Обязательно ли проходить пмпк перед школой

Обновлено: 30.06.2024

Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.

В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.

В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.

Как возникли комиссии

Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.

Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.

Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.

Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.

В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.

Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.

Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.


Кому понадобится ПМПК?

Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.

Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям

  • недостаток двигательного развития;
  • неуклюжесть;
  • недостаточно развитая тонкая моторика рук;
  • позднее появление речи;
  • отсутствие ролевой игры;
  • трудности в освоении письма, чтения или счета.

Как пройти комиссию

Список документов, которые могут вам потребоваться:

  • медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) — оригинал;
  • для детей с инвалидностью — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (если есть) — копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) — оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать);
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал;
  • заявление на проведение обследования обучающегося в комиссии (скачать).

Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.

Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.

Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.

«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.

Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.

При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.

Как проходит комиссия

Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.

Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.


После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.

Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.

Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.

Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.

Как обжаловать результат ПМПК

Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).

Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.

Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.

Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ

Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.

Что делать с заключением ПМПК

Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.

Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.

Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:

  • материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП, которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
  • учебно-методические: специальные методы и учебные пособия обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
  • кадровые: тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.

Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.

Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.

Для этого взрослому необходимо:

Через восемь дней вопрос будет решен.

А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.

Как заключение ПМПК помогает на экзаменах

Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.

В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).

Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.

Любой образовательный маршрут, будь то в детском саду или школе, в России назначает ПМПК. Психолого-медико- педагогическая комиссия.

Например, вы заметили, что у вашего малыша явное недоразвитие речи, либо невнятное произношение. Нужен логопед. Чтобы получить бесплатные услуги логопеда, надо пройти ПМПК.

Кое-где остались еще логопедические группы и это большая удача-попасть в нее.

Однако надо помнить, что перед выпуском в школу в логопедической группе тоже проходят ПМПК, уже в обязательном порядке. Это стресс для ребенка, во-первых.


Во-вторых, могут порекомендовать не обычный класс в массовой школе, а адаптированную программу. Если решат, что у ребенка в наличии задержка психоречевого развития.

Такие случаи бывают нередко. Хоть родители и имеют право не принимать во внимание решение комиссии, сам факт того, что "у моего малыша ЗПР", многими воспринимается весьма болезненно.

Зато, если ребенок еще нуждается в услугах логопеда, то решение ПМПК даст возможность бесплатно заниматься и в начальной школе. Логопеды иногда работают при школах, но чаще - в специализированных городских центрах.

Как же проверяют детей в возрасте 6-7 лет при выпуске из логопедической группы детского сада?

На комиссии каждому ребенку выделяется примерно 15 минут. В комиссии несколько человек, и многие дети робеют и стесняются в такой обстановке.

Сразу спросят: как тебя зовут и как зовут родителей.

Если попросят, должен рассказать как зовут бабушку, дедушку, брата или сестру. А также домашних животных, если они есть. Кличку и возраст.

Спросят также на каком виде транспорта он едет до детского сада. Проверяется знание видов транспорта: автобус, микроавтобус, автомобиль, метро, электричка, троллейбус и т.д.

Можно ли отказаться, если школа направит?
Пишут в Интернетах, что выводы ПМПК носят рекомендательный характер, что это на практике значит?
И может ли от ПМПК быть какая-то польза, типа вот вы тут обследовали, так создайте ж теперь индивидуальные условия обучения?

Сейчас как раз собираю документы. Но я сама напросилась на ПМПК, и там, и в школе сказали, что результаты я могу никому не показывать, они носят рекомендательный характер.Пользу я вижу в том, что может поставят сыну речевую программу, так хоть по русскому послабления будут.

школа может рекомендовать обратиться, пмпк может рекомендовать условия обучения. Вы можете проигнорировать всех. Если надумаете пройти пмпк для себя - от школы нужна характеристика. Ее можно взять, а потом школе сказать, что передумали проходить. Если пмпк по поводу логопедии (дисграфия и т.п.) - я бы не отказывалась))) пусть логопеды занимаются)) Если нужны особые условия - тьютор, особая программа и т.п. - то тем более зачем отказываться? вы сами определитесь, чего хотите, на пмпк со специалистами это и обсудите - могут такое прописать или нет. Сейчас стараются всех по-максимуму в здоровые записать, чтобы деньги на специалистов не тратить

В вашей ситуации вреда может быть больше чем пользы. Сходите сперва к директору школы (лучше директору всего холдинга, а не подразделения) и спросите, поможет ли чем-то эта комиссия в обучении. Что они реально смогут сделать. Скажем, у нас по показаниям детям могут дать больше времени на написание экзаменов. Просто тупо на 2 часа больше. Или могут разрешить не отвечать устно вообще. Только письменные ответы. Или посещение не всех уроков. Ваши что могут предложить?

1. Можно. ПМПК - право, а не обязанность.
2. Означает то, что тебе выдают рекомендации, а ты их несёшь в нужную школу. Хочешь - несёшь, не хочешь - нет
3. Может. Рекомендации ПМПК - это доп финансирование на школу, а школа должа создать условия. Но к сожалению, во многих случаях школа либо не может создать условия, либо создаёт их формально, так, чтобы лучше уж не делала.

индивидуальных условий не будет, будет скидка на логопедические ошибки. и школа ОБЯЗАНА при подтверждении диагноза дать: логопеда, дефектолога, психолога. БЕСПЛАТНО

кто вам сказал про скидки? ну если совсем не тянет, то вместо 2 на 3 вытянут - иначе учителя обяжут дополнительно с ним заниматься. Это послабления?
ps что по желанию - я все написала уже

только если пмпк всех этих специалистов пропишет. А может прописать только психолога, кому он только нужен. Ну и никаких скидок, с чего вы это продолжаете транслировать?

Я не по школе была. По саду.
Но извините там такие древние бабки сидят. Что скажете, то и напишут. У нас было так

Что значит "класс коррекции"?
В мое время в массовой школе так называли тупо класс, куда отправили всех троечников, коррекции там не было. Хотя я не против оной.

Без понятия, не спрашивала. Директор холдинга у нас норм, меня с первого класса учила, спрошу у нее. Посещение не всех уроков у нас и так есть, х.з. что нужно, я согласна вообще на второй год, но ребенок как назло не хочет.

Прохождение ПМПК добровольное. Если школа вас жестко принуждает, забирайте документы. Просто в начальной школе учителя часто не хотят возиться с проблемными детьми, а если на их сторону встает директор, то все. жизни в школе уже не будет нормальной.

Хочет в самый лучший в параллели "А" класс, потому что там друзья
Клянется, что ТАМ будет учиться.
Думаю, шанса проверить нам не предоставят.

Эм. Я вот как рассуждаю. Выгнать из школы ребенка не могут. Могут переводить из здания в здание, из класса в класс, но ее оценки все равно останутся внутри школьных ведомостей, то есть она все равно будет портить им показатели, в каком бы классе она не училась.
. Ну а чем черт не шутит, а вдруг, она, действительно, потянется за остальными ребятами? да и учителей в хорошие классы, как правила, дают самых лучших, может, они смогут, если не найти подход к ребенку, то хотя бы нервы ей не трепать?
. Может, попробовать попроситься хотя бы.

ну вот то и значит - класс, где дети, которым пмпк прописала одну программу и спецкласс. По сравнению с другими детьми эти, конечно, хуже и медленнее осваивают программу, что-то вообще освоить не могут

Я бы все же прошла. Если нынешние пмпк и пропишут особые условия, значит дело действительно серьезно. С тетками-дядьками на комиссии можно все обсудить и попросить то, что вам хочется (в сторону менее серьезного, чем есть на самом деле, более серьезное они не дают, максимально экономят). Диагнозы там не ставят. Бумажку в мусорки выбросите, если совсем результат не понравится.

А они точно нигде ничего не фиксируют? Ну, типа, не всплывет оно перед поступлением в институт (а вдруг засобирается поступать)?

А. Ну, тогда можно и сходить, послушать, что скажут. Головой там покивать. Школе важно, что они "держат на карандаше" неблагополучных с их точки зрения подростков. И отчитываются о проделанной работе. И опека довольна, что родители бдят, ребенок не заброшен.

Логопеда и психолога скорее всего дадут, а вот дефектолога дадут в том случае, если принесете заключение психиатра. Это со слов нашей пмпк.

Классный руководитель класса "А" от нее просто трясется. Не в плане ее оценок, а в плане ее выражения лица и того презрения к школьной системе, которое на нем написано.
Ну и ей тяжело дается "потянуться". Вчера принесла пятерку по русскому - придя из школы, свалилась без задних ног дрыхнуть, уроки на следующий день не успела, сегодня не пошла. Четверка в понедельник стоила мне заводной ночной истерики. Ну их к черту, эти оценки.
У нас вот есть здание зато, нашей же школы, где 8 человек в классе. Ну просто так звезды совпали, малокомплектные они. Я туда хочу, но она упирается (((

Не мои выдумки, а слова сотрудников ЦПМПК на Рощинском проезде (м. Шаболовская). Проходили в середине октября. Ребенку назначили психолога и логопеда. Дефектолог с их слов тоже нужен, но без заключения психиатра его в рекомендациях не пишут.

Поблажек в оценках, как выше пишут, не будет, не слушайте. Или специалистов пропишут, или отдельную программу обучения. Или ничего, моей сказали, что просто вот такой ребенок - не отличник

Честно говоря, педагогу не очень интересно, одобряет родитель определенный тип поведения ребенка, или порицает. Исходя из многолетнего опыта всякий педагог знает, что "сделать лицо посложнее" на заказ - нельзя, только "попроще". А "посложнее" - это уж человек такой. И все эти выверты с подвывертами, выражением "презрения" и тому подобные вещи - абсолютно рабочий момент для любого учителя (а то прям "трясётся", ага сроду таких ежей его учительский зад не видел, да-да), просто ему не смеркается принимать на баланс ребенка, который заведомо будет оттягивать на себя внимание - класса и его лично, ибо этого внимания и так с гулькин нос. Ни автору топика, ни мне, ни Вам не понравится вариант, что половина урока уходит на посторонние вещи, выйдет так, что это бесценное урочное время тратится на одного ребенка за счет усечения времени для других. Показатели успеваемости тут как раз на втором месте.

Не секрет, что часть детей, которые попадают по тем или иным причинам в наше учреждение имеют проблемы в учёбе, поведении и развитии (к большому сожалению). Далеко не все они приходят за помощью – к врачам, педагогам, в психолого-медико-педагогическую комиссию, т.е. к тем, кто помог бы им найти решение наболевших вопросов.

Итак, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр).

Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье и развитии).

После прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие: сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты: как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном. Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребёнка в другую школу (другой класс), или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе. Копию документа, выданного ПМПК вам на руки, необходимо будет предоставить в ту образовательную организацию, в которой ваш ребёнок будет продолжать обучение. Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть всё остаётся так, как было, без изменений.

Читайте также: