Как снимается фильм кратко

Обновлено: 30.06.2024

Шаг 1: Идея и сценарий

Сценарному мастерству посвящены целые книги, и уместить это знание в пару абзацев, конечно, невозможно, но мы постараемся.

Главное, о чем забывают, начиная писать сценарий, — это не книга, а история. Печатая слово за словом, ты должен изначально видеть, как это будет выглядеть на экране.

Даже сценарий с минимальным количеством диалогов может потребовать кучу времени, которое ты потратишь на понимание и выстраивание визуальной части. Чтобы облегчить эту задачу, можешь делать зарисовки сцен в специальной тетрадке или альбоме.

Шаг 2: Сбор средств и планирование

Мы намеренно исключим вариант с внезапным наследством, которое и сподвигло тебя снять фильм. Сейчас всё делается очень просто благодаря краудфандингу – добровольному сбору средств. Тебе, как новичку, в этом смысле будет одновременно и трудно, и легко. Легко, потому что тебя никто не знает, и ты не успел снять кучу отвратительных фильмов — Уве Болл три раза пытался собрать таким образом средства на новый проект, но потом плюнул и послал всех. Сложно, потому что тебя никто не знает — кто ты такой, и стоит ли тебе доверять сотни тысяч рублей.

Шаг 3: Сбор команды

Увы, ты пока не Стивен Спилберг, поэтому придется немного унять амбиции и постараться совместить в себе сразу несколько профессий: режиссера, сценариста, продюсера, а, возможно, еще и ассистента, и монтажера. А вот актеров, оператора-постановщика, звукооператора, гримера и парочку дополнительных ассистентов для них тебе определенно придется поискать. С актерами всё довольно легко и просто: начинающие артисты готовы хоть за бесплатно сняться в хорошем фильме — для них это будет отличным стартом в карьере. Увы, здесь же кроется и подвох: они — начинающие, поэтому кастинг проводи с умом.

Шаг 4: Поиск локаций и реквизита

Питеру Джексону несказанно повезло родиться в Новой Зеландии, которая впоследствии помогла ему снять лучший фэнтези-фильм за всю историю человечества. И кто знает, может быть, тебе повезло родиться, например, в Камышине, где есть не менее замечательные виды и вообще всё, что нужно для съемок новой фантастической саги. В Камышине… М-да, так или иначе, это не самая сложная часть подготовки.

Конечно, все зависит от жанра и сценария, но без оператора-постановщика и звукооператора тебе не обойтись — придется разъезжать вместе с ними по разным локациям, чтобы на месте они прикинули, какое освещение понадобится и какие микрофоны лучше использовать.

Шаг 5: Покупка техники

Конечно, у твоих наемных специалистов уже должна присутствовать какая-никакая техника, но без дополнительного снаряжения точно не обойтись. После посещения локаций, когда вы поняли, что именно нужно для съемок, отправляйтесь в магазин. В принципе, самые важные вещи, отличающие хороший фильм от любительского — годная камера со стабилизатором, годное освещение и годные микрофоны. Всё остальное зависит от самих людей.

И не забудь приобрести несколько жестких дисков, поскольку весь будущий материал вряд ли уместится на твоем компьютере, даже если ты удалишь всю коллекцию порно. Конечно, всё зависит от количества дублей и качества цифры, но для начала лучше перестраховаться, иначе этап монтажа наложится на этап съемок, и вместо творческого процесса ты получишь тяжелые думы на тему того, как бы сократить эту сцену, чтобы она поместилась на диск.

Шаг 6: Съемка

В остальном, когда будет отснята первая сцена твоего фильма, переключай мозг с финансового режима на творческий и наслаждайся процессом. Плюсы в работе режиссера в том, что во время съемок он практически ничего не делает. Его главная задача — работа с актерами. Поскольку тебе придется иметь дело с новичками, которые, возможно, не видели столько фильмов, сколько видел ты, то тебе предстоит мудро, без скандалов, наставлять их на тот путь, который видишь ты. Еще раз повторим для закрепления: сами артисты потому кино и любят, что оно дарит им наслаждение. Это самый интересный период, и даже если ты снимаешь трагическую драму, команде необходимо радоваться и веселиться.

Если кастинг ты провел хорошо, то и проблем не будет. Но бывают моменты, когда актер в упор не понимает, куда развивается его герой и какие чувства он должен испытывать. Решать это нужно не на съемочной площадке, а заранее. Еще до начала съемок актерам и режиссеру нужно провести несколько собраний в неофициальной спокойной обстановке (на даче или в парке) и обсудить весь фильм и каждую роль в отдельности, со сценарием и карандашами на руках. Это обязательный этап, который еще больше сблизит вас и даст понять, что может получиться из этого сотрудничества.

Шаг 7: Монтаж

Возвращаясь к пункту 3, напомним, что если ты хочешь скорый и качественный результат, заранее найди хорошего монтажера. Вместе с ним вы проведете не одну неделю, слепляя из сырого материала нечто вкусное и готовое к употреблению.

Здесь помогают не только на этапе монтажа — например, советами по цветокоррекции и созданию эффекта призрака — но и непосредственно съемок. Очень полезные видеоуроки, в которых объясняют, как выбрать штатив, записать качественный звук, сделать трейлер и многое другое. А еще здесь можно наблюдать за киноновостями и потихоньку учиться работе в Adobe After Effects.


Шаг 8: Маркетинг

Кино – искусство, принадлежащее народу, а значит, увидеть твой фильм должно как можно больше людей. Сейчас самое подходящее время для получения дополнительного бюджета, поскольку тебе уже есть, что показать (матерые киношники применяют этот трюк еще на стадии съемок). Так ты сможешь покрыть непредвиденные расходы и, возможно, заручиться будущей поддержкой влиятельной студии.

Съёмки фильмов – сложный и интересный процесс, в котором задействуют множество специалистов. Существуют множество правил и хитростей, которые позволяют создавать настоящие шедевры киноискусства.

3aa547d0862ac2f1850d24ed77f459e9.jpg

Съемки фильма являются захватывающим и интересным творческим процессом. Готовую кинокартину, которую зрители видят на экране, создают десятки или даже сотни профессионалов, используя самую современную технику и цифровые технологии. Как и в любых других сферах, тут тоже имеется масса тонкостей и секретов. Чтобы немного открыть занавес тайны, предлагаем рассмотреть, как снимают кино и из каких этапов состоит данный процесс.

Основные этапы кинопроизводства

b2b86db7c178ea9aa449aa62424ac11e.jpg

С момента написания сценария до выпуска фильма в прокат может уходить довольно много времени (иногда 15-20 месяцев). Это обусловлено большим количеством работ, которые разделены на три основных этапа кинопроизводства:

  • Подготовка. Перед съёмками проводится пре-продакшн, который включает в себя написание сценария, подбор актёров, пошив костюмов, планирование расписания съёмок, создание декораций, решение других организационных моментов.
  • Производство. Продакшн (съёмки) кинофильма является самым дорогостоящим и длительным этапом.
  • Пост-продакшн. Этот этап предусматривает осуществление монтажа, создание спецэффектов, редактуру, озвучку и другие виды обработки отснятых материалов.

Важно знать! Длительность и масштабы указанных этапов определяются типом кинопроекта. Так, короткометражку может снять небольшая группа специалистов в течение нескольких дней, а на полнометражный фильм зачастую уходят месяцы с привлечением десятков и даже сотен профессионалов.

Состав съёмочной группы

694308cd027ffe9d5d452068d606daa6.jpg

Съёмочная группа состоит из широкого перечня специалистов, которые разделены на несколько подгрупп:

  • Продюсеры. Основной задачей продюсерской группы является контроль кинопроизводства в целом, поэтому в случае провала или успеха данные специалисты берут основную ответственность на себя. Продюсеры присутствуют на съёмках весь период, отвечая за организацию, продвижение и раскручивание киноленты, привлечение финансовых вливаний.
  • Режиссёры. Главной функцией режиссёров является профессиональная интерпретация написанного текста. Сценарий разбивается на множество отдельных фрагментов, которые снимаются и в дальнейшем объединяются в единое творение. По важности режиссёра можно сравнить с дирижёром оркестра, который руководит всем процессом, являясь главным ответственным лицом.
  • Актёрский состав. В эту группу входят актёры, исполняющие главные и второстепенные роли, а также массовка и дублёры. Главной задачей этих специалистов является передача чувств, эмоций, слов и действий согласно сценарию и видению режиссёра.
  • Операторы-постановщики. Данные специалисты отвечают за визуальное представление будущих кинофильмом, подбор и монтаж освещения, обустройство экспозиций и композиций, организацию спецэффектов. Всё это необходимо для определения идейно-художественной направленности киноленты и создания изобразительной трактовки сценария.
  • Монтажёры. Основной функцией этих специалистов является соединение отдельных отснятых видеофайлов в единый материал, а также обработка и создание спецэффектов с помощью компьютерных программ.
  • Художники. В эту группу входят концептуалисты, постановщики, художники по декорациям. Их главной задачей является раскадровка, создание эскизов и образов героев киноленты, рисование декораций, разработка дизайна костюмов. Также художники подбирают материалы для костюмов и декораций.
  • Исполнительные продюсеры, финансовые директора. Эти специалисты отвечают за обеспечение финансирования фильма, в т. ч. составление сметы, учёт расходов, и пр.
  • Специалисты по кастингу. Эти люди нужны для подбора актёрского состава путём организации и проведения проб. В этом процессе они тесно работают с режиссёрами.

Кто пишет сценарий и следит за ним?

d888a20336f98926e1bc162d979feca9.jpg

Сценарий является базовой историей кинолент, главной идеей фильмов. Его написанием занимаются сценаристы, которые создают письменную версию будущей киноленты. Сюжет фильмов может являться уникальным или писаться на основе известной пьесы, рассказа или романа. Разные сценаристы пишут сценарии по заказу либо по своей инициативе.

Написание сценария является самой творческой работой при съёмке фильма. Даже если сценарист адаптирует существующее произведение, это всё равно является кропотливой работой, которая требует вдохновения.

Какими приёмами и правилами пользуются видеооператоры?

262866da10606414a5bd2b3928974058.jpg

В процессе съёмке фильмов операторы используют определённые правила, которые не позволят зрителю запутаться, потерять нить повествования. Чтобы делать в кадре правильные композиции и акцентировать внимание на нужных объектах, видеооператоры должны знать, как снимают фильмы, учитывать важные правила и использовать эффективные приёмы:

Существуют и многие другие приёмы, которые знают преимущественно сами видеооператоры.

Какие спецэффекты могут быть?

f165e4eaf9e6ded4f16e0b91d1cba319.jpg

Современные фильмы богаты на спецэффекты. Если речь идёт об огромных динозаврах, инопланетянах, космических кораблях и других не особо реальных объектах, то они создаются с помощью компьютерных технологий. Но многие моменты до сих пор создаются по старинке, задействуя подручные предметы.

Для создания странных звуков в кадре используют различные ухищрения. Так, при укусе сочных хрустящих овощей (капусты, огурцов, арбуза) создаются звуки, будто зомби поедает плоть человека. При разламывании сельдерея создаётся впечатление о переломе костей и т. д. Для особого и выразительного звучания шагов человека на съёмочных площадках делают участки со специальным покрытием.

Многих людей интересует, как снимают кино с постельными сценами. Для показа деликатных частей тела нередко привлекают дублёров, при этом используются специальные накладки, которые прикрывают самые интимные зоны. Как правило, актёры узнают о постельных сценах заранее и обсуждают все детали с режиссёром.

Важно знать! Во время съёмок постельных сцен присутствует минимум людей, что позволяет актёрам раскрепоститься.

Что такое хромакей, зачем он нужен?

f165e4eaf9e6ded4f16e0b91d1cba319.jpg

Для создания компьютерных спецэффектов во время съёмок обязательно используется хромакей. Это специальные полотна, которые заменяются на определённый фон или объекты. Например, актёр может просто стоять перед хромакеем в трусах, а после компьютерной обработки в кадре зритель увидит его на белоснежном морском пляже. В качестве цвета полотен выбран зелёный или синий, ведь они реже всех встречаются в тонах кожи людей, что облегчает их обрезку.

Какую технику используют для съёмки фильмов?

534cfa0d3d25beeee132ca84b5586498.jpg

Для максимально точной и реалистичной передачи переживаний и эмоций героев кинолент крайне важно использовать профессиональные цифровые камеры, которые можно арендовать в компании ТВТОК. Современные камеры имеют высокие характеристики разрешения и зума, что позволяет создавать эффект присутствия. При продакшне кино используют как статичные, так и специализированные экшн-камеры, которые позволяют качественно снимать движущиеся объекты.

Важно знать! Также существуют камеры водонепроницаемого исполнения, использующиеся для съёмки под ливнем или вообще под водой.

Как озвучивают кино?

bc313ee05c8db7213966c41e5e0c832b.jpg

На этапе пост-продакшна фильмов в дело вступают саунд-дизайнеры, которые полностью отвечают за озвучку киноленты. Звуковые дорожки фильмов делаются в следующей последовательности:

  • Изначально звуки записываются в процессе съёмок. Для этого используются большие микрофоны, обитые специальным поглощающим звуки материалом, которые располагаются максимально близко к героям.
  • После съёмок выполняется озвучка, которая предполагает повторное озвучивание актёрами неудачных дублей.
  • На следующем этапе создаётся звуковые фоны: шелест листвы, плескание волн, шум автомобиля и пр. Благодаря этому обеспечивается эффект присутствия.

Продвижение и прокат фильмов

906aa9a9970484c0ee45c7521b17ab02.jpg

За продвижение фильмов или сериалов отвечают линейные продюсеры. Эти специалисты ищут денежные средства и организовывают рекламные кампании, чтобы о киноленте узнало как можно больше людей. Телевидение, интернет, печатные издания – все эти и другие средства массовой информации используются для анонсирования отснятого фильма. Зачастую продюсеры определяют примерную дату, когда состоится премьера киноленты, и с указанного дня картину начинают показывать на больших экранах кинотеатров.

Интересные факты о кинопроизводстве

d5a13614234d1330b481e3c92ce75b93.jpg

На площадке используется множество хитростей, львиную долю которых знают только участники съёмочного процесса. Наиболее известное ухищрение – использование хромакея. Но есть и многие другие интересные моменты. Так, в период съёмок члены актёрского состава не пьют алкоголь, не курят, не употребляют наркотические препараты. Если на экране актёр жуёт еду, то зачастую он её выплёвывает, ведь один эпизод может сниматься в несколько дублей.

На экране на заднем фоне часто можно увидеть людей, которые разговаривают между собой. В действительности зачастую они просто проговаривают про себя определённые наборы цифр, ведь при их произношении губы двигаются так, будто человек на самом деле ведёт диалог с собеседником.

Создание фильмов является более сложным и многогранным процессом, чем кажется на первый взгляд. Кинопроизводство требует нестандартных подходов и полной самоотдачи от всех участников съёмочного процесса – только так создаются настоящие шедевры кинематографа.

Кинопроизводством принято называть процесс создания фильма от начала формирования самого замысла, вплоть до показа готовой кинокартины аудитории. Он представляет собой особую сложность, поскольку во всех случаях требует вовлечения большого количество людей, являющихся профессионалами в тех или иных сферах деятельности. И вот об этом, о том, как снимать кино, а также о многих других нюансах, затрагивающих данный процесс, хотелось бы поговорить.

как снимать кино

Техника

Сценарий

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием этот момент. Написание сценария – первая стадия. За исключением обсуждения задумки, конечно же. Сценарий фильма является его литературной основой. В нём определяется тема, сюжет, проблематика и характеры главных героев.

80 страниц сценария равны 2 600 метрам отснятой киноплёнки. И примерно 4-5 тысячам слов диалога. А 120 страниц сценария равны четырём километрам киноплёнки. В процессе его создания может участвовать также режиссёр и продюсер. Они нередко становятся соавторами сценариста. И, кстати, им может стать не каждый. Сценарий фильма имеет свою специфику. Описательные части должны быть максимально короткими, а вот диалоги прописывают чётко и детально. Также важно провести работу по соотношению звукового и изобразительного ряда. Для каждой сцены выделяются отдельные страницы – это помогает определить последовательность в развитии киносюжета.

А когда основа написана, сценарий отдаётся на производственное редактирование. Которое нужно для того, чтобы определить длину фильма, количество декораций, объектов съёмки, актёров, а также нужду в организации экспедиций. Это нужно по понятным причинам. А ещё для того, чтобы рассчитать финансовые затраты, которых требуют съемки фильма.

 съемочная группа

Режиссёр

Это – глава, руководитель съёмочной группы. Именно он отвечает за сценическую и художественную составляющие фильма.

Первая задача режиссёра заключается в определении главной мысли киноленты. Два важных вопроса, на которые он обязан дать ответ – что он хочет сказать зрителям, и что они должны понять?

Но стоит вернуться к обязанностям режиссёра. Помимо перечисленного, он должен реализовать сценарий, воплотить его в жизнь, и на протяжении всех съёмок руководить процессом и актёрами. В общем, в его обязанности входит буквально всё – начиная от руководства работой кинооператоров и заканчивая монтажом.

 съемки фильма

Процесс

Обычно первым на площадке появляется звукорежиссёр. Ему необходимо установить микрофоны, проверить уровень шумов, а также убедиться, что звукозаписывающее оборудование и тени от них не попадают в кадр.

Затем появляются осветители. Им нужно установить камеры и включить оборудование. После приходят операторы, и проверяют готовность своей техники. Когда на площадке появится режиссёр – всё должно быть готово. И съёмочная группа с актёрами в том числе.

сценарий фильма

За кадром

Рассказывая о том, как снимать кино, нельзя не отметить вниманием и тех людей, без которых ни один фильм не получится. Речь идёт, естественно, об актёрах. Их набору предшествует кастинг, но это несколько другая тема. Что же происходит на съёмочной площадке?

Актёры появляются на ней задолго до старта процесса. Им необходимо переодеться для роли и загримироваться. Соответственно, стилисты приходят в павильон ещё раньше.

Заменяющие

Роль кажется неважной? Отнюдь, профессиональный заменяющий значительно ускоряет процесс создания кинофильма. Кстати, нередко их используют в качестве дублёров тела. Если они похожи на актёров, конечно. Если планируется съёмка со спины или на дальнем расстоянии, то роль играет заменяющий.

как снять хорошее кино

Визуализация

Также в состав съёмочный группы должен входить художник-концептуалист. На его плечах лежит задача сделать раскадровку. Это – серия эскизов, используемая для иллюстрирования сценария. Концептуалист создаёт на бумаге для режиссёра планы сцен, которые описаны в литературной основе, включающие декорации и реквизиты. Иначе говоря, это – набросок того, как всё должно быть во время съёмки. Режиссер, сценарист, главный оператор, декорационно-художественное подразделение – все они работают с концептуалистом в тандеме.

Также на площадке присутствует художник-постановщик, руководящий оформлением съёмочной площадки. На его плечах лежат задачи по подготовке фона, костюма и декораций. Худ.руководитель работает под его надзором – он контролирует работу групп художников и декораторов. Но это ещё не весь состав. Художник по декорациям (нередко являющийся архитектором по образованию) составляет планы и приложения по материалам, необходимые для строительства того, что понадобится для съёмок. Возводятся лишь те объекты и элементы, которые могут попасть в объектив (имеются в виду размеры). Далее все планы согласовываются с режиссером, и передаются плотникам, которые и строят декорации.

Ещё есть декоратор сцены и его ассистент. Они оформляют интерьер помещения, находят нужные предметы для создания атмосферы, и расставляют их так, чтобы всё выглядело натурально. Даже если планируется создать убежище анахорета.

как снимают спецэффекты в кино

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

Другие специалисты

Выше была перечислена далеко не вся съемочная техника и профессионалы, задействованные в процессе создания кино. На площадке может работать не одна сотня людей. Ассистент оператора, установщик реквизита, координатор-оформитель, дизайнер по костюмам, портной, директор по кастингу, менеджер по выбору натуры, технический консультант, техник по спецэффектам, художник по специальному гриму, постановщик трюков… эти и многие другие люди входят в состав съёмочной группы. И каждый из них по-своему важен.

Ещё есть режиссёр массовок, дублёры, каскадёры, парикмахеры, инженеры звукозаписи, операторы микрофонов, кабельщики, механики, дольщики, помощники по наведению фокуса, фотографы, осветители, колористы, дизайнеры графики. Последние лучше всех остальных знают, как снимают спецэффекты в кино. Именно они занимаются наложением изображений с последующие компиляцией и корректировкой изображения.

режиссер сценарист

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство. Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы.

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Создание кино – захватывающий и творческий процесс. Тот результат, который зритель видит на экране, создаётся десятками и сотнями людей с использованием самой современной техники и цифровых технологий. Как и в любой другой сфере, здесь есть свои особенности и секреты. В этой статье мы расскажем о том как снимают кино в наше время, от написания сценария до продвижения фильма.


Этапы кинопроизводства

От момента создания сценария до выхода фильма на большие экраны проходит много времени, иногда больше 1–2 лет. В целом же кинопроизводство делится на три этапа:

  • Подготовка. Пре-продакшн начинают задолго до съемок. На этом этапе пишется сценарий, подбирается актёрский состав, шьются костюмы, планируется расписание съемок, выбирается натура, создаются декорации, решаются организационные моменты.
  • Производство. Собственно продакшн – это съёмки фильма. Это самый дорогостоящий и длительный этап.
  • Пост-продакшн. Сюда входят монтаж, создание компьютерных спецэффектов, редакция, озвучка и другая обработка отснятого материала.

Длительность каждого из этапов и их масштабность зависят от типа кинопроекта. Например, короткометражки могут сниматься в сжатые сроки и небольшой группой людей, в то время как полнометражные фильмы обычно снимаются десятками и даже сотнями специалистов.

Камеры для съемки

Сегодня используются модели с потрясающим разрешением, зумом, которые позволяют создать эффект присутствия зрителя. Кроме стандартных статичных камер применяют специальные экшн-камеры (например, модель GoPro). Они идеально подходят для съёмок движущихся объектов. В зависимости от сценария в процессе производства могут быть задействованы водонепроницаемые камеры для съемок под водой или под проливным дождём.

Так же у нас есть отдельная статья про камеры для онлайн-трансляций – возможно будет интересно.

p.s. Одно из наших направлений работы – прокат съемочной техники, у нас можно арендовать кинокамеры, объективы и любое другое операторское оборудование. На сайте FilmRental можно найти все необходимое для съемок.

Съёмочная группа

Сюда входят множество специалистов. Кроме режиссерского, актерского составов это и декораторы, гримеры, осветители.

Сценарист
Сценарий – базовая история киноленты, идея фильма. За него отвечает сценарист – он создаёт письменную версию, при этом она может быть уникальной или написанной на основе изданных пьес, рассказов и романов. Сценаристы могут писать сценарий под заказ или по собственной инициативе.


Это одна из самых творческих работ из всех этапов кинопроизводства. Даже если речь идёт об адаптации существующего произведения, всё равно это кропотливая и требующая вдохновения работа, поскольку написанное в книге не всегда подходит для экранизации.

Продюсер
Задача продюсера – контролировать производство фильма или сериала в целом, к тому же, он в основном отвечает за провал или успех проекта. Этот специалист присутствует на съёмках еще на этапе изучения сценария и до самого финала, занимаясь организацией и продвижением фильма вплоть до выхода его на большие экраны.

Еще на этапе подготовки он начинает раскручивать фильм, а также обеспечивает финансирование заказа. Ставит перед проектом определенные цели, может вносить коррективы в места съемок и актёрский состав, занимается арендой помещений, составляет график производства.

Режиссер
К функциям режиссера относится грамотная интерпретация сценария. Он разбивает его как бы на отдельные фрагменты, но так, чтобы фильм был единым и законченным с художественной точки зрения. Режиссера можно по праву сравнить с дирижером оркестра – он управляет большим количеством людей, в том числе, актёрами, создавая уникальные произведения киноискусства.


Во время собственно производства фильма он осуществляет руководство актерским составом, участвует в работе оператора-постановщика, технического персонала, занимается массовкой. На площадке он – главное ответственное лицо.

Актеры
В актёрский состав попадают не только главные актрисы и актёры, но и другие причастные к съемкам люди:

  • Главными героями любой киноленты, безусловно, являются актеры и актрисы. Центральные персонажи могут быть уже известными или начинающими – в первом случае успешность картины может быть выше.
  • Массовка. Видя на экране огромное количество людей на заднем плане, например, на стадионе, не всегда стоит принимать их за реальность. Хотя оплата актеров массовки ниже, чем главных персонажей, иногда не имеет смысла нанимать такое большое количество людей – сейчас на смену этому пришли компьютерные технологии, которые позволяют воссоздать массовку.
  • Дублёры. Они заменяют актрис и актеров в ситуациях, когда нужно выполнять опасное для жизни задание или просто сложный с технической точки зрения трюк – падение с высоты, быстрая езда на машине, драки, постельные сцены.

Подбор актеров для будущего фильма (кастинг) – один из самых важных. Здесь важно, чтобы главные персонажи соответствовали задумке сценариста и смогли воплотить её на экране.

Оператор-постановщик
Специалист работает на подготовительном этапе и на стадии производства. Он отвечает за визуальное представление будущего фильма, освещение на съёмках, экспозицию, композицию, аккуратность при работе с фотоматериалами.


Но всё же основная задача оператора-постановщика – создать изобразительную трактовку сценария и определить идейно-художественную направленность будущего фильма. Также он может принимать участие в создании портретных характеристик главных персонажей, разрабатывать постановочные сценарии, утверждать эскизы декораций и костюмов, выбирать места для натурных съёмок.

Монтажер
Работа монтажёра начинается не тогда, когда съемки завершены, а на самых ранних этапах. Для него важно изучить весь процесс, концепцию киноленты, также он следит за съемками.

Когда кино ещё снимали на пленку, монтаж занимал очень много времени – прямо с оригинальных негативов фрагменты для будущего кино нарезались, а затем склеивались в определенном порядке. Это очень кропотливый процесс, не прощающий ошибок. Позже стали печатать позитивы с негативов – с этой копией уже можно было экспериментировать.

Основная функция этого специалиста – соединить отдельные видеофайлы в единый материал. Для этого используются компьютерные программы, например, Avid или Final Cut Pro. Они позволяют нанизывать на дорожку таймлайна отдельные клипы прямо на мониторе компьютера и даже делать несколько сцен параллельно.

У монтажёра есть ассистент, который занимается черновой работой – рассматривает отдельные файлы, именует их, выбирает лучшие, готовит первичную сборку. Главный режиссёр, как башню из кубиков, собирает из отдельных частей фильм, и во многом конечный результат зависит именно от его умения и мастерства.

Художники
В составе съемочной группы есть художники разных направлений и специализаций:

  • Концептуалист. Занимается раскадровкой, создаёт эскизы, которые визуализируют сценарий. Также придумывает и рисует декорации, создает образы главных и второстепенных героев, занимается разработкой эскизов и костюмов.
  • Постановщик. Работает в связке с режиссером, обеспечивает реализацию художественного замысла, когда завершена концептуализация. Также занимается художественным оформлением съемок.
  • Художник по декорациям. Такой специалист часто имеет архитектурное образование. Работает с задним планом, спецификациями, подбирает материалы для декораций по словесным описаниям или эскизам, которые выдает художественный руководитель.


Художественный руководитель подчиняется художнику-постановщику и следит за тем, чтобы декорации или выбранные натуры соответствовали общему замыслу.

Исполнительный продюсер
Задача такого специалиста – обеспечить финансирование киноленты. То есть, он отвечает за денежные аспекты кинопроизводсва, а в самом творческом процессе съемок участвует редко.

Исполнительный продюсер вместе с финансовым директором составляют смету, ведут учет расходов, следят за тем, чтобы уложиться в бюджет. При съемках малобюджетных фильмов к его услугам прибегают редко, его обязанности переходят к главному продюсеру или его ассистенту.

Специалист по кастингу
Он подбирает актёрский состав. Обычно для этого проводятся пробы – актеры и актрисы читают какой-либо монолог из будущего фильм, режиссёр оценивает, насколько этот человек подходит на ту или иную роль.

Если речь идет об известных актерах и актрисах, кто их на пробы приглашают. Но иногда бывает так, что режиссер хочет видеть в своем фильме совершенно новые лица. В этом случае на кастинг могут приходить сотни человек. А иногда бывает так, что режиссер ездит по разным актёрским вузам и смотрит за работой студентов.

Спецэффекты

Сегодня спецэффектами уже никого не удивить. Огромные динозавры, экзотические растения, инопланетяне, космические корабли – всё это прочно вошло в мир кинематографа благодаря цифровым технологиям. Но некоторые спецэффекты всё ещё создают по старинке – при помощи подручных предметов.


Приходится идти на ухищрения. Например, сочные хрустящие овощи – капуста, огурцы, арбуз – создают звуки, похожие на те, которые можно услышать в фильмах о зомби. Если бить ножом кочан капусты, звук напоминает хлюпанье крови. Когда разламывают сельдерей, слышно повреждение кости, а при откусывании от сочного томата создаётся впечатление, как-будто кто-то кусает человеческую плоть.

Джек Фоли первым в истории кинематографа начал создавать и подбирать необычные звуки. Именно он понял, что то звучание, которое слышится в повседневной жизни, на экране выглядит тускло и необъемно. Например, даже обычные шаги человека, чтобы сделать их более выразительными, снимают на специальных покрытиях. На ведущих студиях есть специальная площадка с комбинацией асфальта, песка, гравия, металлических решеток.

Но одно дело, когда нужно обрызгать этой кровью стены или пол, а совсем другое, когда она должна хлестать из открытой раны. Для создания этого потока нужно подвести трубку – её часто скрывают за специальным латексным устройством, по цвету и структуре напоминающим кожу. Иногда под одеждой прикрепляют мешочек с этой жидкостью – это нужно, чтобы, например, создать эффект раны при повреждении человека пулей или копьем.

Тонкости постельных сцен
Это одна из самых щекотливых и можно даже сказать запретных тем для многих актеров и актрис. В некоторых случаях для эротических сцен используют дублеров, когда нужно показать деликатные части тела.

При съемках постельных сцен соблюдают три негласных правила:

  • используются практически невидимые, но прикрывающие все основные интимные части тела накладки;
  • импровизации на площадке практически не бывает, сценарий, где прописана постельная сцена, актер получает заранее и обсуждает его с режиссером или сценаристом;
  • во время самого процесса съемок на площадке присутствует минимум технического персонала, чтобы актеры могли раскрепоститься.

Озвучка

Один из основных участников постпродакшн (этап, когда съемки завершены) – саунд-дизайнер. Во время озвучки он использует не только стандартные звуки, которые можно найти в интернете. Чаще саунд-дизайнер сам создает их, делает неповторимыми и уникальными.

Звуковая дорожка фильма делается в несколько этапов:


Не всегда нужные звуковые эффекты можно записать с натуры или найти в интернете. Некоторые редкие звуки делают саунд-дизайнеры или фоли-актеры.

Продвижение фильма

Продвижением фильм или сериала занимается линейный продюсер. Этот специалист не только должен знать, как снимать хорошее кино, но и уметь продвигать его в массы. В его задачу входит поиск спонсоров и средств на сам процесс производства фильма, рекламные кампании.

Ведь мало снять хороший фильм, нужно чтобы о нем узнало как можно больше людей. Поэтому иногда даже на завершающем этапе или сразу после окончания постпродакшна он начинает активно рекламировать проект по телевидению, в интернете, после чего его показывают на больших экранах в кинотеатре.

Секреты кинопроизводства

На съемочных площадках используют много хитростей, о которых неосведомленный зритель даже не догадывается. Вот лишь несколько из них:

  • Зеленое полотно. Это своеобразный фон, на основе которого затем создаются компьютерные технологии. CGI-графика сегодня активно используются в фильмах, а внимательные киноманы иногда даже при помощи беглого взгляда могут отличить реальные объекты и элементы, созданные на компьютере.
  • Табу на площадке. Актёрский состав во время съемок никогда не пьёт алкоголь, не курит, само собой, не употребляет наркотики, даже если это есть в сценарии. Кроме того, очень часто актёры не едят по-настоящему, а выплёвывают еду после пережевывания. Ведь кадров может быть очень много, и если актер или актриса будут каждый раз есть блюдо, то уже к середине фильма придётся перешивать костюмы.
  • Разговор массовки. Во многих фильмах можно заметить, как на заднем фоне, например, в кафе или ресторане, активно разговаривают люди. На самом деле чаще всего они не мило болтают, а повторяют определенный набор цифр – 29, 341, 45, 119, 1311, 4. Исследование показало, что произнося их, движение губ напоминает обычную человеческую речь. Причём массовка не говорит эти цифры вслух, а проговаривает про себя, открывая рот.


Процесс создания кино – многосерийного, документального, биографического и любого другого – намного более многогранный, чем кажется. Как и любое творчество, он требует нестандартного подхода и полной отдачи от каждого из участников съемок – только в этом случае можно создать настоящий шедевр кинематографа.

Читайте также: