Обязателен ли классный час в школе каждую неделю

Обновлено: 03.07.2024

Классные часы необходимы!

Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы! Вот некоторые ответы:

А что думают школьники?

Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!

Вот как ответили на мои вопросы школьники:

Ориентироваться на интересы детей

И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают.

Тематический план классных часов

Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.

Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.

Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?

Это еще одна формальность

Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.

- Я абсолютно согласна с тем, что классный час, особенно в старших классах необходим. И точно так же поддерживаю мысль, что темы нужно выбирать с учетом интересов детей, лучше всего – вместе с ними. Но в реальности я лишена возможность претворять эту хорошую идею в жизнь. Потому что темы примерно половины классных часов – это требование администрации или каких-то учреждений. Регулярно в школу спускаются требования провести мероприятия, посвященный такой-то теме или другой. Все классные часы, посвященные ПДД, ЗОЖ, вреде табакокурения, наркомании, алкоголизма, безопасному поведению на водоемах, безопасному обращению с огнем, опасности ВИЧ и т.д. мы не просто обязаны включить в план, провести, но и должны сдать заму по воспитательной работе конспекты, а иногда еще и сделать фотофиксацию и предоставить фотографии. Конечно, хороший учитель может и на любую набившую оскомину в зубах тему провести интересный, живой и увлекательный разговор, но я признаюсь честно – у меня нет времени и сил полноценно готовить классный час каждую неделю. Максимум, что я могу, - взять готовые методические материалы и провести классный час с их помощью. И да, я понимаю, что большинству детей на классном часе скучно. Но я стараюсь компенсировать это нормальным человеческим общением на переменах, после уроков, во время поездок на экскурсии. А классные часы. Ну что ж, это еще одна формальность. Провести, отчитаться и забыть.

Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?

С началом учебного года у родителей появляется масса вопросов. Школа устанавливает свои правила, но все ли требования законны и есть ли пространство для манёвра? Например, если классный час объявили обязательным для всех. Антон Богданов, директор школы № 1592, рассказывает о том, что такое классный час и какие права есть у родителей.


Вопрос. Новый классный руководитель заявил, что посещение классного часа обязательно, невзирая на то, что одновременно идут платные кружки. В расписании он отсутствует, если я не ошибаюсь. Насколько правомерно такое жёсткое требование?

Если этого не делать, они не смогут обсудить совместных мероприятий или чьё-то неправильное поведение. Всё — от внутришкольных вопросов до правил дорожного движения — требует обсуждения. К сожалению, если не ходить на классный час, эту информацию можно не услышать или она дойдёт в искажённом варианте.

В сетке для расписания классный час не стоит, потому что это не урок. Он не входит в учебные часы, которые планируются каждой образовательной организацией. Поэтому определяется время, когда встреча максимально удобна для детей и учителя.

Что касается дополнительного образования, то здесь, мне кажется, нужно исходить из значения самого слова. Да, такое образование полезно. Оно развивает качества человека, которые, например, не могут достаточно проявиться в школе, но оно не обязательно. Решая вопрос про классный час, мне кажется, рациональнее это учитывать.

В расписании он не стоит зато он начинается в 8:00 хотя нам ко 2 уроку (8:50) классный руководитель говорит что напишет докладную правильно ли?

Обязательным является только посещение школы во время уроков. То есть, если вам поставят классный час вместо урока - тогда да, на нём быть надо обязательно.

Все внеурочные мероприятия - факультативы, субботники, классные часы и так далее - являются сугубо добровольными.

Определяющим в этом случае стоит вопрос - что ценнее: проявление своей позиции и сэкономленное время или же порча отношений с учителем, с которым вам потом ещё вместе долгое время быть.

В этом разделе собраны некоторые вопросы родителей, детей, учителей и юридические ответы на них по теме "Образование".

Вопросы:

1. Почему учеников не выпускают из школы во время перемены?

2. Какое наказание может понести ученик от учителя, за опоздание на урок?

3. Если ученик пришёл в школу без сменки то, школа имеет право не впустить ученика?

4. Учитель выгнал ученика из спортзала, потому что он был без формы. Правомерны ли действия учителя? Существует ли юридическая ответственность за данное деяние?

5. Обязательно ли посещать классный час после уроков, если у меня занятия в спортивной школе?

6. Существует ли юридическая ответственность родителей за пропуски ребёнком школы и неудовлетворительные оценки?

7. Вопрос от учителя - имеет ли права ученик снимать на видео или записывать на диктофон учителя во время урока?

8. Какие существуют ограничения на проведение уроков физкультуры на улице?

9. Моего ребёнка не выпускают со школы раньше окончания уроков. Что надо сделать что-бы его выпустили?

1. Почему учеников не выпускают из школы во время перемены?

2. Какое наказание может понести ученик от учителя, за опоздание на урок?

Не в одном законодательном акте не сказано о каких-либо наказаниях, которые могут понести ученики от учителя. В наше время к сожалению это очень частый случай, когда ученики приходят на урок лишь после длительного времени после звонка на урок, но порой опоздание может являться и по уважительной причине. В любом случае учитель не имеет право предпринимать никаких-либо противоправных действий в адрес ученика (заставить его стоя проводить урок, поставить в угол, не впустить на урок, заставить сказать настоящую причину опоздания в подробной информации, угрожать ему какими-либо действиями, например – неудовлетворительными оценками и т.п.). В данном случае учитель имеет право забрать ученика дневник, и сделать в нём соответствующую запись о происшествии, а затем доложить об этом зам. директора учебного учреждения по учебно-воспитательной работе или классному руководителю ученика.

Законодательные акты, учитель обязан:

- уважать личность ребёнка, его человеческое достоинство (Конвенция о правах ребёнка, ст.2, 12-17, 19)

3. Если ученик пришёл в школу без сменки то, школа имеет право не впустить ученика?

Ни в одном нормативном документе не сказано, что школа имеет право не впускать ученика для получения знаний по каким-либо причинам (в том числе, даже если он пришел в школу без сменной обуви) . Ученик имеет право на получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

(Конвенция о правах ребёнка, ст.28; Конституция РФ, ст.43; Закон РФ "Об образовании", ст. 5, п. 3; ст. 50,п. 7).

В каждой возникшей ситуации всегда можно найти выход из положения. Например в данной ситуации, ученик просто может тщательно вытереть обувь на специальном коврике, который расположен как и со стороны улицы перед входом в школу, так и внутри здания, или если есть возможность, выдать этому ученику бахилы, которые могут лежать на посту охраны (на подобные случаи). В школе обязана соблюдаться чистота. Но всегда нужно помнить, что:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630 – 10 (от 18 мая 2010 г. № 58)

13.6 При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым.

4. Учитель выгнал ученика из спортзала, потому что он был без формы. Правомерны ли действия учителя? Существует ли юридическая ответственность за данное деяние?

Действия учителя неправомерны! По "правилам школьной жизни", у ченики обязаны добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами. Все ученики (за исключением освобожденных по уважительным причинам и имеющих индивидуальные задание) обязаны приходить на урок в форме, чтобы выполнять свою обязанность.

Согласно ст. 51 Закона "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, а также безопасность обучающихся, воспитанников. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебных занятий. Поэтому, выгоняя ученика из класса, спортзала во время урока, учитель не выполняет свою обязанность гарантирования безопасности, также нарушает гарантированное ст. 43 Конституции РФ право на образование. Следовательно, неготовность ученика к уроку, не дает учителю права выгнать его из класса или спортзала.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (если на то действительно были конкретные основания, или были после определенного случая какие-либо последствия, и только по приказу директора учебного учреж дения).

5. Обязательно ли посещать классный час после уроков, если у меня занятия в спортивной школе?

6. Существует ли юридическая ответственность родителей за пропуски ребёнком школы и неудовлетворительные оценки?

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы.

В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

За пропуски учащимся занятий по неуважительным причинами и неудовлетворительные оценки, школа, согласно установленному Уставу, вправе принимать определенные меры по отношению к данным обучающимся.

Согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Влечет предупреждение или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

7. Вопрос от учителя - имеет ли права ученик снимать на видео или записывать на диктофон учителя во время урока?

Много споров с педагогами в реальной жизни и на просторах интернета на тему: могут ли ученики записывать нас на диктофоны?
Да, во время урока могут.

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: "Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста".
На следующий день в газете:
" Великий учёный признался: "Все мои суждения бессмысленны".
Надеюсь смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:
- Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
- Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
- Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
- Нельзя каким – либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

8. Какие существуют ограничения на проведение уроков физкультуры на улице?

Ограничение существуют только в сфере погодных условий на улице.

В приложении к СанПиН 2.4.2.2821-10 есть соответствующие рекомендации по проведению уроков физкультуры на открытом воздухе. Всё зависит от возраста детей, температуры и силы ветра улице.

Для средней полосы эти нормы такие:

До 12 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -9С,
скорость ветра 5м/c -6C,
скорость ветра 6-10м/c -3C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

12 - 13 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -12С,
скорость ветра 5м/c -8C,
скорость ветра 6-10м/c -5C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

14 - 15 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -15С,
скорость ветра 5м/c -12C,
скорость ветра 6-10м/c -8C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

16 - 17 лет – Допускается проводить занятия на улице:
без ветра -16С,
скорость ветра 5м/c -15C,
скорость ветра 6-10м/c -10C,
скорость ветра более 10м/c - занятия не проводятся.

9. Моего ребёнка не выпускают со школы раньше окончания уроков. Что надо сделать что-бы его выпустили?

Читайте также: