Психолого педагогические особенности детей младшего школьного возраста учебник

Обновлено: 02.07.2024

Психология детей младшего школьного возраста, Барышникова Е.В., 2018.

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Исследование психического развития младших школьников предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их интерпретацию. В связи с этим педагогам и психологам необходимо опираться на определенную теорию, дающую общее представление о человеке и его развитии.
Исторически сложились две теории психического развития человека:
1) теория сенсуализма (основана на социальном научении);
2) теория преформизма (основана на врожденных инстинктах).

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОТДЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
ПРИЛОЖЕНИЯ.

Похожие книги из библиотеки

Откровенный разговор о воспитании : Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого

Откровенный разговор о воспитании : Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого

Откровенный разговор о воспитании : Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого

Аптека в лесу

Аптека в лесу

Мир растений — это мир наших друзей. Известно, что один гектар леса или парка за год очищает от пыли и углекислого газа до 200 миллионов кубических метров воздуха и при этом обогащает его кислородом. Кроме того, многие деревья, травы и кустарники обладают лекарственными свойствами. Автор книги увлекательно рассказывает о распространенных в Крыму полезных растениях, их особенностях, целебных свойствах, об их происхождении, о необходимости бережного отношения к зеленым друзьям.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Учебное пособие является первым систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом `замещающего онтогенеза`. Предлагаемый системный подход эффективен не только в виде психологического сопровождения ОР, но и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми, так как базируется на классическом (по А.Р.Лурия) методе нейропсихологического анализа. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, врачам.

Карманный справочник симптомов

Карманный справочник симптомов

Дисциплина без ремня. Секреты счастливых родителей

Дисциплина без ремня. Секреты счастливых родителей

Вызов принят. Невероятные истории спасения, рассказанные российскими врачами

Вызов принят. Невероятные истории спасения, рассказанные российскими врачами

Наша медицина и наши врачи не просто способны на подвиги. Они совершают их каждый день, в режиме рядовых будней. В этой книге врачи разных специальностей делятся своими переживаниями, профессиональными проблемами, размышлениями о медицине, её прошлом, настоящем и будущем. Эти непридуманные, подлинные истории открывают мир медицины с неожиданной, часто шокирующей стороны, предоставляя читателю уникальную возможность увидеть его изнутри. [ul]приехать на вызов “ножевое ранение” и стать заложником маньяка вытащить с того света миллионера, которого все приняли за бомжа отказаться от неминуемой ампутации и спасти пациенту ногу принять роды в машине скорой помощи, выбирая, чью жизнь спасти: матери или ребенка получить радиационный удар, спасая от ожогов солдат и пожарных, и выжить.[/ul]

Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие

В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками.

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка - чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, в школе стали малышами. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие - наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.

Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.

Естественно встает вопрос о том, а имеем ли мы право предъявлять эти требования ребенку шести лет, готов ли он к выполнению новых требований, по силам ли они ему. Мы рассмотрим кратко два основных аспекта готовности ребенка к школе: физическую и психическую.

В учебном пособии излагаются основные положения одного из разделов возрастной психологии – психологии младшего школьного возраста: закономерности, предпосылки и факторы психического развития младших школьников – особенности различных видов деятельности, познавательных процессов, различных сфер личности и психические новообразования; характеризуются проблемы психологического сопровождения развития младших школьников; приводятся практические задания и психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей психического развития ребенка младшего школьного возраста. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов бакалавриата по направлениям "Психология" и "Психолого-педагогическое образование", может быть полезно и другим специалистам – педагогам, психологам, преподавателям психологии, всем интересующимся вопросами возрастной психологии.

Глава 1 - Характеристика социальной ситуации развития и деятельности в младшем школьном возрасте 1

Глава 2 - Развитие психических процессов младших школьников 16

Глава 3 - Развитие личности младшего школьника 29

Глава 4 - Психологическое сопровождение развития младших школьников 40

Ольга Олеговна Гонина
Психология младшего школьного возраста
Учебное издание

© Гонина О.О., 2015

© Издательство "ФЛИНТА", 2015

Предисловие

Курс психологии младшего школьного возраста является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлениям "Психология" и "Психолого-педагогическое образование". Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психологических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные закономерности становления ведущего вида деятельности и других видов деятельности ребенка младшего школьного возраста, развития познавательных психических процессов и свойств личности на данном этапе онтогенеза, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем младших школьников и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психики детей, конструировать оптимальные условия для их психического развития.

Данное учебное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психического развития ребенка младшего школьного возраста, методах их диагностики и коррекции. Содержание учебного пособия ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития: представления о движущих силах развития психики, об общих закономерностях и логике развития психики младших школьников, знания об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики младших школьников.

Учебное пособие начинается с рассмотрения социальной ситуации развития и ведущей деятельности младшего школьного возраста. Далее следует характеристика остальных видов деятельности, типичных для младших школьников: игровой, коммуникативной, продуктивной и трудовой, что обусловлено деятельностным подходом к анализу психики детей. Следующие главы посвящены закономерностям развития познавательной сферы детей: ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Описываются основные возрастные особенности когнитивного развития детей, направления количественных и качественных изменений психических функций, раскрывается процесс структурообразования в познавательной сфере. Характеризуются особенности личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте: закономерности развития сферы самосознания, мотивационно-потребностной сферы, возрастные особенности эмоциональной и волевой сфер, нравственное развитие. При этом особое внимание уделяется рассмотрению внешних и внутренних факторов развития личности, определяющих движущих сил и условий личностного развития ребенка. Последняя глава учебника посвящена изложению некоторых аспектов психологического сопровождения развития младших школьников: проблем психологической готовности к школе и адаптации детей к школьному обучению, школьной неуспеваемости, личностных и поведенческих проблем младших школьников, основ психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

После каждой главы приведены тексты для самостоятельного изучения, вопросы и задания для самоконтроля знаний, а также практические и исследовательские задания для углубленного анализа и практического осмысления изученного материала, психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения особенностей развития различных видов деятельности, личностных особенностей и особенностей познавательных процессов детей. Списки рекомендуемой литературы после каждой главы также помогут организовать самостоятельную работу по изучению психологии младшего школьного возраста. С этой же целью в приложении приведены контрольные вопросы по всему курсу дисциплины, темы докладов и рефератов. Текст учебника сопровождается практическими примерами, рисунками и таблицами, которые дают возможность лучше понять и усвоить фактический материал по психологии младшего школьного возраста.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Психология младшего школьного возраста" обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического образования.

При изучении дисциплины "Психология младшего школьного возраста" бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

• закономерности развития различных видов деятельности в младшем школьном возрасте;

• особенности когнитивного и личностного развития ребенка младшего школьного возраста;

• основные направления и содержание психологического сопровождения развития младших школьников.

• применять полученные теоретические знания в работе в воспитательных и образовательных учреждениях;

• анализировать возрастные особенности психического развития младших школьников;

• выявлять трудности в психическом развитии младших школьников, планировать и осуществлять психодиагностическое обследование детей;

• конструировать оптимальные условия для развития психики детей, определять способы психологической поддержки при наличии трудностей в развитии.

• навыками анализа практических ситуаций с позиции научных положений психологии младшего школьного возраста;

• основными методами и методиками психодиагностики развития младших школьников;

• навыками психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста;

• проведения психолого-просветительской работы среди педагогов и родителей.

Глава 1
Характеристика социальной ситуации развития и деятельности в младшем школьном возрасте

Развиваемые компетенции:

• знать особенности социальной ситуации развития младшего школьника, характеристику учебной деятельности как ведущей в младшем школьном детстве, закономерности общения со взрослыми и сверстниками, особенности трудовой, продуктивной и игровой деятельности детей младшего школьного возраста;

• уметь выявлять трудности в развитии деятельности детей, конструировать оптимальные условия для развития деятельности детей младшего школьного возраста;

• владеть способами применения полученных знаний в практической работе, методами диагностики развития деятельности детей младшего школьного возраста, проведения психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

1.1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

Специфика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте заключается в перестройке системы отношений ребенка с окружающей действительностью, связанной с поступлением в школу. Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он становится учеником, сменяется ведущая деятельность с игровой на учебную. Учебная деятельность является общественно значимой и ставит ребенка в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, изменяет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье. По этому поводу Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человечеством), общественной по своему смыслу (она является общественно значимой), общественной по своему исполнению (выполняется в соответствии с общественно выработанными нормами), она является ведущей в младшем школьном возрасте, т. е. в период формирования.

Читайте также: