Общение в профессиональной сфере как коммуникация обмен информацией кратко

Обновлено: 07.07.2024

Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.

Коммуникация – явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура помогает понять простой механизм коммуникации, разложить все знания по полочкам в области общения и переносить их на любые личностные и деловые коммуникационные ситуации.

Эффективная или неэффективная

Навыки эффективной коммуникации позволяют сосуществовать противоположностям — это высшая способность понять иную точку зрения и найти компромисс. Зачем спорить о том, кто прав, кто виноват? Цель эффективной коммуникации — наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные.

Демонстрируя желание выслушать и понять позицию и переживания собеседника (не отрицая собственной точки зрения, вы создаете атмосферу безопасности и одобрения, которая повышает вероятность подписания выгодного контракта или заключения сделки.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

• Коммуникатор – тот, кто передает информацию.

• Способ передачи информации (как она осуществляется).

• Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Принципы эффективной коммуникации

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.

Прежде всего, нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:

• Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.

• Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.

• Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.

Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям:

Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений.

Общение нужно рассматривать не только как отправление и прием информации, взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, предполагает налаживание совместной деятельности. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только движение информации, но и активный обмен ею.

В специфически человеческом обмене информацией особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, так как люди не просто обмениваются словами, а стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена.

2 Профессиональная коммуникация и манипуляция

Профессиональная коммуникация понимается как общение между людьми, занятыми в одной и той же сфере деятельности, связанное с исполнением их профессиональных обязанностей или удовлетворением их профессиональных интересов.

Профессиональная коммуникация включает в себя открытую систему знаний в области коммуникаций и информационных технологий, профессионально ориентированных информационных и коммуникационных умений, актуализация которых происходит в реальных профессионально ориентированных ситуациях.

Выделяются следующие компоненты в структуре профессиональной коммуникации в сфере образования:

Мотивационно — потребностный компонент проявляется в стремлении к профессиональной коммуникации, возникновении коммуникационных потребностей. Мотивация к активной профессиональной коммуникации с коллегами и участию в профессиональных сообществах включает в себя внешние (требования современного общества к профессиональной деятельности учителя) и внутренние мотивы (потребность в саморазвитии и личностной самореализации).

Когнитивный компонент характеризует знание форм, видов, средств и способов коммуникации, ее роли в педагогической деятельности; знание коммуникативных кодов, стратегий, тактик, умение интерпретировать информацию и использовать ее различные виды, что позволяет эффективно осуществлять профессиональную коммуникацию и достигать поставленной цели, то есть решать профессиональные задачи.

Деятельностный компонент включает умения: поисково-ориентировочные, конструктивные (умение выбирать вид и средства коммуникации, умения вербальной и невербальной коммуникации, организаторские (умение организовать коммуникацию, в том числе и средствами новых коммуникационных технологий, умение варьировать коммуникативные средства, гностические (умение анализировать и прогнозировать, регулировать речевое поведение адекватно ситуации).

Рефлексивный компонент заключается в способности осмысливать, анализировать и пересматривать свой опыт профессиональной коммуникации. Рефлексивный компонент является основой развития профессиональных рефлексивных качеств, таких как самооценка, самопознание, самоконтроль.

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка. К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.

Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено - для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

В современной профессионально-педагогической деятельности профессиональная коммуникация приобретает новое значение не только в силу того, что является одним из основных средств профессиональной деятельности и определяет ее успешность, но и потому что открывает новые возможности для профессионального развития педагога.

Манипуляцию можно также назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст. Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Зачем они нужны? Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо, такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения ВведениеЖесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо.

Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Условия эффективной коммуникации Какие феномены межличностного восприятия могут повысить процесс коммуникации, а какие привести к искажению информации в процессе восприятия.

Профессиональная коммуникация –общение во время выполнения профессиональных обязанностей с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

Специфической особенностью профессиональной коммуникации является его регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

Регламентированностьпредполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп.

Важная особенность профессиональной коммуникации — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа.В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится играть различные роли: быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.

Соблюдение ролевого амплуа в профессиональной коммуникации стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям профессиональной коммуникации относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействиево многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает неудача(увольнение с работы, расторжение контракта, финансовые убытки и др.).

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Профессиональная коммуникация требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств.

В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

Профессиональная коммуникация связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области (производство, управление, медицина, транспорт, сельское хозяйство и т. п.), от еѐ участников требуется хорошее знание языка своей профессии.Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.


Чтобы эффективной общаться в профессиональной сфере, нужно следовать принципам успешной коммуникации.

Принцип кооперации Г.П. Грайсасостоит из четырѐх максим:

¾ максима полноты информации(максима количества): высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется;

¾ максима качества информации: не говори то, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

¾ максима релевантности, которая предполагает соответствие высказывания предмету разговора: не отклоняйся от темы;

¾ максима манеры (способа выражения): выражайся кратко, будь организован, избегай непонятных выражений, избегай неоднозначности.

Один из важных организационных принципов речевой коммуникации – принцип последовательности. Его суть – в смысловом соответствии высказывания и ответной реакции,т.е. ожидании реплики соответствующего типа: вопрос – ответ; приветствие – приветствие; просьба – принятие или отклонение и т.д.Этот принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.




Следующий разработанный учѐными принцип – принцип предпочитаемой структуры

– характеризует речевых фрагменты с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи(и психологи, и лингвисты), согласие обычно выражается без промедления, ясно и лаконично. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой, после которой следуют пространные рассуждения и доводы. Соблюдение этого принципа с точки зрения этики позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора

Данный подход является основной парадигмой Министерства образования РФ и широко применяется на практике.

Следующий принцип– принцип вежливости, сформулированный английский исследователем Дж. Н. Личем. Данный принцип представляет собой совокупность шести максим:

¾ максима такта.Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определѐнную дистанцию. Не следует затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата, индивидуальные предпочтения

¾ максима великодушия – максима необременения собеседника.Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнѐра обещанием или клятвой.

¾ максима одобрения. Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

¾ максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним их условий успешного развѐртывания коммуникативного акта является реалистическая, повозможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

Профессиональная коммуникация –общение во время выполнения профессиональных обязанностей с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

Специфической особенностью профессиональной коммуникации является его регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

Регламентированностьпредполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп.

Важная особенность профессиональной коммуникации — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа.В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится играть различные роли: быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.

Соблюдение ролевого амплуа в профессиональной коммуникации стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям профессиональной коммуникации относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействиево многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает неудача(увольнение с работы, расторжение контракта, финансовые убытки и др.).

Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Профессиональная коммуникация требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств.

В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

Профессиональная коммуникация связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области (производство, управление, медицина, транспорт, сельское хозяйство и т. п.), от еѐ участников требуется хорошее знание языка своей профессии.Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.


Чтобы эффективной общаться в профессиональной сфере, нужно следовать принципам успешной коммуникации.

Принцип кооперации Г.П. Грайсасостоит из четырѐх максим:

¾ максима полноты информации(максима количества): высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется;

¾ максима качества информации: не говори то, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

¾ максима релевантности, которая предполагает соответствие высказывания предмету разговора: не отклоняйся от темы;

¾ максима манеры (способа выражения): выражайся кратко, будь организован, избегай непонятных выражений, избегай неоднозначности.

Один из важных организационных принципов речевой коммуникации – принцип последовательности. Его суть – в смысловом соответствии высказывания и ответной реакции,т.е. ожидании реплики соответствующего типа: вопрос – ответ; приветствие – приветствие; просьба – принятие или отклонение и т.д.Этот принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Следующий разработанный учѐными принцип – принцип предпочитаемой структуры

– характеризует речевых фрагменты с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи(и психологи, и лингвисты), согласие обычно выражается без промедления, ясно и лаконично. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой, после которой следуют пространные рассуждения и доводы. Соблюдение этого принципа с точки зрения этики позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора

Данный подход является основной парадигмой Министерства образования РФ и широко применяется на практике.

Следующий принцип– принцип вежливости, сформулированный английский исследователем Дж. Н. Личем. Данный принцип представляет собой совокупность шести максим:

¾ максима такта.Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определѐнную дистанцию. Не следует затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата, индивидуальные предпочтения

¾ максима великодушия – максима необременения собеседника.Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнѐра обещанием или клятвой.

¾ максима одобрения. Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

¾ максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним их условий успешного развѐртывания коммуникативного акта является реалистическая, повозможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

Общение – это сложный многофункциональный процесс взаимодействия и взаимосвязи между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание партнеров.

Общение, таким образом, можно рассматривать как характерный процесс, состоящий из типичных этапов:

Эта модель дала обширную базу для изучения процессов общения и до сих пор остается актуальной, хотя со временем была доработана и усовершенствована.

Докс и др. показали, что идеи Шеннона и Уивера получили развитие в 3 основных направлениях:

- общение возможно только тогда, когда стороны имеют определенный объем общих для них представлений. Чтобы общение было эффективно, люди, вовлеченные в любую его форму, должны иметь определенные общие убеждения и исходные предпосылки.

Попытка схематизировать процесс общения с учетом взаимодействия его сторон и контекста представлена на рис. 2.

Данная модель учитывает контекст общения и значение принятых правил и норм. Таким образом, следует внимательно относиться к таким важным аспектам общения, как:

- понимание того, что общение – это двусторонний процесс

- принятые правила и общие убеждения, на которые мы опираемся во время общения.

В общении различают инструментальную направленность (на выполнение социально значимой задачи, на дело, на результат) и личностную направленность (на удовлетворение личностных потребностей).

В структуре общения выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общениявключает в себя обмен информацией (вербальной и невербальной). Интерактивная сторона заключается в выработки единой стратегии взаимодействия. Перцептивная сторона включает в себя восприятие партнерами по общению друг друга и установлению на этой основе взаимопонимания. Каждая из сторон общения имеет свои особенности и закономерности, которые влияют на процесс общения в целом.

Коммуникативная сторона общения.

Приемы привлечения внимания:




Приемы, позволяющие поддерживать внимание:

Фонетический барьер возникает, когда:

- говорят на иностранном языке;

- используют много иностранных слов или специальных терминов;

- говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Преодоление этого барьера возможно при

- внятной, разборчивой и достаточно громкой речи, без скороговорки;

- учете аудитории и индивидуальных особенностей людей;

- наличии обратной связи с собеседником, с аудиторией.

Для преодоления этого барьера необходимо:

- говорить максимально просто;

- заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых понятий, слов и т.д., что можно разъяснить в начале разговора.

Правило цепи основано на том, что содержание общения должно быть каким-то образом упорядочено, соединено в цепь. Любая цепь, организуя содержание, позволяет: во-первых, улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. Варианты перечисления: - простое перечисление (во-1, во-2 и т.д.);

- ранжирование информации (сначала о главном, теперь о составных элементах и, наконец, о менее существенном…); - логическая цепь (если это – то, тогда можно предположить…, а следовательно….).

Логический барьер непонимания заключается в том, что если человек, с нашей точки зрения, делает или говорит что-то в противоречии с правилами логики, то мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем отрицательно. Преодоление логического барьера возможно при:

- учете логики и жизненной позиции собеседника;

Профессиональная коммуникация помогает наладить качественные связи между сотрудниками компании. Именно она позволяет эффективно взаимодействовать на самых разных уровнях. Скорость и доступность передачи информации в конечном итоге определяют темп и качество работы всего предприятия. Значит, от профессиональной коммуникации опосредованно зависит и прибыль.

Нельзя не отметить, что она также входит в понятие этики делового общения. И потому на отраслевом уровне рынка тоже используется профессиональная коммуникация. Общение с конкурентами, поставщиками и потенциальными инвесторами порой выглядит как искусная игра, где каждый шаг может обернуться как успехом, так и провалом. О других возможностях эффективной профессиональной коммуникации расскажем далее.

Понятие профессиональной коммуникации

Для начала дадим определение профессиональной коммуникации. Это официальное общение, которое происходит в деловой сфере. Цель такого взаимодействия — решение задач, достижение результатов или оптимизация какой-либо деятельности. У сторон такой коммуникации есть статусы, например, начальник, партнер, сотрудник, работник, коллега и т. д.

Субординационное взаимодействие возникает при контакте двух людей, которые занимают разные ступени общественного положения (начальник и подчиненный). Тут прослеживается вертикаль отношений. Если же партнеры находятся на одинаковом уровне, то они осуществляют горизонтальную коммуникацию.

Понятие профессиональной коммуникации

Профессиональное общение — неотъемлемая часть нашей жизни. С ним мы сталкиваемся в учебных и официальных учреждениях, а также на работе. Это общение, которое происходит между лекторами и студентами, коллегами, конкурентами, директорами и работниками. И для эффективной профессиональной коммуникации важно соблюдать принципы, условия и быть знакомым со средствами передачи информации. Собеседникам нужно в буквальном и переносном смысле говорить на одном языке, понимать друг друга.

Есть 3 стиля делового диалога:

Манипуляция. Вариант профессиональной коммуникации, во время которой одна сторона хочет оказать влияние на другую или использовать ее, чтобы достичь результата.

Гуманизм. Означает действие в коллективе, групповую сплоченность и целенаправленность. Каждый человек в таком общении — личность, у которой есть полезные навыки и качества. Такая коммуникации больше не переговоры, а история команды.

Ритуал. Применяется, чтобы поднять авторитет, тем собеседником, который стоит ниже по положению, чем другая сторона.

Этапы и задачи профессиональной коммуникации

Условно деловые переговоры можно разделить на 5 этапов:

Ознакомление. Партнеры представляются друг другу, происходит обмен любезностями.

Ориентация в ситуации. На этом этапе собеседники устанавливают задачи, стремятся понять, что необходимо оппоненту, диктуют условия.

Решение задач. Происходит поиск компромисса, ищут те варианты взаимодействия, которые были бы выгодны обеим сторонам.

Завершение контакта. Коммуникация прекращается, стороны расходятся.

Этапы и задачи профессиональной коммуникации

Участники диалога не затрагивают цель. А вот средства для ее достижения обговариваются и планируются. Учитываются потребности и интересы всех собеседников.

Плодотворное и результативное сотрудничество является основной задачей профессиональной коммуникации. Она состоит из 3 процессов:

Читайте также: