Обязательно ли изучение татарского языка в школах казани

Обновлено: 18.05.2024

Уже порядком затянувшаяся дискуссия на тему обязательности изучения в республике татарского языка на днях разгорелась с новой силой. Причиной тому — слова медиаменеджера Арама Габрелянова, резонно усомнившегося в правильности действий руководства Татарстана

В свое время центробежные тенденции в России начались с Татарстана. Это потом уже их подхватили Тува, Якутия, а переплюнула всех Чечня, где пламя сепаратизма гасили почти десятилетие полноценной воинской операцией. Но началось все с Казани. И по сей день Татарстан остается единственным регионом, где есть собственный президент, элита которого целенаправленно саботирует поручение настоящего президента России Владимира Путина о том, что только русский государственный язык должен изучаться в школах в обязательном порядке, а национальные языки народов, населяющих страну, — по желанию и необходимости. Казалось бы, разумная мера, но разум у татарстанской элиты отходит на второй план, когда вперед выступает гордость. Так было и на заре парада суверенитетов, так, к сожалению, обстоят дела и сейчас.

И трудно найти рациональное зерно в этом упрямстве татарстанской элиты, бьющем по больной мозоли националистического самосознания. Казалось бы, у вас, татар, есть огромное пространство большой России для жизни, работы, бизнеса. Так чего вас так тянет замкнуться в выделенном вам в свое время большевиками средневолжском анклаве, заставив все население оного, невзирая на национальность, учить ваш язык? Который его иноплеменные представители все равно не выучат, потому как он им не родной, в повседневной жизни ненужный, да и уже нелюбимый, поскольку, как известно, насильно мил не будешь.

Не проще ли бы вам, татарам, всей нацией напрячься и самим сохранить этот язык, а также культуру, идентичность? Нет, как говорилось выше, рацио отступает, когда на первый план выходит эго. И надуманные фантомные боли золотордынства не дают принять реальность такой, как она есть. Эту надуманность, кстати, и вскрыл в своем посте в одной из социальных сетей Арам Габрелянов:

И очень верно подметил, потому как до 1917 года говорившие на языке степных половцев-кыпчаков потомки тюркского населения Золотой Орды не называли себя татарами. Те же частично ассимилированные золотордынскими тюрками потомки волжских булгар предпочитали называть себя либо, собственно, булгарами, либо казанцами, либо просто мусульманами. Татарами эти народы называли русские, для удобства.

Впрочем, мифы мифами, а реальность реальностью: страна у нас одна, президент один, государственный язык один и судьба одна. И все попытки что-то противопоставить этому — не более чем сепаратизм и желание расколоть единое государство. От этого и исходит основной посыл Габрелянова: если принуждаете всех учить свой национальный язык, то и сами тогда, будьте добры, учите в школах не только его казанский вариант, но и мишарские и тептярские диалекты, которые, конечно, похожи, но многие слова произносятся совсем по-другому. А лучше не забивайте голову ни себе, ни людям.

Однако на эти разумные слова заместитель пресс-секретаря президента Татарстана, спикер руководства главы республики Лилия Галимова не нашла ничего лучше, как ответить не аргументами (а какие тут могут быть аргументы?), а переходом на личности:

Вот такое вот завуалированное хамство, изящный нурлатский стиль. Зато, по словам представительницы казанского кремля, у местной элиты есть время на другое: депутаты Госдумы от Татарстана на днях внесут собственные поправки в законопроект об изучении национальных языков в России. И, понятное дело, этими поправками лоббисты нынешней татарстанской постсуверенной элиты попытаются отыграть президентское решение, пытаясь снова усадить всех детей республики, вне зависимости от национальности, за изучение татарского языка.

Упорство властей Татарстана в отстаивании покрывшихся мхом рудиментов суверенности Щеглов объясняет тем, что у руля в регионе остается прежняя этнократическая команда.

Хорошо, если так. Поэтому России нужны те, кто будет во всем ее этническом многообразии созидать единую Русскую цивилизацию, сохраняя при этом свою идентичность. А не те, кто по старинке и из-за собственных нереализованных амбиций хочет и дальше раскалывать страну.

В Казанском кремле два государственных флага - России и Татарстана. И речь звучит на двух языках.

В Казанском кремле два государственных флага - России и Татарстана. И речь звучит на двух языках. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ШКОЛА РАСКОЛОЛАСЬ

- Я борюсь за свой язык! - глухо сказал ребенок.

Глаза его горели. Он держал листочек с подписями перед собой, словно защищаясь от нас.

Учительская уже не шумела. Она стонала.

- Видите, до чего дошло, - директор нервно барабанил пальцами по стопке повесток в прокуратуру.

- Родители разве разрешат тебя фотографировать? - спрашиваю.

- Конечно! - пожимает плечами. - Фотографируйте! Нам родной язык достался от предков. Мы обязаны его сохранить!

Парень чеканит каждое слово. Не задумываясь.

- Послушай, смелый мальчик Руслан, - приступаю я к психоанализу. - Ответь на вопрос, которого взрослые жутко боятся: зачем русским учить татарский?

Этот вопрос в Казани сейчас популярен. Он определяет - кто ты и на чьей стороне. Это как в Москве или Киеве: чей Крым?

Это, как правило, русские.

Обычно это татары…

- Мы живем здесь, в Татарстане, - выпалил мальчик. - Вот и все! Родной язык надо знать!

- Руслан, ты забываешь, что для русских он не родной, - осторожно замечаю.

Парень вспыхнул и снова выставил бумагу перед собой.

- Пусть не родной. Но и не чужой! Разве отчим чужой для ребенка?!

Беру бумагу. Просматриваю подписи. Паршиво. Из шестнадцати всего две русские фамилии, остальные - татарские.

Школа раскололась, и ее половинки сейчас тихо дрейфуют в разные стороны.

В школу врывается папа.

- Хорошо, я удалю фото Руслана, - торопливо гашу конфликт, понимая, что благоразумный родитель бежит спасать заблудшего ребенка. - Закон есть закон… (Фото несовершеннолетних детей нельзя публиковать без разрешения их родителей. - Ред.)

- Нет-нет-нет, я, наоборот, разрешаю фотографировать! - горячо закивал отец. - Пусть люди видят!

Его глаза горели тем же - сыновьим - огнем…

Как в Татарстане происходит битва вокруг русского и татарского языка

Началось всё с того, что родители обратились к Президенту - наших детей заставляют учить татарский, хотя мы русские! Помогите!

ДЕЛО ЗАПАХЛО КЕРОСИНОМ

В татарстанских школах сейчас творится черт-те что.

От волнения татарский глава даже раскрывает страшную тайну: оказывается, перед президентскими выборами школы кошмарить никак нельзя, иначе учителя не гарантируют результат голосования.

В Казанском кремле легко уживаются рядом и мечеть, и православный собор, и крылатый барс - символ города. А вот с языками оказалось сложнее.

В Казанском кремле легко уживаются рядом и мечеть, и православный собор, и крылатый барс - символ города. А вот с языками оказалось сложнее. Фото: Рамиль ГАЛИ

Здесь, как и в Чечне, это называется пафосно: федерализм…

Но то ли из-за появления в кресле министра местного минобра Энгеля Фаттахова (он, кстати, ни минуты не проработал школьным учителем, да еще плохо говорит по-русски, зато, как и многие татарские чиновники, имеет неоспоримое преимущество - он родился в родном для Шаймиева (предыдущий президент Татарстана. - Ред.) и Минниханова Актанышском районе).

В общем, татарские законы стали восприниматься в школах буквально. Как на аптекарских весах: 5 - 6 уроков татарского и 5 - 6 русского в неделю.

Но! - ну как тут без нашего византийства?! - татары и это аккуратно согласовали с Москвой. Благо в гибкую систему российского образования вписаться вообще может что угодно, там черт ногу сломит… И жирную точку во всех сомнениях поставил в 2004 году Конституционный суд РФ: в ответ на жалобу некоего казанца Хапугина официально подтвердил - страна у нас, дескать, господа жалобщики, федеративная, и регионы сами за вас в школьных вопросах все решают.

Русские (как, кстати, и некоторые татарские) родители, конечно, постонали, поворчали в пустоту, что по сравнению с другими регионами их детям русского недодают… Но так как русские - люди насквозь государственные, они по велению Москвы покорно принялись учить вместе с детьми татарский (ну то есть, проклиная нелепые методики и плохие учебники, ходить с тетрадками по татарам-соседям).

И все это, вероятно, продолжилось бы долго, а может, и всегда, но этим летом Владимир Путин заявил:

- Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов.

12-летний казанский школьник Руслан написал письмо в Москву с просьбой не отменять обязательные уроки татарского. Если живешь в Татарстане, значит, этот язык тебе уже не чужой, убежден он.

12-летний казанский школьник Руслан написал письмо в Москву с просьбой не отменять обязательные уроки татарского. Если живешь в Татарстане, значит, этот язык тебе уже не чужой, убежден он. Фото: Владимир ВОРСОБИН

ИГРЫ РАЗУМА

Прокурорский порядок

Как пришли в моей родной Мордовии. Там методики щадящие, ориентированные больше на изучение народных обычаев.

«Национальные республики - это что-то вроде заповедников, - думал тогда я. - Где местные языки пытаются выжить, спасаясь от русской ассимиляции. А в заповедниках свои правила. Там нет свободы выбора - хочу стреляю, хочу костер жгу, хочу на всю катушку отдыхаю. Ведь чтобы убить еще один язык, его достаточно игнорировать - и он благополучно помрет сам. И обеднеет страна на еще одну национальную черточку. И даже тем, кому на это плевать, подумайте, вспомните ту же Украину - не отзовется ли всей России потом эта национальная обида?

Тогда, в августе, я был миролюбив, малодушен и гуманен, как мать Тереза. Чем сильно смущал русских активистов в Татарстане.

Казань, похоже, решила, что Москва только пугает.

Рустам МИННИХАНОВ. Фото: president.tatarstan.ru

ДОСЛОВНО

(Рустам МИННИХАНОВ, президент Татарстана, - на заседании Госсовета республики 8 ноября 2017 года.)

Владимир ВОРСОБИН

Возрастная категория сайта 18 +

В 2021 году татарский язык как родной выбрали для изучения 55% казанских школьников

Фото: Максим Платонов (архив)

По словам замруководителя исполкома Казани Гузель Сагитовой, в городе на сегодняшний день проживают представители более 115 национальностей, действуют 37 национально-культурных объединений, 195 религиозных организаций, 132 культовых объекта. Обычно на национально-культурные мероприятия и сохранение языковых традиций Казань тратит не больше 5 млн рублей, но в 2021 году было выделено в 7 раз больше — 36 миллионов.

Русский язык преподается во всех школах Казани согласно обязательному федеральному образовательному стандарту. Средний балл по русскому языку в столице Татарстана в 2021 году по результатам ЕГЭ составил 74,5 балла, что на три балла выше, чем в среднем по стране, отметила Сагитова.

С другой стороны, по данным Управления образования Казани, в 2021 году татарский язык как родной выбирали для изучения 55% всех учащихся общеобразовательных школ. При этом, по данным независимых экспертов из Академии наук и КФУ, лишь 85 из 325 детсадов и 37 из 169 школ — с татарским уклоном.


В пояснительной записке к проекту решения Казгордумы о содействии сохранению и развитию межнационального согласия в Казани приведены следующие цифры. Так, если дети русской национальности обучаются и воспитываются на родном языке (100%), то из 73 873 детей татарской национальности лишь 13 732 (19%) обучаются на своем родном татарском языке. 27 612 (37,4%) обучаются в классах с воспитанием на татарском языке, а 32 343 (43,7%) — учатся и воспитываются в классах с русским языком обучения.



«Основным итогом проведения консультаций стало то, что татарский язык как государственный язык республики Татарстан в рамках учебных планов в школах будет изучаться. 28 ноября в ответ на обращение президента республики Минниханова Рустама Нургалиевича получено письмо министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой, которой направлены в наш адрес примерные учебные планы, предусматривающие изучение государственных языков республик РФ, где законодательно установлен государственный язык республик РФ.

Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию школами учебных планов с включением в них государственного татарского языка в объеме двух часов. Необходима реализация комплекса мероприятий, включающих в себя внесение изменений в рабочие программы по татарскому языку, обновление учебной литературы, методических документов, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Дальнейшее затягивание и откладывание этого вопроса, равно как и дискуссии в обществе, создают напряжение в отношениях, как я уже сказал, и в учительской, среде, и в родительской, в семье, даже среди детей.

Проект постановления был принят единогласно — 71 депутат проголосовал за.

Читайте также: