Образовательные области проекта в доу
Обновлено: 04.07.2024
Современному дошкольному образовательному учреждению в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с греческого проект – путь исследования.
Для детей дошкольного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать. Для удовлетворения любознательности одним детям достаточно интересного рассказа воспитателя в группе. Другой категории воспитанников объяснения мало, им тесны рамки организованных занятий. Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию). Задача педагога – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.
По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты.
Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.
В работе используются авторские пособия Н.Е.Вераксы, С.Н.Николаевой, В.А.Деркунской,О.В.Дыбиной,Н.А.Рыжовой и др.,содержащие методические рекомендации,систему игр-занятий, проблемных заданий для детей от 3 до 7 лет.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
- Информационные (дети собирают и ее),
- (с элементами игр, дети в персонажей сказки, решают по поставленные проблемы),
- Исследовательские (дети экспериментируют, а результат в виде газеты, драматизации).
Проекты требуют четкой структуры, целей, предмета для всех участников, значимости, методов результата.
Выделены три этапа в проектной у дошкольного возраста, и представляют одну из технологий деятельности, включающую в себя исследовательских, поисковых, методов, творческих.
Второй этап – развивающий, он для детей 5–6 лет, уже опыт совместной деятельности, могут согласовывать действия, друг помощь. Ребёнок уже реже обращается к с просьбами, организует деятельность со сверстниками. У развиваются и самооценка, они достаточно объективно как поступки, так и сверстников. В этом дети проблему, цель, выбрать необходимые для результата деятельности. Они не только проявляют участвовать в проектах, взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он для 6–7 лет. очень на этом развивать и творческую активность детей, условия для определения детьми цели и предстоящей деятельности, способов над проектом и организовать её.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Проектная деятельность в ситуации, не быть решена действием.
Например, если ребенок нарисовать какой-либо и его, то мы не можем говорить о том, что он проектную деятельность, т.к. это не проблемная ситуация. Если же хочет в свое к предмету, то в этом возникает проектная задача, с исследованием и форм своего к предмету.
Участники проектной должны быть мотивированы. интереса недостаточно. Необходимо, и педагог, и сформулировали причину, по которой они в исследование.
Например, подготовка к празднику. может быть в к празднику, но деятельность только в тот момент, когда педагог с попытается понять, что это значит для каждого из них. Как определен смысл, искать его предъявления.
Проектная деятельность адресный характер. в ходе деятельности ребенок свое отношение, он ищет – человека, к которому обращено его высказывание, в виде продукта. поэтому проектная имеет ярко социальную и в конечном итоге одним из социально действий, доступных дошкольнику.
Так как ведущей деятельностью является игра, то отдается и ролевым видам.
Групповые проекты в саду стать ступенькой.
Последовательность работы над проектом:
-педагог ставит перед цель, из и ребёнка;
-вовлекает дошкольников в проблемы;
-намечает план движения к цели (поддерживает детей и родителей);
-обсуждает план с на собрании;
-обращается за рекомендациями к ДОУ;
-вместе с детьми и составляет план проекта;
-собирает информацию, материал;
-проводит занятия, игры, наблюдения, (мероприятия части проекта);
-даёт домашние задания и детям;
-поощряет самостоятельные работы и (поиск материалов, информации, поделок, рисунков, и т. д.);
-организует презентацию (праздник, занятие, досуг), книгу, альбом совместно с детьми;
-подводит итоги (выступает на педсовете, опыт работы).
Этапы проектной деятельности
Задача воспитателя в условия для детских замыслов. Реализация происходит различные виды (творческую, экспериментальную, продуктивную). применения метода в данном заключается в том, что этап многостороннему развитию, как функций, так и ребёнка. активность на этапе проблемным обсуждением, помогает обнаруживать всё проблемы, операций и сопоставления, изложением педагога, опытов и экспериментов.
Важно, в основу был материальный продукт, ценность для детей. В ходе продукта творческий дошкольников, находят сведения, в ходе проекта. Задача воспитателя условия для того, дети возможность о своей работе, чувство за достижения, результаты своей деятельности. В своего перед сверстниками, ребёнок приобретает владения эмоциональной и невербальными средствами (жесты, и т.д.).
Взаимодействие педагога и ребёнка в деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. педагога поэтапно по мере развития исследовательских и самостоятельной от обучающе-организующей на этапах к и к окончанию проекта.
Проектная деятельность - это труд. детской всегда блокирует поведение, из-за чего развиваться позиция и в (в и жизни, при столкновении с человек капитулирует.
Технология проектирования от терпения, к ребенку, веры в его возможности.
Зачем же проекты?
Проекты:- помогают самостоятельную деятельность детей;
- помогают осваивать окружающую действительность, изучать ее;
-способствуют развитию способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать
Метод проектов - один из методов, педагогический из стен детского учреждения в мир, и среду, процесс освоения окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот имеет большую ценность:
-у родителей формируется высокая достижений детей и за них;
-развивается более понимание обучения дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, в саду с занятий дома;
У педагогов появляется понять, как мотивируют детей, увидеть, как мамы и папы своим решать задачи; использования знаний и родителей в занятий с детьми. В совместного обучения возникает к и сотрудникам детского сада; обучаются деятельности, можно с удовольствием заниматься с дома.
Что же ребёнок познаёт из с родителями, участия в делах, за действиями семьи?
-участие родителей в с ребёнком доставляет особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает модели для подражания;
Д-ети начинают относится к родителям, как к знаний и опыта.
Благодаря участию в процессе у формируется чувство гордости, самооценка, а у тех детей, которых чаще исполняли роль ассистентов, значительное в развитии. Дети становятся раскрепощенными и самостоятельными, и уверенными в себе, общительными, внимательными и по отношению к и взрослым; к и сотрудничеству.
Метод проектов интересен и не детям, но педагогам, т.к. он дает возможность материал по определённой теме, уровень собственной по проблеме, на уровень взаимоотношения с родителями, себя партнером в решении задач, процесс не , а очень интересным. переживания детей друг с и со взрослыми, улучшению в группе. деятельность позволяет узнать воспитанников, во мир ребёнка.
Именно проектная деятельность связывать обучения и с реальными событиями из ребёнка, а заинтересовать его, в эту деятельность. Она объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, свою работу. ребёнок сможет себя, себя нужным, а значит, уверенность в силах.
Метод проектирование дошкольников на этапе развития дошкольного образования, одним из методов.
Благодаря проектам у формируются исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; умение планировать свою деятельность, в коллективе, что в будет способствовать обучению в школе.
Для педагогов преимуществом метода является:
- повышением качества процесса;
- из методов обучения, т. к. в его лежит познавательных навыков детей, самостоятельно свои знания, ориентироваться в пространстве;
- развитием критического и мышления;
- способствует повышению педагогов.
Таким образом, освоение технологии позволит уровень их профессионального и в ДОУ для воспитательно- образовательной работы.
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.
Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами.
Типологии проектов в ДОУ :
По количеству участников:
• Краткосрочные (1-4 недели);
• Среднесрочные (1-3 месяца);
• Долгосрочные (полугодие, учебный год).
• Монопроекты (ода образовательная область);
• Интегративные (две и более образовательные области).
По доминирующему виду проектной деятельности;
• Практико –ориентировочные и т. д.
Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :
Исследовательско-познавательные (старший возраст) :
- совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.
Игровые (младший возраст) :
- использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.
Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :
- сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.)
Творческие (младший возраст) :
- оформление результата деятельности в виде праздников, театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
- спортивные и развлекательные мероприятия.
- смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.
Этапы работы над проектом :
1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).
3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.
5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.
Вид проекта : познавательный.
Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели).
Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.
Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта :
- Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту);
- Развивать представление о добре и зле ;
- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
- В процессе проекта, выявить основные правила доброты;
- Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;
- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;
- Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;
- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
- у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
- уважительно относятся к людям пожилого возраста;
- бережно относятся к живой и неживой природе;
- могут составить рассказ о добром поступке.
Предварительная работа :
- Провести родительское собрание на тему:
- Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;
- Помогайте маме нести тяжелую сумку;
- Защищайте девочек и маленьких детей;
- Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;
не допускайте грубости;
- Старайтесь во всем помочь ближнему;
- Помогайте слабым, больным;
- Учитесь добру у других;
- Уступайте место в автобусе пожилым людям;
- Будьте добрыми и милосердными людьми;
- Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.
-Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;
- Дежурство по столовой (взаимопомощь);
- Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;
-Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.
- Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;
- Чтение художественной литературы:
- Стихи для заучивания:
- Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.
- Изготовление эко кормушек.
Этот проект заинтересовал, как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе.
Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)
На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.
Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.
Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.
Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.
Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Можно организовать выставку проектов; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса.
Проектная деятельность в детском саду Проектная деятельность в детском саду. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы,.
Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Юбилей Агнии Львовны Барто в детском саду (проектная работа, публикация опыта) Цель: организация и проведение творческих мероприятий, посвященных 110-и летию со дня рождения известной.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Метод проектов как педагогическая технология
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектирование или планирование;
Классификация тематических проектов в ДОУ
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
1. По доминирующей в проекте деятельности:
2. По предметно- содержательной области :
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
4. По характеру контактов:
- С воспитанниками одной группы
- С воспитанниками нескольких групп
- С воспитанниками всего ДОУ
5 . По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
- Краткосрочные (1 – 3 недели)
- Средней продолжительности (до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
6. По тематике
7. По составу участников
Виды проектов в ДОУ:
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста :
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие творческого мышления;
* развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога ) ;
* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом ) ;
* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :
* формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;
* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности .
5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант , эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности , координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :
* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
* комплексные блочно-тематические занятия;
* интеграция : частичная или полная;
* метод проектов , как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта .
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта .
4. Составление плана-схемы проекта .
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий , игр и др. видов детской деятельности .
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта , открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают :
- Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :
* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу ) ;
* в каких источниках можно найти информацию;
* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;
* с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов .
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС
Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность взрослого с дошкольниками
Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?
Основы реализации проектной деятельности дошкольников
Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, исследовательская, нормативная.
Исследовательская проектная деятельность дошкольников
Т ворческая проектная деятельность дошкольников
Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.
Нормативная проектная деятельность дошкольников
Федеральные государственные требования в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов, работающих с дошкольниками, на решение образовательных задач не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Вместе с тем, необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс с учетом интеграции всех образовательных областей.
На мой взгляд, оптимально решать данные задачи позволяет метод проектов. Метод проектов представляет собой в основном самостоятельную деятельность участников проекта, ориентированную не только на усвоение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Как отмечает главный редактор журнала “Детский сад будущего – галерея творческих проектов” В.И.Реброва в своей статье “Проектность в современной жизни”, в ходе проведения проекта меняется и позиция педагога: из “передатчика” знаний он превращается в активного участника совместной деятельности. Он выступает в роли координатора, организуя работу детей, поскольку дошкольникам трудно самостоятельно спланировать свою деятельность по решению задач проекта.
Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей. На мой взгляд, в этом и выражается его основное преимущество.
Мною разработан и апробирован образовательный, тематический проект средней продолжительности (приблизительно 2 месяца), который называется “Превращения капельки”.
Целью проекта является формирование у детей представлений о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.
Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Краткое содержание проекта
Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).
Подбор энциклопедий, карт, схем.
Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.
Составление картотеки опытов с водой.
СРИ “Отважные мореплаватели”.
Наблюдение за осадками.
Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).
Составление дневников наблюдений.
Дидактические, развивающие игры.
Составление схемы “Круговорот воды в природе”.
Системная “паутинка” к проекту представлена на рисунке 1.
В качестве примера я представляю конспект совместной деятельности воспитателя с детьми “Вы слыхали о воде?”. Это мероприятие проводится на деятельном этапе проекта. Ко времени проведения данного мероприятия, дети уже познакомились со свойствами воды, узнали, в каком виде вода встречается в природе.
Цель мероприятия: опытным путем познакомить детей со свойствами и агрегатными состояниями воды.
- Формировать представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.
- Расширять представления о роли воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
- Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
- Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
- Подвести детей к выводу, что в природе все взаимосвязано.
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, связанных с водой и способах поведения в них.
- Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем может произойти пожар.
- Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
- В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.
- Развивать исследовательскую проектную деятельность.
- Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
- Формировать представления о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
- Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
- Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании.
- Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, вкус.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, словаря.
- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения
- Упражнять в звуковом анализе слова
Для воспитателя: термос со снегом, свеча, столовая металлическая ложка, стекло (зеркало), проектор, ноутбук.
Для детей: стаканы разного объема и формы, тарелка, ложки, соль, сахар, стаканы с водой и молоком, камушки, кубик, цветные полоски, фишки.
Демонстрационный материал: кукла Капитошка – символ проекта; письмо от Капельки; ребус; набор картинок для воспроизведения алгоритма опыта, схема “Круговорот воды в природе”.
Воспитатель обращает внимание детей на письмо, принесенное Капитошкой, предлагает прочесть.
“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала волосы, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
- Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Проводится игра “Где спряталась вода”. Игра проводится с использованием Активного метода обучения “Автобусная остановка”. Дети по желанию делятся на три команды.
Воспитатель предлагает командам выбрать одно из предлагаемых названий – Ледяная, Водяная, Парная. Затем педагог читает стихи:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Задание командам – выбрать картинки, где вода соответственно в твердом, жидком и газообразном состоянии. Команды подходят к столам (“автобусным остановкам”), на которых разложены картинки (рисунки 3-8). Выбирают нужные картинки и переходят к другой “остановке”. Побывав на всех остановках, выбрав нужные картинки, представители команд объясняют свой выбор.
Читайте также:
- Как экономические связи переориентировались на отечественное сырье кратко санкт петербург
- Как проверить воспитателя в детском саду
- От воспитания к самовоспитанию 10 класс самопознание план урока
- Почему с повышением температуры сопротивление электролита уменьшается кратко
- Какие особенности строения птицы связаны с ее способностью к полету кратко