Общение как социально психологический феномен кратко

Обновлено: 04.07.2024

Подчеркнём, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, Алексей Николаевич Леонтьев и Артур Владимирович Петровский. В этой связи социально-психологические эффекты восприятия и отношения, имеющие место в общении, являются непреложными факторами, влияющими на общение.

Ключевые слова

Текст научной работы

Феномен общения

Общение порождается социальными, общественными потребностями людей, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общения детерминируется мотивами, образующимися в самом ходе осуществления людьми процесса совместной деятельности.

Стратегии общения:

Открытое общение обусловлено желанием и умением выразить наиболее полно свою точку зрения и готовностью учесть позиции других. Эффективность открытых коммуникаций наиболее продуктивна в тех случаях, когда есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами, планами).

Закрытое общение обусловлено нежеланием, либо неумением человека выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, донести имеющуюся в распоряжении информацию. Использование закрытых коммуникаций оправданно в определённых случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности другой стороны; 2) в острых конфликтных ситуациях, когда раскрытие своих чувств, мыслей, планов нецелесообразно.

Социально-психологическая структура общения

Социально-психологическая структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, – коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению).

Виды коммуникации: межличностная, публичная, массовая (по типу отношений между участниками); речевая (письменная и устная), паралингвистическая (пантомимика, мимика, жест, мелодия; скульптура, архитектура), вещественно-знаковая (продукты производства, продукты изобразительного искусства, программные продукты, интеллектуальные продукты).

Коммуникативные действия — это действия, сознательно ориентированные человеком на смысловое, знаковое их восприятие другими людьми. Функции коммуникационного процесса, — управленческая, информативная и фатическая (установление и поддержание эмоционального контакта). Квалифицированный коммуникатор — это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

Коммуникативные барьеры в общении: языковой барьер общения (включая разнообразные разновидности языкового барьера общения); религиозный барьер общения; мировоззренческий барьер общения; культурный барьер общения; ценностный барьер общения; половой (гендерный) барьер общения; возрастной барьер общения; образовательный барьер общения; профессиональный барьер общения.

Интеракция (от англ. interaction

  1. Бурмистрова Е.В.
  2. Власова С.В.
  3. Донцов Д.А.
  4. Донцова М.В.
  5. Драчёва Н.Ю.
  6. Жильцова В.К.
  7. Лещенко Т.В.
  8. Подольский А.И.
  9. Пятаков Е.О.
  10. Сухих Е.В.
  11. Тишина С.С.
  12. Шапчиц В.Д.
  1. Донцов Д.А.
  2. Донцова М.В.
  3. Поляков Е.А.
  1. Власова С.В.
  2. Донцов Д.А.
  3. Драчёва Н.Ю.
  4. Пятаков Е.О.
  5. Сокуренко М.Б.
  1. Базаркина И.Н.
  2. Донцов Д.А.
  3. Донцова М.В.
  1. Донцов А.И.
  2. Донцов Д.А.
  3. Донцова М.В.

Цитировать

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей

3. Значение общения в жизни человека……………. 6

5. Список литературы…………………………………. 8

Тема “Общение как социально-психологический феномен” - одна из интересных и важных тем. Тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека с человеком.

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни, деятельности, к этому изначально стремится человек.

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми.

Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения.

Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решек деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни деятельности людей: профессионально-деловой, общественной культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений.

В психологии принято выделять следующие закономерности общения:

-наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;

-отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации;

-развитие, наращивание, совершенствование. Если этого не происходит, то общение затухает и разрушается;

-позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так как понимание идущей от такого партнера информации.

Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру:

1) восприятие людьми друг друга;

2) понимание людьми друг друга;

3) отношения людей друг к другу;

В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:

-коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);

-перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

-интерактивную (взаимовлияние партнеров).

В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп

1) вербальные (слово, речь);

2) невербальные (неречевые средства);

3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных среде общения, что обычно и бывает при вербальном общении).

Виды общения

Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится на следующие виды:

1) Материальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей.

2) Когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии.

3) Кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние.

4) Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения. Они следующие: биологическое и социальное в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида.

Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату.

В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для труда.

Значение общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование человеческой психики, правильном её развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете.

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.

2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.

3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Основываясь на информации, изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение — это многоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность— это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение— это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.

В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.




Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность— это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение— это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.

В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

Общение как социально-психологический феномен.

Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта (радость, гнев, печаль, удовлетворенность), об обстановке во внешней среде и т.д.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения. Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения – коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

- потребности, мотивация и цели общения;

- способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Функции общения. Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции: информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

§ инструментальная, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

§ синдикативная, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

§ трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

§ функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функцииобщения:

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1.Непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2.Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию, целями средствами.

По содержанию:

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам:

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания:

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальноеи вербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Рассмотрим их более подробно.

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

С1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествовует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

Большой секрет искусства обхождения с людьми. На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута или угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, – это дать вам то, чего вы хотите.

А чего вы хотите? Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов XX века, говорит, что в основе всех наших поступков лежат два мотива, – сексуальное влечение и желание стать великим. Самый проницательный американский философ, профессор Джон Дьюи, выражает это несколько иными словами. Он утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным". Запомните это выражение: "желание быть значительным". Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге.

Итак, чего вы хотите? Не столь многого, но того немногого, чего вы действительно желаете, вы добиваетесь с явной настойчивостью. Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности. Почти все эти желания удовлетворяются, – все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи – "желанием стать значительным".

Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу".

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Одним из видов общения является педагогическое общение. Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

Педагогическое общение– это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, развитие и взаимовлияние.Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций.Среди них:

- познавательная (передача учащимся знаний);

- обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима);

- организационная (организация деятельности учащихся);

- регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);

- экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др. Более детально вопрос о педагогическом общении рассмотрен в курсе возрастной и педагогической психологи.

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным.

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Следующий уровень общения – информационный.

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе

ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают для достижения общих целей.

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом.Этот феномен получил в социальной психологии

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ В жизни социально-психологическое обучение происходит по-разному. Оно начинается в семье, продолжается на детских площадках, в школе, в различных образовательных учреждениях и т. п. Оно происходит, как правило, спонтанно или

3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее

Что же это за явление?

Что же это за явление? Вспомним случай Макса из Австрии, мы встречались с ним в первой главе. Когда его мать была еще девочкой, у нее умер отец. Ребенок, потерявший родителя, переполнен болью. Связь с родителем обычно настолько сильна, что ребенок просто не в состоянии

Лекция 20. Проблемы социально-психологической адаптации

ЛЕКЦИЯ № 21 Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов

ЛЕКЦИЯ № 21 Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов 1. Понятие реабилитации Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы – Ой, что деется! Вчерась траншею рыли - Откопали две коньячные струи! – Говорят, шпионы воду отравили самогоном, Ну а хлеб теперь – из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий Феномен слухов и его

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности Общение – это специфическая форма взаимодействия индивида с другими индивидами, как членами общества.Процедура общения состоит из нескольких составляющих:1) потребность в общении –

ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие

Зов и явление

Зов и явление Я — Дух нерожденного.Кто меня зовет?Выбирайте лучшие слова!Вложите в них ваши лучшие чувства!Выбирайте лучшую музыкальность для зова!И все это пошлите мне!Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.Ну, как?Зовите, зовите,

Читайте также: