Первоначальное представление странников о счастье кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 03.07.2024

Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа.

Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение. Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова.

Итак, по мысли автора поэмы, не существует частного благополучия, индивидуального счастья, которое может быть только всенародным.

В своём творении автор не только задумывается о смысле жизни главных героев, но и отправляет их в долгий путь в поисках счастливца на Руси.

Перового, кого встречают странники на пути, - это поп. Лука считает, что священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,

Попова дочка белая,

Услышав вопрос мужиков, поп повествует о своей далеко нелегкой судьбе. Ни покоя, ни богатства, ни почета у него нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками. Своим рассказом поп вносит разлад в образ мыслей странников. Они понимают, что патриархальная дворянская Русь уходит, уходят и ее порядки, а вместе с ними и счастье попа.

Далее странникам рассказывают о счастливом человеке - Ермиле Гирине, у которого были и деньги, и власть, и уважение со стороны народа. Автор считает, что счастье Гирина заключается в том, что он честный по отношению к другим людям и у него есть совесть – одна из наиболее характерных черт русского народа. Так, на примере Ермилы Гирина Н.А. Некрасов опровергает первоначальное представление странников о человеческом счастье, он проводит мысль о том, что даже если жить по законам народной правды, то гарантий быть счастливым нет. Так, народный заступник не принимает жизни, в которой царит ложь, корысть, несправедливость, и пытается заступиться за народ, чтобы добро и правда восторжествовали, однако во время бунта он попадает в острог.

Следующим, кто включается в обсуждение о счастье, - Матрена Тимофеевна, образ которой помогает показать всю тяжесть крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила Матрёна на своем веку: голод, насмешки со стороны семьи, постоянной отсутствие мужа, бывшего на заработках, потеря первенца Дёмушки – все это не смогло сломить русскую женщину, а, напротив, способствовало становлению ее характера. Корчагина, заканчивая повествование о своей нелегкой доле, отвечает на вопрос странников так:

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Так, образ Матрёны Тимофеевны является типичны м в творчестве Н.А. Некрасова, она вызывает восхищение у читателя, потому что, несмотря на свою тяжелую судьбу, она продолжает радоваться самым обычным мелочам в своей жизни, а из любых жизненных испытаний она выходит победительницей.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Женское счастье

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Как понимают счастье герои и автор поэмы

Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.

Семь странников — семь мужиков

На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Как понимают счастье герои и автор кому на руси жить хорошо

Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.

В чем счастье попа

Счастливцы на пути

Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:

Каков по мнению некрасова путь к счастью

Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.

Типы крестьян

В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:

ОБРАЗ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА
Семеро мужиков Поиск ответа на вопрос об истинном счастье.
Яким Ногой Демонстрация духовного мира русского народа.
Ермил Гирин Защита общественных интересов.
Савелий Оппозиция власти. Образ русского богатыря.
Матрена Тимофеевна Борьба с общественными устоями на Руси.
Гриша Добросклонов Служение Родине и народу.

Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.

Счастье в понимании некрасова

Роль песен в поэме

Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.

Автор поэмы кому на руси жить хорошо

Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:

Счастье в кому на руси жить хорошо

Истинный путь к счастью

Кому на руси жить хорошо

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков.

И для того чтобы оттенить ограниченность крестьянско­го понимания счастья, Некрасов сводит странников уже в первой части поэмы-эпопеи не с помещиком и не с чинов­ником, а с попом. Священник, лицо духовное, по образу жизни наиболее близкое к народу, а по долгу службы призванное хранить тысячелетнюю национальную святы­ню, собирает смутные для самих странников представле­ния о счастье в емкую формулу:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь

Не так ли, други милые?

Поп в своей исповеди наносит сокрушительное пораже­ние тем, кто исповедует подобную мораль. Рассказывая о напутствиях больным и умирающим, он говорит о невоз­можности душевного спокойствия на этой земле для чело­века, неравнодушного к ближнему своему:

Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, Сиротскую печаль!

И молвил: — Православные!

Роптать на Бога грех,

Несу мой крест с терпением.

И не случайно, что после встречи с попом характер по­ведения и образ мыслей странников существенно изменя­ются. Они становятся все более активными в диалоге, все более энергично вмешиваются в жизнь. Да и внимание их все более властно начинает захватывать не мир господ, а народная жизнь.

Читайте также: