Какую роль во внутреннем облике храма играли мозаики фрески иконы в древней руси кратко

Обновлено: 07.07.2024

Что такое мозаика? На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения стен храмов священными изображениями — мозаики и фрески. Всего пять древнерусских храмов имели мозаичное убранство и лишь в одном из них, киевской Софии, оно сохранилось .
Техника изготовления мозаики довольно сложна. Цветное стекло — смальту — выплавляли в специальных мастерских. Чтобы придать смальте нужный цвет, в стеклянную массу добавляли окислы различных металлов.
Сначала стены и своды церкви метр за метром покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Размеры кубиков зависели от характера изображения и его месторасположения.
Так, например, в Софийском соборе огромная фигура Богоматери расположена высоко над уровнем пола и выложена достаточно крупными кусочками смальты. А вот голова святого Лаврентия находится много ниже и набрана из очень мелких кубиков: на один квадратный дециметр их приходится около 400 (размер клеточки в вашей тетради по математике).
Софийские самоцветы. Самое ценное качество мозаики - светоносность. Конечно, как может блестеть стекло на ярком свету. В дневное время суток лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. И это не преувеличение. У смальты киевской Софии 177 оттенков различных цветов: 34 - зеленого, 25 - коричневого, 23 - желтого. Невероятное богатство красок!
Как считают специалисты, восемь мастеров украшали мозаиками Софийский собор. Самый талантливый из них создавал портретную галерею святых в нижней части центральной апсиды. Наиболее удачным получился Иоанн Златоуст.
Иоанн - подлинная историческая личность. В начале V в. он был константинопольским патриархом и прославился как беспощадный обличитель пороков византийской знати. Выдающийся оратор своего времени, он заслужил прозвище Златоуст. Софийский мастер, без сомнения, знакомый с трудами этого знаменитого богослова, представил его мыслителем и аскетом - с высоким лбом, впавшими щеками, проникновенным взглядом темных глаз.
Мозаика - дорогостоящая техника живописи. После распада Киевской Руси ее перестали использовать, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Иначе дело обстояло с фресками.
Что такое фреска? Киевскую Софию в XI в. украсили не только мозаики, но и фрески. Это - более доступный вид настенной живописи, хотя и он требует немалого мастерства. Обычно над росписью храма работала целая артель живописцев во главе с мастером. Именно он разрабатывал композицию росписей, отбирал сюжеты, учитывая пожелания заказчика - князя, церкви или горожан. Затем мастер опытной рукой наносил контуры будущих изображений. После этого артель приступала к росписи храма.
Фресковая живопись наносится на еще сырую штукатурку. Красками для фрески служат мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в воде. За день художнику удавалось написать довольно много - 5-9 квадратных метров фресок.
При несомненных достоинствах фрески имеют весьма существенный недостаток. Со временем известь, содержащаяся в штукатурке, частично съедает цвет, отчего фрески выглядят слегка поблекшими, особенно по сравнению с мозаиками.

Мозаика как декоративно-прикладное искусство известна с IV тысячелетия до нашей эры. Своего расцвета она достигла в XI–XII веках, во времена Византийской империи. В этот период в Византии техника изготовления и производства разно­цветной смальты получила невероятный размах. Мозаика стала одним из самых популярных жанров церковного искусства. С падением Константинополя под ударами Османской империи в 1453 году это искусство (как и многие другие) пришло в упадок.

Несмотря на это, на Руси, принявшей христианство из Византии, известно всего пять храмов, украшенных мозаикой, и лишь в Софии Киевской мозаика сохранилась до наших дней. Дело в том, что мозаика — одна из сложнейших и дорогостоящих техник. В период междоусобиц и последовавшего татаро-монгольского ига русские князья просто не могли ее себе позволить.

В относительно стабильную экономическую пору, когда в стране началось строительство каменных церквей (XIV в.), популярность приобрела фреска. Но не только потому, что живопись по сырой штукатурке обходится дешевле. Увы, учиться и заимствовать технику мозаики больше было не у кого.

Первоначально фреску использовали для изображения второстепенных сюжетов и украшения менее значимых частей храма, но именно в России мастера начинают заполнять фресками все пространство храма. Несмотря на климатические особенности региона, не лучшим образом влияющие на сохранность настенной живописи, фреска становится основным видом монументального церковного искусства в России.

Возрождение мозаики в России приходится на начало XX века, когда в Санкт-Петербурге, на месте гибели императора Александра II, по проекту архитектора А. А. Парланда был воздвигнут собор Спаса на Крови. Здесь площадь стен, покрытых мозаикой, достигает более семи тысяч квадратных метров. Это крупнейшая коллекция мозаики в Европе.

11век-эпоха 3 софий (киевская новгородская полоцкая). Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские.



11век-эпоха 3 софий (киевская новгородская полоцкая). Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские.

До принятия христианства русские знали только деревянное строительство. Потому из дерева и после 988 года строили всё, включая церкви. Строительство из камня и узкого кирпича (плинфы) пришло из Византии. Так возводили самые величественные храмы, хоромы наиболее богатых князей, некоторые городские укрепления (хотя и в укреплениях преобладали по-прежнему дерево и земля).

2. Используя иллюстрации к тексту параграфа, опишите внешний вид и внутреннее убранство древнерусских храмов. Предположите, какое впечатление они производили на современников.

Храмы были крестово-купольными, то есть в плане были квадратными, причём крыши и купола образовывали крест. На востоке такой храм заканчивался полукруглым выступом с алтарём (абсидой). Купола был в форме луковиц, как и сейчас, их венчали кресты. Внутреннее убранство блистало росписями и иконами.

Верующего должны были поражать размер здания и свет (ведь обычно он видел более тесные помещения, почти без окон); кроме того, верующих ошеломляла красота росписей.

3. Сравните процесс создания мозаик и фресок. Какие качества требовались от мастера, живописца в первом случае, какие — во втором?

Техники создания фресок и мозаик кардинально различны. Фрески писали с помощью красок. Краски наносили на сырую штукатурку, в которую они впитывались. Когда стена высыхала, картина оказывалась как бы внутри стены. Мозаика создавалась не мазками краски, а цветными кусочками смальты, которые по одному наносили на проклеенную до этого основу стены. От мастера требовались в первую очередь богобоязненность, а также умение подбирать сочетания цветов – умение рисовать людей и их лица, знание перспективы и т. д. требовались в гораздо меньшей степени.

4. Объясните, что собой представляет икона. Кого изображали на иконах? Какое значение придавалось иконам на Руси?

Икона пишется красками на дереве. Изображают на них Христа, его семейство, и святых.

Многие иконы считались и считаются чудотворными, то есть через них Господь помогает больше её хозяину, нежели остальным людям на земле.

5. Расскажите, что такое скань, зернь, эмаль. Сохранились ли до наших дней эти техники ювелирного искусства?

Скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Зернь – это припаивание россыпи мелких шариков обычно из того же металла, из которого сделано всё изделие.

Эмаль – это тонкая прозрачная оболочка, похожая на стекло, которая получается при обжиге изделий.

Эмаль к нашему времени сильно изменилась. Скань и зернь относительно недавно были в упадке, но постепенно возрождены силами энтузиастов.

6*. Оцените памятники древнерусской церковной архитектуры как исторические источники. Какую важную информацию они содержат, о чём свидетельствуют? Приведите примеры.

Основную информацию содержат их росписи. Например, порой изображения подписаны. Эти подписи помогают узнать диалектные особенности тех или иных городов. Но важнее то, что изображались не всегда Святое семейство и святые. Например, в Софийском храме в Киеве есть изображение всей семьи Ярослава.

7*. Известно, что большое влияние на культуру Руси оказала византийская традиция. В каких сферах это влияние было особенно значительным? В чём в XI веке проявилось самостоятельное творчество русских мастеров?

Больше это влияние проявилось в строительстве из камня, и особенно – их плинфы (узкого кирпича). Также непосредственно из Византии и заимствовали живопись и книжность. Во всех этих областях стали появляться собственные русские мастера, возникли русские разновидности стилей.

Читайте также: