Нужна ли рынку помощь государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ксения Бирюкова владеет небольшим кафе на Покровке. В меню Sisters cafe – пицца на тонком тесте, супы, стейки с салатами и бургеры. Иногда она бесплатно доставляла заказы постоянным клиентам, живущим поблизости. В пандемию Бирюкова задумалась о получении субсидии на доставку еды. Но процедура оказалась хлопотной. Нужно подать заявку, а вместе с ней предоставить копии договоров, все действующие редакции оферты, график платежей по всем договорам, копии актов выполненных работ, платежные поручения, копии учредительных документов, протокол о назначении гендиректора и др. В самом заявке предприниматель должен дать согласие на проверку информации, в том числе на выездные проверки, а также подтвердить, что не нарушал правил предоставления субсидий в течение трех лет, не получал средств на те же цели и не совершал административных нарушений, повлекших приостановку деятельности. Посредники и консультанты предлагали помощь с подготовкой всех документов за 40 000 руб., говорит Ксения. Sisters cafe это невыгодно: сумма субсидии была в пять раз меньше — примерно 8 000 руб. Важнее всего в период ограничений, чтобы порядок получения разрешения на летние кафе стал проще и прозрачнее. Sisters cafe хотело сделать веранду в соседнем дворике на Покровке, но префектура не дала разрешения, рассказывает Ксения.

В начале пандемии государство приняло пакет мер поддержки малых и средних предприятий, пострадавших от коронавируса и ограничительных мер. Например, власти сократили страховые взносы, заморозили проверки и дела о банкротстве, временно перестали взыскивать и начислять штрафы, предоставили отсрочки по кредитам и налогам (за исключением НДС). Но, несмотря на все это, 64,7% предпринимателей заявили, что не получили от государства никакой помощи, а 38,1% отметили слабую поддержку предпринимателей со стороны государства.

Поможет ли господдержка выжить малому бизнесу

Субсидии и кредиты на зарплаты

Сколько денег получили малые и средние предприятия от государства

Компенсации затрат на дезинфекцию. По данным Минэкономразвития, компенсацию затрат на дезинфекцию и профилактику COVID-19 получило примерно 300 000 предпринимателей (согласно постановлению правительства № 976). Организации и ИП подали 383 400 заявок на субсидии. 289 200 заявителей получили субсидий примерно на 10,7 млрд руб. в целом. Еще 930,9 млн руб. получили 4200 социально ориентированных некоммерческих организаций.
Воспользоваться субсидиями на маски и перчатки могли малые и средние предприятия общественного питания, гостиничного бизнеса, бытовых услуг, спорта и дополнительного образования. Субсидии рассчитывались как сумма первоначальных расходов в 15 000 руб. и текущих трат из расчета 6500 руб. на каждого штатного работника. ИП без работников получали субсидии в 15 000 руб., говорит представитель Минэкономразвития.
Субсидии на зарплаты. Около 90,3 млрд руб. выплачено как субсидии на зарплаты. Заявки подали 2,6 млн малых и средних предприятий, отвечающих установленным критериям. Сами субсидии в апреле и мае 2020 г. получили 2,2 млн организаций и ИП. На каждого сотрудника выплатили 1 МРОТ (12 130 руб. в 2020 г.). На получивших субсидии предприятиях и у ИП работает примерно 3,7 млн человек. Основные условия получения субсидии – сохранение не менее 90% работников, отсутствие задолженности по налогам и взносам.
Отсрочки уплаты налогов и взносов. Отсрочка по налогам и страховым взносам во внебюджетные фонды за 2019 г. и I квартал 2020 г. была предоставлена почти на 128 млрд руб. Отсрочку получили малые и средние предприятия пострадавших отраслей – всего 1,75 млн предприятий с 3,4 млн сотрудников. За II квартал 2020 г. с ИП и малого бизнеса из пострадавших отраслей были списаны налоги и страховые взносы на 87 млрд руб.
Пониженные ставки страховых взносов. С 1 апреля 2020 г. всем малым и средним компаниям, которые платят работникам зарплату больше МРОТа, были снижены ставки страховых взносов с 30% фонда оплаты труда до 15%. По подсчетам Минэкономразвития, за три квартала 2020 г. предприниматели таким образом сэкономили 298,4 млрд руб. В 2021 г. ИП не индексировались страховые взносы, которые они платят за себя. Как ожидается, за текущий год ИП сэкономят еще 14,2 млрд руб.
Согласно федеральному закону № 172-ФЗ ИП из наиболее пострадавших отраслей платят сниженные взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. Сумма сокращена на 1 МРОТ (12 792 руб. в 2021 г.) и составила 20 318 руб. По этой причине ПФР недополучил около 31 млрд руб.

ВТБ по программе кредитования под 2% со списанием задолженности при условии сохранения штата заключил около 21 000 соглашений на 80 млрд руб. Свыше 98% заемщиков (примерно 20 000) выполнили свои обязательства – их кредиты списали за счет средств госпрограммы. По программе кредитов под 0% ВТБ заключено свыше 6000 соглашений на общую сумму 26 млрд руб., говорит представитель ВТБ.

Как уложиться в норматив

Семен Пименов, основатель швейного производства и сети магазинов одежды на юге России DorogoBogato, после первой волны пандемии получил от государства выплату на сотрудников. Выплатили немного, но это помогло восстановить денежные потоки после простоя из-за локдауна, рассказал Пименов. Сейчас помогать не надо, говорит он.

Более четверти руководителей (28,7%) признали, что в пандемию увольняли сотрудников в связи с финансовыми проблемами бизнеса, а 14,3% и сейчас планируют сократить штат.

В первом разделе параграфа мы выделили такую экономическую функцию государства, как поддержание и обеспечение функционирования рыночной системы.

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства. (Вспомните, например, какими законами Российское государство регламентирует предпринимательскую деятельность.)

Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства, как вы знаете, осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.

Еще раз напомним: приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным (экономическим) методам государственного воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.


Так случилось, что я российский предприниматель да уже довольно много лет.

С 1997 года занимаюсь своим делом, за все 23 года ни разу ни о чем не просила государство, никакие налоги не возмещала, возвраты не требовала.

Мой бизнес связан с налогами, с учётом и быть в стороне от происходящего мне сложно.

Вообще как человек, не склонный избегать того, что ко мне прилетает, все же сдерживаю пыл некоторых своих читателей и клиентов, которые говорят о том, что не плохо было бы увидеть меня в кресле ну хотя бы ФНС.

Да, мне проще смотреть на то, что происходит как будто со стороны.

Чуть сбоку и одновременно в той каше, которую вёрст наши чиновники.

Это я делаю, чтобы охватывать всю картину, а не читать о том, что происходит в бизнесе из журналов и газет.

На передовой лучше видно кто куда стрелял и попал ли в цель.

И в связи с последними событиями, много слышу о том, что наше государство пытается активно помогать малому бизнесу.

Я не готова рассуждать на тему нужности вообще раздавать живые деньги бизнесу в ситуации, когда он, бизнес, не работает.

Однако отчётливо вижу грань между, например, Канадой и нашей страной. В Канаде говорят: оставайтесь дома, мы вам дадим денег, будем штрафовать тех, кто должен сидеть дома из-за болезни, но выходит на улицу.

Мы пошли другим путём: оставайтесь дома, иначе мы вас оштрафуем. А если выйдете на улицу без маски и перчаток, то мы вас оштрафуем. Но где купить это обмундирование мы вам не скажем, ибо нам план надо выполнять.

И в этом — соль наших отношений с государством.

Мы много слышим разговоров о том, что МСП это основа экономики.

Видимо, речь о какой-то другой экономике, но точно не нашей.

Люди, действующие из страха потерять то, что у них есть, стремятся к власти.

К безотговорочной власти.

В них нет любви.

Их жены и дети живут в других странах, где нет полицейских настроений против своих граждан.

Там основу экономики составляют люди, а у нас — нефть, бездушная чёрная нефть.

У нас даже есть целый национальный проект по поддержке МСП, который реализуется в интересах самих чиновников, чтобы двигаться за счёт отчетов о проделанной работе дальше вверх по карьерной лестнице.

И дело не в зарплате, которую им платят, а в ресурсах, доступ к которым даёт власть. Безраздельная, чёрствая власть без любви.

И не надо мне рассказывать о том, что предприниматели сами виноваты, что их прижала инспекция.

Я 23 года изо дня в день, 5 дней в неделю наблюдаю за бизнесом, строю схемы, веду учёт, провожу семинары.

Сама налоговая система не эффективна. Эффективно налажена только система сбора.

НДС с услуг, себестоимость которых состоит из зарплаты и больших налогов с неё, должен быть отменён.

При входящем НДС с пониженной ставкой, исходящий должен быть таким же, а не в 2 раза больше.

Сам НДС должен быть не налогом с продаж, где наценка и косвенные расходы порой ниже самой ставки налога, а налогом на эффективность бизнеса, на реальную добавленную стоимость, а не источником наполнения бюджета.

Сейчас НДС как телёнок в стойле: наше дело телячье — обкакался и стой, а дальше хоть не рассветай.

Эффективность налоговых инспекторов измеряется не количеством и динамикой роста градообразующих предприятий в подопечной инспекции, а количеством литров надоенных налогов.

И ему, инспектору или начальнику, все равно, будет ли жить завод после того, как из него выжмут 40 млн за последние три года. Ему главное — отчитаться перед боссом, что деньги перечислены в бюджет. И гори все потом ясным пламенем.

Эта игра в кошки-мышки будет бесконечной до той поры, пока те, кто стремится к власти, сначала не сядет за университетскую скамью и не изучит законы экономики, а затем, без помощи административного ресурса сам сделает бизнес, с нуля, без связей, без льготных денег друга-банкира, с первого дня создания фирмы начнёт выплачивать среднюю по региону зарплату, будет отвечать на требования, запросы, опросы, допросы из ИФНС, будет четко соблюдать график выплаты зарплаты, входит в банк и на общих основаниях пройдёт все круги ада, чтобы получить отказ в выдаче кредита, продаст часть бизнеса инвестору, который потом его кинет на пару десятков миллионов, потом он начнёт все с начала, ещё через год к нему придёт ОБЭП в поисках того, чего нет, потом из-за недоимки в 3002 рубля он не откроет депозит, потом будет пару месяцев разбираться с налоговой, откуда ноги растут, потом оформит разрешение на строительство, затем расскажет на комиссии в ИФНС о том, как искал поставщиков и почему не делал с ними селфи.

После этого можно идти в кресло. И руководить, направлять, писать меры поддержки.

А пока этого не случилось, мы имеем то, что имеем:

1. Населению рассказывают о том, что можно получить кредитные каникулы. Но банкам дана полная свобода действий с намёком на то, что им дозволено саботировать госпрограмму, ибо им субсидируют лишь 4% от объёма каникулярной суммы. Никто ничего прощать не намерен. Если ты не сдох сразу, то вот тебе шанс сдохнуть через 4 или 6 месяцев, только справку не забудь принести о том, что у тебя коронавирус.

2. МСП не нуждается в масштабной поддержке государства, ибо государство — это не деньги налогоплательщиков, а деньги небольшого количества людей, распоряжающихся ими на своё усмотрение. Иначе чем объяснить глобальное обордюривание столицы и других городов? Мы платим налоги, а нам под ноги кладут брусчатку, по которой ходить не удобно, и которая рассыпается после первых заморозков.

3. Чиновники одной рукой пишут постановления о мерах поддержки, а другой указывают недоросшим пока до большого кресла своим подчинённым, на какую кнопку жать, чтобы количество реальных субъектов поддержки снизить до минимума. Поэтому каждый третий вдруг выясняет, что его компании вдруг не оказалось в реестре МСП. Ну, ничего страшного, к 8 августа обновят реестр и, может быть, вы там окажетесь.

Вообще раздавать деньги людям это не лучшая затея. Они могут остаться дома и не захотят выходить из дома и после снятия карантинных мер. А кто тогда будет работать? И с чего бы они все пашут, не покладая рук, а остальные получат по 100 долларов на счёт, при этом ничего полезного не делая? Это ж сколько можно бордюра купить или метров мостов переложить или освоить на создании цифрового государства .

Есть ли вообще честные люди, которые способны за зарплату в 300-500 тысяч в месяц сделать то, что станет полезно для общества, для людей? И те, кто не побоится создать условия для жизни свободных самодостаточных людей?

Чем заняты сейчас?

Или за эти деньги можно сделать только приложение на городском портале для подтверждения пропусков, да такое, чтобы к регистрации на нем приложилось 12 страниц инструкции и никак не меньше?

9 из 20 крупнейших госкомпаний получали субсидии
в 2018–2019 годах.
За 2 года им выделили субсидии на 63,16 млрд рублей.


Суммы большие – необходимо разобраться, на какие цели были выделены деньги (реестр субсидий содержит всю необходимую информацию), и была ли вообще в них необходимость?

Госкомпания получит эти деньги на строительство линии электропередач на 110 кВ на Чукотке от новой плавучей АЭС в Певеке до выводимой из эксплуатации старой АЭС в Билибино. Основными потребителями электроэнергии в этом малонаселённом регионе - горнорудные и золотодобывающие компании. Довольно-таки небедные компании. Согласно данным Росстата, чукотские предприятия заработали в прошлом году 20,4 млрд рублей, и это с учётом потерь убыточных компаний. Но государство заботится о РусГидро и, чтобы не пришлось торговаться и снижать стоимость строительства ЛЭП, готово целиком оплатить строительство. Но добывающие компании не видят смысла тратиться на услуги РусГидро – недостаточно выгодно. А раз нет явной выгоды, то не будет и развития. Эти субсидии лишь немного отсрочат угасание региона.




Как ни странно, но нефтяники из Татарстана поучают субсидии по линии Министерства образования и науки на проведение НИОКР и на кооперацию с российскими вузами. Обычно во всем мире компании сами заинтересованы в том, чтобы ВУЗы воспитывали высококвалифицированных специалистов и разрабатывали для них новые технологии. Но раз наши госкомпании самостоятельно не проявляли интерес к кооперации с научным сообществом, значит она им не нужна. И субсидии ничего здесь не изменят.

Энергетическая компания получила деньги на модернизацию очистных сооружений Костромской ГРЭС. Чистота воды в Волге – вопрос очень важный. Экологию главной реки страны и так сильно подпортили в советское время строительством плотин. Нуждается ли компания с чистой прибылью в 81,93 млрд рублей в таких подачках от государства – большой вопрос. Но деньги поступают и поступают.


В этом рейтинге Газпром затерялся. Он получает лишь совсем небольшие субсидии на деятельность региональных профессиональных образовательных центров.

Доверьте составление резюме профессионалам!

Обсудите с экспертом, как эффективно искать работу

Подготовьтесь к интервью вместе с карьерным экспертом

Сравните себя с другими кандидатами, откликнувшимися на вакансию

Узнайте какой вы специалист и добейтесь большего

Автоматическое поднятие резюме в результатах поиска

Отправьте свое резюме в компанию мечты

Оформите страховку от непредвиденной потери дохода

Образование и консультации

Студентам и начинающим специалистам

Сервисы в разработке

В каких сферах бизнеса больше всего государства?

Границы вмешательства государства в регулирование предпринимательства всегда вызывали массу споров.


Большинство респондентов, бизнес которых регулируется государством, считают, что это создает проблемы и мешает развитию бизнеса. Что касается компаний, не испытывающих влияния со стороны государства, то половине из них от этого ни тепло ни холодно. Треть считают невмешательство государства большим плюсом. И лишь в пятой части компаний были бы рады помощи государства.


Респонденты отметили, что чаще всего позитивное или негативное вмешательство государства происходит именно на законодательном уровне. Интересно, что мало кто затруднился ответить на вопрос, как государство мешает. И почти каждый пятый респондент не смог ответить, чем же оно помогает. Чуть больше респондентов, отметили, что лучшая помощь их бизнесу со стороны государства — невмешательство.


56% опрошенных, бизнесу которых государство мешает, отметили, что оно постоянно меняет законодательную базу, в связи с чем, их работа усложняется. Однако, по словам 42% респондентов, необходимая нормативная база так и не была создана. Для каждой четвертой компании вмешательство государства в бизнес сопровождается повышением налогов и акцизных сборов. Среди других мер, негативно сказывающихся на бизнесе, респонденты отметили ограничение импорта и экспорта, регулирование ценообразования, ограничение потребления продукта компании, требование поддержки государственных инициатив и др.


Какой последний пример позитивного или негативного вмешательства государства в сферу вашего бизнеса вы можете привести?

Более половины компаний, в чей бизнес государство вмешивается, считают, что им и другим игрокам рынка стало бы работать легче, если бы этого не происходило. Полегчало бы от отсутствия государственного регулирования даже тем, кто этого регулирования не ощущает. Причем среди компаний, отрицающих какое-либо влияние государства на их сферу бизнеса, большинство таких, которые хотели бы, чтобы оно влияло еще меньше.


Большинство компаний не предпринимает никаких попыток к тому, чтобы как-то усилить или ослабить влияние государства. Это связано с тем, что респонденты чувствуют свою беспомощность и не верят, что какие-то выступления могут дать результат. Те, кто предпринимает конкретные действия для ослабления роли государства, отметили, что регулярно пишут письма правительству, ссылаясь на законодательство, судятся с ним, оперативно обжалуют то или иное постановление, или просто его обманывают, например, платя черные зарплаты сотрудникам.

Компании, не испытывающие влияния государства, хотят увеличить это влияние в два раза чаще, чем компании, уже ощущающие его на себе. Для того чтобы усилить влияние государства некоторые компании проявляют активность во взаимодействии с правительством, внося соответствующие предложения.


Практически каждый третий респондент отметил, что у его компании есть административный ресурс. Чаще всего это связи на уровне федеральной, городской или областной власти.



Половина респондентов, бизнес которых поддерживает государство, считают, что вести бизнес без взяток чиновникам практически невозможно. Среди тех, кто административного ресурса не имеет, таких меньше на 13%. Подавляющее число компаний, не имеющих государственную поддержку, считают, что можно вести бизнес без взяток чиновникам, и они доказывают это своим примером.



Многие респонденты считают, что государство могло бы внести свою лепту в облегчение работы их компании. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить налоги или предоставить льготную систему налогообложения. Помимо этого, нужно бороться с коррупцией и совершенствовать законодательную базу, делая ее более прозрачной. Также компании хотят грамотного контроля за соблюдением всех нормативов. По словам респондентов, бизнесу нужно давать большую свобод: оказывать минимальное влияние или не вмешиваться вообще.

Что, по вашему мнению, могло бы сделать государство для облегчения работы компаний в вашей сфере?

Средний уровень вмешательства государства в сферу бизнеса их компании респонденты оценили в 3,7 баллов по 5-балльной шкале, где 5- это максимум и 1-минимум. Сильнее всего, по оценкам респондентов, влияние ощущается в СМИ, работе многопрофильных холдингов, автомобильном бизнесе, FMCG, транспортной и телекоммуникационной сферах. Ниже всего уровень вмешательства в маркетинге, Интернет-области, финансовой сфере.

Читайте также: