На что направлена словарная работа в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шевченко Ольга Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Морозко"
Населённый пункт: г.Мегион
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности словарной работы с детьми в дошкольном учреждении "
Раздел: дошкольное образование

Особенности словарной работы с детьми в дошкольном учреждении

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место

занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей

готовности ребенка к успешному обучению является правильная, достаточно

Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение

достаточным словарным запасом.

словарь пассивный и активный.

Под пассивным словарем

понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от

психического развития, социальной среды; под активным - часть

словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной

онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей

действительности. Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией

Развитие словаря ребенка также тесно связно, с одной стороны, с развитием

мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием

всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя

К 5-6 годам словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов.

Словарь ребенка, поступающего в школу содержит примерно от 3 до 7 тысяч

существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

Всякая задержка в ходе развития речи ребенка (плохое понимание того,

что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий

и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере

исключает его из занятий, игр.

речи является расхождение в объеме пассивного и активного

словаря. По мнению отечественных авторов Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чиркиной, Н.А

Чевелёвой, дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение

многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление

слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и

неречевых дефектов имеются трудности формирования словарного запаса.

недоразвитием речи - одна из основных задач коррекционного обучения и

воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие

словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Итак, характеристика слова как важнейшей единицы языка и речи

дошкольниками словом должно осуществляться в единстве его лексического и

грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической). Во-

словарная работа должна быть связана с развитием познавательной

деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей

действительности, с формированием элементов понятийного мышления.

взаимосвязи с развитием связной речи.

Дети, начинающие посещать дошкольные учреждения, имеют некоторый

круг представлений и знаний об окружающей действительности.

Но, во- первых, этот круг знаний мал.

Во-вторых часто бывает, что ребенок знает слово, но за ним нет точных

он мало знает об олене и поэтому может перепутать его с козой.

Словарь детей не упорядочен и не систематизирован, слова живут отдельно

сходства и различия между многими близкими, но не тождественными по

значению словами и иногда соединяют несоединимые слова.

Иногда словарь дошкольников развит односторонне: в нем имеются

конкретные, обиходные слова, но нет отвлеченных и обобщающих слов, мало

слов, обозначающих разные сферы жизни.

Зачастую кажется, что ребенок понимает слова при слушании, но он не

употребляет или употребляет их неправильно в своей речи.

повторением одних и тех же слов; в словарном запасе дошкольников нет ярких,

выразительных слов и словосочетаний.

Педагогам следует так организовать работу с детьми, чтобы устранить

эти недостатки и помочь им овладеть таким словарем, который обеспечивал бы

необходимое общение в коллективе и успешное обучение в школе. Поэтому

формирование словаря является одной из важнейших задач развития речи.

Словарная работа в детском саду - это закономерное расширение активного

словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том,

что она проводится в процессе всей воспитательно - образовательной работы с

детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило

не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким

образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту

Перечислим конкретные задачи словарной работы в детском саду.

1. Обогащение словаря детей, т. е. усвоение тех новых слов, которых дети

ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов

происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств,

непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе

познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать

запасу их представлений. Если запас слов растет медленно, то у детей будет

недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к

иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора

возникнуть привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое плохо

отражается на развитии мышления.

2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих

особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания.

Это относится, прежде всего, к трудным для них словам: собирательным

В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается единичным

значением и многие слова многозначны, дети часто употребляют их в неточном

или даже неверном значении. Задача педагога - подвести ребят к доступному

1. Особенности содержания словарной работы в детском саду.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

2 - закрепление и уточнение словаря : углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами;

3 - активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь, что происходит при закреплении и воспроизведении слова в речи ребенка. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

4 - устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

2. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте.

В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словаря детей дошкольного возраста, выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Качественное развитие – развитие значений слов. Оно идет в направлении от полисемантизма к обобщению. Выделяют четыре степени обобщения:

1 - слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни;

2 - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;

3 - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года;

4 - слово достигает высшей стадии интеграции. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками : прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей.

Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

3. Содержание словарной работы.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Развитие речи ребенка должно соответствовать развитию представлений и знаний детей

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Развитие речи ребенка должно соответствовать развитию представлений и знаний детей. Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная.
Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов.

Читайте также: