Педагогическая этика в работе педагога доу взаимодействие субъектов образовательного процесса

Обновлено: 04.07.2024

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Воспитатель должен принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей. Дети ценят в педагоге, прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Это не предполагает того, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Воспитатель должен сочетать искреннее уважение к личности ребёнка и с разумной требовательностью к нему.

Воспитатель с одной стороны должен быть строг, а с другой стороны демократичен. Педагог такой же человек, как и все остальные люди и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы. В любой ситуации воспитатель должен поступать бескорыстно, справедливо и благожелательно, без высокомерия и мстительности. Действия педагога не должны унижать достоинство личности.

В различных ситуациях от воспитателя требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Особый способ педагогического воздействия – улыбка воспитателя (улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия). И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая. Настоящий воспитатель учит добру словом и личным примером.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • Требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
  • Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • Во внешнем облике педагога (Должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах). Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль. Должны быть использованы простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле. Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона);
  • В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;
  • В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
  • В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта воспитателя – выдержка и уравновешенность.

В общении с коллегами воспитатель должен относиться к другим терпимо и с уважением. Умение радоваться успехам коллег, поддерживать и поощрять их новые разработки, с ними делиться информацией. Важно уметь работать совместно.

В общении педагога с родителями нужно стремиться быть в хорошем настроении и приятным в общении. Чувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. Проявлять гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями. Давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы. Вселять в родителей веру в своего ребенка. Не принижать авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей. Объединять родителей при решении разных вопросов, создавать атмосферу общности интересов родителей и педагогов. Предоставлять родителям полную информацию о ребенке, при индивидуальных встречах. Оказывать помощь родителям в педагогическом образовании.

Понятие речевого этикета и его функция

Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения — формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки).

Можно выделить некоторые признаки речевого этикета, отличающие его от других видов общения.

Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важных функций:

  • Установление контакта между людьми. Речевой этикет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником.
  • Поддержание контакта между людьми. Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского общения. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатления друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения. Поддержание контакта — необходимая часть человеческого общения в современном обществе.
  • Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Значительная часть средств речевого этикета обслуживает именно эту функцию — формы обращения, извинения благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др.
  • Регуляция поведения людей в обществе. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих.
  • Профилактика конфликтов. Соблюдение правил речевого этикета (демонстрация уважительного отношения к собеседнику, своевременное извинение за какой-либо проступок, соблюдение правил вежливости и др.) предотвращает возможные конфликты. т.о. поддержание этикетного общения со всеми без исключения членами коллектива Д/С, родителями … – важнейшее условие нормальных человеческих отношений, надежное средство решения конфликтов.

Этикетное слушание

Соблюдение этикета слушания — важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человека который мог бы о себе сказать что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений этикета общения наблюдается со стороны слушающих. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника — навык, который надо неустанно тренировать.

Почему же неумение выслушать — такое распространенное явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьезных причин:

Существуют следующие законы для слушающего:

Этикет слушания предполагает, что слушание должно быть активным. Это означает, что взгляд должен быть сосредоточен на говорящем, слушающий должен находиться в активной позе немного наклонена голова, корпус чуть подается вперед в сторону говорящего, мимика внимания, прекращенние отвлекающих действий, например щелканья колпачком ручки, одергивания одежды, раскачивания и др.).

Права воспитателя

Помимо многочисленных обязанностей, у воспитателя также есть и права. Основные права воспитателя ДОУ:

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремиться к самосовершенствованию.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление.

II. Ответственность

4. Педагог несёт ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – воспитания.

5. Педагог несёт ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

6. Педагог несёт ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

III. Авторитет, честь, репутация

7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

8. Педагог передаёт молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

9. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельной взятой ситуации.

10. Авторитет педагога основывается на компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

11. Педагог дорожит своей репутацией.

IV. Взаимоотношения с другими лицами.Общение педагога с воспитанниками

12. Педагог выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

13. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована . Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

14. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

15. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремиться укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

17. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

18. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи не должно быть ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Общение между педагогами

19. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

20. Педагоги избегают необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

21. Педагоги образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

22. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в образовательном учреждении, а не за его пределами.

23.Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

24. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

25. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

26. Оценки и решения директора образовательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

27. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

Отношения с родителями (опекунами, попечителями) учеников

28. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (опекунами, попечителями) учеников.

29. Педагог консультирует родителей (опекунов, попечителей) по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

30. Отношения педагогов с родителями (опекунами, попечителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.

V. Взаимоотношения с обществом

31. Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.

32. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает конфликтов. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

33.Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными

качествами может добиться многого. Мы должны быть более

совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает

выбранная нами профессия – Педагог.

Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;

защищающие их человеческую ценность и достоинство;

поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

Личность педагога

Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.

Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.

Авторитет, честь, репутация

Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.

Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

В общении педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

В первую очередь педагог требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.

При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.

Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

Педагог при общении с родителями (законными представителями)

постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Памятка для педагогов ДОУ

Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

Учись у своих коллег, родителей, детей.

Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

Живи интересами детей и их надеждами.

Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый.-2011.-No11

Давыдова О.С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс,2004

Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.

Автор: Сапожкова Любовь Петровна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N108" комбинированного вида, Кемеровская обл., г. Новокузнецка.

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовь: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются:

• Требовательность и уважительность к воспитаннику;

• Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;

• Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

• Во внешнем облике педагога;

• В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;

• В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

• В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

• В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• В самокритичной оценке своего труда.

Осознанные педагогические позиции

  • Устанавливать позитивные контакты с семьей.
  • Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности.
  • Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.
  • Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.
  • Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.
  • Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения.
  • Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.
  • Представляя МДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность.
  • Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.
  • Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников МДОУ.
  • Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников.
  • Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.

Все игроки делятся на четыре команды: Индия, Россия, Чукотка, Япония.

Каждой стране соответствуют определённые восклицания и движения.

Пример:

Как преодолеть стресс или 12 шагов навстречу себе

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому очень важно уметь противостоять стрессу. Я надеюсь что, эти простые советы помогут вам достичь психологического равновесия, укрепят чувство уверенности в собственных силах.

1. Из любой ситуации есть выход!

2. Если ты не видишь выхода – ложись спать. Выход тебе может присниться.

3. Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное – определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.

4. Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п.3.

5. Выпей теплый сладкий чай и поделись своей болью с другом или родителями. Если стесняешься рассказать, напиши.

6. Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они – сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние и берут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.

8. Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.

9. Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультфильм и вернись к пункту 3.

10. Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.

11. Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после всего этого, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.

12. Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу…). Не всякая самодеятельность – творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты – Герой в маске и вперед!

Игроки встают в два круга – внешний и внутренний. Задача ироков из внешнего круга занять место во внутреннем круге и наоборот – игроки из внутреннего круга стараются занять место во внешнем круге. В конце игры делается вывод: чтобы решить поставленную задачу, достаточно было попросить или договориться об этом.

Читайте также: