В чем заключались особенности кальвинизма как одного из протестантских течений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)
Время возникновения: XVI век
Основатель: Жан Ковен

Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Кальвинизм кратко

История

Кальвинизм является одним из направлений протестантской церкви, которое было создано и развито проповедником Жаном Кальвином. Сегодня это религиозное ответвление известно в форме пресвитерианства, конгрегационализма и реформатства преимущественно в Англии. Однако отдельные идеи учения можно встретить во многих деноминациях (к примеру, в баптизме, пуританстве, или у евангельских христиан).

Краткая история

Историки относят возникновение кальвинизма к первой половине XVI века, к моменту появления раскола в лютеранстве между немецкими и швейцарскими протестантами. Последних представлял Ульрих Цвингли, которого иногда называют истинным основателем этого течения. Само учение зародилось в Швейцарии. Суть разногласия заключалась в вопросе о причастии:

Кальвинизм это

  • Мартин Лютер считал, что христиане при священнодействии принимают истинное тело и кровь Христову.
  • Приверженцы Цвингли (реформаты) утверждали, что действие имеет строго символический характер.
  • Разногласия коснулись и самих служителей церкви; сторонники реформатов настаивали на отмене целибата и разрешении браков, а также о допустимости вознесения молитв иконам и священным мощам. Лютеране, несмотря на то что они также стремились к изменениям в церковном укладе, не были готовы на столь радикальные перемены.
  • После смерти Цвингли (в 1531 году в результате столкновений с католиками) дело реформатства продолжил Жан Ковен (или Кальвин, от фамилии которого произошёл сам термин).

Распространение идей кальвинизма происходило с огромной быстротой; в 1536 году в Швейцарии было принято Гельветское исповедание, утвердившем религиозное направление на официальном уровне. В 1567 году учение приняли многие крупные страны Восточной Европы (среди них Речь Посполитая и Венгрия). Интересно, что, в отличие от лютеранства и других направлений протестантизма, кальвинизм привлекал к себе в первую очередь привилегированное сословие, а не простолюдинов.

Кальвинисты

В 1571 году была образована Реформатская церковь в Нидерландах; сторонники кальвинизма прочно закрепились в Голландию, откуда впоследствии учение проникло на территорию Великобритании, Франции (частично) и даже Южной Африки.

В Англии приверженцев этого направления стали называть пуританами; после принятия Вестминстерского исповедания в 1648 году стали очевидны разногласия между отдельными группами кальвинистов.

Яблоком раздора стала церковная иерархия англиканской церкви, что не понравилось реформатам; в конечном итоге кальвинисты разделились на пресвитериан и конгрегационалистов.

Основные идеи

Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:

 Жан Кальвин

  • Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
  • Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати. Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
  • Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.

Сюда же следует отнести доктрину двойного предопределения, согласно которой Господь ещё до рождения человека определил его судьбу и каждый его поступок.

Кальвинизм кратко

Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.

Догматы и положения

С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:

Кальвинисты

Кальвинисты это

Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.

Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.

Этические особенности

Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.

Последователи кальвинизма в англии

Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).

В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.

Другой особенностью кальвинистов является их ревнивое оберегание чистоты своей репутации и имени. Многие деловые сделки внутри сообщества происходят без контрактов и клятв (понятно, что и без них не обходится), так как никто не боится обмана со стороны своих друзей. Если кратко, то имя, данное с рождения, воспринимается людьми как Божий дар, замарать который — всё равно что оскорбить Всевышнего.

Распространение в современных странах

Кальвинизм что это

Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.

В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.

В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.

На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.

В XVII веке в свя­зи с го­нения­ми на каль­ви­ни­стов во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, не­ко­то­рых германских зем­лях на­чи­на­ет­ся их эмиг­ра­ция в др. стра­ны Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рию), а за­тем и за её пре­де­лы. С 1620-х годов кальвинизм рас­про­стра­ня­ет­ся в Северной Аме­ри­ке (смотрите Но­вая Анг­лия), со 2-й половины XVII века в Аф­ри­ке (в Кап­ской ко­ло­нии). В XVIII-XX веках бла­го­да­ря даль­ней­шей эмиг­ра­ции из Ев­ро­пы, а так­же ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти зна­чительное чис­ло по­сле­до­ва­те­лей кальвинизма поя­ви­лось в ря­де стран Северной и Южной Аме­ри­ки, Аф­ри­ки, Азии и Океа­нии.

Вероучение кальвинизма

В ос­но­ве каль­ви­ни­ст­ско­го ве­ро­уче­ния ле­жит пред­ло­жен­ная Каль­ви­ном ин­тер­пре­та­ция Биб­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­во Бо­жие, яв­ляю­щее­ся от­кро­ве­ни­ем Бо­га че­ло­ве­ку, за­пи­сан­ное людь­ми по наи­тию Свя­то­го Ду­ха, в кальвинизме, как и в др. те­че­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма, счи­та­ет­ся един­ст­вен­ным не­по­гре­ши­мым ру­ко­во­дством в ве­ре и жиз­ни. Центральное ме­сто в тео­ло­гии кальвинизма за­ни­ма­ет прин­цип все­вла­стия Бо­га над ми­ром, в ко­то­ром всё оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко Его ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной во­лей. Она не­по­сти­жи­ма для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, по­сколь­ку гре­хо­па­де­ние ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло при­ро­ду че­ло­ве­ка, пре­вра­тив её в су­гу­бо гре­хов­ную, ли­шён­ную сво­бо­ды во­ли. Всё, что де­ла­ет пад­ший че­ло­век, - гре­хов­но и ве­дёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли, да­же ес­ли внеш­не его по­ступ­ки вы­гля­дят как до­б­рые де­ла.

Из этих по­ло­же­ний в кальвинизме ло­ги­че­ски вы­во­дит­ся док­три­на аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог ещё до гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка и да­же до Со­тво­ре­ния ми­ра оп­ре­де­лил од­них к спа­се­нию, дру­гих - к веч­ным му­кам в аду. Кальвинизму чу­ж­да ха­рак­тер­ная для не­ко­то­рых др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (например, пра­во­сла­вия) идея си­нер­гии, со­уча­стия Бо­жи­ей бла­го­да­ти и че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. С точ­ки зре­ния каль­ви­ни­стов, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста от­кры­ла путь к спа­се­нию греш­ни­кам, но не всем, а лишь из­бран­ной их час­ти. При этом спа­се­ние воз­мож­но толь­ко че­рез бла­го­дать, дей­ст­вие ко­то­рой на из­бран­ных столь же не­одо­ли­мо, как и дей­ст­вие гре­ха на осу­ж­дён­ных. Та­ким об­ра­зом, ве­ра и бла­го­чес­ти­вая жизнь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как ос­но­ва­ние для спа­се­ния, а как при­знак из­бран­но­сти че­ло­ве­ка. Час­то в ка­че­ст­ве ука­за­ния на пре­до­пре­де­лён­ность к спа­се­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся и ус­пех в де­лах (в т. ч. ма­те­ри­аль­ный).

Цер­ков­ная ие­рар­хия в кальвинизмн прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет. На ос­но­ве идеи о все­об­щем свя­щен­ст­ве ве­рую­щих в кальвинизме при­зна­ют­ся как ус­та­нов­лен­ные Бо­гом 4 чи­на цер­ков­ных слу­жи­те­лей: пас­то­ры (свя­щен­ни­ки), док­то­ра (учи­те­ли), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны. Пас­то­ры про­по­ве­ду­ют и яв­ля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми та­инств, док­то­ра пре­по­да­ют бо­го­сло­вие, ста­рей­ши­ны за­бо­тят­ся о дис­ци­п­ли­не, диа­ко­ны ве­да­ют бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Час­то док­то­ра и диа­ко­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся как вспо­мо­га­тель­ные слу­жи­те­ли, а пас­то­ры и ста­рей­ши­ны - как ос­нов­ные. В не­ко­то­рых каль­ви­ни­ст­ских церк­вах (например, в Венг­рии) име­ют­ся епи­ско­пы, но толь­ко как долж­но­сти цер­ков­ных ру­ко­во­ди­те­лей, а не как осо­бая сте­пень свя­щен­ст­ва. В ка­ж­дой об­щи­не (кон­гре­га­ции) при­сут­ст­ву­ют пас­тор и несколько ста­рей­шин, об­ра­зую­щие сес­сию, или кон­си­сто­рию. Церк­ви управ­ля­ют­ся ли­бо пре­сви­те­рия­ми (цер­ков­ны­ми со­ве­та­ми), ку­да вхо­дят пас­то­ры и ста­рей­ши­ны из не­сколь­ких со­сед­них об­щин, ли­бо не­по­сред­ст­вен­но со­б­ра­ния­ми кон­гре­га­ций. По­доб­но др. про­тес­тант­ским де­но­ми­на­ци­ям, кальвинизм от­вер­га­ет при­ня­тый в ка­то­ли­че­ст­ве це­ли­бат ду­хо­вен­ст­ва, а так­же мо­на­ше­ст­во. В не­ко­то­рых церк­вах к пас­тор­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

В це­лом для каль­ви­ни­ст­ских церк­вей ха­рак­тер­ны от­кры­тость к раз­ви­тию, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, от­сут­ст­вие при­вя­зан­но­сти к стро­гой кон­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти. Б. ч. каль­ви­ни­стов объ­е­ди­ня­ет Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), соз­дан­ный в 1970 году в ре­зуль­та­те слия­ния Все­мир­но­го сою­за ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва) и Ме­ж­ду­народного кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ско­го со­ве­та. В начале XXI века в аль­янс вхо­дило бо­лее 200 церк­вей. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны - в Же­не­ве. Мно­гие каль­ви­ни­ст­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Куль­то­вая прак­ти­ка в раз­ных каль­ви­ни­ст­ских церк­вах нес­коль­ко раз­ли­ча­ет­ся, но в це­лом для неё ха­рак­тер­но су­ще­ст­вен­ное уп­ро­ще­ние бо­го­слу­же­ния не толь­ко по срав­не­нию с пра­во­сла­ви­ем, ка­то­ли­циз­мом, анг­ли­кан­ст­вом, но да­же по срав­не­нию с лю­те­ран­ст­вом. Важ­ное ме­сто в ли­тур­гии от­во­дит­ся про­по­ве­ди, ко­то­рая, как и Сло­во Бо­жие, счи­та­ет­ся основным сред­ст­вом по­лу­че­ния бла­го­да­ти. Как и лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты от­ка­за­лись от по­чи­та­ния свя­тых, ре­ли­к­вий и мо­щей; но ес­ли лю­те­ра­не, уда­лив из церк­вей ико­ны, до­пус­ка­ют там на­стен­ную жи­во­пись, то каль­ви­ни­сты от­верг­ли лю­бые изо­бра­же­ния, счи­тая их идо­ло­по­клон­ст­вом. Цер­ков­ные по­ме­ще­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­тя­за­тель­но­стью, от­сут­ст­ву­ют к.-л. специальные об­ла­че­ния для ду­хо­вен­ст­ва, во вре­мя бо­го­слу­же­ний не за­жи­га­ют­ся све­чи. В хра­мах нет ал­та­ря, крест не счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным цер­ков­ным сим­во­лом. Цер­ков­ные служ­бы со­вер­ша­ют­ся на язы­ках ве­рую­щих.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена, по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства, возникшее в первой половине 16 века во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Зародившийся в условиях жёсткой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был самым тесным образом связан с политикой. Сам Кальвин был ярым сторонником теократической модели, при которой церковь подчиняла себе государство. Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как нетерпимость, безусловное подчинение отдельных личностей церкви, почти аскетический кодекс нравственности. Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма:

Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления.

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей, который объединяет основную массу кальвинистских церквей, существующих в мире. Центр альянса расположен в Швейцарии в Женеве.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Читайте также: