куб.м

Месторождения: Карашыганак (70 % запасов)

14 нефтяных бассейнов и 220 месторождений нефти и газа.

В год в РК добывают 81 млн т нефти, 37 млрд куб.м газа

Разведано около 100 месторождений, 50 из них находятся в Северном Казахстане.

Крупные месторождения : на п-ве Мангыстау

Общие ресурсы : 1, 5 млн т

Казахстан занимает первое место в мире по добыче урана

рудные полезные ископаемые

нерудные полезные ископаемые

Вывод: Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его перевозке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии. Следует помнить, что запасы полезных ископаемых не безграничны!

IV. Заключение

Домашнее задание § 18, контурная карта (нанести горючие полезные ископаемые Казахстана)

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок в соответствии с обновленной программой разработан на трех языках (на русском, на казахском, на английском).

Класс 8Б Дата: 03.11.16г. Предмет: География

Учитель географии: КакеноваГулимСериковна

Тема:Нерудные и горючие полезные ископаемые Казахстана.

Қазақстанның рудасыз және жанатын пайдалы қазбалары.

Nonmetallic and combustible minerals resources Kazakhstan.

Цель: Формирование знаний о нерудных и горючих полезных ископаемых Казахстана.

Задачи:Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению, проконтролировать степень усвоения основных ЗУН, изученных на предыдущих уроках, обеспечить усвоение следующих задач, входящих в содержание темы урока, сформировать знания по теме нерудные и горючие полезные ископаемые Казахстана;

Развивающая: развивать навыки работы с картой, развивать полиязычие (термины на русском, на английском языке, на казахском);

Воспитательная: осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, для решения задач эстетического воспитания.

Тип урока:комбинированный

Ключевые слова:

На казахском

На английском

Время: 45 мин.

2.Актуализация знаний/по вопросам/номенклатура

3.Объяснение новой темы

4.Закрепление/вопросы и задания

6.Критериальное оценивание/подведение итогов

1.Организационный момент. Приветствие!Сәлемдесу!Greeting! Welcomingspeech!

-Здравствуйте, дети! Салеметсіздерме, балалар! Goodmorning, dearpupils!

-Садитесь. Отырыңыздар! Sitdown, please!

-Ваше домашнее задание: рудные полезные ископаемые. Сіздердің үй жұмыстарыңыз: Yourhomework:ore minerals.

-Повторяйте.Қайталңыздар. Repeat.

Выявление отсутствующих.

2. Актуализация знаний/географический диктант/тест/номенклатура/

1. Географический диктант:

1. По запасам железной руды Казахстан занимает 3-е место на постсоветском пространстве после…(России и Украины)

2.Почти 93% из них сосредоточены в…(Кашарском, Соколовско-Сарбайском, Аятском, Лисаковском месторождениях).

3.Соколовско-Сарыбайское месторождение железа было открыто в … (1948 году).

4.Руды осадочного происхождения встречаются в…(Аятском и Лисаковском месторождениях).

5.К наиболее крупным месторождениям марганцевых руд относятся…(Атасу, Жезды, Жайрем).

6.Почти все месторождения хрома находятся в горах…(Мугалжара).

7.По запасам и годовой добыче хромитовых руд Казахстан занимает … место в мире.(2-е место).

8.По запасам никеля Казахстан занимает…место в мире. (12-е).

9.Основное алюминиевое сырье Казахстана … (бокситы).

10.К редким металлам относятся …(вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма).

1.Значительные запасы никеля сосредоточены в…

Бурыктале, Мугалжаре, Аккарга, Актау; б)Ащысае, Мыргалымсае, Каратау; в)Степняк, Аксу, Майкайын;

г)Атасу, Жезды, Жайрем, Мангыстау; д)Кашаре, Конырате, Бозшаколь, Зыряновске.

2.Какие ценные компоненты содержат полиметаллические руды?

А)вольфрам, молибден; б)свинец, цинк; в)висмут, сурьма; г)свинец, золото; д)медь, сурьма.

3.сколько тыс.т золотосодержащих компонентов было добыто в 2015 году?

А)466 тыс.т. б)5,4 тыс.т. в)53 тыс.т. г)37,5 тыс.т. д)4,6 тыс.т.

4.какое место в мире занимает Казахстан по запасам никеля?

А)1; б)3; в)10; г)12; д)11.

5.какое место в мире занимает Казахстан по запасам руды?

А)2; б)1 в)3 г)4 д)5

3. Номенклатура:Костанай, Лисаковск, Караганда, Актобе, Мугалжар, Жезказган, Каратау, Алтай, Жетысуский Алатау, Илейский Алатау.

3. Объяснение новой темы:

Горючие полезные ископаемые

Бассейны и месторождения

Доссор (1911 г.), Макат (1915 г.), Тенгиз,

Кульсары, Косшагыл, Каратон, Прорва

Жетыбай, Узень, Каламкас, Каражанбас

Кенкияк, Жанажол (Актюбинская обл.)

Кумколь, Кызылкия, Арыскум, Майбулак,

Нуралы, Акшабулак(Кызылординская обл.)

Карашыганак(Карашыганакское), (Западно-Казахстанская обл.)

Амангельдинское (Жамбылская обл.)

Карагандинский, Шубаркульский (Карагандинская обл.) Экибастузский, Майкубенский (Павлодарская обл.), Убаганский (Костанайская обл.) Ленгерский (Южно-Казахстанская обл.), Кендерлы, Каражырау (Восточно-Казахстанская обл.)

Нерудные (неметаллические) полезные ископаемые.

Асбест. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Житикаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугалжара и в Хантау в Шу-Илейских горах. В 2015 году добыто 179 тыс. т асбеста.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает 2-е место в мире после США. Крупные месторождения: Шолактау, Аксай, Жанатас – Жамбылская обл.).

Соль. Богата солью Прикаспийская низменность.

Казахстан богат строительными материалами: известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Открыто 1500 месторождений строительных материалов во многих районах республики.

Закрепление/по вопросам: по каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире? Покажите на карте основные месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых в республике. Одно из них опишите.

Задание. Опишите одно из месторождений горючих или нерудных полезных ископаемых по плану: а)название; б)географическое положение; в)условия залегания; г)мощность; д)способ добычи.

Читайте также: