Обеспечение радиационной безопасности населения обж 8 класс план урока

Обновлено: 30.06.2024

Развивающие

способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;

развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;

воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;

продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

Радиационно опасный объект, радиоактивность, АЭС, радиационная авария, лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт, рентген

Межпредметные связи

Ресурсы урока:

ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

Приемы работы

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование.

Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

Формы работы

Работа в группах

этапы урока задача этапа

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас не обращать на это внимания, не волноваться и настроиться на плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения.

Приветствуют учителя. Отчёт дежурного.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

Закрепление пройденного материала

Задание 1. (фронтальный опрос)

На бланках написать классификацию ЧС техногенного характера

Заполняют предложенный бланк задания

Проводят взаимопроверку согласно эталона на слайде, оценивают выполненное задание, выставляют оценку и ставят свою фамилию

Задание 2. Составьте из слов паззлов определения:

Чрезвычайная ситуация ТХ

3 ученика на парте составляют правильно определение и затем прикрепляют на доске магнитами

III. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти две даты? (11 марта 2011 и 26 апреля 1986)

Эти две фотографии?

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать эксперты из разных областей наук: физики, биологии, медицины, биологии. Но для начала нам необходимо определить тему и цель урока.

Целеполагание:

Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом.

Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока.

Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то:

Слайд 3. Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока:

3. радиационно опасный

Ребята, что это такое?

Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна ( Радиация)

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?

1.Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2.Что такое радиационная авария;

3. Как действует радиация на организм человека.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Определяют тему урока.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Объяснение нового материала

Ребята, как вы думаете, радиация всегда была или нет?


Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете радиационно опасные объекты?

А для чего они используются?

Какое физическое явление лежит в основе работы этих объектов?

Как давно оно было открыто?

Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории этого явления (радиоактивность)

8 слайд. Вильгельм Конрад Рентген

(Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское.)

9 слайд. Антуан Анри Беккерель

( В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана . Исследуя работу Рентгена , он завернул флюоресцирующий материал — уронил сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения )

10 слайд. Пьер и Мария Кюри

( Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества. В том же 1898 году был открыт полоний — элемент, названный в честь Польши, родины Марии Кюри )

Рассуждают, дают ответы

Рассуждают, отвечают на вопросы

Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился

Слушают выступающего а затем обсуждают

Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради

V I . Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя (Практическая работа)

Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос.

Задание 1. Виды РОО (Приложение 1)

Задание 2. Список АЭС России (Приложение 2)

Задание 3. Группы чувствительности органов к радиации (Приложение 3)

Задание 4. Степени лучевой болезни (Приложение 4)

Встают из-за парт и выполняют под музыкальный видеоролик разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы.

Ребята, а что такое РОО?

Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу

Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС)

А какие АЭС есть в России?

Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2.

Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные

В России 10 действующих АЭС

Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы

А что такое радиационная авария?

Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1.

Внешние события (чрезвычайные ситуации)

Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать?

Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ , который нам расскажет об ионизирующих излучениях.

Чем же опасно гамма излучение для человека?

(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)

Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов.

О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу.

Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется?

Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ

( Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р)

Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад

Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)

Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.

Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним)


Ребята, а вы знаете, что естественная радиация оказывает влияние на жизнь на Земле? Чтобы понять, каким образом, на расскажет эксперт из области биологии

Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают радиоактивные вещества?

(нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;

они способны вызывать поражение не только при соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения;

радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом. )

Нормы радиационной безопасности

Записывают определение в тетради

Выступает группа 1

Кратко записывают виды РОО в тетради

Отвечают на вопросы

Отвечает 2 группа

Записывают в тетради

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Записывают виды излучений

Смотрят видео, обсуждают

Выступает 3 группа.

Записывают в тетради группы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Отвечает группа 4

Записать в тетради кратко

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

VI I . Закрепление

Задача этапа: Активизировать вербальную память

Кто открыл явление радиоактивности

Какие виды излучения вы теперь знаете?

Какое из них самое опасное?

В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?

Радон – это искусственный или естественный источник излучения?

Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?

Назовите потенциально опасный радиационный объект

Обучающиеся формулируют свои ответы

VI I I. Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

Комментирование и выставление оценок

Какая была цель урока?

( 1. Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2. Узнать, что такое радиационная авария;

3. Как действует радиация на организм человека. )

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Организует самооценку, обучающихся.

(Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора.

Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал.

Желтый – я старался быть активным на уроке и хорошо усвоил учебный материал.

Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный материал.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока.

Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора

VIII. Домашнее задание

Задача этапа: Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время

В ходе проведения урока, учащиеся знакомятся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности.

ВложениеРазмер
urok_obespechenie_radiatsionnoy_bezopasnosti_naseleniya.zip 840.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обеспечение радиационной безопасности населения

Цель: ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в виде соревнования между двумя командами. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

1 задание. Выполнить тест.

1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

а). химически опасные объекты

б). гидротехнические сооружения

в). радиоактивно опасные объекты

г). взрывопожароопасные объекты

2. Назвать вид события на АЭС при котором разрушается реактор и происходит выброс в окружающую среду значительной доли радиоактивных продуктов:

а). авария в пределах АЭС

б). тяжелая авария

в). авария с риском для окружающей среды

г). глобальная авария

3. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

4. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

а). щитовидная железа

б). кожный покров

г). красный костный мозг

5. Однократное облучение:

а). первые двое суток

б). первые четверо суток

г). первые трое суток

6. После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии, в период ликвидации устанавливается зона:

а). зона отчуждения

б). зона ограничений

в). зона профилактических мероприятий

г). зона экстренных мер защиты населения

2 задание. Ответить на вопросы. (каждой команде по 3 вопроса)

1. Классификация аварий на радиационно опасном объекте.

2. Классификация происшествий на радиационно опасном объекте.

3. Зоны радиоактивного заражения.

5. Стадии лучевой болезни.

6. Типы радиационно опасных объектов.

3 задание. Блиц-опрос для капитанов. (капитаны отвечают на вопросы поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан)

На вопросы капитаны отвечают поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан.

1. Что такое ионизирующее излучение?

2. Какое событие понимается как радиационная авария?

3. Что такое радиационно опасный объект?

4. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?

5. Источники внешнего облучения.

6. Источники внутреннего облучения.

3. Изучение нового материала

  • радиационная безопасность населения – это состояние защищенности

настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения;

  • естественный радиационный фон – это доза излучения, создаваемая

космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле.

  • техногенно измененный радиационный фон – это естественный

радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

  • санитарно-защитная зона – это территория вокруг источника

ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы для населения.

  • зона наблюдения – это территория за пределами санитарно-защитной

зоны, на которой проводится радиационный контроль;

  • радиационная авария – это потеря управления источником

ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Все люди на Земле получают от всех естественных и искусственных источников в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения в зависимости от возникшей ситуации.

Возникновение радиационной аварии

1. находясь на улице необходимо:

- немедленно защитить органы дыхания платком, шарфом

- укрыться в ближайшем здании, лучше в своей квартире

- войдя в помещение, в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.

2. находясь дома необходимо:

- закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия

- включить телевизор и ждать информации о дальнейших действиях

- загерметизировать помещении е

- открытые продукты поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты

- сделать запас воды в закрытых сосудах

- продукты и воду поместить в холодильник

- помещение оставлять в крайней необходимости, одевая средства индивидуальной защиты

Эвакуация при радиационной аварии

- собрать необходимые вещи: документы, деньги, личные вещи (обувь и одежду по сезону), однодневный запас продуктов и сложить все это в чемодан или рюкзак

- обернуть чемодан полиэтиленовой пленкой

- отключить электро- и газовые приборы

- одеть средства индивидуальной защиты и двигаться к сборному эвакуационному пункту

- при движении не снимать средств индивидуальной защиты, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве, не прикасаться к посторонним предметам, не пить, не принимать пищу, не курить

- зарегистрироваться на эвакуационном пункте

- прибыв в безопасный район, принять душ и сменить белье и обувь на незараженные

Правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности

- уборка помещения влажным способом с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников

- обувь, в которой ходили по улице, ополаскивать водой (особенно подошву), затем протирать влажной тряпкой

- при возможности обувь и верхнюю одежду оставлять вне квартиры (дома)

- территорию двора периодически увлажнять

- мусор из пылесоса и использованную ветошь при уборке необходимо сбрасывать в яму, вырытую в земле

- на открытой местности не раздеваться, не садиться на землю, не курить

- не купаться в открытых водоемах

- не употреблять в пищу рыбу, раков, особенно из местных водоемов

- перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды

- проведение йодной профилактики (в течение 7 дней по одной таблетке йодистого калия, а для детей до 2 лет ¼ таблетки)

1. На каких предприятиях нашего города может произойти радиационная авария.

2. Вы проживаете на местности, где степень радиационного загрязнения превышает допустимые нормы. Определите свой порядок действий для обеспечения личной безопасности.

3. Вам разрешено проживать на территории, прилегающей к зоне радиационной аварии. Какие правила необходимо соблюдать при этом.

5. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 8 КЛАССЕ.

Обеспечение радиационной безопасности населения

Цели урока: рассмотреть и изучить меры, предусмотренные в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии. Задачи урока: Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения. Развивающие: способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения. Воспитывающие: воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме. Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, презентация.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Что такое ионизирующее излучение?

- Какой объект называют радиационно-опасным?

- Что понимают под радиоактивным загрязнением окружающей среды?

- Приведите примеры радиационно-опасных объектов. Чем они занимаются

III. Актуализация опорных знаний.

Слайд № 2 . Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Ядерная энергетика предъявляет повышенные требования к …..

- Продолжить мысль ( строительству и эксплуатации станций, к уровню квалификации персонала, точности и надежности оборудования, уровню общей культуры безопасности всего населения)

IV. Основная часть. Формирование новых знаний

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Работа с учебником стр. 106-107. Запись основных понятий в тетрадь. (Радиационная безопасность, естественный радиационный фон, техногенно измененный радиационный фон, эффективная доза, санитарно – защитная зона, зона наблюдения, радиационная авария).

Слайд № 4-6. В законе определено государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности и установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате использования источников ионизирующего излучения. Разработаны нормы радиационной безопасности (НРВ – 96/99), которые введены на территории России с 1 января 2000 года.

Обратимся к учебнику стр. 108, что говорится в законе по этому поводу? Зачитать.

Слайд № 7. Записать в тетрадь.

Работа с учебником. Что в законе говорится о облучении, создаваемом естественным радиационным фоном, а также о дозах получаемых гражданами при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения.

В настоящее время в нашей стране принимаются меры по обеспечению безопасности функционирования ядерной энергетики, которые призваны исключить попадание радионуклидов в окружающую среду при работе АЭС в нормальном режиме и даже при возникновении на них аварий. Это достигается тем, что на пути выхода продуктов деления в окружающую среду создаются определенные барьеры.

Слайд № 10-11, 12.

Слайд № 13- 14. Для обеспечения радиационной безопасности населения в условиях развития ядерной энергетики необходимо повышение уровня знаний всего населения в вопросах понимания сущности физических и биологических процессов, связанных с ионизирующим излучением, а также знание нормативно – правовых актов и соблюдение норм поведения в области радиационной безопасности.

Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

1. Защитить органы дыхания _________________________________________.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше __________________________________.

3. Войдя в помещение, снять _______________________________, закрыть __________________________________________________________________________,включить_________________________________________________.

4. Провести герметизацию _________________________________ и защиту __________________________________________________________________,

5. Открытые продукты питания ______________________________________.

6. Продукты и воду поместить в ______________________________________ или ______________________________________________________________.

7. В течение 7 дней принимать по __________________ таблетке __________________________________________________________________.

При отсутствии специальных таблеток использовать _______ капель ____ % - ного раствора________ на ____________ воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие ____________,_____________________________________________________.

9. Строго соблюдать правила ________________________________________, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять _____________________________________ только при крайней необходимости и на короткое ________________________________________.

При выходе защищать _____________________________________,надевать __________________________________________________________________.

После возвращения _________________________________________________.

1. Защитить органы дыхания платком, шарфом.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше в собственной квартире .

3. Войдя в помещение, снять верхнюю одежду и обувь, закрыть окна, двери, вентиляционные люки, включить радиоприемник или телевизор.

4. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов питания.

5. Открытые продукты питания поместить в полиэтиленовые мешки , пакеты или пленку .

6. Продукты и воду поместить в холодильник или в закрываемые шкафы.

7. В течение 7 дней принимать по одной таблетке йодистого калия.

При отсутствии специальных таблеток использовать 3-5 капель 5 % - раствора йода на стакан воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды, промывать.

9. Строго соблюдать правила личной гигиены , значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, надевать плащ, накидку или табельные средства защиты кожи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: рассмотреть и изучить меры, предусмотренные в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии.

Задачи урока:

Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.

Развивающие: способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

Воспитывающие: воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, презентация.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Что такое ионизирующее излучение?

- Какой объект называют радиационно-опасным?

- Что понимают под радиоактивным загрязнением окружающей среды?

- Приведите примеры радиационно-опасных объектов. Чем они занимаются

III. Актуализация опорных знаний.

Слайд № 2 .Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Ядерная энергетика предъявляет повышенные требования к …..

- Продолжить мысль ( строительству и эксплуатации станций, к уровню квалификации персонала, точности и надежности оборудования, уровню общей культуры безопасности всего населения)

IV. Основная часть. Формирование новых знаний

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Работа с учебником стр. 106-107. Запись основных понятий в тетрадь. (Радиационная безопасность, естественный радиационный фон, техногенно измененный радиационный фон, эффективная доза, санитарно – защитная зона, зона наблюдения, радиационная авария).

Слайд № 4-6. В законе определено государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности и установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате использования источников ионизирующего излучения. Разработаны нормы радиационной безопасности (НРВ – 96/99), которые введены на территории России с 1 января 2000 года.

Обратимся к учебнику стр. 108, что говорится в законе по этому поводу? Зачитать.

Слайд № 7. Записать в тетрадь.

Работа с учебником. Что в законе говорится о облучении, создаваемом естественным радиационным фоном, а также о дозах получаемых гражданами при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения.

В настоящее время в нашей стране принимаются меры по обеспечению безопасности функционирования ядерной энергетики, которые призваны исключить попадание радионуклидов в окружающую среду при работе АЭС в нормальном режиме и даже при возникновении на них аварий. Это достигается тем, что на пути выхода продуктов деления в окружающую среду создаются определенные барьеры.

Слайд № 10-11, 12.

Слайд № 13-14. Для обеспечения радиационной безопасности населения в условиях развития ядерной энергетики необходимо повышение уровня знаний всего населения в вопросах понимания сущности физических и биологических процессов, связанных с ионизирующим излучением, а также знание нормативно – правовых актов и соблюдение норм поведения в области радиационной безопасности.

Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

1. Защитить органы дыхания _________________________________________.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше __________________________________.

3. Войдя в помещение, снять _______________________________, закрыть __________________________________________________________________________,включить_________________________________________________.

4. Провести герметизацию _________________________________ и защиту __________________________________________________________________,

5. Открытые продукты питания ______________________________________.

6. Продукты и воду поместить в ______________________________________ или ______________________________________________________________.

7. В течение 7 дней принимать по __________________ таблетке __________________________________________________________________.

При отсутствии специальных таблеток использовать _______ капель ____ % - ного раствора________ на ____________ воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие ____________,_____________________________________________________.

9. Строго соблюдать правила ________________________________________, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять _____________________________________ только при крайней необходимости и на короткое ________________________________________.

При выходе защищать _____________________________________,надевать __________________________________________________________________.

После возвращения _________________________________________________.

1. Защитить органы дыхания платком, шарфом.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше в собственной квартире.

3. Войдя в помещение, снять верхнюю одежду и обувь, закрыть окна, двери, вентиляционные люки, включить радиоприемник или телевизор.

4. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов питания.

5. Открытые продукты питания поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку.

6. Продукты и воду поместить в холодильник или в закрываемые шкафы.

7. В течение 7 дней принимать по однойтаблетке йодистого калия.

При отсутствии специальных таблеток использовать 3-5капель 5 % - раствора йода настакан воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды, промывать.

9. Строго соблюдать правила личной гигиены, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять помещениетолько при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, надевать плащ, накидку или табельные средства защиты кожи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в виде соревнования между двумя командами. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

1 задание. Выполнить тест.

1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

а). химически опасные объекты

б). гидротехнические сооружения

в). радиоактивно опасные объекты

г). взрывопожароопасные объекты

2. Назвать вид события на АЭС при котором разрушается реактор и происходит выброс в окружающую среду значительной доли радиоактивных продуктов:

а). авария в пределах АЭС

б). тяжелая авария

в). авария с риском для окружающей среды

г). глобальная авария

3. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

4. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

а). щитовидная железа

б). кожный покров

г). красный костный мозг

5. Однократное облучение:

а). первые двое суток

б). первые четверо суток

г). первые трое суток

6. После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии, в период ликвидации устанавливается зона:

а). зона отчуждения

б). зона ограничений

в). зона профилактических мероприятий

г). зона экстренных мер защиты населения

2 задание. Ответить на вопросы. (каждой команде по 3 вопроса)

1. Классификация аварий на радиационно опасном объекте.

2. Классификация происшествий на радиационно опасном объекте.

3. Зоны радиоактивного заражения.

5. Стадии лучевой болезни.

6. Типы радиационно опасных объектов.

3 задание. Блиц-опрос для капитанов. (капитаны отвечают на вопросы поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан)

На вопросы капитаны отвечают поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан.

1. Что такое ионизирующее излучение?

2. Какое событие понимается как радиационная авария?

3. Что такое радиационно опасный объект?

4. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?

5. Источники внешнего облучения.

6. Источники внутреннего облучения.

3. Изучение нового материала

радиационная безопасность населения – это состояние защищенности

настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения;

естественный радиационный фон – это доза излучения, создаваемая

космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле.

техногенно измененный радиационный фон – это естественный

радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

санитарно-защитная зона – это территория вокруг источника

ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы для населения.

зона наблюдения – это территория за пределами санитарно-защитной

зоны, на которой проводится радиационный контроль;

радиационная авария –это потеря управления источником

ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Все люди на Земле получают от всех естественных и искусственных источников в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения в зависимости от возникшей ситуации.

Возникновение радиационной аварии

1. находясь на улице необходимо:

- немедленно защитить органы дыхания платком, шарфом

- укрыться в ближайшем здании, лучше в своей квартире

- войдя в помещение, в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.

2. находясь дома необходимо:

- закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия

- включить телевизор и ждать информации о дальнейших действиях

- загерметизировать помещении е

- открытые продукты поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты

- сделать запас воды в закрытых сосудах

- продукты и воду поместить в холодильник

- помещение оставлять в крайней необходимости, одевая средства индивидуальной защиты

Эвакуация при радиационной аварии

- собрать необходимые вещи: документы, деньги, личные вещи (обувь и одежду по сезону), однодневный запас продуктов и сложить все это в чемодан или рюкзак

- обернуть чемодан полиэтиленовой пленкой

- отключить электро- и газовые приборы

- одеть средства индивидуальной защиты и двигаться к сборному эвакуационному пункту

- при движении не снимать средств индивидуальной защиты, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве, не прикасаться к посторонним предметам, не пить, не принимать пищу, не курить

- зарегистрироваться на эвакуационном пункте

- прибыв в безопасный район, принять душ и сменить белье и обувь на незараженные

Правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности

- уборка помещения влажным способом с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников

- обувь, в которой ходили по улице, ополаскивать водой (особенно подошву), затем протирать влажной тряпкой

- при возможности обувь и верхнюю одежду оставлять вне квартиры (дома)

- территорию двора периодически увлажнять

- мусор из пылесоса и использованную ветошь при уборке необходимо сбрасывать в яму, вырытую в земле

- на открытой местности не раздеваться, не садиться на землю, не курить

- не купаться в открытых водоемах

- не употреблять в пищу рыбу, раков, особенно из местных водоемов

- перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды

- проведение йодной профилактики (в течение 7 дней по одной таблетке йодистого калия, а для детей до 2 лет ¼ таблетки)

4. Закрепление

1. На каких предприятиях нашего города может произойти радиационная авария.

2. Вы проживаете на местности, где степень радиационного загрязнения превышает допустимые нормы. Определите свой порядок действий для обеспечения личной безопасности.

3. Вам разрешено проживать на территории, прилегающей к зоне радиационной аварии. Какие правила необходимо соблюдать при этом.

5. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность.

Читайте также: