Объясните почему нельзя ставить оценку 1 в начальной школе

Обновлено: 28.06.2024

Не всем первоклассникам ставят оценки. В некоторых школах дети получают смайлики вместо оценок вплоть до 4 класса. Как это влияет на мотивацию детей и успехи в учебе, и какая система эффективнее: с оценками или без?

Учитель начальных классов, педагог по подготовке к школе

С одной стороны, детям приятно получать смайлики и наклейки. Но с другой — со временем дети перестают воспринимать эти наклейки всерьез, к тому же, не видят реальной оценки своих знаний. Что плохого и хорошего в системе обучения без оценок?

Почему первоклашкам не нужны оценки

Система оценок в начальной школе определенно нужна, но не с первого класса. Дети, которые только пошли в школу, еще, можно сказать, малыши. Они еще не успели окунуться в школьную жизнь, и им бывает трудно понять требования учителей.

Система оценок в 1-м классе снижает мотивацию детей.

Обучение в современной школе предполагает, что ребенок приходит в 1-й класс уже с необходимыми навыками и знаниями — чтение, письмо. Но на практике не все дети приходят подготовленные. И получается, что отдельным ребятишкам снижают оценки за каждую неправильную закорючку, за то, что ребенок не отступил нужное количество клеточек в тетради и тому подобное. К тому же, все дети разные — кому-то нужно больше времени на адаптацию, не у всех все сразу получается.

Поэтому в первом классе более справедливо сделать систему наклеек. Или, например, раздавать ребятам в качестве поощрений звездочки или значки. Пускай дети собирают звездочки за свои знания и старания, и с восторгом и гордостью показывают их родителям.

Оценки в начальной школе все-таки нужны

Когда мы выполняем какую-то работу или достигаем определенного результата, то хотим увидеть признание или получить вознаграждение. Ребенку тоже хочется, чтобы его работу оценили — так он видит, что проделал ее не зря. Дети не умеют мыслить далекими перспективами, им непонятно, например, зачем учить английский, чтобы он пригодился когда-то в будущем на какой-то воображаемой работе.

Дети живут сегодняшним днем, и им важно получить одобрение сейчас.

Поэтому, начиная со 2-го класса, оценки нужны как раз для мотивации. Когда ребенок получает высший балл, то понимает, что он все правильно сделал, выучил материал и написал контрольную как надо, ответил у доски на отлично. А самое главное — что его старания оценили. Конечно, бывает, что дети ошибаются, и получают не отличную оценку, но зато они видят свои ошибки и понимают, над чем нужно работать.

Не просто хорошо

Интерес к наклейкам с возрастом пропадает. Ребенок перестает их воспринимать как поощрение, и вообще перестает понимать, зачем они нужны. В результате школьник начинает относиться к учебе поверхностно: зачем прикладывать усилия, если все равно дадут наклейку. Без оценок невозможно увидеть, кто из учеников лучше усваивает материал, а кто — хуже. А если и вовсе не будет оценок, разве кто-то из детей захочет становиться отличником?

Плохие оценки — это стресс

Многие выступают против системы оценок в начальной школе просто потому, что учителя не всегда бывают объективны. Все мы люди, и иногда для некоторых учителей играют роль не знания ребенка, а отношение к ученику. Справедлива только та оценка, которая определяет степень усвоения материала учеником, независимо от его поведения.

Детям с нормальной самооценкой смайлики не нужны

Родители нужны для того, чтобы направлять и помогать, а не ругать. В начальных классах дети должны делать уроки вместе с родителями. Находите время на ребенка, садитесь и разбирайте каждый пробел, работайте над ошибками вместе. Расспросите его, что у него происходит в школе, какие трудности возникают, предложите вместе разобрать работу.

С одной стороны, детям приятно получать смайлики и наклейки. Но с другой - со временем дети перестают воспринимать эти наклейки всерьез, к тому же, не видят реальной оценки своих знаний. Что плохого и хорошего в системе обучения без оценок, расскажет учитель начальных классов и педагог по подготовке к школе Елена Асташкина .

Оценивать детей в 1 классе нет необходимости

Система оценок в начальной школе определенно нужна, но не с первого класса. Дети, которые только пошли в школу еще, можно сказать, малыши. Они еще не успели окунуться в школьную жизнь, и им бывает трудно понять требования учителей.

Система обучения современных школ предполагает, что ребенок приходит в 1 класс уже с необходимыми навыками и знаниями - чтение, письмо. Но на практике не все дети приходят подготовленные. И получается, что отдельным ребятишкам снижают оценки за каждую неправильную закорючку, за то, что ребенок не отступил нужное количество клеточек в тетради и тому подобное. К тому же, все дети разные - кому-то нужно больше времени на адаптацию, не у всех все сразу получается.

Поэтому в первом классе более справедливо сделать систему наклеек. Или, например, раздавать ребятам в качестве поощрений звездочки или значки. Пускай дети собирают звездочки за свои знания и старания, и с восторгом и гордостью показывают их родителям.

Оценки в начальной школе все-таки нужны

Когда мы выполняем какую-то работу или достигаем определенного результата, то хотим увидеть признание или получить вознаграждение. Ребенку тоже хочется, чтобы его работу оценили - так он видит, что проделал ее не зря. Дети не умеют мыслить далекими перспективами, им непонятно, например, зачем учить английский, чтобы он пригодился когда-то в будущем на какой-то воображаемой работе.

Поэтому, начиная со 2 класса, оценки нужны как раз для мотивации. Когда ребенок получает высший балл, то понимает, что он все правильно сделал, выучил материал и написал контрольную как надо, ответил у доски на отлично. А самое главное - что его старания оценили. Конечно, бывает, что дети ошибаются, и получают не отличную оценку, но зато они видят свои ошибки и понимают, над чем нужно работать.

Ребенку важно понимать, насколько хорошо он выполнил задание

Интерес к наклейкам с возрастом пропадает. Ребенок перестает их воспринимать как поощрение, и вообще перестает понимать, зачем они нужны. В результате школьник начинает относиться к учебе поверхностно: зачем прикладывать усилия, если все равно дадут наклейку. Без оценок невозможно увидеть, кто из учеников лучше усваивает материал, а кто - хуже. А если и вовсе не будет оценок, разве кто-то из детей захочет становиться отличником?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в начальных классах. I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение устанавливает порядок оценок формы, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

2. Положение призвано:

• обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с требованиями ФГОС НОО

• поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса. II. СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Знания, умения и навыки учащихся 1 класса не оцениваются.

Для учащихся 2-4 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится пятибальная система цифровых отметок.

1. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их УУД

2. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 4-5 учащихся.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

1. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, в зависимости от формы проверки (фронтальной или

индивидуальной). Сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы в начальной школе выставляются только положительные оценки.

В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки УУД учащимися по предмету.

1. Обучающие творческие работы учащихся 2-4 кл. оцениваются одной оценкой, контрольное изложение в 4 кл. оценивается двойной оценкой.

Общешкольный график контрольных мероприятий должен строго соблюдаться. Школа определяет следующие формы аттестации: текущая, промежуточная (по четвертям), итоговая.

1. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.

1.1. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся .

1.2. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля учащихся и их родителей на начало учебного года.

1.3. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.

2. Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-4 классах

2.1. Обучающемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течении полугодия не может быть выставлена промежуточная итоговая оценка, а делается запись н/а (не аттестован).

2.2. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающего, его родителей или лиц, заменяющих родителей.

2.3. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем предметам учебного плана.

2.4. В случае несогласия обучающегося, его родителей с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной приказом директора.

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;

• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

IV. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности учащегося. Письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого предмета; основных понятий, правил, степень самостоятельности учащегося, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной работы, проверяется освоение учеником основных норм современного литературного языка и орфографической грамотности. При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Первые однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Отметка “5” выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика, отсутствие орфографических ошибок.

Отметка “4” выставляется, еслиученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.

Отметка “3” выставляется, если ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы

Отметка “2” выставляется, если ученик допустил более 4-х ошибок.

При выставлении оценок за письменную работу учитель пользуется образовательным стандартом своей дисциплины.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

V. ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

VI.ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК. .

Не выставляются отметки учащимся 1 классов в течении учебного года. Учебная деятельность учащихся оценивается словесно.

Отметка за четверть может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету считается не аттестованным.

Отметка за четверть, год не должна выводится механически, как средне арифметическая предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактичекую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. При выведении итоговой отметки за четверть, полугодие преимущественное значение придется отметкам за: письменные, контрольные, практические. В случае спорной оценки за год решающей является оценка за 3 четверть во 2-4 кл.

В случае выезда ученика на длительное время на лечение по путевке оценка за четверть (полугодие) выставляется на основании выданного ему табеля по месту лечения. В случае отсутствия такого документа приказом по школе создается комиссия из числа учителей, работающих в классе для принятия зачетов по изученным темам. Решение комиссии оформляется протоколом.

VII. ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой. Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации. Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие.

VIII. В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход.

Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1-4 классов по трем направлениям:

-систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.)

-выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

-материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работе на межпредметной основе).

IX. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ

С целью предупреждения перегрузки учащихся запрещается домашние задания на воскресенье если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул. Несанкционированный учебной частью перенос зачета, контрольной работы в графике зачетов и контрольных работ, самостоятельное проведение контрольных работ и зачетов не предусмотренных графиком являются грубым нарушением прав учащихся и поводом к дисциплинарному взысканию педагогу.

X. ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА АПЕЛЛЯЦИЮ ИТОГОВ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ, ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Участниками образовательного процесса являются педагогические работники, родители, учащиеся. В соответствии с Уставом ОУ каждый участник образовательного процесса имеет право на объективную оценку своей работы и защиту собственной точки зрения на результативность работы любого из участников образовательного процесса. В образовательном учреждении существуют следующие инстанции, в компетенции которых анализ объективности оценки результативности работы участников образовательного процесса:

1. Администрация школы

2. Педагогический Совет

Обращение рассматривается в течение недели с момента подачи на имя директора ОУ и регистрации письменного обращения с изложением сути конфликта. Директор ОУ дает письменное распоряжение одному из вышеперечисленных органов о расследовании и предложениях по сути конфликта. Решение об объективности оценки выносится руководителем ОУ в форме приказа, распоряжения и в обязательном порядке доводится до членов педагогического коллектива. Участники конфликта ставятся в известность о результатах расследования через ознакомление с содержанием приказа под роспись. Участники конфликта вправе обжаловать решение администрации в вышестоящих инстанциях.


Нормы оценок в начальной школе по ФГОС должны быть знакомы любому учителю, который работает с младшими школьниками. В первом классе предусмотрено безотметочное обучение, но далее успехи учащихся фиксируются. При этом сегодня существует немало авторитетных мнений, которые указывают на то, что школьная система оценивания далека от совершенства.

Функции системы школьного оценивания

Отметка является единственным рабочим инструментом преподавателя для оценки труда и успехов ребенка в обучении. Оценивание введено в целях определения степени соответствия целей образовательного процесса и достигнутых учеником результатов в динамике, выявления конкретных затруднений отдельного учащегося и класса в целом для организации коррекционной работы, определения качества деятельности учителя, создания комфортной в психологическом плане образовательной среды для мотивации детей к дальнейшей успешной деятельности.

начальная школа фгос оценка достижений результатов

Современное начальное звено — это пока школа пробы сил ребенка, а не школа навыка. В связи с этим становится особенно актуальной проблема оценивания достижений каждого учащегося, направленная на рост и развитие. В один класс приходят учиться очень разные дети, но все они получают положительную установку, что это место, где их ждут новые открытия и знания. Каждый ребенок продвигается по этому трудному пути очень индивидуально, а его успешность должна определяться не пятерками и четверками, а желанием учиться, личной динамикой развития и целеустремленностью.

Недостатки современной системы оценок

Контроль и оценка в начальной школе по ФГОС являются малоинформативными. Преподавателю, ученикам и родителям сложно определить, что нужно улучшить, над каким навыком дополнительно поработать. Система эта носит травмирующий для ребенка характер. Неудовлетворительная оценка становится орудием психологического давления на ученика, что приводит к дискомфорту учащихся в обучении, стрессам, ухудшению физического здоровья и отсутствию дальнейших успехов в учебе.

Остается нерешенной проблема субъективизма системы оценок в начальной школе. ФГОС очевидно требует доработки в вопросах контроля и оценивания. На данный момент критерии выбора отметки расплывчаты, а общепринятое определение итогов текущего и итогового контроля средствами 5-балльной шкалы является слишком грубым. Тем более фактически это 4-балльная шкала оценивания знаний и умений учеников.

Когда учитель ставит отметку, он оценивает только конечный результат, а не содержательное и последовательное движение ученика к определенной цели. Оценка ставится за сформированность определенной способности к конкретному времени, а не за процесс развития способности и стремление ребенка к успеху.

контроль и оценка в начальной школе фгос

Так, тройку по математике получит и тот ученик, который решил, например, два задания различной сложности, но допустил ошибку на одном из этапов, так что в итоге получил один неверный ответ, и тот, который решил только одно из этих заданий, но полностью верно, а к другому не приступал. При этом первый учащийся применил больше знаний и навыков, проявил стремление к достижению положительного результата, а второй, возможно, и не изучал тему, по которой составлено второе задание.

Получается, что современные нормы оценок в начальной школе по ФГОС мотивируют учащихся на получение определенной отметки, а не уверенных знаний. Отметка является мощным средством наказаний и поощрений даже вне школьной жизни. Так, анализ ситуации и поиск путей ликвидации пробелов в знаниях сменяется борьбой за определенную запись в журнале.

Способы решения существующих проблем

Нормы отметок в начальной школе по ФГОС нуждаются в переработке. При этом проблема касается не только начального звена, а всех ступеней обучения вплоть до одиннадцатого класса. Должна быть разработана точная критериальная база фиксации результата учебного процесса по каждой отдельной дисциплине. Эта система должна быть связана с методикой и технологией преподавания.

На основе критериальной базы должны быть разработаны единые средства и формы оценочной деятельности. Главным отличием от существующей системы должно стать устранение субъективного фактора при фиксации результата деятельности учащегося. То есть уровень оценок ученика не должен зависеть от личных взаимоотношений с учителем, а также субъективной оценки преподавателем деятельности ребенка.

нормы оценивания в начальной школе по фгос

Принципы безотметочного обучения

Нормативы оценок в начальной школе по ФГОС предусматривают определение достигнутых результатов в виде конкретной отметки (пять, четыре, три, два) для учеников второго-четвертого классов. Для первоклассников используется совершенно иной подход к обучению, который позволяет устранить отрицательные моменты в обучении, способствует индивидуализации образовательного процесса, стимулирует учебную самостоятельность и мотивацию.

Основными принципами такой системы являются:

  1. Критериальность. Анализ и оценка строятся на основе однозначных и предельно четких критериев.
  2. Приоритет самооценки. Оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика.
  3. Вариативность и гибкость. Использование различных методов и процедур определения результативности обучения.

Безотметочное обучение позволяет выработать у учащихся навыки самоконтроля. Дети учатся самостоятельно выявлять проблемы и способы их решения, анализируют, обобщают, наблюдают, сравнивают, классифицируют, творчески подходят к решению учебных задач, что является важнейшими навыками, которые во многом определяют успешность учащегося в дальнейшем. Конечная цель такого подхода заключается в переходе от внешней оценки к внутренней самооценке.


Безотметочное обучение в первом классе

Учитель должен наблюдать за совершенствованием техники чтения и письма, оценивать выполнение учащимися различных творческих заданий, проводить тестирования для оценки продвижения в освоении знаний. Оцениваются открытые ответы, закрытые или частично закрытые (это предусматривается форматом заданий), результаты рефлексии (листы достижений, дневники учеников, портфолио).

Нормы оценок в начальной школе

По ФГОС отметочное оценивание предусматривается для учеников вторых-четвертных классов начального звена. Отдельно разработаны методические рекомендации для оценки успешности учащихся по родному (русскому) языку и чтению, математике. По другим предметам обычно применяется следующий подход. При выполнении более 85 % работы ставится пятерка, если выполнено от 70 до 85 % - четверка, от 51 до 70 % - тройка, менее 51 % - двойка.

нормативы оценок в начальной школе по фгос

Оценивание по русскому (родному) языку

Нормы оценивания в начальной школе по ФГОС для такой формы работы, как диктант, следующие: пятерка ставится, если в письменной работе ученика нет ошибок и исправлений, четверка - не более двух орфографических ошибок, возможна незначительная неаккуратность при письме, тройка - три-пять ошибок, диктант написан небрежно, двойка - более пяти орфографических ошибок.

За контрольный диктант пятерку можно ставить при одной негрубой ошибке, отметка не ставится при трех исправлениях, четверка предполагает наличие в работе не более двух пунктуационных и двух грамматических ошибок или одной орфографической и трех пунктуационных, тройка - три-четыре орфографических ошибки и четыре пунктуационных (или пять орфографических ошибок), двойка - более пяти-восьми ошибок.

Что считается или не считается ошибкой

Нормы оценивания в начальной школе по ФГОС предполагают, что ошибкой в диктанте считается неправильное написание словарных слов, пропуск или искажение букв в словах, замена слов, нарушение правил орфографии, отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой данного класса. Не считаются ошибкой единичный пропуск точки в конце предложения, если следующее слово написано с заглавной буквы, единичный случай замены слова другим без искажения смысла, а также ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые еще не изучались.

система оценки в начальной школе фгос

Оценивание списывания и грамматических заданий

При списывании пятерка ставится за безошибочное и прилежное выполнение работы, четверка - за одну орфографическую ошибку и одно исправление, тройка - две орфографические ошибки и одно исправление, двойка - три ошибки. За грамматические задания четверка ставится, если верно выполнено не менее 3\4 работы, тройка - не менее половины, двойка - не выполнено более половины общего объема работы.

Оценивание учеников по математике

Нормы отметок в начальной школе по ФГОС выделены для контрольных работ, содержащих только примеры или только задачи, и комбинированных работ по математике. Если в работе только примеры, то четверка ставится за одну-две вычислительные ошибки, тройка - за три-четыре вычислительные ошибки, двойка - за пять и более вычислительных ошибок.

Для работ, содержащих только задачи, устанавливаются другие нормы оценок в начальной школе по ФГОС. Так, четверка ставится, если допущены одна-две вычислительные ошибки, но в ходе решения все верно, тройка - одна вычислительная ошибка или одна ошибка в ходе решения, но не решена одна задача, двойка - ошибка в ходе решения двух задач или две вычислительные ошибки и одна ошибка в ходе решения.

"Школа 2000": оценивание

оценивание в начальной школе по фгос

Читайте также: