Что относилось в русской школе xix века к реальному методу обучения

Обновлено: 07.07.2024

В России в начале XIX века в были открыты массовые общеобразо­вательные школы. В XVIII веке первые школы были школами специального назначения: кадетские корпуса, воспитательное училище благородных девиц, народные училища для подготовки учителей.

В 1804 г. учрежден первый педагогический институт. В 1811 г. в Царском Селе был основан лицей, открываются гимназии. Во всех перечислен­ных учебных заведениях было введено рисование. В уездных училищах (с двумя классами) на рисование отводи­лось по 4 часа в каждом классе, в гимназиях - 4 часа в неделю. Позднее в первых пяти классах гимназий на рисование бы­ло отведено 10 часов в неделю.

В 1820 - начале 1830 г.г. Академия художеств перестает быть единственным центром художественного образования в России, хотя и сохраняет ведущую роль. В начале 1830 годов в Москве был образован Натурный класс, переросший впоследствии в Московское училище живописи. Еще раньше, в 1820 году, А.Венецианов открывает школу в деревне Сафонкове Тверской губернии, где занимается по своему методу с учениками, обращаясь к народной жизни.

Рисунок и методы его преподавания получают самое широкое распространение. В 1825 г. в Москве открывается Училище технического рисо­вания со специальным отделением, на котором должны готовится учи­теля рисования и черчения. В 1843 г. Министерство народного просвещения издает циркуляр о замещении должностей учителей рисования и черчения вы­пускниками Строгановского училища. Подготовлена хорошая почва для развития методики обучения рисованию в специальных и общеобразовательных учебных заведениях.

В 1840 году в Академии произошло коренное изменение: Воспитательное училище было упразднено т.к. появились школы, осуществляющие начальное художественное образование. Право учиться получают представители демократических слоев общества, юноши, приходящие в Академию со своими взглядами. Введены конкурсные экзамены. Наступает новый этап развития русского реализма, критическое направление в национальной живописи. Становится все более устойчивым стремление к бытовому жанру.

К середине XIX века русская школа академического рисунка до­стигает небывалой высоты. С одной стороны - в Академии художеств В.К.Шубуев, А.И.Иванов, А.Е.Егоров, А.П.Сапожников, с другой - А.Г.Венецианов, А.Б.Ступин - все они разрабатывали свои методы воспитания художников.

В 1879 году при Академии художеств учреждены педагогические курсы для подготовки учителей рисования (вместо Воскресных рисо­вальных классов) с нормальной школой и музеем учебных пособий. В школе проходили педагогическую практику, музей приобретал и хранил учебные пособия по рисованию. К концу второго года слушатели курсов держали экзамен по методике рисования. С 1903 года право преподавать рисование имели окончившие высшее художественное училище при Академии художеств со званием художника и педагогические курсы, а также окончившие курс ВХУ без педагогических курсов. Свидетельства об окончании имели три разряда: для средних учебных заведений, для низших городских училищ, для начальных училищ.

После 1905 года революционное брожение охватило всю Академию. Художники живо откликаются на события бурных дней. Многие выпускники Академии художеств сыграли впоследствии огромную роль в развитии советского искусства, внеся вклад в советскую художественную школу.


* * *

В 60-е гг. XIX в. выдвигаются первые требования по актуализации знаний учащихся, необходимости проведения активного фронтального опроса, говорится о необязательности жесткого следования школьной программе при распределении учебного материала по урокам. На первое место выступают методы проведения урока на основе дидактики поэтапного обучения, разрабатывается проблема сотрудничества учителя и ученика, закрепления классного руководства за конкретным классом.

Первые умения, вырабатываемые при изучении элементарного и систематического курсов, связаны с работой по учебнику и комментариями учителя. Речь также идет о самостоятельной работе старшеклассников, и прежде всего по изучению самого главного и существенного в курсе, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно делать обобщения и выводы.

Катехизация (развивающая беседа)

1) географии, религиозных верований, политических учреждений, войн внешних, междоусобий, характера исторических лиц, аналогичных событий и т. п.;

2) событий, локализованных в определенной местности;

3) хронологии, причем должны указываться все синхронистические события, как и события, совершившиеся в разных государствах в известных временных периодах (134).

У учителя не может быть каких-либо канонизированных пособий для ведения беседы. В классе должна преобладать живая мысль учеников, живое слово. Результатом беседы должно стать усвоение знаний, развитие мыслительных способностей учащихся, постановка их грамотной устной речи (48, 36).

Считалось возможным применять катехизацию при отработке на уроке сообщенного учителем нового материала; воспроизведении учениками рассказа учителя или содержания книги; определении терминов и понятий; выведении обобщающей характеристики исторической личности или при описании конкретной местности определенного периода (149, 52).

Для письменной катехизации учитель готовит два варианта вопросов по содержанию темы или раздела курса истории. Листки для письменной работы имеют поля с двух сторон: слева будут написаны номера вопросов, на которые ученикам предстоит дать ответы, а справа – замечания рецензента и его фамилия. После 10–15 минут работы соседи по парте обмениваются тетрадями и записывают свои замечания, затем сдают тетради на проверку учителю. Такую катехизацию лучше проводить в средних и старших классах.

Даже в старших классах возможно рассмотрение какой-либо проблемы истории путем фронтальной беседы и наводящих вопросов. Причем, если в учебнике данная проблема изложена слабо, неудовлетворительно, то ученики класса под диктовку учителя записывают вывод по беседе (168, 57).

Что касается младших школьников, то в элементарном курсе катехизация, применяемая наряду с рассказом учителя, нужна прежде всего для связи рассказа учителя с предшествующими сходными явлениями и событиями, для связи нового, что дает познание, с уже усвоенным, старым. Катехизация необходима также для понимания учениками терминологии и формирования конкретных представлений и понятий. Исторические понятия следует выводить из представлений, а не давать в готовом виде через определения (166).

Учитель продумывает к уроку и разрабатывает систему заданий и вопросов так, чтобы на конкретный вопрос можно было дать столь же конкретный, точный ответ. Последовательный ряд вопросов должен охватывать все содержание темы. Так от одного ответа к другому ученики проходят всю цепочку рассуждений, прослеживая развитие события или явления в пространстве и времени. Если ученик не ответил на вопрос или ответил неверно, то учитель задает наводящие вопросы. Правда, наводящих вопросов лучше избегать, формулируя основной вопрос настолько точно, чтобы не делать дополнительных пояснений (109, 122). У педагога А. Гартвига в практику обучения вошел взаимоопрос учеников, причем, спрашивающему надо было знать ответ на поставленный вопрос и в случае затруднения учеников класса самому дать ответ.

В процессе катехизации от одного вопроса к другому ученики вместе с учителем продолжают поэтапно продвигаться к достижению цели урока, постигая истину. Предшествующий ответ как бы порождает новый вопрос, а весь процесс катехизического преподавания приучает ребенка к логически строгому мышлению. Такой способ преподавания развивает познавательные способности учащихся, помогает выработке точных суждений и умозаключений.

Классные беседы должны носить характер сотрудничества и протекать в форме диалога. Желательно с классом обсуждать и совместно вырабатывать план изучения нового материала, что способствует лучшему его усвоению.

* * *

Отработка исторического содержания по вопросам нужна для того, чтобы избежать зазубривания материала, поднять познавательный интерес учащихся к предмету. Кроме того, на уроке, как и прежде, преследуются и более конкретные задачи: выделить самое главное и существенное, помочь ученикам установить причинно-следственные связи, увидеть за отдельными фактами цельный исторический процесс, определить значение исторических явлений.

Эвристическое обучение

Если в младшем звене учащихся на первом месте стоит красочный, яркий, интересный рассказ учителя, то в старшем звене должно преобладать обучающее рассуждение, эвристическое (греч. эвриско – отыскиваю, открываю) преподавание истории (268, 38). Н. И. Кареев, как уже отмечалось, в эвристическом обучении видел способ нахождения новых знаний.

Подвести учащихся к желаемым выводам, которые ученики должны сделать самостоятельно, помогал именно эвристический способ обучения. Для его применения были нужны учебники особого типа, не содержащие выводов и готовой информации обобщающего характера. По мнению К. В. Сивкова, в учебниках вообще не должно быть готовых выводов, их должны делать ученики сами на основе фактов, приведенных в учебниках и документах. Учебник должен лишь давать материал для самостоятельной работы. Так, рассматривая причины Крестьянской войны 1525 г. в Германии, ученики должны установить ее причины путем анализа фрагментов программ восставших крестьян и горожан.

Чтобы провести урок эвристическим методом, учителя обращались к немецкой педагогической литературе, к принципам поэтапного обучения Иоганна Гербарта. Такое обучение включало в себя: 1) первоначальное ознакомление учеников с новым материалом на основе средств наглядности; 2) установление связи новых представлений с уже имеющимися в ходе беседы; 3) связное изложение нового с выделением главных положений и возможных закономерностей; 4) выполнение тренировочных упражнений на основе новых знаний; 5) отработку умений и выработку навыков применения полученных знаний на практике.

В соответствии с этими принципами преподавания весь урок разбивался на несколько частей. «Первая часть – Vorbereitung – имеет целью вызвать в уме учеников те представления, которые могут облегчить усвоение нового материала. Вторая часть – Dorbietung – содержит образный, живой рассказ учителя, прерываемый вопросами, необходимыми для углубления даваемого материала. Третья часть – Verknŭpfung – подготавливает учеников к формулированию выводов и позволяет сделать общие выводы – Zusammenfassung. Четвертая часть – Anwendung – содержит в себе применение усвоенных нравственных положений. Ученикам предлагается ответить на вопросы: как они смотрят на действия исторической личности, как они поступили бы в данном случае?

Элементом эвристики можно считать принцип ассоциаций, которым пользовались учителя гимназии из Рыбинска, считая, что ассоциации позволяют сделать познание более осознанным и прочным, учат детей отличать существенное и важное от побочного и второстепенного. Приступая к изучению новой темы, учитель выяснял, какие данные могут быть связаны между собой или какие можно сравнить с ранее известными ученикам знаниями (императорский титул Петра I и царский титул Ивана IV; коронование Отгона I и коронование Карла Великого). Учитель сравнивал гражданские войны в Риме и Греции, основные войны в Европе и Азии, их причины и следствия. Или же давал сравнительную характеристику приближенных Петра I с выяснением и разбором положительных сторон их жизни и деятельности; сравнивал этические явления и характеры, поступки личностей (папы Григория II и патриарха Никона; Ивана IV и короля Людовика XI; Юлия Цезаря и Наполеона), подвиги Кузьмы Минина и Ивана Сусанина; Александра Суворова и Михаила Кутузова. Учитель рассматривал также главные законодательные акты от начала Руси до времени Петра I, сравнивая их между собой по содержанию (242, 65).


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1
  • Педагогическая наука
  • Школьная методология
  • Метод изучения
  • Путь исследования
Вопрос 2

Важнейшим фактором обучения истории является

  • Применение наглядности
  • Наличие программ разного уровня
  • Систематический опрос учащихся
  • Содержание обучения
Вопрос 3

Основным методом исследования школьного обучения истории является

  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Тестирование
  • Собеседование
Вопрос 4

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Тесты методика преподавания истории

Более или менее развернутое последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции и других источников. конспект

В 70 – 80 гг. ХХ в. работал методист: Гора.П.В.

В какие годы решили отказаться от традиционных программ и ввести Госстандарт: 90– е годы

В какой период истории развития методики было характерно существование концентрического принципа преподавания истории в школе? 1959-1964

В каком плане можно поменять местами подпункты? план- перечисление. .

В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности. Дает характеристику с общей оценкой .

Важнейшим фактором обучения истории является: Содержание обучения.

Вводная часть обучающей программы содержит: название темы; цели изучения; время на отработку перечень справочной литературы; структуру компьютерной программы; порядок работы на клавиатуре.

Вспомогательная историческая наука, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств Хронология

Второй уровень компьютерных программ – это программы возможного выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных;

Выберите из предложенных одно правильное утверждение:

Гностическая функция предусматривает реализацию следующих этапов подготовки урока, найди лишнее: анализ особенностей состава учеников конкретного класса.

Дедуктивный метод это: Способ рассуждения, при котором новые положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводам

Действие, выполняемое с высокой долей автоматизма и безразличное к специфике изучаемых вопросов, к особенностям источников. Навык

Диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. эвристическая беседа

Драматизация – прием образного или сюжетного повествования в форме диалога двух и более лиц, представителей различных общественных слоев носителей разных и противоположных интересов.

Единица содержания проблемного обучения, состоящая из трех компонентов: условия проблемного вопроса и искомого. проблемная задача

Единство содержания методологических знаний, способов умственных действий и установок личности на их применение в познании и осмыслении конкретных исторических явлений. Историческое мышление

Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя: Составление простого плана по параграфу.

Закрепление (усвоение понятий) включает в себя: все ответы верны

Значительные единичные факты называются – событиями

Идея компьютеризации обучения истории состоит: в повышении эффективности управления процессом учения с помощью современных знаний об управлении и специфике процесса учения и при опоре на современную технику;

Индивидуальный показатель скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Обучаемость

Индуктивный метод это: Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам

К актовым документам не относятся летописи

К главному материалу относятся сведения: Теоретические.

К памятникам художественного слова не относится законы

К повествовательно-описательным документам не относятся программные

К репродуктивному относится метод: Информационно-рецептивный.

Как будет назваться метод. Когда осуществляется устное изложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического документа? Словесный

Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обучения: Приемы обучения

Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое значение, передают основные фактологическое содержание темы урока, воссоздают важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны? Главные

Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается в: Поурочном планировании.

Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории? Действие

Картины дающие представления о конкретных единичных событиях в истории. Событийные картины

Картины помогающие воссоздать образы исторических личностей: Картины-портреты

Картины, воспроизводящие многократно повторяющие исторические факты, события типичные для изучаемой эпохи. Типологические картины

Картины, знакомящие с предметами быта, памятниками материальной культуры. Культурно-исторические картины

Компьютерная программа – это точное предписание вычислительной машине, зафиксированное человеком на искусственном языке, об очередности при решении той или иной задачи арифметических и логических операций и последовательности выполнения команд по вводу и выводу данных из запоминающего устройства машины по переработке и преобразованию поступающей в машину новой информации;

Конструктирующая функция предполагает перечисленное, найди не относящееся: формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы,

Контроль (знать и понимать понятия) включает в себя: все ответы верны.

Концентрическая структура школьного исторического образования это- Двух - трехкратное изучение исторического прошлого в одних и тех же хронологических пределах, с повышающимся с уровнем проблемно – теоретического осмысления учебного материала.

Краткое изложение основного учебного содержания, целей изучения предмета и способов их достижения. В условиях вариативного образования носят авторский характер. Служат ориентиром в разработке календарных тематических и поурочных планов. Программа

Краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием сроков их проведения. Календарно тематическое планирование

Краткое, стандартизованное задание, направленное на выявление и дихотомическую оценку достижения учениками заданного ГОС уровня подготовки. тест

Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку? Лейбенгруб П.С.

Кто из методистов считается идеологом социологического направления в преподавании истории в школе? Виппер Р.Ю.

Линейная структура школьного исторического образования это- Однократное, в хронологической последовательности изучение прошлого с древности до наших дней.

Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. Главные критерии классификации: содержание и степень обобщенности. понятие

Методика истории является: Самостоятельной дисциплиной.

Монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности, но своим содержанием и логикой повествования оно побуждает школьников к использованию имеющихся у них знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы которые могут быть сформулированы на основе представленной фактологической информации. проблемное изложение

Мысленное объединение отдельных предметов в памяти. обобщение

Мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства: анализ .

Мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. синтез

Мысленное соединение частей в одно целое синтез

Мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам: сравнение

Наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины

Назовите типы дискуссий: императивный; конфронтационный; информативный.

Образным повествованием называется – Содержание теоретических идей и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме.

Общие факты безотносительно к конкретным событиям, без указания места, времени, участников. явлениями

Обязательный для учителя документ, в котором указаны темы, количество часов, сроки проведения. Поурочное планирование.

Один из способов интеллектуальной деятельности, направленный на выявление ложных стереотипов и предвзятостей, оценку объективности информации, определение ценностных ориентиров, интересов и назначения источника. критическое мышление

Одна из вариативных форм итоговой аттестации учащихся по истории, в которой выпускник без подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. собеседование

Одна из форм учебных занятий в старших классах, с помощью которой учитель преимущественно монологическими приемами дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основных фактов и теоретического материала темы. Лекция

Одна из форм учебных занятий и сформированных умений школьников решают познавательные задачи, (первый вид); представляют результаты своей деятельности, (второй вид); осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого (третий вид). Практическое занятие.

Одна из форм учебных занятий по истории, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала его систематизации и обобщении. Семинар

Одним из приемов устного изложения фактического материала является: Образная характеристика.

Организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Проверка знаний и умений

Осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. восприятие

Основная часть обучающей программы содержит: учебный материал; ориентировку в работе в случае слабого усвоения того или иного положения; организацию текущего и промежуточного контроля;

Основным методом исследования школьного обучения истории является: Наблюдение

Отработка фактов (событий) включает: сущности факта; выяснение причин его происхождения уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью; определение значения факта для времени его происхождения и для современности;

Первый уровень компьютерных программ – это программ, содержащие вопросно-ответную информацию;

Персонификацией называется – форма сюжетного повествования от первого лица, обычно от имени очевидца или участника исторического события

Последовательная смена состояний в развитии- процесс

Предварительная подготовка учащихся к лекции включает: чтение материала предстоящей изучению темы (по учебнику); изучение основополагающих для темы и истории терминов; чтение специальной литературы в соответствии со списком, рекомендованным учебной программой.

Предметом методики обучения истории является: Процесс обучения истории.

При первоначальном объяснительном чтении: Беседа предшествует чтению

Прием умственной деятельности установление общего и различного. сравнение

Принцип наглядности был сформулирован Я.А.Коменским в: XVII веке

Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я.А.Коменский

Пространство, в котором происходят исторические события. Историческое пространство

Процесс изучения школьниками исторического прошлого вне рамок учебного плана и требований программы на добровольных началах: Внеклассная работа по истории.

Разноплановые свидетельства, содержащие информацию об исторических явлениях и процессах Исторический источник

Родоначальником эволюционного направления истории в школе был: Н.И.Кареев

Самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. проблемный вопрос

Связи исторических фактов способ соединения исторического и логического. Российский историк И.Н. Ионов под этим понимает размещение фактов по времени и их осмысление в категориях, общих для данной культуры. Историческая закономерность

Система параметров, характеризующая качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ГОСТ

Слово эксперимент означает: проба, опыт

Сложное психическое состояние затрагивающие познавательную и мотивационно-эмоциональную сферы. Внешне затруднительное положение, ясно или смутно осознаваемое учеником, побуждающие к поиску новых знаний и способов деятельности для его преодоления. проблемная ситуация

Сложность текста учебника связана с: Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами.

Сложный психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе прошлых восприятий и знаний. Воображение

Совокупность учебных пособий методических изданий, аудио визуальных средств обучения, соответствующая определенным программам и учебникам. Учебно-методический комплекс

Современная стратегия исторического образования предусматривает: Переход к плюрализму идеологий.

Сочетание звеньев обучения называется структура урока

Специально проблемой методов обучения не занимался : Ерик.П.Д.

Способ мыслительного расчленения целого на части называется- анализ

Средства обучения, подготовленные в соответствии с целями и содержанием школьного исторического образования и возрастными познавательными возможностями учащихся. Учебные пособия по истории

Средство обучения, в методике обучения истории различают типологические и эпизодические. Картина

Сценарий – кадроплан для компьютерной программы – это: описание информации, предназначенной к выводу в компьютер, а также порядок ее извлечения и отработки пользователем;

Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.

Темп учебной речи на лекции повествовательного характера в 5-6 классах составляет (слов в минуту): не более 60

Трех этапный алгоритм работы с терминами предполагает: Вычленение существенных признаков из определения термина; подбор сходных, родственных терминов для анализа; подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина;

Условно-графическое средство, использующееся в сочетании с приемом рассуждения для зрительной передачи причинно-следственных связей и других отношений между историческими фактами. Логическая схема.

Учебник истории выполняет функцию: Систематизирующую.

Форма учебных занятий, на которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. Лабораторное занятие .

Хронологические сведения о важнейших исторических фактах, которые необходимы для изучения определенного курса истории. опорные даты

Четвертый уровень компьютерных программ – это программы, предусматривающие работу пользователя до получения отличной оценки

Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу? Факты

Что является объектом исторической науки человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении.

Что является предметом исторической науки? Прошлое общества как процесс. История – это наука о человеке исследующая прошлое общества как процесс, творимый людьми, результат человеческой деятельности, человеческой субъективности.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: