Нужна ли школа на ходу для потребителя в процессе предоставления услуги и почему

Обновлено: 05.07.2024

ГОСТ Р 50646-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Services for people

Terms and definitions

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению"

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2020 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины, отражающие систему понятий в сфере услуг населению, расположены в систематизированном порядке.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющих общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов и/или указывая объекты, относящиеся к определяемому понятию. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, менеджмента услуг и подтверждения соответствия в сфере услуг, оказываемых населению.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 10002 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях

ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 Общие понятия

3.1.1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг.

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 услуга - это результат, как минимум, одного действия, обязательно произведенного (осуществленного при взаимодействии) между поставщиком и заказчиком (потребителем), как правило, нематериальный.

2 Услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные, нематериальные - (социально-культурные) и смешанные.

3.1.2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которой включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе, предоставляемому потребителем.

1 Материальные услуги включают: услуги автосервиса, ремонт и техническое обслуживание оборудования, техники, машин, ремонт и возведение жилых построек, ремонт и изготовление изделий, химическую чистку, стирку белья, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги средств размещения, услуги индустрии питания и пр.

2 Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств продукта или изготовление нового продукта по заказам потребителей, перемещение грузов и людей, создание условий для потребления услуг по заказам потребителей и т.п.

3 Услуги отдельных видов, осуществляемые за плату по заказу потребителей и имеющие некий материальный результат или материальное выражение, иногда называют работой.

4 Материальные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.

3.1.3 социально-культурная [нематериальная] услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.

1 Социально-культурные услуги включают:

- предоставление нематериальных продуктов (например, страхование, банковские, финансовые, экспертные и правовые услуги, консалтинг);

- образовательные услуги (обучение, подготовка кадров, повышение квалификации персонала и пр.);

- услуги культуры, спорта, туризма, организация отдыха и досуга;

- уход и лечение заказчиков (например, парикмахерские и косметические услуги, медицинские услуги, услуги для непродуктивных животных);

- сдача внаем оборудования, помещений (например, агентства по сдаче в аренду, услуги проката);

- сетевые услуги (услуги связи, Интернет, телекоммуникаций, телефонной связи и др.).

2 Социально-культурные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.

3 К смешанным услугам относят услуги, предусматривающие одновременное удовлетворение материально-бытовых и социально-культурных потребностей потребителей услуг.

3.1.4 исполнитель услуг: Предприятие, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услугу потребителю.

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 исполнителя услуг называют поставщиком услуг.

2 Исполнитель услуг может быть назван сервисной организацией.

3.1.5 потребитель услуг: Физическое лицо, получающее, заказывающее либо имеющее намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Примечание - Потребителем услуг может быть заказчик, клиент, гость, покупатель, турист, пассажир, посетитель, пациент, пользователь услуг, клиент на абонентском обслуживании, потенциальный заказчик.

3.1.6 заказ на услугу: Соглашение между потребителем и исполнителем услуги в устной или иной форме, в соответствии с которым исполнитель услуг принимает на себя обязательства оказать услугу.

3.1.7 договор оказания [предоставления] услуг: Документально оформленное соглашение между потребителем и исполнителем услуг, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон.

3.1.8 кодекс поведения исполнителя услуг: Совокупность правил поведения исполнителя услуг при оказании (предоставлении) услуг, основанных на соблюдении требований установленных документов.

3.1.9 оказание [предоставление] услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 оказание услуг - это действие по предоставлению услуги.

2 Оказание услуги можно подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.

3.1.10 обслуживание: Деятельность исполнителя услуг при непосредственном контакте с потребителем услуг.

Примечание - В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 10002 обслуживание - это взаимодействие организации с потребителем (заказчиком) на всех этапах оказания услуги.

3.1.11 процесс обслуживания: Совокупность операций и действий, выполняемых исполнителем услуг при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания (предоставления) услуг.

3.1.12 метод [способ] обслуживания потребителей: Метод (способ) реализации потребителям продукции, осуществления организационных мероприятий в процессе оказания (предоставления) услуг.

3.1.13 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса оказания (предоставления) услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

3.1.14 продолжительность исполнения услуги: Норматив времени на исполнение услуги, установленный исполнителем услуги и доведенный до сведения потребителя услуги.

Примечание - Примерами установленных нормативов времени на исполнение услуги являются нормативы времени на изготовление продукции общественного питания, услуги химчистки, услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, транспорта и т.п.

3.1.15 продолжительность обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель услуг непосредственно взаимодействует с исполнителем услуг.

3.1.16 правила обслуживания: Документ, регламентирующий порядок и условия обслуживания потребителей и содержащий соответствующие требования и нормы.

3.1.17 правила оказания [предоставления] услуг: Документ, устанавливающий порядок, соблюдение которого необходимо для выполнения каких-либо действий при оказании услуг.

Примечание - Примерами правил оказания (предоставления) услуг являются Правила бытового обслуживания населения, Правила оказания услуг общественного питания, Правила предоставления гостиничных услуг, Правила выполнения отдельных видов работ, действующие в Российской Федерации и утвержденные в установленном порядке, и др.

3.1.18 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.

3.1.19 результат услуги: Результат деятельности исполнителя услуги, направленной на удовлетворение потребности потребителя услуги.

Примечание - Результат услуги заключается в изменении состояния объекта услуги и/или удовлетворении потребностей.

3.1.20 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению.

3.2 Понятия в области стандартизации услуг

3.2.1 объект стандартизации: Услуга, процесс оказания (предоставления) услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.

3.2.2 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.

3.2.3 стандарт на услугу: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики и правила оказания услуг или выполнения работ.

Примечание - К стандартам на услуги относят: международные, региональные и национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, стандарты организации.

3.2.4 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.

Примечание - К техническим документам на услугу относят технические условия, технологические карты, технологические инструкции, стандарты работы и обслуживания, технические описания, спецификации, эксплуатационную документацию, схемы, чертежи, эскизы и пр.

3.3 Понятия в области качества и менеджмента услуг

3.3.1 качество услуги: Совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Структура сервисного взаимодействия в процессе предоставления услуги. Сервисное взаимодействие в процессе предоставления услуги — это связь потребителя и исполнителя услуги, взаимопонимание в совместной деятельности, состояние внутреннего согласия в результате взаимного принятия партнерами друг друга такими, как они есть, со всеми достоинствами и недостатками. Совместная деятельность в этом случае — система активности взаимодействующих субъектов, направленная на целесообразное предоставление услуги.

Отличительные признаки сервисного взаимодействия в условиях совместной деятельности:

1) пространственное и временное соприсутствие, создающее возможность межличностного контакта и обмена действиями, информацией;

2) наличие общей цели — предвосхищение результата совместной сервисной деятельности, отвечающей общим ожиданиям и способствующей реализации потребностей;

3) наличие ведущего звена во взаимодействии — сотрудника сервисной организации. Потребитель воспринимает услугу, пользуется ею. Между ними распределены полномочия, права и обязанности;

4) взаимозависимость индивидов в процессе совместной деятельности, проявившейся в самом процессе предоставления услуги. Здесь последовательность действий четко обусловлена, специализирована и иерархизирована в рамках единого комплекса (например, туристского);

5) возникновение межличностных отношений в процессе совместной деятельности, приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Вначале межличностные отношения обусловлены совместной деятельностью, а потом

межличностные отношения воздействуют на процесс и результат совместной деятельности;

6) совместная деятельность имеет многоцелевой характер, так как цель имеет каждый участник процесса, а совместная деятельность имеет свою цель. Поэтому можно говорить о системе целей сервисного взаимодействия в совместной деятельности, подчиненных общей цели: решению проблемы человека в результате предоставляемой услуги.

Работник сервисной организации выполняет при этом двоякую

■ он предоставляет услугу, владея соответствующими технологиями, т.е. оказывает специализированную помощь потребителю

■ как практический психолог, взаимодействует с потребителем,

выбирает наиболее подходящий способ общения, средства воздействия на него, на его понятия и представления.

Сервисное взаимодействие в этом случае оказывается синтезом поведения сотрудника сервисной организации по отношению к потребителю, отношения к нему, понимания его проблем, с одной стороны, и восприятия процесса предоставления услуги потребителем — с другой.

Структура сервисного взаимодействия в процессе предоставления услуги представлена на рис. 3.3.

Взаимодействие в процессе предоставления услуги — достаточно сложное по структуре явление. Искомым результатом в этом случае являются комфортные для обеих сторон параметры взаимодействия, уровень взаимопонимания и согласия, удовлетворенность потребителя. Достижение такого результата предполагает использование работником сервисной организации, предоставляющим услугу, ряда специальных психологических механизмов, что еще раз подчеркивает значение психологической подготовки специалиста сферы сервиса.

В связи с тем, что платные образовательные услуги в настоящее время пользуются большим спросом, на потребительском рынке присутствует многообразие образовательных организаций, реализующих различные образовательные программы на платной основе.

Однако обращения граждан с жалобами на нарушения их прав при предоставлении платных образовательных услуг свидетельствуют о том, что не все образовательные организации добросовестно осуществляют свою деятельность.

Чтобы избежать нарушений в указанной сфере деятельности потребителю необходимо знать некоторые понятия и особенности пользования платными образовательными услугами.

Участниками отношений в сфере предоставления платных образовательных услуг являются:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

Исполнитель - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

К организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Предоставление организациями платных образовательных услуг регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами РФ:

Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства от 15.08.2013 г. №706 (далее Правила).

Правила детализируют основные поло­жения Закона об образовании и чётко определя­ют понятие платных образовательных ус­луг – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических или юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных средств (взамен или в рамках основных образовательных программ, которые должны реализовываться на бесплатной основе).

Плат­ные образовательные услуги оказываются только на добро­вольной основе и по желанию обучающегося.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и т.п.

Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Исполнитель обязан:

Обеспечить потребителю оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

1. До заключения договора и в период его действия предоставлять потребителю достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Закон об образовании (ст. 29) и Закон о защите прав потребителей (ст. 8, 9, 10) содержат указание на обязанность исполнителя предоставлять потребителю следующую информацию:

наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы, контактные телефоны и адреса электронной почты; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество, адрес места жительства и адрес места осуществления образовательной деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию, информация об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;

сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (номер и дата, перечень услуг, составляющих образовательную деятельность в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

сведения о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации;

стоимость услуг в рублях (за месяц, семестр, год);

cведения о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин;

сведения о численности обучающихся за счет бюджетных средств и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц;

сведения о языках, на которых осуществляется образование;

сведения о федеральных государственных образовательных стандартах (утверждаются Министерством образования и науки РФ), об образовательных стандартах (утверждаются образовательными организациями высшего образования);

сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

сведения о результатах приема обучающихся по каждой профессии, специальности, с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления обучающихся;

сведения о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

сведения о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

cведения о возможности трудоустройства выпускников;

сведения о правилах оказания платных образовательных услуг;

другие сведения, предусмотренные вышеуказанными законами.

Указанная информация в наглядной и доступной форме предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Кроме этого потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления со следующими документами (копиями) образовательной организации:

устав образовательной организации;

лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);

локальные нормативные акты, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

иные документы, предусмотренные Законом об образовании.

Вышеуказанная информация и документы, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Порядок заключения и расторжения договора

Договор заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения:

полное наименование исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество исполнителя - индивидуального предпринимателя;

место нахождения или место жительства исполнителя;

фамилия, имя, отчество потребителя, его место жительства, телефон;

фамилия, имя, отчество представителя исполнителя или потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия указанных представителей;

права, обязанности и ответственность исполнителя, потребителя;

полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

вид, уровень или направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида или направленности);

сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

порядок изменения и расторжения договора;

другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на дату заключения договора.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п.8 Правил).

Включение в типовой договор условия о возможности периодического (например, ежемесячно) повышения исполнителем стоимости услуг на определенный процент (фиксированную сумму) является неправоверным и ущемляющим права потребителя.

Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом (например, приказ директора, ректора и т.д.) и доводятся до сведения потребителя.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги, не предусмотренные договором, за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, он вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ и статьей 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе в любое время (как до начала оказания услуг, так и в процессе оказания услуг и независимо от причин, послуживших основанием для расторжения договора) отказаться от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг при условии оплаты исполнителю лишь стоимости образовательных услуг, которые фактически были оказаны потребителю на момент расторжения договора (фактические расходы). При этом следует знать, что денежная сумма, которая удерживается исполнителем в данном случае, должна быть обоснована и подтверждена документарно (например, смета расходов).

При желании расторгнуть в одностороннем порядке договор с исполнителем потребителю необходимо письменно обратиться к нему с заявлением о расторжении договора.

В случае невозможности оказания исполнителем услуги по вине потребителя (прогул и т.п.), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (ч. 2 ст. 781 Гражданского кодекса РФ).

Если потребитель докажет, что его вина в пропуске занятий отсутствует (болезнь, командировка и т.д.), то он вправе требовать переноса пропущенных занятий на другое время.

По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Права потребителя
при обнаружении недостатков оказанной услуги

Недостаток платных образовательных услуг - несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).

Пункт 17 Правил и статья 29 Закона о защите прав потребителей устанавливают, что при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), потребитель вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного оказания образовательных услуг;

соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, потребитель вправе по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг или закончить оказание платных образовательных услуг;

поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (ст.11 Гражданского кодекса РФ, ст.17 Закона о защите прав потребителей).

Образовательные услуги

Вопрос: плата за каждый курс обучения вносится авансовыми платежами:

- за осенний семестр - до 01 июля в размере не менее 1/2 от суммы, указанной в договоре;

- за весенний семестр - до 25 января в размере не менее 1/2 от суммы, указанной в договоре.

А это получается что за первый семестр я должна заплатить за 4 месяца вперед, а за второй семестр - за 2 месяца вперед. Законно ли это требование?

Ответ: Порядок предоставлению платных образовательных услуг регламентируется : Главой 39 ГК РФ, " Правилами оказания платных образовательных услуг"утв.ПП РФ от 05.05.2001 № 505 , Законом РФ "Об образовании" 10.07.19922г № 3266-1. Согласно п. 17-18 Правил - Потребимтель обязан оплатить услуги в порядке и сроки установленные договором. Стоимость услуг указывается в договоре и согласовывается сторонами.

Вопрос: При поступлении мне было отказано в ознакомлении с учебным планом. Какая информация должна быть предоставлена при заключении договора на оказание платных образовательных услуг?

Ответ: Уже на стадии выбора образовательного учреждения каждый потенциальный студент является потребителем, а значит, имеет права, предоставленные ему Законом РФ "О защите прав потребителей".

Одной из самых первых и необходимых является информация об исполнителе. Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей", исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги по возмездному договору.

Согласно статье 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель должен иметь вывеску с указанием фирменного наименования (наименования) и юридического адреса. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др.), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения (п. 6 ст. 9 Федерального закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Важным документом является устав образовательного учреждения. Абитуриенты должны быть с ним ознакомлены и в материалах личного дела должна иметься об этом отметка (п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). В уставе вуза отражаются характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности студентов, преподавателей, перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. В уставе же указываются все структурные подразделения, филиалы и отделения вуза (п.1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании").

Любой вуз, оказывающий образовательные услуги за плату, обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию не только об исполнителе, но и об образовательных услугах (ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Согласно п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг, эта информация в обязательном порядке должна содержать:

уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления ;

стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

порядок приема и требования к поступающим.

По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить для ознакомления:

основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг (п. 10 Правил оказания платных образовательных услуг).

Но и это еще не все. По просьбе потребителя исполнитель обязан сообщать другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" информация должна быть достоверной ( ст.8).

Кроме того, образовательное учреждение должно в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о самих Правилах оказания платных образовательных услуг ( ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей"), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации №505 от 5 июля 2001 года.

Вопрос: Если я заплатила за обучение сына за год, а он обучался всего два месяца. Должны ли мне вернуть оставшуюся сумму?

Ответ: Согласно ст. 32 Закона О ЗПП, потребитель вправе досрочно расторгнуть договор в любой момент и учебное заведение обязано сделать перерасчет и вернуть потребителю сумму за минусом фактически понесенных затрат, при этом обосновав эти затраты. Другое дело, если студент или учащийся отчислен по неуспеваемости или нарушению дисциплины, то учебное заведение не обязано возвращать деньги.

Вопрос: Есть ли какие то льготы по оплате за обучение, которыми можно воспользоваться?

Ответ: Льготы могут быть предусмотрены учебными заведениями, и эту информацию администрация обязана довести до потребителей. И хотелось бы напомнить еще, что по закону, если Вы обучаетесь за плату при предоставлении соответствующих документов в налоговые органы, Вам будет предоставлено право на налоговые вычеты.

Вопрос: Вправе ли институт в договоре на оказание платных образовательных услуг предусмотреть оплату за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов?

Ответ: Условия о такой форме оплаты нередко содержатся в договорах возмездного оказания образовательных услуг.

Однако повторные пересдачи контрольных, курсовых работ, экзаменов и т.д. являются неотъемлемой частью основной образовательной услуги, соответственно, взимание дополнительной платы является неправомерным.

Применительно к деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений Минобразования России в своем письме от 1 октября 2002 г . указало, что все учебные мероприятия, предусмотренные государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, зачетов, государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-технической практики, относятся к основной деятельности образовательного учреждения и взимание платы за них не допускается.

При решении вопроса о том, какие услуги негосударственного образовательного учреждения относятся к основным, следует исходить из тех же принципов, что при рассмотрении вопроса о содержании основной услуги в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вопрос: Наш ВУЗ не обеспечивает студентов производственной практикой. Говорят – ищите сами. Однако в дипломе такой предмет есть. Обязан ли ВУЗ обеспечивать студентов производственной практикой или нет?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, должна осуществляться на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

Если же ваш вуз не имеет государственной аккредитации, то ваши отношения должны быть урегулированы договором на предоставление платных образовательных услуг.

Вопрос: Заключили с институтом договор на оказание платных образовательных услуг, в котором указано, что закончившим будет выдан диплом государственного образца. При переводе в другой вуз была выдана академическая справка установленного образца. Должны ли мне были выдать справку государственного образца?

Ответ: Выдача документов об образовании установленного образца означает, что учебное заведение не имеет государственной аккредитации.

Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства должны быть зафиксированы в приемных документах и заверены личной подписью абитуриента (п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). Государственная аккредитация учебного заведения означает, что уровень подготовки выпускников соответствует по содержанию и качеству требованиям государственных образовательных стандартов (п. 17 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации.

Академическая справка государственного образца также может выдаваться вузом только по специальностям и направлениям подготовки, по которым высшее учебное заведение имеет государственную аккредитацию.

Скорее всего Ваш вуз не имеет государственной аккредитации. В таком случае можно считать, что вуз нарушил Ваше право, как потребителя, на своевременное получение необходимой и достоверной информации

Читайте также: