Анализ стиха жуковского воспоминание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прошли, прошли вы, дни очарованья!
Подобных вам уж сердцу не нажить!
Ваш след в одной тоске воспоминанья!
Ах! лучше б вас совсем мне позабыть!

К вам часто мчит привычное желанье -
И слез любви нет сил остановить!
Несчастие - об вас воспоминанье!
Но более несчастье - вас забыть!

О, будь же грусть заменой упованья!
Отрада нам - о счастье слезы лить!
Мне умереть с тоски воспоминанья!
Но можно ль жить,- увы! и позабыть!
Ну ОООООчень нужно пожалуста!

Лирический герой очень сильно тоскует по минувшей любви. На это нам указывает большое количество риторических обращений и восклицаний, просто восклицательных предложений. Расставание произошло, скорее всего, недавно, - слишком уж сильное горе описывается: тоска воспоминания, слёзы любви, воспоминание - это несчастье, отрада - слёзы лить и т. п. Антитеза: несчастие - об вас воспоминанье, НО более несчастье - вас забыть. Это место в стихотворении -кульминация. Далее Жуковский рисует дальнейшую жизнь без любимой. В конце - логический акцент: если человек живёт, позабыть он никак не может, это страдание пребудет с ним до конца.

Василий Андреевич Жуковский прекрасно знал французский язык. В 1816 году он перевел одноименное творение французского стихотворца Француа Монкрифа. В перевод Жуковский внес и личные моменты, связанные с замужеством М. Протасовой, которую поэт горячо любил.

Автор посвятил произведение теме любовных воспоминаний. Они преследуют каждого человека, вызывая самые разные эмоции.

Читайте по теме:

Композиция

В основе стихотворения – пятистопный ямб с ударением на второй слог и перекрестная рифма. В трех катренах поэт рассуждает о значении воспоминаний. В первой строфе они приносят герою тоску и сожаление. Во втором четверостишии поэт колеблется о роли прошлого. В заключительном катрене Жуковский показывает, что со временем многое забывается, даже самые ценные и мучительные воспоминания.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Тропы в данном стихотворении придают мелодичность и зримость образов.

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.
История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были.

(2 votes, average: 3,00 out of 5)

Еще стихотворения:

Вы сейчас читаете стих Воспоминание (О милых спутниках…), поэта Жуковский Василий Андреевич

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила. Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный: Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья В обитель нищеты рука моя несла. Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья! Ах! благостью моей любовь твоя была!

Это стихотворение написано в форме песни, где каждая последняя строчка четверостишия повторяется и звучит рефреном.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

LiveInternetLiveInternet


Василий Андреевич Жуковский

Прошли, прошли вы, дни очарованья! Подобных вам уж сердцу не нажить! Ваш след в одной тоске воспоминанья! Ах! лучше б вас совсем мне позабыть!

К вам часто мчит привычное желанье — И слез любви нет сил остановить! Несчастие — об вас воспоминанье! Но более несчастье — вас забыть!

О, будь же грусть заменой упованья! Отрада нам — о счастье слезы лить! Мне умереть с тоски воспоминанья! Но можно ль жить, — увы! и позабыть!


Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910

Стихотворная миниатюра — жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.

История создания

Литературное направление

Могут возникнуть трудности с определением литературного направления. Лирический герой переживает волнения, что характерно для романтизма. Но в стихотворении нет кульминации, которая всегда есть в романтических произведениях, нет наивысшей точки переживаний. Поэтому стихотворение следует отнести к реализму.

Жанр произведения

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой рассуждает о судьбе, о ее влиянии. Он понимает, что судьбу нельзя изменить, забыть прошлое тоже нельзя. Прошлое неизменно, и часто трагично, но не стоит поддаваться печальному року. Нужно сохранять расположение духа, быть сильным, чтобы не сломится.

Стихотворение рассказывает о человеке, который томится из-за воспоминаний. В то время, когда все спят, он бодрствует, вспоминает все события, которые повлияли на него. Эти события не всегда приятные, и хотелось бы их забыть, но они всегда будут рядом с человеком, он будет помнить о них, они будут влиять на героя. Это нельзя изменить, это вечно. И герой может только лишь смириться и подчиниться.

Композиция

Композиция стихотворения очень интересна. Стихотворение представляет всего одно предложение. Это вносит некоторую стремительность. Произведение читается на одном дыхании. Повествование начинается с показа места событий. Становится понятно, что это Петербург. Далее идет пояснение, мы понимаем, почему герой страдает бессонницей – его мучают воспоминания. Оканчивается произведение заключением рассуждений. Поэт утверждает, что нельзя убежать от своего прошлого, оно всегда будет рядом, ни смотря не на что. Рифмовка в произведении перекрестная. Чередуются также шестистопный и четырехстопный ямб. Все это придает произведению некоторую тяжесть и торжественность, но это делает стихотворение более живым, понятным.

Средства выразительности

Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Он выступает в роли современника-очевидца, прогуливающегося по Царскому селу и наслаждающегося его красотами.

В тексте упоминаются герои прошлого (Орлов, Румянцев, Суворов), императрица Екатерина Великая, император Александр Павлович, одержавший победу над Наполеоном, поэты Державин и Петров.

Лирический герой

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед, И вы их видели, врагов моей отчизны! И вас багрила кровь и пламень пожирал! И в жертву не принес я мщенья вам и жизни; Вотще лишь гневом дух пылал.

Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

Выделенные слова подчеркивают глав­ную мысль этого философского стихотво­рения: живую связь прошедшего и сегод­няшнего, тех, кто ушел, и живых.

Это слово помогает осознать суть вза­имоотношений поколений, понять нераз­рывность этой связи. Прошлое входит в сегодняшнюю жизнь и становится ее орга­ническим слагаемым.

Стихотворение решает один из важней­ших вопросов бытия — связь поколе­ний, связь тех, кто живет сейчас, с теми, кто уже ушел в небытие. Антитеза в дан­ном случае — прием, который подчер­кивает неизбежность соединения, каза­лось бы, противоположных понятий. То обстоятельство, что в одном предложе­нии удается обозначить такую связь — доказательство блестящего владения

V.Zhukovskiy_by_I.F.Reimers_(1837,_Hermitage) (523x700, 36Kb)

Стихотворная миниатюра — жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия.

Читайте также: