Проект музыкальные инструменты в детском саду средняя группа

Обновлено: 07.07.2024

Область интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Вид проекта: открытый (в контакте с семьёй, музыкальной школой, учреждениями культуры), групповой, долгосрочный.

  1. Развить устойчивый интерес к миру музыки ,
  2. Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
  3. Создать условия для активного использования музыкального опыта детей

в их творческой деятельности

Задачи проекта:

8.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта

Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев (сентябрь 2020 – февраль 2021 г. )

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники , родители.

Материалы и оборудование: Мини — музей, DVD-проигрыватель, музыкальные центры, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, изоматериалы.

Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

Основные формы реализации проекта:

Понятия, которые можно изучить в ходе проекта:

История развития музыки, разнообразие музыкальных инструментов, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами музыкальной грамотности: нотный стан, темп, жанр музыки, характер музыки, музыка природы, музыка живописи, музыка сказок, музыкальный словарик.

Гипотеза: знакомство детей с разными группами инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор, знания об истории создания инструментов, их тембра, умение классифицировать по группам, приобщить к шедеврам мировой классической музыке и повысить качество

воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, изготовить инструменты сделанные руками детей, внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, обогащение театрализованного уголка: элементами костюмов, атрибутикой для музыкального творчества, внесение книг в книжный уголок по тематике музыкальные инструменты, слушание музыки со звучанием инструментов, рассказами о их истории создания, видео-презентации и мультфильмы, освещающие тему инструментов, обогащение уголка изодеятельности.

Предполагаемый результат:

  • дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
  • более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
  • находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
  • Различают на слух и дают название музыкальных инструментов,

самостоятельно классифицируют их.

  • Различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрации , умеют о них рассказать ( история создания, из чего сделаны)
  • Самостоятельно играют в игры с музыкальными инструментами

Коммуникативные навыки:

  • получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
  • преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
  • имеет адекватную самооценку, статус в группе;

Родители:

  • активный и заинтересованный участник педагогического процесса
  • повышение общей и музыкальной культуры
  • проявляет интерес к созданию инструментов своими руками

произведениях, различают жанры музыкального искусства

  • слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап –практический ( реализация намеченных планов)

3 этап – заключительный ( подведение итогов, внесение поправок , в случае

нерешённых проблем, обобщение опыта).

Деятельность на первом подготовительном этапе.

Месяц, неделя

С педагогами

С детьми

С родителями

1.Составление перспектив-ного плана мероприятий.

2.Составление оптимального репертуара для детей

3. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

4.Подготовка видео и аудио записей, муз- дидактических игр.

1.Разработка перспективного планирования по знакомству с

группами музыкальных инст-рументов.

( определение степени знаний детей о раз-

новидностях музыкальных инструментов)

1.Анкетирование, беседы, наб-людения.

2. Изучение степени потребнос-ти и желания сотрудничать по данному направлению.

3. Изучение литературы, подго-товка книжек- передвижек,бро-сового материала для изготовле-ния шумовых инструментов.

Деятельность на втором практическом этапе .

Месяц, неделя

С педагогами

С детьми

С родителями

2. Логопедическое занятие

2.Выставление в музыкаль-ный уголок иллюстраций с изображением скрипки, виолончели и контрабаса.

3.Закрепление с детьми знаний о струнно-смыч-ковых.

4.Разучивание стихов ( с

1.Знакомство со струнно-

смычковыми инструмен-тами: просмотр видео

2.Беседа о создании скрип-ки, виолончели и контрабасе ( приложение №2)

Вивальди (оркестр струнных инструментов)

2. Разучивание стихов про

струнно- смычковые инструменты с детьми

в исполнении арфы, гитары,

2.Выставление в музыкаль-ный уголок иллюстраций с

изображением арфы, гитары, балалайки, гуслей и др.струнно-щипковых инструментов.

3.Речевые упражнения (стихи о интсрументах) с логопедом

1.Знакомство со струнно-

щипковыми инструмента-ми: просмотр видеоролика №7 части

2. Беседа о создании арфы,

гуслей, гитары и балалайки.

3. Пение знакомых песен под гитару.

4. Тематическое занятие

1.Разучивание стихов про

струнно- щипковые инструменты с детьми

« Русские народные инстру-

2.Выставление в музыкаль-ный уголок иллюстрации с

изображением русских народных инструментов.

3. Речевые упражнение

(стихи о р.н.инструментах)

1.Знакомство с русскими

баян, гармошка, аккордеон)

2. Просмотр видеопрезен-таци №4 ( ударные-ложки,

3. Беседа о создании р.н.

инструментов (приложение №4)

2. Сбор бросового мате-риала для изготовления инструментов

3. Разучивание стихов про

русские народные инструменты с детьми

2.Выставление в музыкаль-ный уголок иллюстраций с

изображением коми инструментов

( стихи о коми инструмен-тах) с логопедом

1.Знакомство с коми народными инструментами

2.Беседа о создании коми

3. Интегрированное занятие

4. Посещение концерта

1. знакомить родителей с

коми инструментами – показ детьми игры « Коми

2.Разучивание стихов про

коми народные инстру-менты с детьми

слушание диска Радынова

2.Выставление в музыкаль-ный уголок иллюстраций

с изображением духовых

( стихи о духовых) с лого-

( дуют в духовые инстр.)

1.Знакомство с духовыми

деревянными инструмен-тами просмотр видеороли-

2.Беседа о создании духо-вых инструментов ( прило-

( русский и американский)

2. Разучивание стихов про

деревянные духовые инструменты с детьми

2.Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением медных инструментов

(стихи о духовых) с логопедом

( дуют в духовые инструменты)

1.Знакомство с медными

просмотр видеопрезентации №9

2.Беседа о создании медных духовых инструмен-тов(приложение№7)

1. Разучивание стихов про

медные духовые инструменты с детьми

2.Выставление в музыкаль-

ный уголок иллюстраций с

изображением клавишных инструментов.

( стихи о клавишных) с

1.Знакомство с клавиш-ными инструментами просмотр видеопрезента-ции №10

2.Беседа о создании клавишных инструментов.

5.Просмотр видео « Самые

1. Разучивание стихов про

2. Изготовление шумовых инструментов, представление ( стихотво-рение, история создания

со звучанием инструментов

2.Повторение выученных ранее стихотворений с логопедом.

Деятельность на третьем заключительном этапе

Месяц, неделя

С педагогами

С детьми

С родителями

1.Обмен опытом участников проекта ( консультация для воспитателей сада)

2. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне города ( участие в конкурсе проектов)

3. Публикация проекта на сайте муз . руководителя

1.Сравнительная диагнос-тика умений детей посредст-вом флеш игры № 1,2,3 ( индивидуально на ноут-буке)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкально – образовательный проект для детей средней группы «В стране музы.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкально – образовательный проект для детей средней группы «В стране музы.

Вид проекта: Тематический, групповой, комплексный. Участники: Дети средней гр.

Вид проекта: Тематический, групповой, комплексный.
Участники: Дети средней группы
Возраст детей: 4-5 лет.
Продукт совместной деятельности: Творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление афиш, пригласительных билетов
Продукт детской деятельности:
- Создание альбомов детских работ;
- Выставка детских рисунков;
Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

Постановка проблемы. В настоящее время многие современные дети растут на при.

Краткое описание проекта:
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к мир.

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.
В проект вовлечены дети средней группы, их родители, музыкальный руководитель и воспитатель

Цель проекта:
- Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
- Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить.

Задачи: - Развитие эмоциональной сферы ребенка. - Формирование у детей эстети.

Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы ребенка.
- Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
- Обогащение музыкальных впечатлений детей, формирование музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Развитие мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
- Обогащение словаря.
- Освоение различных форм приобретения опыта.
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Развитие у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов, желание слушать народную и классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
- Создание необходимой предметно – развивающей музыкальной среды.

Предполагаемый результат: В результате реализации проекта: - Дети познакомятс.

Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
- Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными, музыкальными инструментами.
- Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.
2 этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Исследовательская деятельность.
Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.
Совместное с родителями изготовление детских инструментов.
3 этап – заключительный
Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие с семьей и педагогами: - Консультация для родителей на тему: «.

Выставка музыкальных инструментов из бросового материала, сделанных руками р.

Выставка музыкальных инструментов из бросового материала, сделанных руками родителей

Цель Расширение представлений детей о музыкальных инструментах Задачи Познавательное развитие • Познакомить с новыми музыкальными инструментами саксофон, валторна, контрабас, балалайка • Формировать умение различать виды музыкальных инструментов струнные, духовые, ударные, клавишные • Дать представление о работе оркестра, роли дирижера в нем Речевое развитие • Обогащать словарный запас дирижер, оркестр, скрипка, саксофон, гитара, барабан, фортепиано, труба и т.д. • Упражнять отгадывать описательные загадки Художественно-эстетическое развитие • Упражнять внимательно слушать музыку • Развивать чувство ритма. Социально-коммуникативное развитие • Воспитывать любовь к музыке • Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам Физическое развитие • Формировать правильную осанку • Развивать двигательные навыки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №438

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Тип занятия: познавательное развитие

1. Технология развивающего обучения.

2. Технология здоровьесберегающего обучения.

3. Технология игрового обучения.

Воспитатель: Иванова Людмила Николаевна

Конспект занятия по познавательному развитию

для детей средней группы

Расширение представлений детей о музыкальных инструментах

Познакомить с новыми музыкальными инструментами (саксофон, валторна, контрабас, балалайка)

Формировать умение различать виды музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, клавишные)

Дать представление о работе оркестра, роли дирижера в нем

Обогащать словарный запас (дирижер, оркестр, скрипка, саксофон, гитара, барабан, фортепиано, труба и т.д.)

Упражнять отгадывать описательные загадки

Упражнять внимательно слушать музыку

Развивать чувство ритма.

Воспитывать любовь к музыке

Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам

Формировать правильную осанку

Развивать двигательные навыки

Аудиозаписи звучания инструментов

Изображения музыкальных инструментов

Бубен, маракас, ложки, колокольчик

Сейчас закройте глазки и внимательно послушайте.

звучит шум поезда

Ребята, что вы слышите?Дети: Шум поезда.

Воспитатель: Все верно, давайте представим, что мы в поезде и превратимся в юных путешественников. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, для этого нам нужно 3 раза позвонить вот в этот колокольчик и сказать волшебные слова:

Деток в гости позови! На носочках покружились- В стране волшебной очутились!

Вот и попали мы в страну музыкальных инструментов!

Воспитатель: Все музыкальные инструменты поют неповторимым голосом. Сейчас мы начнем с ними знакомиться. Вот мы прибыли с вами в первый город. А какие инструменты тут живут, мы сейчас узнаем.

Про инструменты я буду загадывать вам загадки:

1. Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит смычок по ней так гибко

Затихло все: играет…….

Воспитатель показывает изображение скрипки

Воспитатель: Да, верно, это королева оркестра – скрипка.

Посмотрите на картинку, что есть у скрипки?

Когда смычок касается струн и музыкант проводит им вверх и вниз скрипка звучит

Давайте послушаем нашу скрипку

А вы знаете как держат скрипку музыканты? Где?

Давайте представим, что мы скрипачи и поиграем на скрипках

(движения рукой вверх-вниз у плеча)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте мы с вами немного разомнемся.

Движения соответствуют тексту

Дружно наш оркестр играет

Все о музыке он знает

Нежно скрипочка поет

За собой она зовет

Трубы громко затрубили

И тарелки в такт забили

Следом дудочка дудит

И струна гитар звенит

Барабан вступил, как гром

Всех перекрывает он!

Воспитатель: Отгадываем следующего музыкального жителя:

Звенит струна, поет она,И песня всем ее слышна.Шесть струн играют что угодно,А инструмент тот вечно модный.Он никогда не станет старым.Тот инструмент зовем.

Воспитатель показывает изображение гитары

Воспитатель: Давайте послушаем нашу гитару

Посмотрите на картинки, вот еще два жителя этого города, знаете ли вы как они называются?

Воспитатель показывает изображения балалайки и контрабаса

Это балалайка и контрабас.

А есть ли у них что-то общее со скрипкой и гитарой? Посмотрите внимательно на все картинки.

Поэтому первый город нашей музыкальной страны называется: Город Струнных Инструментов. Здесь живут инструменты, у которых есть струны.

Воспитатель: Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие. Садимся в поезд и отправляемся в следующий город (шум поезда). Мы прибыли в замечательный город, кто же в нем живет? Слушайте следующую загадку:

Воспитатель: Давайте послушаем, как играют на барабанах.

Ребята, а чем играют на барабане?

Воспитатель: Посмотрите, вот еще жители этого музыкального города:

Воспитатель показыаает ложки, бубен, маракасы

Они вам хорошо знакомы. Давайте их назовем.

Дети хором озвучивают названия инструментов

А что нужно сделать, чтобы они зазвучали?

Дети играют на ложках и бубне

Дети: нужно ударить

Поэтому они называются ударными. Мы сейчас посетили Город Ударных Инструментов

Воспитатель: Продолжаем путешествие, вот и следующий город. Давайте отгадаем его жителя:

Ох, на нем не сосчитать Черно-белых клавиш! А научишься играть – Ты себя прославишь. Отнесись к нему серьезно – Скоро станешь виртуозом.

Дети: Фортепиано (пианино)

Воспитатель: Послушаем как звучит пианино

А как называется этот музыкальный инструмент вы знаете?

Он звучит как фортепиано, только больше по размеру.

А что нужно сделать, чтобы он зазвучал? На что нажимать?

Поэтому эта остановка называется: Город Клавишных Инструментов.

В этом городе очень ветрено, потому что все постоянно дуют.

Звучит сигнал, на бой зовет

Вставай солдат, она зовет!

Есть еще здесь и такие жители: саксофон и валторна

Воспитатель показывает изображения названных инструментов

Давайте послушаем как поет саксофон

А вы знаете зачем жители города все время дуют? Чтобы заиграли эти инструменты. Они живут в Городе Духовых инструментов.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.

А теперь поиграем!

Воспитатель воспроизводит фрагменты звучания разных музыкальных инструментов, а дети отгадывают их названия.

Воспитатель: Ребята, скажите, как одним словом можно назвать много разных инструментов, играющих вместе одну мелодию?

Это называется оркестр.

А кто главный человек оркестра?

Я на сцену в полумракеВыйду в элегантном фраке.Тонкой палочкой взмахну -Скрипочки зальются,Всколыхнет арфист струну,Трубы отзовутся.Как оркестр играет славно!Ну а я в нем - самый главный!

Самый главный человек оркестра – это, конечно, дирижер.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Ребята, а по какой стране мы путешествовали? С какими инструментами мы встретились? Вот эти инструменты (картинки), они какие? Что у них общее? Как на них играть? Вам понравилась волшебная музыкальная страна? Мне тоже, но нам пора возвращаться.

(Звучит спокойная музыка)

Где наш волшебный колокольчик?

Колокольчик, зазвени Деток в садик возврати! На носочках покружились- В нашей группе очутились!

2 Вид проекта : творческий Продолжительность проекта : среднесрочный Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет ; воспитатели ; родители ; руководитель проекта - музыкальный руководитель Образовательные области : в данном проекте осуществляется интеграция всех областей : художественно – эстетического, познавательного, речевого, социально - коммуникативного и физического развития

4 Задачи : В мире музыкальных инструментов Развитие эмоциональной сферы ребенка Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом Приобщение к музыкальной культуре Формирование потребности в восприятии музыки Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира Развитие познавательных и творческих способностей Обогащение словаря Способствование развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии Развитие моторики рук Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями

5 Предполагаемые результаты : Обогащение музыкальными впечатлениями детей. Проявление потребности в восприятии музыки. Сформированы умения : - узнавать на слух и называть различные музыкальные инструменты, - собирать пазлы с изображением музыкальных инструментов, - раскрашивать изображения музыкальных инструментов, - отгадывать загадки про музыкальные инструменты, - извлекать ритмично звук из музыкальных инструментов разными способами, - согласовывать свою игру на музыкальных инструментах с другими детьми. Вовлечение родителей в образовательный процесс через изготовление родителями, вместе с детьми, музыкальных инструментов своими руками.

8 Воспитатель : участвует в совместной работе с детьми, осуществляет консультативную работу с родителями по теме проекта, направляет детей на использование музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности.

9 Дети : Участвуют в беседах об истории создания музыкальных инструментов, Отгадывают загадки о музыкальных инструментах, Играют в музыкально - дидактические игры, Собирают пазлы с изображением музыкальных инструментов.

10 Играют на музыкальных инструментах, Экспериментируют со звуком, Слушают музыкальные произведения в исполнении различных музыкальных инструментов, Раскрашивают иллюстрации различных музыкальных инструментов,

Детские музыкальные инструменты

Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.

Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.

На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.

И. С. Бах

Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп

Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.

  • развивать ритмический слух;
  • знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
  • обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.

Общие приёмы обучения:

  • словесные:
    • познавательная беседа;
    • практические пояснения;
    • наводящие и проблемные вопросы;
    • загадки;
    • стихотворения;
    • демонстрация и рассматривание инструментов;
    • обсуждение тематических иллюстраций;
    • показ способов и приёмов игры;
    • воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
    • совершенствование приобретённых навыков;
    • изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
    • дидактические игры;
    • подвижные музыкальные игры.

    Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.

    Методические приёмы работы с разными возрастными группами

    Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.

    Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)

    Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:

    • различать звучание разных музыкальных инструментов;
    • определять звуки по высоте;
    • развивать чувство ритма.

    Возраст: 4 года

    Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:

    Ребёнок играет на металлофоне

    Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне

    Возраст: 5 лет

    Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми — например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.

    Ребёнок в музее играет на гуслях

    Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику

    Возраст: 6 лет

    Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.

    Читайте также: