Наука как тип рациональности и техносфера философия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социума обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания, и соответственно ее роли в развитии общества. Вообще, эта проблема всегда была одной из самых актуальных (в первой половине XX века, например, ею занимались А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Вебер, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Но сегодня можно говорить о драматическом повороте в решении данной проблемы о попытках поставить под сомнение науку как образец рациональности.

В действительности же, как, очевидно, понимает читатель, проблема, которая возникла перед наукой и обществом в целом, не может быть решена с позиций антисциентизма, предлагающего наложить табу на пользование научной рациональностью. Единственно разумное решение состоит в том, чтобы совершенствовать саму научную рациональность и осуществить переход к такому ее типу, который в оптимальной степени соответствовал бы социокультурным и экологическим реалиям конца XX века.

Как показал В. С. Степин, в историческом развитии науки, начиная с XVII столетия, возникли последовательно три типа научной рациональности, характеризующихся различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности[152].

Классический тип научной рациональности (XVII–XVIII века) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Конечно, и на этом этапе стратегия исследования, а в значительной степени и его результаты были детерминированы присущими данной эпохе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Освободиться от этого ученому не дано, хотя наука XVII–XVIII веков и стремилась к этому. Отметим, что на уровне развития естествознания (да и обществознания) того времени при лидерстве механики и редуцировании к механической картине мира всего добытого физикой, химией, биологией, социальными науками, при преобладании в качестве объектов исследования простых систем такое стремление было, с одной стороны, в значительной степени реализуемым, а с другой, не оказывало заметного отрицательного воздействия на результаты научных поисков. И хотя в конце XVIII — первой половине XIX века механическая картина мира утрачивает статус общенаучной и наметился переход к новому состоянию естествознания, очерченный выше общий стиль мышления ученого и тип научной рациональности сохраняются.

Положение принципиально меняется в связи со становлением так называемого неклассического естествознания (конец XIX — середина XX века). Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Что же касается самого субъекта и тех внутринаучных и социальных ценностей и целей, которые его характеризуют, то все это по-прежнему выносится за скобку, не находит отражения в описании и объяснении изученного.

И наконец, на наших глазах (в последней трети XX века) происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует постнеклассический тип научной рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

Тема14. Проблемы научной рациональности в современной “философии науки”. 14.1. Неокантианская интерпретация научного познания

Тема14. Проблемы научной рациональности в современной “философии науки”. 14.1. Неокантианская интерпретация научного познания П. НАТОРПТаким образом метод, в котором заключается философия, имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого

36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества

36. Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны:1. Производительные силы.2. Производственные

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества — это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Роль Дицгена в развитии марксистской философии

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства В 40-х годах XIX в. Восток был представлен в работах К. Маркса и Ф. Энгельса лишь азиатскими странами, в первую очередь Индией и Китаем. Иногда упоминается Египет. В 50 – 70-х годах К. Маркс и Ф. Энгельс уже считали,

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело у. Ну что ж. Этот вопрос, как говорится, созрел. Что такое духовное тело? У. Волшебный кристалл. Он собирает духовный свет и освещает им человека. И наоборот, собирает свет от человека и направляет его в тонкие

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания[49]

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания[49] Нет необходимости говорить о том, что физика элементарных частиц играет в современной науке очень важную роль. Свидетельством тому — и большое количество физиков, занятых исследованиями в

Исторические типы научной рациональности

Исторические типы научной рациональности Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.Для возникновения любой социальной группы необходимы

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

1.12. Негативные тенденции в развитии американского общества.

1.12. Негативные тенденции в развитии американского общества. А) Бизнес и личность — вещи несовместимые.(Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор.М., 1992)Вы заметили, наверное, что многие примеры для этой книги мне подарили бизнесмены, которые искали у меня помощи при

Разрывы в научной рациональности

Разрывы в научной рациональности Осознание рисков в развитой индустриальной цивилизации отнюдь не славная страница в истории естественных наук. Оно возникло вопреки затяжному отрицанию наукой и по-прежнему ею подавляется; вплоть до сегодняшнего дня большинство ученых

В защиту обучающей теории научной рациональности

В защиту обучающей теории научной рациональности Рациональность и иррациональность науки никогда не являются только вопросом настоящего или прошлого, они также и, вопрос возможного будущего. Мы можем учиться на своих ошибках — а значит, всегда возможна и другая наука.

Охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей, как Галилей, Кеплер и Ньютон. Начало ее было положено в трудах Коперника.- гелеоцентрич. км, Галилей – метод теор и мысл экспирем, Ньютон 0 классич. механика
Ее основные принципы:
- постулирует стабильность и универсальность порядка природы; - человеческий разум – активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи устойчивых и универсальных категорий мышления; - предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех
Неклассическая научная рациональность.
Переход произошел во второй половине XIX – начале XX веков и был связан с кризисом мировоззренческих установок. Происходят революционные преобразования в самой науке - открытие теории относительности, радиоактивности и квантовой механики, исследование электричества и магнетизма, возникновение генетики, кибернетики.
-отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. - Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретических описаний одной и той же реальности.
- субъект познания детерминирован окружающим миром, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. - Объект познания - процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. - категории случайности, возможности и действительности.

Постнеклассическая наука и научная рациональность.
Понятие было введено Степиным для обозначения этапа в развитии науки, связанного с научной революцией. Информация размещена на реферат7.ру. Для этого периода характерно: - компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством; - распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; - повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; - изменение самого объекта – открытые саморазвивающиеся системы; - использование в естествознании методов гуманитарных наук (принцип исторической реконструкции).
В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика (теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. В науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос и т.д.
Активизируются процессы интеграции: появляются науки междисциплинарного характера, происходит образование смежных научных дисциплин на стыке дисциплин традиционных, научные знания применяются практически во всех сферах социальной жизни, изменяется характер научной деятельности.

В науке распространяется принцип глобального эволюционизма

Охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей, как Галилей, Кеплер и Ньютон. Начало ее было положено в трудах Коперника.- гелеоцентрич. км, Галилей – метод теор и мысл экспирем, Ньютон 0 классич. механика
Ее основные принципы:
- постулирует стабильность и универсальность порядка природы; - человеческий разум – активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи устойчивых и универсальных категорий мышления; - предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех
Неклассическая научная рациональность.
Переход произошел во второй половине XIX – начале XX веков и был связан с кризисом мировоззренческих установок. Происходят революционные преобразования в самой науке - открытие теории относительности, радиоактивности и квантовой механики, исследование электричества и магнетизма, возникновение генетики, кибернетики.
-отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. - Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретических описаний одной и той же реальности.
- субъект познания детерминирован окружающим миром, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. - Объект познания - процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. - категории случайности, возможности и действительности.

Постнеклассическая наука и научная рациональность.
Понятие было введено Степиным для обозначения этапа в развитии науки, связанного с научной революцией. Информация размещена на реферат7.ру. Для этого периода характерно: - компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством; - распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; - повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; - изменение самого объекта – открытые саморазвивающиеся системы; - использование в естествознании методов гуманитарных наук (принцип исторической реконструкции).
В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика (теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. В науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос и т.д.
Активизируются процессы интеграции: появляются науки междисциплинарного характера, происходит образование смежных научных дисциплин на стыке дисциплин традиционных, научные знания применяются практически во всех сферах социальной жизни, изменяется характер научной деятельности.

Рациональность в рамках философии – это широкое понятие. Разные его грани, касающиеся многих познавательных сторон жизни человеческой личности, в своей сумме дают общую картину феномена разума.

В широком смысле слова, рациональность – это мировоззренческая усатновка, предполагающая трансформацию любого явления как природного, так и социального, или действия в мысль, размышление человека. В более узком, рациональность – это тип мышления, восприятия окружающего мира, методологическая установка научного исследования.

В рамках философии науки наибольшее распространение получила типология научной рациональности, предложенная В.С. Степиным. Он выделяет три типа рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Указанные типы Степин выделяет исходя из следующих критериев:

  1. господствующий идеал познания;
  2. методологическая установка познания;
  3. типология присутствующих в эпоху системных отношений в науке.

Классический тип рациональности

Появление классической рациональности связано с философией Нового времени. В первую очередь, с Рене Декартом По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее , одним из основных разработчиков методологии нововременной науки, берущей за основу идеи рациональности, при этом отказывающейся от мистики, присущей христианскому периоду в развитии науки. Бог здесь является одной из истинных субстанций, наравне с другими.

Целью нововременных рационалистов было установление науки, естествознания и математики, как одного из центральных явлений духовной жизни человека.

Классический рационализм – это уверенность в том, что разум, руководимый правильными методами (Ф. Бэкон и Р. Декарт предлагают в своих философских проектах таковые), способен разгадать загадку природы, познать ее и достичь научного понимания божественного бытия.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, вера в силу разума распространялась не только на сферу науки, но и на устройство общества. Классическая рациональность уверена, что общество можно построить согласно разумным началам.

Если в $XVII веке$ философы науки стремились обрести чистую, непогрешимую методологию познания, то в $конце XIX века$ происходит новая научная революция, что послужило появлению неклассической рациональности.

Неклассический тип рациональности

Появление неклассического типа рациональности связано с открытиями в физике, космологии, биологии, с появлением кибернетики, что повлияло на изменение картины мира.

Представители неклассического типа рациональности утверждают единство этапов развития науки.

Особенность этого типа рациональности заключена в том, что здесь отрицается ранее обязательная истинность и абсолютность метода в науке. Отныне научный метод включается в структуру теории. Это увеличивает его действенность.

Неклассическая методология основана на вероятностных методах, предполагающих большее количество возможных решений научных задач, чем в классической рациональности, покоящейся на строгом детерминизме.

Постнеклассический тип рациональности

Постнеклассический тип рациональности связан с открытиями синергетики. Наука обращается к анализу сложных самоорганизующихся систем. Кроме того, новый предмет науки включает в себя человека, что рождает антропологические и моральные вопросы.

Постнеклассическая рациональность отличается применением комплексных методов, предполагающих междисциплинарность. В естествознании применяются методы исторической реконструкции, компьютерного моделирования и т.д.

Наука перестает быть ценностно отстраненным явлением. Это влияет на понимание связи науки и техники. В современном мире научное открытие может не только принести благо, но и при неправильном использовании навредить. Поэтому ученые в своих исследоаниях учитывают ценность природы и человека.

Так как европей­ская рациональность уходит корнями в культуру античной Гре­ции, рассмотрим специфику рациональности, рожденной в этой культуре. Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия, открытое впервые греческим философом Парменидом. Отметим его сущностные характеристики:

4. Основная функция разума усматривалась в позна­нии целевой причины. Признание целевой причины вносило смысл в природу, которая рассматривалась как нечто целостное, включающее в себя объективную целесообразность. Цель выступала принципом органи­зации природы.

Результатом первой научной революции было возникновение классической европейской науки, преж­де всего, механики и физики. В ходе этой революции сфор­мировался особый тип рациональности, получивший название на­учного. Научный тип рациональности, радикально отличаясь от ан­тичного, тем не менее воспроизвел, правда, в измененном виде, два главных основания античной рациональности: принцип тождества мышления и бытия и идеальный план работы мысли. Черты научной рациональности:

1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный космос был сведен к единственной истинной реальности - природе, вещественному универсуму. Первые естествен­ные науки — механика и физика — изучали этот вещественный универсум как набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются.

Человеческий разум потерял свое космическое из­мерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности. Убеждение во все­силии и всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Про­свещения. Неиз­менное, всеобщее, безразличное ко всему знание стало идеалом научной рациональности. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представ­лении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Полное, истинное и окончательное объяснение при­родных явлений считалось завершенным, если изучаемые явле­ния сводились к механической системе, из которой устранялась качественная определенность вещей и явлений. Неслучайно этот период развития науки получил название механис­тического.

3. Науч­ная рациональность признала правомерность только тех идеаль­ных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. Наука отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику.

4. Основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую единственную идеальную конструкцию, которая полностью соот­ветствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым од­нозначность содержания истинного знания. Задача приспособить мысли, понятия, представления к содержанию изучаемого явления ставилась в зависимость от адекватного употребления языка.

5. Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных внутренним смыслом, создающим органическую целостность. Научная рациональ­ность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи.

Вторая научная революция произошла в конце ХVIII—первой половине XIX в.. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что меха­ническая картина мира перестает быть общезначимой и общеми­ровоззренческой. Специфика изучаемых объектов привела к идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые есте­ственнонаучные теории в механистических терминах. В физике, стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснова­ния изучаемого объекта через построение наглядной механичес­кой модели стал уступать место другому типу объяснения, выра­женному в требованиях непротиворечивого математического опи­сания объекта, даже в ущерб наглядности. Но в целом первая и вторая научные рево­люции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

2. Так как любой эксперимент проводит исследова­тель, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью.

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы - Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия мик­ро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность постнеклассического типа. Ее основные характеристики:

историческая реконструкция как тип те­оретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к из­менению картины мира.

3. Субъект познания в такой ситуации не являет­ся внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.

4. Постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосред­ственным компонентом которых является сам человек. Для изучения этих очень сложных систем, как и вообще любых объектов естествознания, требуется построение иде­альных моделей с огромным числом параметров и переменных. Выполнить эту работу ученый уже не может без компьютерной помощи.

5. При изучении такого рода сложных систем, вклю­чающих человека с его преобразовательной производственной де­ятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования ока­зывается неприемлемым.

Особо важным моментом четвертой научной революции было оформление в последние 10—15 лет XX в. космологии как науч­ной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.). Теория эволюции Вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рацио­нальности:

1. обращение к чистому умозрению при разработке теории раз­вития Вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности.

3. все чаще стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возмож­ность появления человека. В такой ситуации современный чело­век должен отрешиться от прагматического отношения к миру, которое сложилось и господствовало в новоевропейской культуре и науке.

4. подобие античному типу рациональности обусловливается так­же тем фактом, что начинает стираться граница между теори­ей элементарных частиц и теорией Вселенной.

Итак, современная физика и космология сформировали сход­ную с античной тенденцию обращения к умозрению, к теоретизи­рованию. Они впустили в пространство своих научных построе­ний вопросы, которые в классической и неклассической науке от­носились к философским: почему Вселенная устроена так, а не иначе; почему во Вселенной все связано со всем и т.д. Но на фи­лософские вопросы нельзя адекватно ответить, опираясь на нор­мы и идеалы научного познания, сложившиеся в пределах клас­сической и неклассической рациональности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Читайте также: