Обязательно ли портфолио в школе по фгос
Обновлено: 30.06.2024
Выпускники российских школ с 2024 года смогут использовать цифровое портфолио для поступления в колледжи, вузы и при устройстве на работу. Об этом говорится в паспорте стратегии цифровой трансформации образования. Документ подготовило Минпросвещения РФ.
В паспорте отмечается, что технология будет реализована с помощью сервиса "Цифровое портфолио ученика". С ним можно будет управлять образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями и собирать документы для поступления.
Цифровое портфолио ученика будет составляться с согласия родителей или законных представителей обучающихся.
Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания
Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ
Положение
о портфолио обучающегося в школе
1. Общие положения
скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.
2. Цели и задачи Портфолио
- собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий, достижений в различных областях;
- демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способностей практически применять приобретенные знания и умения.
- создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
- содействовать индивидуализации образования обучающегося;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой;
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
- диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении;
- контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной деятельности помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
- воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;
- функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.
3. Порядок формирования Портфолио
- 4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
- 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.
3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде.
3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация общеобразовательной организации.
3.6.
- систематичность и регулярность ведения Портфолио;
- достоверность сведений, представленных в Портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность;
- сохранность Портфолио.
3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями (законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация общеобразовательной организации.
4.2.
- оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести аккуратно, самостоятельно и систематически;
- обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
- помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио.
- консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать основам ведения Портфолио;
- организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение;
- осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования;
- осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
- классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
- организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
- разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательной деятельности школы;
- директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы общеобразовательной организации.
5. Структура и содержание Портфолио обучающегося
5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание.
- личные данные обучающегося;
- данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в Портфолио самостоятельно на добровольной основе;
- информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению;
- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
- выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося, исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
- проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии);
- работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
- участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат);
- участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
- участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
- в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
- в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др;
- образовательные тестирования и курсы по предметам;
- в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами управления;
- в спортивных соревнованиях и др.
5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
5.8.
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательной деятельности;
- характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями (законными представителями), педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект, исследовательскую работу, благодарственные письма).
скачать: Инструкции для детей ДОУ
56 инструкций по Правилам безопасного поведения воспитанников!
6. Критерии оценивания Портфолио
- результатов итоговой аттестации (средний балл);
- результатов участия в олимпиадах;
- результатов участия в научно-практических конференциях;
- результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;
- результатов личностных и метапредметных достижений;
- динамики развития обучающегося.
- о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на уровнях основного общего образования;
- о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.
скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!
Педагогическая философия портфолио предполагает:
• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность;
• расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Создание и ведение портфолио ученика, на сегодняшний день, это одно из требований ФГОС. И конечно, большая часть работы по организации работы с портфолио ложится на плечи классных руководителей.
Существует много вариантов ведения портфолио, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В каждой школе разрабатывается и утверждается собственное положение о портфолио ученика.
Существуют три типа портфолио:
Каждый из этих типов портфолио имеет свои достоинства и недостатки. На сегодняшний день широкое распространение получил комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.
На методическом объединении учителей начальных классов мы выбрали комплексный тип портфолио и сами определили содержание и требования к оформлению портфолио. Портфолио ученика начальной школы состоит из следующих разделов.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Выделяют три основные цели такой формы работы:
1) как я уже говорила выше, смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути;
2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач;
3) создание места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
1) мотивационная. На данном этапе проводятся игры, беседы, упражнения по теме занятия. Цель этого этапа – заинтересовать ребенка, очертить область вопросов, обменяться мнениями, создать ситуации для самопознания.
3) рефлексия – обсуждение, что сегодня понравилось, какие чувства возникли, что можно сделать дома.
4) самопрезентация. Эта часть переносится на начало следующего занятия, т.е. каждое следующее занятие начинается с выполненных дома заданий.
Успех этих классных часов во-многом зависит от соблюдений принципов работы с портфолио:
2. Активность и инициатива ребенка (ребенок сам выбирает, какие работы помещаются в портфолио, может их менять).
3. Индивидуальный подход.
4. Сотрудничество (ребенок – родитель – педагог).
Вторая группа ошибок связанна с формированием объёма портфолио: сбор в портфолио только официальных документов, сбор материалов только за выпускной класс.
Третья группа ошибок связанна с подменой идеи портфолио традиционными схемами. Это подмена портфолио зачетной книжкой, обязательной характеристикой, подмена систематической работы над портфолио разовой акцией, завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвёртая группа ошибок связанна оценкой материалов портфолио: стремление оценить баллами все материалы портфолио, завышение “удельного веса” портфолио, отсутствие единства в оценке материалов портфолио.
Областная прокуратура удовлетворила запрос Людмилы Боковой. Член Совета Федерации обратилась к прокурору области Сергею Филипенко с просьбой проверить на соответствие законодательству приказа Министерства образования области.
В отличие от Баталиной, Людмила Бокова, педагог и много лет проработала в школе. Она уверена, что подобные нововведения лягут тяжким бременем на плечи родителей и учителей, так ученики начальной школы не смогут составлять портфолио самостоятельно. А это лишняя нагрузка на педагогов, у которых и без того достаточно бумажной волокиты. К тому же ведение и разработка таких документов, не предусмотрены должностными обязанностями, а это значит, что учитель это может делать только добровольно и за дополнительную плату. Приказом этого предусмотрено не было. Тем более, что некоторые положения приказа противоречат существующим нормам федерального Министерства образования.
В официальном ответе прокурора области Сергея Филипенко было сказано, что спорный приказ не публиковался и не регистрировался управлением Министерства юстиции по Саратовской области в едином реестре нормативных актов. В связи с этим региональное надзорное ведомство вынесло протест на документ областного Минобраза. Людмила Бокова поблагодарила прокурора за оперативное решение вопроса.
Напомним, о по поводу нового приказа Министерства образования уже высказался депутат Госдумы Николай Панков. По его мнению, вопросами регулирования школьной жизни должны заниматься профессионалы, те кто имеет педагогический опыт, а не те, кто не имеет к образованию никакого отношения.
Читайте также: