План урока по астрономии время и календарь

Обновлено: 04.07.2024

технологическая карта урока астрономии по теме "Время и календарь". Данный урок предназначен для обучающихся 10-11 классов; разработан в соответствии с ФГОС.

Кропанева Ольга Викторовна , 26.05.2018

Содержимое разработки

Общая часть

Время и календарь

Используемый учебник

Б.А. Воронцов-Вельяминов , Е.К. Страут

Планируемые образовательные результаты

проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Ноутбуки, статьи из энциклопедии по астрономии, распечатки статей по астрономии.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время (мин)

Организационный момент

Постановка проблемной ситуации. Мотивация.

Целеполагание

Планирование учебных действий

Учитель создаёт доброжелательную обстановку в классе, приветствует ребят, проверяет готовность к уроку.

Учитель создаёт проблемную ситуацию и ситуацию мотивации обучающихся к изучению новой темы:

Каковы свойства времени, каким бывает время?

На основе ритмических процессов происходящих в природе, создан счет времени, выбрана единица измерения времени – 1 секунда, созданы часы – прибор для измерения интервалов времени.
Приведите примеры ритмических изменений в природе, на основе которых люди могли создать счет времени?

С какой целью люди измеряют время?

Учитель формулирует тему и цель урока

Цель урока: знакомство с истинным солнечным, средним, местным, поясным и летним временем. А так же летоисчислением и понятием календарь.

Учитель дает инструкцию по работе в группе.

Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо старательно поработать. Я предлагаю сегодня работать в группах. Вспомним основные правила работы в группах.

У нас будет три рабочие группы.

1 группа выполняет задание 1 рабочего листа, используя текст учебника.

2 группа выполняет то же задание, используя дополнительные источники информации по астрономии.

3 группа – работает с интернет-источниками.

1 группа работает, используя дополнительные источники информации по астрономии

2 группа – работает с интернет-источниками

3 группа – используя текст учебника.

1 группа работает с интернет-источниками

2 группа – используя текст учебника.

3 группа – используя дополнительные источники информации по астрономии

В каждой группе необходимо выбрать докладчиков, которые будут отчитываться о проделанной работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вся наша жизнь связана со временем и регулируется периодической сменой дня и ночи, а также времён года. Вам известно, что Солнце всегда освещает только половину земного шара: на одном полушарии — день, а на другом в это время ночь. Следовательно, на нашей планете всегда есть точки, где в данный момент полдень, и Солнце находится в верхней кульминации, а есть полночь, когда Солнце находится в нижней кульминации.

Момент верхней кульминации центра Солнца называется истинным полднем, момент нижней кульминации — истинной полночью. А промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными кульминациями центра Солнца называется истинными солнечными сутками.

Казалось бы, их можно использовать для точного счёта времени. Однако из-за эллиптической орбиты Земли, солнечные сутки периодически меняют свою продолжительность. Так, когда Земля находится ближе всего к Солнцу, она движется по орбите примерно со 30,3 км/с. А через полгода Земля оказывается в самой удалённой точке от Солнца, где её скорость падает на 1 км/с. Такое неравномерно движение Земли по своей орбите вызывает неравномерное видимое перемещение Солнца по небесной сфере. Иными словами, в разное время года Солнце "перемещается" по небу с различной скоростью. Поэтому продолжительность истинных солнечных суток постоянно меняется и пользоваться ими в качестве единицы измерения времени неудобно. В связи с этим в повседневной жизни используются не истинные, а средние солнечные сутки, продолжительность которых принята постоянной и равной 24 часам. Каждый час среднего солнечного времени в свою очередь делится на 60 минут, а каждая минута — на 60 секунд.

Измерение времени солнечными сутками связано с географическим меридианом. Время, измеренное на данном меридиане, называется его местным временем, и оно одинаково для всех пунктов, находящихся на нём. При этом, чем восточнее земной меридиан, тем раньше на нём начинаются сутки. Если учесть, что за каждый час наша планета поворачивается вокруг своей оси на 15 о , то разность времени двух пунктов в один час соответствует и разности долгот в 15°. Следовательно, местное время в двух пунктах будет отличаться ровно на столько, на сколько отличается их географическая долгота, выраженная в часовой мере:

T1T2 = λ1 – λ2.

Из курса географии вам известно, что за начальный (или, как его ещё называют, нулевой) меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. Местное среднее солнечное время Гринвичского меридиана называется всемирным временем — Universal Time (сокращённо UT).

Зная всемирное время и географическую долготу какого-либо пункта, можно легко определить его местное время:

T1 = UT + λ1.

Эта формула также позволяет находить географическую долготу по всемирному времени и местному времени, которое определяется из астрономических наблюдений.

Однако, если бы в повседневной жизни мы с вами пользовались местным временем, то по мере передвижения между населёнными пунктами, находящимися восточнее или западнее постоянного места проживания, нам бы приходилось непрерывно передвигать стрелки часов.

Для примера, давайте определим, на сколько позже наступает полдень в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой, если их географическая долгота заранее известна.


Иными словами, в Санкт-Петербурге полдень наступит примерно на 29 мин 12 с позднее, чем в Москве.

Возникающие неудобства столь очевидны, что в настоящее время практически всё население земного шара пользуется поясной системой счёта времени. Она была предложена преподавателем из США Чарльзом Даудом в 1872 году для использования на железных дорогах Америки. А уже в 1884 году в Вашингтоне прошла Международная меридианная конференция, итогом которой стала рекомендация применения гринвичского времени в качестве всемирного времени.

Согласно этой системе, весь земной шар разделён на 24 часовых пояса, каждый из которых простирается по долготе на 15° (или на один час). Часовой пояс Гринвичского меридиана считается нулевым. Остальным же поясам в направлении от нулевого на восток присвоены номера от 1 до 23. В пределах одного пояса во всех пунктах в каждый момент поясное время одинаково, а в соседних поясах оно отличается ровно на один час.

Таким образом, поясное время, которое принято в конкретном месте, отличается от всемирного на число часов, равных номеру его часового пояса:

Т = UT + n.

Если посмотреть на карту часовых поясов, то не трудно заметить, что их границы совпадают с меридианами только в малонаселённых местах, на морях и океанах. В остальных же местах границы поясов для большего удобства проведены по государственным и административным границам, горным хребтам, рекам и другим естественным рубежам.

Также от полюса до полюса по поверхности земного шара проходит условная линия, по разные стороны которой местное время отличается почти на сутки. Эта линия получила название линии перемены даты. Она примерно проходит по меридиану 180 о .

В настоящее время более надёжным и удобным временем считается атомное время, которое было введено Международным комитетом мер и весов в 1964 году. А эталоном времени были приняты атомные часы, ошибка хода которых примерно составляет одну секунду за 50 тысяч лет. Поэтому с 1 января 1972 года страны земного шара ведут счёт времени по ним.

Для счёта длительных промежутков времени, в которых устанавливается определённая продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчёта лет, был введён календарь. В его основе лежат периодические астрономические явления: вращение Земли вокруг оси, изменение лунных фаз, обращение Земли вокруг Солнца. При этом любая календарная система (а их насчитывается более 200) опирается на три основные единицы измерения времени: средние солнечные сутки, синодический месяц и тропический (или солнечный) год.

Напомним, что синодический месяц — это промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Он примерно равен 29,5 суток.

А тропический год — это промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Его средняя продолжительность с 1 января 2000 года составляет 365 д 05 ч 48 мин 45,19 с.

Как видим, синодический месяц и тропический год не содержат в себе целого числа средних солнечных суток. Поэтому многие народы по-своему пытались согласовать сутки, месяц и год. Это, в последствии, и привело к тому, что в разное время у разных народов была своя календарная система. Однако все календари можно условно разделить на три типа: лунные, лунно-солнечные и солнечные.

В лунном календаре год делится на 12 лунных месяцев, которые попеременно содержат в себе 30 или 29 суток. Вследствие этого, лунный календарь короче солнечного года примерно на десять суток. Такой календарь получил широкое распространение в современном исламском мире.

Лунно-солнечные календари самые сложные. В их основе лежит соотношение, что 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцем. Вследствие этого, в году содержится 12 или 13 месяцев. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре.

В солнечном календаре за основу берётся продолжительность тропического года. Одним из первых солнечных календарей считается древнеегипетский календарь, созданный примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. А в конце года добавлялось ещё 5 праздничных дней.

Непосредственным предшественником современного календаря был календарь, разработанный 1 января 45 года до нашей эры в Древнем Риме по приказу Юлия Цезаря (отсюда и его название — юлианский).

Он содержал в себе 365,25 суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства в нём три года считалось по 365 суток. А в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале. Такой год был назван високосным.

Но и юлианский календарь не был совершенным, так как в нём продолжительность календарного года отличалась от тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, всего-ничего. Но к середине 16 века было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которыми связаны церковные праздники, на 10 суток.

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, передвинувшую счёт дней на 10 суток вперёд.

При этом, чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, Григорий XIII изменил правило високосных лет. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны ста. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. Например, 1700, 1800 и 1900 годы являлись простыми. А вот 1600 год и 2000 — високосными.

Исправленный календарь получил название григорианского календаря или календаря нового стиля.

В России новый стиль был введён лишь в 1918 году. К этому времени между ним и старым стилем накопилось разница в 13 дней.

Что такое поясное время?

Что такое всемирное время?

Где проходит нулевой меридиан?

Как вычислить поясное время?

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018.

В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

Вселенная в вопросах и ответах. Задачи и тесты по астрономии и космонавтике. В.Г. Сурдин. 2017

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Время и календарь

1. Актуализировать знания по теме, полученные на предыдущих уроках

2. Показать практическую и нравственно-этическую направленность темы

3. Обеспечить условия для усвоения темы как в теоретическом так и в практическом плане

Главные вопросы урока:

1. Необходимость измерения времени, первые единицы меры времени.

2. Связь астрономии, географических координат и единиц времени.

3. Общие понятия о летоисчислении, календарь как система летоисчисления.

4. Нравственно-этические проблемы при обсуждении хронологических аспектов

Планируемые результаты обучения:

1. Знание основных понятий и терминов

2. Закрепление навыков в умении работать с текстовым материалом, делать записи

3. Умение выполнять задания на понимание и применение полученных знаний

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, применяемые при изучении темы

1. Координаты – числа, с помощью которых указывают положение точки на поверхности. Выражаются, обычно, в угловых расстояниях (градусах, радианах и т.д.). Координаты определяются широтой и долготой.

2. Широта – величина, определяемая астрономически – высота полюса мира (Полярной звезды) над горизонтом. Одна из первых статичных математических величин, применяемых в астрономии. Астрономы умели вычислять широту уже в III веке до н.э. Основа первых звездных каталогов.

3. Точки с одинаковыми значениями широты образуют параллели. Нулевая параллель – экватор (Полярная звезда на экваторе видна на линии горизонта).

4. Долгота – величина, которую невозможно определить только с помощью астрономических наблюдений. Долгота – разность времени на различных меридианах (в часовых угловых расстояниях). Долготу достаточно уверенно научились определять во 2-й половине XVIII века, когда появились механические часы хронометры.

ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ

1. Год – промежуток времени между двумя прохождениями Солнца через основные точки Эклиптики (осеннее и весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние) – равен 365, 24 суток.

2. Месяц – промежуток времени полного оборота Луны вокруг Земли (полный период смены фаз Луны) – равен 29, 53 суток.

3. Неделя – условное деление, основанное на религиозных традициях.

4. Сутки – промежуток времени между двумя последовательными положениями Солнца (как правило, верхними или нижними кульминациями – полднями или полночами) на одном и том же географическом меридиане.

5. Час – промежуток времени, равный 1/24 части суток, промежуток времени между положениями солнца на меридианах с расстоянием в 15 0 .

6. Минута – 1/60 часть часа (15 ' углового расстояния)

7. Секунда – 1/60 часть минуты, 1/86400 доля продолжительности солнечных суток, постоянная единица времени в Международной системе измерений, одна из 7 основных единиц системы СИ.

Основные термины, связанные со временем:

· Всемирное время – время на Гринвичском меридиане

· Московское время – время на меридиане г. Москвы

· Местное время – условное время, принятое для данного региона

· Поясное время – единое условное время между двумя меридианами с расстоянием в 15 0 .

· Зимнее время – перевод времени на 1 час назад по сравнению с поясным.

· Летнее время – поясное время в период с апреля по октябрь

1 .Оргмомент

2 Вводный (повторение):

Повторение основных понятий и терминов.

Кульминация (любой точки небесной сферы – звезды, Солнца, точки весеннего равноденствия и т.д.) происходит в разное время на разных меридианах земного шара. Причем, тем раньше, чем восточнее расположен пункт наблюдения. Из этого следует, что в данном месте Земли время связано с географической долготой.

Нам необходимо сделать один краткий, но очень важный вывод: при определении географических координат, а это, согласитесь, абсолютно важно для определения своего места в пространстве, нам необходима еще одна характеристика – время!

3. Новый матер и ал:

Полный период обращения Земли вокруг Солнца

Полная смена 4-х времен года

Полный период обращения Луны вокруг Земли

Именно за неделю Бог создал все сущее

Полный период обращения Солнца вокруг Земли

Смена дня и ночи

1/24 часть суток

1/60 часть часа, 1/3600 часть суток

1/60 часть минуты,

1/86400 часть суток,

10 9 периодов излучения перехода между двумя основными состояниями атома цезия-133.

А ведь есть еще и такие понятия, как век, эпоха, полугодие, четверть, квартал, каникулы!

Обратите внимание, что все величины, кроме года, месяца, суток и секунды – условные, не привязанные астрономически или физически.

Вся жизнь человека связана со временем и необходимость его измерения и контролирования возникла еще в глубокой древности. Первой естественной единицей меры времени были сутки, регулировавшие труд и отдых людей. С доисторической эпохи сутки делились на 2 части – день и ночь. Затем выделились утро (начало дня), полдень (середина дня), вечер (конец дня) и полночь (середина ночи). Более короткие или просто другие промежутки времени измерялись самыми различными способами. Обычными для средневековой Европы часами были солнечные часы, песочные часы и клепсидры – водяные часы. Но солнечные часы были пригодны лишь в солнечную погоду, а клепсидры оставались редкостью. С конца IX и вплоть до XVI века для измерения времени использовались свечи равной длины, по времени горения которых рассчитывалось время, затраченное на определенное действие. Для основной же массы населения главным ориентиром суток был звон церковных колоколов. И даже после изобретения часов в XVIII веке они очень долго не имели минутной стрелки.

Календарь – система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы как смена дня и ночи (сутки), смена фаз Луны(месяц), смена времен года (год). Составлять календари, следить за летоисчислением всегда было обязанностью служителей церкви.

Выбор начала летоисчисления (установление эры) является условным и связан чаще всего с религиозными событиями – сотворение Мира, всемирный потоп, рождение Христа и т.д.

Месяц и год не содержат целого числа суток, все эти три меры времени несоизмеримы, и невозможно достаточно просто выразить одну из них через другую.

1. Лунный календарь (родина – Вавилон). В настоящее время существует в ряде арабских стран. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 или30 дней, продолжительность года 354 или 355 дней.

2. Лунно-солнечный календарь (родина – Древняя Греция). Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с новолуния. Для связи же с временами года периодически вставлялся дополнительный 13-й месяц. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре.

3. Солнечный календарь (родина – Древний Египет). В Египте периоды летнего солнцестояния связаны с первым предутренним восходом Сириуса и совпадают с началом разлива Нила. Наблюдения появления Сириуса позволили определить продолжительность года, которая была принята 365 суток. Год делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом, дополнительные 5 дней прибавляются в конце года. Год также делится на 3 сезона по 4 месяца в каждом (время разлива Нила, время сева, время сбора урожая).

4. Римский солнечный календарь – известен с VIII века до н.э. Год включал сначала 10 месяцев и содержал 304 дня, затем добавились еще 2 месяца, а число дней увеличили до 355. Каждые 2 года вставлялся добавочный месяц по 22-23 дня. Средняя продолжительность года за 4 года составляла 366,25 суток.

5. Юлианский календарь – Римский солнечный календарь, реформированный в 46 году до н.э. римским государственным деятелем Юлием Цезарем. Счет начался с 1 января 45г. до н.э. 3 года подряд содержат по 365 суток и называются простыми, 4-й год – високосный – содержит 366 суток. Продолжительность года в среднем – 365, 25 суток. Но за каждые 128 лет весеннее равноденствие отступало на 1 сутки, что к XVI веку привело к расхождению в 10 дней и очень осложнило расчеты церковных праздников.

Григорианская реформа проходила в тяжелейшей борьбе. Великий Коперник отказался принимать участие в ее подготовке, которая началась уже в 1514 году. Тридентский собор (международная конференция), где рассматривались вопросы реформы, длился, с перерывами, 18 лет, с 1545 по 1563 год.

На Григорианский календарь Россия перешла в 1918 году. 1 февраля стали считать 14 февраля, так как расхождение с Юлианским календарем составило уже 13 суток.

В разработке представлена организация учебной деятельности обучающихся при изучении темы "Время и календарь". Разработка урока адресована учителям астрономии и естествознания.

ВложениеРазмер
vremya_i_kalendar.docx 29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Кубышкина Светлана Анатольевна,

методист г. Санкт-Петербурга

"Римские полководцы всегда побеждали,

но они никогда не знали, в какой день это случилось".

Игра может быть использована на уроке астрономии в 11 классе в теме "Время и календарь", а также на факультативных занятиях.

Для проведения игры класс делится на 5 групп.

Учитель: "Сегодня мы рассмотрим историю календаря, которая началась очень давно. Если обратиться к глубокой древности, то можно установить, что у дикарей никакого календаря не существовало. Только при усложнении общественной жизни, в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания, появился более или менее регулярный счет времени. Рост городов, расширение торговых связей потребовали улучшение и уточнения счета времени. На этом этапе цивилизации у некоторых народов появляются календари. В дело разработки и установления хорошего календаря внесли свой вклад различные народы. Вопросы истории календаря вы изучите самостоятельно и расскажите своим одноклассникам.

Календарь в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.

В Древнем Египте уже в пятом тысячелетие до нашего летосчисления пользовались солнечным календарем . Календарный год делился на 12 месяцев по 30 суток в каждом. В настоящее время солнечный календарь является основным почти во всех странах мира.

В основе солнечного календаря лежит тропический год (промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия) равный 365, 2422 суток. В практической жизни используется календарный год –– год с целым числом суток.

Около 4000 лет назад в Древнем Вавилоне был введен лунный календарь . В этом календаре продолжительность месяцев исчислялась от одного новолуния до другого, и считалось, что они содержат попеременно то 29, то 30 дней. Вавилонский календарный год состоит из 12 месяцев, т.е. 354 дней (29·6 +30·6=354), в то время как на самом деле год содержит 365,2422 дня. Для устранения этого расхождения жрецы Древнего Вавилона, ведавшие календарем, в каждые три года из восьми добавляли по одному месяцу. Эта поправка значительно улучшала совпадение календарных дат с временем наступления новолуния, периодом разлива рек и прочие, но остается неисправленным расхождение более чем на 1/3 суток в год.

Вернемся в Древний Египет. Для хозяйственной жизни египтян огромное значение имели разливы реки Нил. Зная время начала разлива Нила, жители Древнего Египта могли вовремя подготовиться к сельскохозяйственным работам. Определить этот момент позволяло наблюдение за Сириусом . Восход звезды, в начале июля, немного раньше Солнца, совпадало с началом разлива Нила.

Совпадение во времени начала разлива Нила и первого появления на востоке звезды Сириус (по-египетски Сотис) египетские жрецы окружили всевозможными легендами. Календарь, которым они ведали, был согласован с видимым движением звезды Сириус - Сотис. В этом календаре год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. В конце года добавлялось еще пять дней. Таким образом, год состоял из 365 дней. Такой счет времени давал ошибку приблизительно в 0,25 дня в год или 1день в 4 года, или (4·365=1460) 1 год за 1460 лет, так что все календарные праздники, постепенно сдвигаясь, полностью обходили год за 1460 лет. Это расхождение было известно древним египтянам, но жрецы, ведавшие календарем, из соображений культа сохраняли такой "блуждающий" год и препятствовали его исправлению.

Гиксосский царь Салитис предпринял реформу календаря. С помощью соответствующей добавки 365-дневный год древних египтян был приведен в более точное соответствие с солнечным циклом. Однако реформа календаря не удержалась. После победы национального египетского восстания, свергнувшего власть гиксосов, исправленный календарь был отменен.

Вторая попытка реформы календаря в Древнем Египте была сделана спустя много веков царем Евергетом, в 238 г. до н.э. Но после его смерти и этот календарь был забыт.

Календарь в Древнем Риме, Древнем Китае и Древней Греции.

В Древнем Риме сначала пользовались лунным календарем , в котором год состоял из 10 месяцев по 29 и 30 дней каждый и содержал 304 дня. Затем был введен лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев и содержал 355 дней. Столкнувшись с тем, что одни и те же календарные даты приходятся то на одно, то на другое время года, римляне в начале VI века до н.э. ввели в свой календарь исправления, превратив его в лунно-солнечный. При этом на протяжении периода, состоящего из 4 лет, два календарных года остались обычными, а два были сделаны удлиненными, содержащими добавочный месяц в 22 или 23 дня. По сравнению с солнечным годом эта поправка оказалась избыточной и календарный год стал длиннее солнечного на одни сутки. Поэтому потребовались дальнейшие поправки, которые было поручено делать жрецам по мере надобности.

Однако жрецы, отчасти по небрежности, отчасти из корыстных соображений, делали это плохо. Ведь с различными календарными датами были связаны такие события, как окончание и начало срока правления должностных лиц. Удлиняя или укорачивая месяц, жрецы могли эти события приблизить или отдалить. В Древнем Риме проценты по долгам полагалось платить первого числа каждого месяца. Владея календарем, жрецы и это, тяжкое для многих, событие могли при желании отодвинуть. Постепенно жрецы так основательно запутали счет дней в году, что это стало мешать нормальной жизни.

В Древнем Китае сначала пользовались лунным календарем , а затем перешли на лунно-солнечный. В VI веке до н.э. древние китайские астрономы установили, что через каждые 19 солнечных лет новолуние совпадает с летним солнцестоянием и при этом в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. В соответствии с этим в лунно-солнечном древнекитайском календаре в течение каждого 19-летнего периода 5 лет имеют по 12, а 7 лет –– по 13 месяцев.

В Древней Греции сначала тоже был лунный календарь, в котором год попеременно состоял то из 12, то из 13 месяцев. При этом чередование обычных и удлиненных лет производилось всякий раз по специальному решению правителей каждого города. Естественно, что это приводило к большому разнобою, т. к. нередко оказывалось, что в соседних городах на один и тот же день приходятся разные календарные даты. В 593 г. до н.э. правитель Афин Солон ввел календарь вавилонского типа с восьмилетним периодом, в котором было 5 обычных лет по 12 месяцев и 3 удлиненных года по 13 месяцев.

В 432 г. до н.э. греческий астроном Метон еще раз, независимо от китайцев, открыл, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев и, т. о., через этот период времени различные фазы Луны снова приходятся на те же дни солнечного года. Это открытие древние греки сочли столь важным, что цикл Метона был записан золотыми буквами на мраморных досках, выставленных на городских площадях. С введением в счет дней поправок в соответствии с 19-летним циклом Метона лунно-солнечный календарь древних греков стал значительно лучше соответствовать времени наступления различных периодически повторяющихся событий: смен фаз Луны, сезонов года и т. д.

Юлианский и григорианский календари.

В I веке до н.э. император Юлий Цезарь приказал упорядочить календарь. По предложению египетского астронома Созигена в 46 г. до н.э. в Древнем Риме был принят новый солнечный календарь. Этот календарь получил название юлианского; счет дней по юлианскому календарю называют старым стилем. В юлианском календаре длительность года была принята равной 365,25 суток. При этом для ровного счета три года считались содержащими по 365 дней, а каждый четвертый – 366 дней. С этой поправкой длина года по юлианскому календарю в среднем оказывается на 11 минут 14 секунд больше длины тропического года, что составляет сутки за 128 лет и три дня за 384 года.

В 325 г. н.э. на Никейском церковном соборе система счета юлианского календаря была сохранена и утверждена в качестве христианского календаря. В тот год весеннее равноденствие наступило 21 марта, и Никейский собор постановил, что праздник пасхи должен праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В первые десятилетия и даже в первое столетие после этого постановления с днем празднования пасхи все обстояло благополучно. Однако с течением столетий неучтенное расхождение длительности календарного и реального года постепенно накапливалось и действительное начало весны стало все больше расходиться с календарным. В XIV веке это расхождение уже превысило 7 дней, и ученые того времени неоднократно поднимали вопрос об исправлении календаря. Однако решение этого вопроса все откладывалось, ведь все календарные даты среди прочего указывают и дни религиозных праздников, а у различных церквей (католической, православной) по этому поводу были различные мнения.

В XIV веке за исправление календаря высказался папа римский Климент VI. В конце XV века папа Сикст VI начал подготовку реформы календаря и, что для церкви было самым важным, исправление пасхалий, т. е. Уточнение дат празднования пасхи. В XVI веке реформу календаря обсуждали два "вселенских" собора: Латеранский и Тридентский. Наконец, в 1582 г. папа Григорий XIII утвердил проект реформы календаря, предложенный Луиджи Лимо, и издал буллу, согласно которой предписывалось день, следующий после четверга 4 октября 1582 г., считать пятницей 5 октября того же года. Т. е., счет дней был передвинут на 10 дней вперед и исправлено уже накопившееся расхождение. Кроме того, предписывалось считать високосными не 100 из 400 лет, как это было принято в юлианском календаре, а лишь 97 из 400. При этом расхождение календаря с временами года и моментами равноденствий соответственно снижается. В юлианском календаре оно составляет 0,0078 суток в год или 1 сутки за 128 лет, а в григорианском – лишь 0,0003 суток в год или сутки за 3280 лет. Невисокосными, простыми, в григорианском календаре считаются все годы столетий (например, 1700, 1800, 1900), за исключением тех, у которых число по отнятии двух нулей делится на четыре без остатка (например, 1600, 2000). Счет дней по григорианскому календарю часто называют новым стилем.

История российского календаря.

Большой интерес представляет история календаря в России. Древние славяне пользовались лунным календарем . В конце X века н.э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели.

В конце XVI века во многих христианских странах был введен григорианский календарь. Однако Россия от этого уклонилась. В царской России введение нового стиля задерживалось в связи с тем, что православная церковь опасалась могущего при этом произойти "повреждения пасхалий" – совпадения дня празднования христианской пасхи с еврейской, и новый стиль был введен только после Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г., подписанном В.И.Лениным. Согласно этому декрету предписывалось день, следующий после 31 января 1918 г., считать днем 14 февраля того же года. Т. о., накопившееся к этому времени расхождение в 13 дней было исправлено.

Ныне в нашей стране применяется григорианский календарь.

Мусульманский календарь построен только на изменениях фаз Луны и, т.о., является чисто лунным . Этот календарь был введен в VII веке н.э. в ряде мусульманских стран. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, в которых господствующей религией является ислам, этот календарь применяется и в настоящее время.

Мусульманский календарный год состоит из 12 лунных месяцев, шесть из которых содержат 29 и шесть – 30 дней. Кроме того, в мусульманские високосные годы к последнему месяцу года добавляется еще 1 день. Т. о. мусульманский календарный год содержит 354 или 355 дней и оказывается короче солнечного года на 11,25 или 10,25 дней. За 32 мусульманских календарных года расхождение этого календаря с солнечным достигает почти одного мусульманского календарного года.

При такой системе счета дней в течение 32 лет все календарные даты и дни праздников приходятся на различные месяцы солнечного календаря и блуждают по разным сезонам года.

Эры и календарь .

Выбор начала отсчета в различных календарях делался из различных соображений, но всегда условно и произвольно. У мусульманских арабов существовал счет времени от "года слона". В этой "эре" эпохой (началом отсчета) является событие сугубо местного значения – нападение на Мекку войска из Йемена, в составе которого были слоны.

В александрийской эре, которая некоторое время была в ходу в Греции, а абиссинцами и коптами применялась вплоть до XX века, "сотворения мира" относилось к 5501 г. до н.э. В антихийской эре "сотворение мира" было отнесено к 5969 г. до н.э., а в византийской эре "сотворение мира" соответствовало 5508 г. до н.э. Всего таких эр было придумано около 200.

В самой длинной из них "сотворение мира" относилось к 6984 г. до нашего летосчисления, в самой короткой – к 3483 г. до нашего летосчисления.

В настоящее время повсеместно получила распространение христианская эра, в которой эпохой является "рождество Христово". Эта эра была введена на основании расчетов, сделанных римским монахом Дионисием Малым в 241 г. эры Диоклетиана, согласно которым "воскресение" Иисуса произошло за 253, а рождество – за 283 года до начала эры Диоклетиана. Поэтому следующий год Дионисий назвал 525 годом от рождества Христова.

Вместе с распространением христианской религии предложенная Дионисием христианская эра начала распространяться повсеместно. В 532 г. нашего летосчисления она была принята в Риме, в VIII веке – во Франции.

В России вплоть до XVIII века была в ходу византийская эра от "сотворения мира". Указом Петра I от 20 декабря 1699 г. в России была введена эра от "рождества Христова" и 1 января 7208 г. византийской эры было приказано считать 1 января 1700 г. от "рождества Христова". К XIX веку счет от "рождества Христова" был введен во всех "христианских" странах.

В тех странах, где господствует ислам, существует своя мусульманская эра, в которой эпохой считается "хиджра" – год бегства пророка Мухаммеда из родного города Мекки в Медину. Эта эра была введена халифом Омаром в 634-644 гг. нашего летосчисления; "хиджра" была отнесена Омаром к 622 г. нашей эры.

Самой поздней была введенная во Франции "эра республики", эпохой которой был объявлен день провозглашения республики 22 сентября 1792 г. Этот календарь был отменен Наполеоном, восстановлен во время Парижской коммуны и перестал действовать после ее гибели.

Учитель: "Календарь, которым мы пользуемся в настоящее время, не является вполне совершенным выбор эпохи (начала отсчета) в нем произволен, деление на месяцы разной длины не вполне удобно. Для правильного счета лет важно, чтобы за начало отсчета всеми была принята одна и та же определенная дата".

Таблицы могут быть такими.

КАЛЕНДАРЬ И ИСТОРИЯ.

Страна (Др. Египет ). Род календаря (Солнечный). Особенности календаря -число месяцев в году, их продолжительность, продолжительность года и т. д. (12 месяцев по 30 суток, 1 год = 365 дней, в конце года добавлялась 5 дней ). Примечания - ошибки, поправки в календаре (Ошибка - 1 день в 4 года).

Название эры ("Год слона"). Эпоха (Нападение на Мекку войска из Йемена). Страна, где распространена эра ( Аравия).

  1. внести дополнения в таблицы;
  2. решить задачи.

33 лунных года календаря худжры примерно равны 32 солнечным годам. Установите, какому году солнечного календаря соответствует 1422 год лунной хиджры.

Решение. Делим данное число выражающее год лунного календаря, на 33

43 показывает, что за 1422 года хиджры лунный календарь на 43 года опередил солнечный календарь; затем из порядкового числа года хиджры вычитаем 43

Число 1379 показывает количество солнечных лет, прошедших от хиджры до вычисляемого года. К полученному числу прибавляют 621 (число полных лет, составляющих временный разрыв между началом новой эры и эрой лунного летосчисления) и получаем 2000. Следовательно, 1422 год хиджры соответствует 2000 г. нашего летосчисления.

В японских источниках указано, что поэт Исикава Такубоку родился в "20-й день 2-й луны 19-го года Мэйдзи". Переведите дату рождения японского поэта на григорианский календарь.

Подсказка. Первый день второй луны 1887 года приходится на 23 февраля.

Решение. 1868 г. – начальный год правления японского императора Мейдзи, следовательно, девятнадцатый придется на 1887 г. Если первый день второй луны пришелся на 23 февраля, то 20-й день –– на 14 марта. Т. о. Узнаем, что 20-й день второй луны 19-го года Мейдзи по григорианскому календарю соответствует 14 марта 1887 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Должность: учитель физики

Цели деятельности учителя

развивающие: продолжить формирование умений пользоваться ИКТ для создания презентаций, пробуждать интерес к творчеству;

воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Цели и задачи урока

Выяснить причину связи вращения Земли вокруг оси с единицами измерения времени, а вращение Земли вокруг Солнца с календарём, осуществлять переход к разным системам счёта времени, используя формулы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

пояснять причины введения часовых поясов;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

Метапредметные УУД:

использовать компьютерные технологии для презентаций.

Личностные УУД:

самооценка результатов своей деятельности;

способность проявлять толерантное и уважительное отношение своим одноклассникам;

стремление к завершённости учебных действий.

Методы обучения

фронтальный опрос; беседа;

рассказ; презентации (учителя и обучающихся).

Оборудование (ТСО)

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран, колонки. Фотографии ученых.

Исторические личности

Рене Декарт, Джордано Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей

Опережающее задание

Этапы урока

Образователь-ные задачи (планируемые результаты)

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Длит. этапа, мин

1.Организацион-ный момент

Эмоциональная, психологичес-кая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала

Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга.

2. Постановка целей урока, мотивация деятельности обучающихся

Мотивацион-ная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Презентация. Слайд 1

Выделение существенной информации из слов учителя

Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить

Слушают учителя, записывают.

3. Изучение нового материала

Формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжитель-ности космических явлений, связи между различными "временами" и часовых поясах

Формирование представления о приборах, которые измеряют время

Формирование представления о календарях, летоисчислении

На доске фотографии ученых: Джордано Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей

Презентация. Слайды 1-6

Презентация. Слайды 7

Презентация 1 (выполнили обучающиеся)

Презентация 2 (выполнили обучающиеся)

Изучение астрономии сделало возможным введение счёта времени, создание часов и календарей. Древние ученые достигли поразительных успехов, например, жрецы народов майя населявшего Центральную Америку, создали самый точный календарь. Серьёзно занимались астрономией древние египтяне, греки и римляне. Древние астрономы наблюдали за небом и видимым движением небесных тел и делали свои выводы.

- А как вы думаете, сколько лет нашей ВСЕЛЕННОЙ?

- По мнению учёных, нашей Вселенной 13-14 миллиардов лет. Земля образовалась около 4,5 миллиардов лет, а возраст жизни на ней достигает почти 4 миллиарда лет.

Эти факты стали известны благодаря астрономии - науки о небесных телах. Занимались этой наукой: Д. Бруно, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галилей и другие.

Учитель рассказывает о наблюдения древних астрономов за: вращением Земли вокруг своей оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Луны вокруг Солнца. Вводятся понятия о единицах измерения времени.

Учитель обращает внимание учеников:

1. Продолжительность суток и года зависит от того, в какой системе отсчета рассматривается движение Земли (связана ли она с неподвижными звездами, Солнцем и т.д.). Выбор системы отсчета отражается в названии единицы счета времени.

2. Продолжительность единиц счета времени связана с условиями видимости (кульминациями) небесных светил.

3. Введение атомного стандарта времени в науке было обусловлено неравномерностью вращения Земли, обнаруженной при повышении точности часов.

4. Введение поясного времени обусловлено необходимостью согласования хозяйственных мероприятий на территории, определяемой границами часовых поясов. Широко распространенной бытовой ошибкой является отождествление местного времени с декретным временем.

Ребята, а вы знаете, какими приборами измеряют время?

Читайте также: