Общение как социальное явление кратко

Обновлено: 02.07.2024

Речевая деятельность, один из видов деятельности человека, которая всегда направлена на осуществление конкретной задачи. Любой текст – это результат речевой деятельности, которую осуществляют участники речевого общения. Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она - часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.

Общение - процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий и слушающий. Помимо говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информации ей. Общение не может состояться, если принимающие в нем участие субъекты не знают языка. При общении рождается высказывание. Оно содержит в себе все то, что исходит от адресанта по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим.

2.Какое значение имеет речевая деятельность для человека и общества.

Речевая деятельность для человека и общества - среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Особое значение речевой деятельности стало очевидно, когда в общество пришли новые ценности: личность, самостоятельное независимое мышление, творческие способности. Естественно, встаёт вопрос: о каком мышлении и творчестве можно говорить, если связная, логически выстроенная речь человека сегодня проблемным явлением в обществе. Наблюдается снижение культуры общения в целом и речевой грамотности в частности. Очевидно, что последняя является неотъемлемой частью общей культуры человека. Хочу заметить, что сама по себе культура, как следует из словарей, - явление не статичное, развивающееся. Совокупность достижений человека – это то, что создано человеческим обществом. Как любой процесс, культурное развитие – это целенаправленное движение, целью и результатом которого является реализация определенной идеи, мировоззрения.

3.Какие условия необходимы для эффективного общения.

Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение! Вдумаемся в сказанное. О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить, вернемся к тексту. "У человека рождается мысль. чтобы передать ее другому. " Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек. Это - первое условие. У одного из них должна появиться мысль, тема для разговора. Это - второе условие. Третье - необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными и понятными другому.

Есть и другие не менее важные условия общения. Чтобы определить их, я приведу несколько примеров, описанных И.С. Тургеневым в романе "Отцы и дети". Евгений Базаров приезжает в родительский дом после трехлетней разлуки с бесконечно любящими его родителями. Автор показывает отношение Базарова к желанию отца и матери поговорить, пообщаться с ним. На следующий день Базаров уехал. Во второй приезд ситуация несколько изменяется, но результат тот же.

Во всех сценах, разговор не получается. Отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В первый приезд Базаров тяготится разговором с родителями, при втором посещении отец и мать из опасения помешать ему, вызвать неудовольствие сына сами избегают разговора с ним.

Подобные ситуации встречаются в нашей жизни довольно часто. Они разнообразны. Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается только встать и поменять место или уйти. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором.

Теперь осмыслим другую ситуацию, описанную И.С. Тургеневым в том же романе. Базаров гостит у Одинцовой. Между ними завязывается оживленный разговор. Вдруг Одинцова нарушает одно из условий общения, что могло бы привести к обострению беседы или ее прекращению, но правильный выход найден, разговор продолжается.

Данный пример свидетельствует о том, что успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы.

4.Пословицы, характеризующие общение.

Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл.

Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица "Красно поле пшеном, а беседа умом".

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить: какие положения будут развиты, что нового вносится в решение вопроса, что остается спорным и требует дальнейших размышлений, насколько высказываемые мысли аргументированы, какова авторская позиция.

Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, как будет строиться общение. Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить.

Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре - положительные качества говорящего. А вот всезнайство, неумение и нежелание понять собеседника, упрямство в отстаивании своих суждений, отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему), непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой), чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) - все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.

Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, передранной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова - да на век ссора. Если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; С людьми мирись, а с грехами бранись. Брань не запас, а без нее ни на час. Она особого вреда не приносит: Брань не дым - глаз не выест; Брань очей не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругавшись, дела не сделаешь; Не обругавшись, и замка в клети не отопрешь.

Общение и общество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное - общий язык, позволяющий передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

Пословицы о языке как средстве общения: (Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка).

Пословицы, характеризующие говорящего: (Речи слышали, да дела не видим. Речи, что снег, а дела, что сажа. Речи, что мед, а дела, что полынь. Глупая речь не пословица. Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить. Речист, да на руку нечист).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, личностных групп, характеризующийся обменом опытом, деятельностью, навыками, информацией; это одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский).

Немов выделяет следующие компоненты общения:

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено, как материальное, когнитивное, деятельное, кондиционное и мотивационное.

Цели общения – это то, ради чего у человека возникает какой – либо вид активности. У человека количество целей значительно больше: передача и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в совместной деятельности, обучение и воспитание.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому: через органы чувств, телесные прикосновения. У человека много новых способов передачи: язык, членораздельная речь и другие знаковые системы (рисунки, формулы, схемы, чертежи).

6. Функции общения.

Общение – это многофункциональное явление или полифункциональное.

Под функциями общения понимаются роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Существует много подходов к классификации функций:

1. А.В. Мудрик выделяет:

2. Б.Ф.Ломов опираясь на позицию Андреевой охарактеризовал 3 функции:

· информационно-коммуникативная – характеризует общение как процесс передачи и приема информации с помощью вербальных и невербальных средств.

· регулятивно-коммуникативная – характеризует общение как процесс регулирования поведения партнеров по общению при организации совместной деятельности в процессе их взаимодействия.

· аффективно-коммуникативная – выражается в эмоциональных отношениях между субъектами общения.

3. А.А.Брудной выделяет:

· инструментальная. Обмен информацией в процессе управления и совместной деятельности.

· синдикативная. Сплочение малых и больших групп.

· трансляционная. Функция передачи, ЗУН,способов.

4. Андриенко выделяет 3 группы функций:

· психологические - обусловливают развитие человека как личности.

· социальные –условие развития общества как социальной системы, развитие групп как основных единиц системы.

· инструментальные –многочисленные связи между человеком и миром.

5. Н.И.Шевандрин выделяет 5 основных функции общения:

· формирующая. В процессе общения индивид становится человеком.

· прагматическая. Реализуется в совместной деятельности при достижении общих целей.

· функция организации и поддерживания межличностных отношений от деловых до интимно-личностных.

· идентификационная. В процессе общения человек утверждается в собственной ценности через отношение к нему других людей.

· внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой, через внутреннюю речь.

7.Виды общения.

Виды общения выделяют:

· материальное- субъекты обмениваются продуктами, для удовлетворения потребностей.

· кондиционное - процесс обмена психическими и физиологическими состояниями

· мотивационное - передача побуждений, установок, целей, мотивов.

· когнитивное - процесс обмена знаниями.

· деятельностное - обмен действиями, операциями, навыками.

· биологическое - общение для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением органических потребностей.

· социальное - расширение и укрепление межличностных контактов.

· деловое - включено в любую совместную деятельность людей, служит средством повышения качества этой деятельности.

· личностное - сосредоточено на психологических проблемах человека, которые глубоко и интимно затрагивают человека.

· инструментальное - общение не являющееся самостоятельной потребностью.

· светское - суть в беспредметности, при общении люди говорят не то, что думают, а то, что положено.

· прямое – естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных и невербальных средств.

· непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов данных человеку природой.

· опосредованное – контакт с партнером при помощи письменных, технических устройств.

По форме и количеству участников :

По продолжительности :

По форме отношений :

· социально-ориентированное – цель – организовать социальное взаимодействие; лекция, собрание и т.д.

· групповое, предметно-ориентированное – обусловленное совместной деятельностью.

· личностно-ориентированное – цель – выяснение отношений, может быть деловым.

По характеру участников :

· межперсональное – общение где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными чертами, особенностями, которые раскрываются по ходу общения.

· ролевое – участники-носители определенных ролей, поведение диктуется исполняемой ролью; начальник-подчиненный, учитель-ученик.

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

В отечественной психологии одним из методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М . Андреева) . Общение понимается как одна из реальностей человеческих отношений, предполагающая разные виды специфических форм совместной деятельности общения. В общении осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъект — субъектные отношения . Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия человека.

Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с деятельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа (Б.Ф . Ломов) .

Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Процесс общения изучается в масштабах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, ставится акцент на анализ психического развития индивида. Учитываются система общественных отношений и место, или позиция, индивида в данной системе.

Круг психологических проблем, связанных с исследованием личности и изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно широк. Это развитие форм общения, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, возрастные особенности психики, формирование жизненных планов.

На втором , или мезоуровене, общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках жизни. Главный акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения: по поводу чего и с какой целью происходит коммуникация. Рассматривается динамика общения, анализируются используемые сред­
ства, фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями. На этом уровне анализа круг психологических проблем охватывает исследование особенностей динамики психических процессов и состояний человека, средства и способы, используемые людьми для реализации задач общения.

Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции. Элементарная единица общения — это не перемежающиеся поведенческие акты, действия участников, а их взаимодействие, содействие или противодействие. Важным является изучение механизмов формирования единиц общения, их типологии, используемых средств и взаимосвязи. Исследование единиц общения, их взаимосвязей и цикличности в процессе общения служит также предметом анализа в психологии речи.

Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.

Различают три функции общения : информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную (Б.Ф . Ломов).

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

Невербальные способы общения имеют два источника происхождения : биологический и культурный.

В животном мире позы, движения передают информацию об опасности, близости добычи, выражают отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего гипотетического животного прошлого. Об эволюционном и приспособительном происхождении компонентов невербального общения и поведения свидетельствует, например, то, что одни и те же эмоциональные состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным. Информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести ее до сведения получателя. Например, жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека. Но возможно, что отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состояния), а получатели тем не менее такую информацию восприняли.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать собственное поведение, понимать друг друга и на основе этого строить отношения. Невербальное общение позволяет передать следующие виды информации:

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Файлы: 1 файл

общение как соц явление.docx

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Непосредственное общение — это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Функций общения определяются по различным критериям:

1. эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик);

2. установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович);

3. сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный);

4. контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

Дар речи — одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение.

Общение для человека - среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Несколько лет тому назад в одной из молодежных газет появилась статья с заглавием "Поговори со мной". В этом призыве слышится такое одиночество, такое желание кому-то рассказать о самом сокровенном, наболевшем, встретить сочувствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопереживании, в общении!

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:

Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.

ОБЩЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Читайте также: