Новые виды физкультурно спортивной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Тема 1.2.Освоение основ техники легкоатлетических видов.

Тема 1.3.Освоение основ техники прыжка в длину с разбега

Тема 1.4. Освоение основ техники метания

Тема1.5.Освоение основ техники прыжков в высоту

Тема 1.6.Методика обучения и спортивная тренировка в легкой атлетике.

Тема: Организация и проведение учебных занятий по лёгкой атлетике и учебно-тренировочных занятий по видам лёгкой атлетике

Раздел 2. Лыжный спорт с методикой тренировки

Тема 2.2.Освоение основ техники способов передвижения на лыжах

Тема 2.3.Методика обучения технике способов передвижения на лыжах и основ тренировки в лыжном спорте

Тема. Освоение проведения учебных занятий по лыжной подготовке в школе

Раздел 3. Гимнастика с методикой тренировки

Тема 3.2. Освоение основных средств гимнастики

Тема 3.3. Освоение основ техники видов гимнастических упражнений

3.3.1.Освоение основ техники акробатических упражнений

3.3.2.Освоение основ техники опорных прыжков

3.3.4.Освоение основ техники упражнений в висах и упорах

Тема 3.4. Организация и содержание учебных занятий по гимнастике в школе

Тема 3.5. Организация и содержание внеурочных занятий по гимнастике в школе

3.5.1.Прогнозирование способностей гимнастов и методика начального отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью

Раздел 4. Подвижные и спортивные игры с методикой тренировки

Тема 4.2 Структура обучения спортивным играм

Тема 4.3 Освоение техники баскетбола

Тема 4.3. Основы подвижных игр

Тема 4.6.Освоение техники волейбола

4.6.1. Освоение основ техники нападения

4.6.2. Освоение основ техники защиты

4.6.3. Освоение основ тактики игры

Тема 4.7. Освоение методики тренировки в баскетболе

Тема 4.8. Тренировка и соревнования по спортивным и подвижным играм

Тема 4.9. Освоение методики тренировки в волейболе

Раздел 5. Туризм с методикой тренировки

Тема 5. 2. Изучение особенностей подготовки, организации и проведения туристических походов

Тема 5.3. Изучение основ ориентирования и топографии

Раздел 6. Плавание с методикой тренировки

Тема 6.2 Основы обучения и тренировки

Тема 6.4. Овладение техникой и методикой обучения спортивных способов плавания, прикладного плавания

Раздел 7. Новые виды физкультурно- спортивной деятельности с методикой тренировки

Тема 7.1. Характеристика основных оздоровительных видов гимнастики

Тема 7.2. Характеристика силовых видов гимнастики

Вопросы для повторения к экзамену по учебной дисциплине

1 вопросы- теоретические

1. Значение, виды и характеристика соревнований по виду спорта ( по выбору)

2. Документы, необходимые для проведения соревнований по виду спорта ( по выбору)

3. Подготовка и проведение соревнований по виду спорта ( по выбору)

4. Характеристика гимнастической терминологии. Правила применения гимнастической терминологии.

5. Формы и типы записи гимнастических упражнений.

6. Правила записи общеразвивающих упражнений без предметов.

7. Правила записи общеразвивающих упражнений с предметами.

8. Причины травматизма и способы его предупреждения на занятиях по гимнастике.

9. Требования к месту проведения занятий по гимнастике.

10. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма на занятиях по гимнастике.

11. Методы, приёмы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.

12. Построение урока аэробики, его разновидности.

13. Режим занятий аэробикой. Контроль и приёмы регулирования нагрузки на занятиях.

14. Характеристика оздоровительных и силовых видов гимнастики.

15. Требования к технике безопасности в туристическом походе.

16. Правила техники безопасности на уроках плавания.

17. Классификация подвижных игр.

18. Правила техники безопасности на уроках подвижных игр.

19. Правила техники безопасности при проведении уроков по баскетболу.

20. Правила техники безопасности при проведении уроков по волейболу.

21. Причины травматизма и способы его предупреждения на уроках спортивных игр.

22. Требования техники безопасности на занятиях по лёгкой атлетике (при проведении занятий по метанию).

23. Требования техники безопасности на занятиях по лёгкой атлетике (при проведении занятий по прыжкам в высоту и длину с разбега).

24. Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта (ходьба, бег, прыжки, метание, многоборье).

25. Требования техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

26. Организация и проведение занятий по лыжной подготовке (подбор инвентаря и формы одежды; выбор места занятий).

Новые формы школьного образования, внедрение лицеев, гимназий, "школ здоровья" и т.п. детских учреждений предопределяет и новые направления в физическом воспитании учащихся.

Основная цель - восстановление и укрепление здоровья детей. Большую роль в этой проблеме играют физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности. Такие технологии должны иметь педагогическую, физиологическую и психологическую направленность. Особое внимание следует уделить внедрению новых игровых дисциплин, которые помогут учащимся начальных классов без напряжения и с естественным любопытством приобщиться к легкодоступным формам оздоровления и разовьют у них потребность в здоровом образе жизни.

Если проанализировать структуру игровых видов спорта на занятиях в общеобразовательной школе, то нетрудно заметить следующее.

1. Набор предлагаемых игр стереотипен, запрограммирован под "умение" преподавателя, а не под желание учащихся и носит отпечаток формальности.

2. Игровые дисциплины в школе делят учащихся на "недогруженных" и "перегруженных". К первым относятся те, кто имеет от природы хорошие физические данные, они, как правило, дополнительно занимаются спортом вне стен школы и тем самым тяготеют к данной игре. Вторые - это те, которым изначально не привита любовь к культивируемой игре или которым она (игра) вообще не нравится по разным причинам. Таковых, кстати, большинство.

3. Культивируемые в школах игровые дисциплины не закрепляют навыков в досуговой деятельности школьника. Нет также четких методологических принципов обучения младших школьников игровым навыкам в зависимости от их возраста и пола. Поэтому большинство младших школьников с трудом осваивают игры типа мини-футбола, мини-баскетбола, мини-гандбола, а когда ребята подрастут и станут старшеклассниками эти игры им уже в достаточной степени приедаются.

Между тем в России в настоящее время культивируется более 120 различных игровых видов спорта. Любопытно, что среди этих десятков только 4 имеют отечественное происхождение: городки, гиревой спорт, "самбо" и "русские" шашки. В школьных программах, правда, эти виды спорта (может быть, за исключением "самбо") не встречаются.

В то же время даже те зарубежные игры, которые усиленно насаждаются в сфере большого спорта, не становятся массовыми для школьников. По-прежнему, большинство из них во время своего досуга проявляет повышенный интерес к "сидячим" компьютерным играм и игровым автоматам. Часы же, проведенные ребенком у дисплея, чреваты самыми негативными последствиями для здоровья.

С детства запас энергии ребенка настолько велик, что он реализует свою потребность в двигательной активности естественным путем. Там, где взрослый человек степенно вышагивает, ребенок бежит и оптимальную норму - 10 тысяч шагов в день - легко и незаметно перекрывает. Но с первых классов школы эта двигательная активность вытесняется большим объемом школьных предметов, требующих постоянной усидчивости. Отсюда психологическое перенапряжение, гиподинамия и сопутствующие болезни.

Для того чтобы учащийся с первых классов мог выбрать какой-то вид двигательной активности, а затем и почувствовать вкус к нему, он должен попробовать себя в разнообразных доступных и увлекательных игровых дисциплинах, а затем уже найти "свою" игру. Помогут же ему в этом новые отечественные общедоступные виды спорта. Они дадут всем детям единый "стартовый отсчет", спровоцируют их природную любознательность ко всему новому и утолят желание проверить свои возможности, играя на равных со своими сверстниками.

Итак, какие же новые виды спорта для детей рекомендуют специалисты ВНИИФКа Л.А. Калинкин и В.А.Синельников? Условно их можно объединить в два блока: спортивно-динамичные и интеллектуальные игры. Оба блока обладают следующими основными достоинствами:

- общедоступностью, содержательностью, азартностью (эмоциональностью), оригинальностью, безопасностью для здоровья. Все игры прошли апробацию и презентацию на различных российских и международных соревнованиях в Москве. Чаще всего в этих играх принимали участие школьники, и, надо сказать, всегда с большим удовольствием.

Блок спортивно-динамичных игр:

1. СИНПЛЕЙ - командная игра со специальными ракетками, легким "прыгучим" мячиком и треугольными воротами. Синплей развивает ловкость, меткость, скоростные качества и взаимовыручку. Для младших школьников эта игра полезна еще и тем, что в короткие сроки заметно улучшает координацию движений.

Ребенок, научившийся играть в синплей, без труда освоит теннис, бадминтон, хоккей и ряд других подвижных игр, хотя вряд ли в дальнейшем изменит своей привязанности к новому виду спорта.

Играют в синплей на любом твердом покрытии или на спортивной площадке любого размера - от школьного спортивного зала до хоккейного поля. Соответственно и состав команды меняется от 4 до 11 игроков, включая вратаря.

В ходе игры синплеисты, передвигаясь по площадке с ракетками, пытаются овладеть мячиком, играют в пас и индивидуально. Главное - поразить ворота, защищаемые вратарем.

С первых занятий синплеем младшие школьники приобретают навыки владения ракеткой и осваивают удары по мячику. Затем они учатся посылать мячик в какую-нибудь цель, потом пытаются передвигаться с ракеткой и мячиком по площадке и т.д. Очень азартна и целенаправленна распасовка через тренера, стоящего в центре круга, образованного тренирующимися малышами. Эффективна также игра двое-на двое через низко натянутую веревку, что несколько напоминает теннис, но гораздо доступнее для младших школьников. Для поиска надежного вратаря целесообразно попробовать в этой роли каждого занимающегося синплеем.

В старших классах начинается заключительная подготовка синплеистов, включающая двустороннюю игру.

2. ФУТВОЛЕЙ - командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола. Счет очков и партий ведется так же, как и в волейболе. Один из самых техничных и красивых приемов в футволее - это пас головой или ногой партнеру, который пробивает рукой мяч на половину соперников. Те, в свою очередь, пытаются поставить блок. На такая классная игра доступна, пожалуй, только старшеклассникам.

Дети начальных классов начинают обучение игре в футволей с тренировок "в кружок". На небольшом расстоянии друг от друга они играют в пас руками и ногами. Сначала с отскоком от пола, а затем только по воздуху. Конечный этап тренировок для детей этого возраста - чередование футбольных и волейбольных приемов по команде преподавателя. Футволей - одна из наиболее гармоничных игр для детей. Вряд ли можно найти другую такую игру, в которую можно было бы играть абсолютно всеми частями тела.

3. Оздоровительно-развлекательные тренажеры СИТАК. Эти тренажеры можно смело отнести к разряду динамичных игр. Дети в составе команд или соперничая друг с другом становятся на бегущую дорожку, диски "здоровья" и другие спортивные снаряды и с помощью датчиков "высвечивают" свою двигательную активность на экране дисплея в виде разнообразных спортивных игр и соревнований: тенниса, регби, перетягивания каната и т.п.

Тренажеры СИТАК позволяют оживить для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические нагрузки.

Блок интеллектуальных игр. В этот блок входят новые виды состязаний за доской: совре- менные динамичные "королевские" шахматы (кин-гчесс), "московские" и "президентские" шашки.

Принцип игры в эти шахматы и шашки одинаков. Игра начинается с пустой доски, а все фигуры или шашки находятся в резерве соперников, т.е. вне доски. Таким образом играющие с первых действий проявляют творческое начало и обходятся без запрограммированной и рутинной теории дебютов.

Игрой, объединяющей оба блока, является "ИНФИТ" - соревнование, совмещающее интеллектуальные игры и динамичные упражнения. Известно, что длительные занятия любыми логическими играми очень опасны в детском возрасте из-за потенциально возможного развития гиподинамии и неврозов. Поэтому в "Инфите" ребенку можно в равной степени проявить себя и за доской и в подвижных паузах вне доски. Поэтому победителем в этом соревновании в равной степени может стать и хороший "мыслитель" и хороший "атлет".

"Инфит" по сравнению с экспериментируемыми в последнее время всевозможными видами многоборья (в том числе с включением шахмат) предпочтителен в силу того, что дает участникам игры возможность в будущем получать квалификационные звания и рейтинговые очки.

Новые интеллектуальные игры, ни в чем не искажая сути своих прародителей - шахмат и шашек - развивают древние мудрые игры и делают их общедоступными для детей практически любого возраста. Например, к кингчессу мальчики и девочки приобщаются уже с трех лет, потому что процесс обучения проходит поэтапно: сначала познаются только ходы короля, потом пешек, потом взаимодействие короля и пешек. И так, с добавлением новых фигур, сфера игры в кингчесс расширяется с "малой" до "полнофигурной". А в шахматах такой процесс обучения невозможен, потому что новички сразу же должны осваивать сложное взаимодействие сразу всех фигур, стоящих на доске.

В кингчессе не нужны "лишние" знания шахматной "теории дебютов". Здесь каждый школьник разыгрывает начало партии по своему вкусу и характеру, без "подсказок" Алехина, Ним-цовича и других корифеев шахмат.

Как же лучше всего ознакомить младших школьников с новыми играми? Есть несколько вариантов:

1. Сориентировать преподавателей физической культуры на новые игровые дисциплины и разработать программу уроков физкультуры с включением новых игр как в школьные занятия, так и в досуговую деятельность.

2. Заказать методические пособия по новым играм. Ориентировочная стоимость пакета методик составит 70 тыс. руб.

3. Заказать через разработчиков игр и тренажеров необходимый спортинвентарь. Заметим, что стоимость его не превышает затрат на приобретение соответствующего инвентаря для любой командной игры, культивируемой в школах.

4. Для наглядного ознакомления с новыми играми можно обратиться к директору школы № 271 Северо-Восточного округа З.Я.Исаеву.

5. Решение культивировать новые отечественные игры для школьников принято Центром физического образования при МГФСО (директор Ю.П.Пузырь). Этот Центр намерен оказывать всестороннюю поддержку всем школам, желающим развивать новые виды спорта.

При поддержке административных органов эти игры могут стать по-настоящему массовыми, потому что они доступны даже для школьников начальных классов.

Соревнования по новым видам спорта можно проводить в сочетании с классическими играми. Например, по кингчессу и шахматам, мини-футболу и футволею, синплею и бадминтону. Целесообразно также организовать обучение школьников по группам, объединяющим ребят, тяготеющих к определенным видам спорта.

КАК САМОМУ ПОДСЧИТАТЬ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Если участник любой интеллектуальной игры собирается совершенствовать свое мастерство и двигаться вверх по квалификационной лестнице, он должен знать свой индивидуальный коэффициент - ИК. Сопоставление ИК представителей одного вида спорта, например, шахмат, кингчесса, рэндзю, позволяет составлять рейтинговые листы, определяющие место спортсмена в общей иерархии этого вида спорта.

В настоящее время для подсчета ИК пользуются системой профессора Эло или ее модификациями. Однако эта система имеет немало погрешностей, она переусложнена, требует вспомогательных расчетов и компьютерной обработки.

Мне, как одному из авторов современной шахматной игры - кингчесс ("королевские шахматы"), удалось разработать простую и абсолютно точную формулу подсчета ИК.

Она оказалась универсальной, позволяя определять ИК для любой игры с балльной оценкой результатов, поскольку включает только четыре арифметических действия.

Вот эта формула:

где ИКу - новый индивидуальный коэффициент участника;

n - число участников турнира, ИКут max - высший ИК участника предстоящего турнира (т.), ИКтср - усредненный суммарный ИК всех участников предстоящего турнира (т.).

- суммированные ИКу турнира;
Р - количество очков, набранных участником турнира, для которого подсчитывается ИКу,
Кт - коэффициент контроля времени на игру. Определяется для каждого вида спорта федерацией этого вида спорта.

Например, для кингчесса: Кт = 5 - для турниров с полным контролем времени; Кт = 2 - для "темпо-турниров".

В качестве примера приведем расчет ИК самого юного участника только что закончившегося 2-го чемпионата Москвы по кингчессу. Денис Данилин до начала турнира имел ИКу.т. = 399, а в турнире, где играло 10 человек, набрал 7 очков. До начала игр самый высокий рейтинг был у будущего победителя турнира Александра Вернера - ИКу.т.max = 534 (отметим, что кингчесс игра молодая и начисление ИК начиналось с нуля). Суммарный рейтинг турнира

и, следовательно, ИКт.ср.= 2519/10 = 252
. Для чемпионата города Кт = 5. Вот и все необходимые данные для расчета ИК Д.Данилина.

В заключение отметим, что универсальная формула автора прошла апробацию во всех турнирах по кингчессу 1995-1996 гг. для взрослых и школьников и была безоговорочно принята участниками соревнований. В настоящее время рейтинговые листы по кингчессу составляются только на основании этой формулы. И каждый участник может быстро и точно подсчитать свой собственный ИК.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Данная статья посвящена актуализации темы инновационных технологий на уроках физической культуры в период реформирования и модернизации системы образования.

ВложениеРазмер
statya.docx 20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

учитель физической культуры

Идрисов Рашид Надирович

Какие же технологии в своей работе может использовать учитель физической культуры на своих уроках, а они будут заключаться в следующем:

- во-первых, это наличие здоровьесберегающих технологий. Любой педагог, а учитель физической культуры в особенности, ответственен за здоровье обучающихся. Поэтому в процессе учебно-воспитательной деятельности цель здоровьесберегающих технологий основывается на сохранении здоровья обучающихся на всем протяжении обучения в школе, а также развитие и формирование у них понятий о здоровом образе жизни, и умений в применении полученных знаний, умений и навыков. Здоровьесберегающие технологии являются одними из наиболее важных образовательных технологий. Но при этом нужно учитывать степень развития физических качеств каждого учащегося, возрастные, индивидуальные и личностные особенности. Не маловажную роль в здоровьесбережении играет создание психологического и комфортного климата на уроках физической культуры. Эмоциональная напряженность на уроках снижает усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Поэтому нужно стремится к раскрепощению учащихся, чтобы они научились самовыражаться, творчески подходили к выполнению заданий, были инициативны и активны, то есть необходимо школьникам создать ситуацию успеха, которая будет положительно влиять на мотивацию учащихся. Для реализации вышесказанного необходимо использовать различные методы, где учащийся научился бы видеть себя со стороны, чувствовать себя, находить гармонию в самом себе, а также научился бы сравнивать себя не с другими учащимися, а с самим собой и стремился стать лучше, чем был еще вчера. Для этого нужно на уроках физической культуры чередовать виды учебной деятельности и по возможности больше занятий проводить на фоне природы, на свежем воздухе. Можно использовать на уроках физической культуры стретчинг, силовые оздоровительные тренировки, аэробику, степ-аэробику, тренажеры и йогу, цигун, пилатес;

- во-вторых, это развитие двигательных и физических качеств учащихся с использованием тренирующего, тонизирующего и щадящего режимов с учетом исходных данных физических качеств каждого обучающегося и учете уровня нагрузки. На данном этапе очень хорошо использовать подвижные игры, эстафеты, соревнования. Слабых детей, моторно неловких, с избыточным весом нужно сначала научить раскрепощаться, не стесняться, повышая у них самооценку. Кроме того, при обучении двигательным навыкам перед учащимися нужно ставить двигательную задачу, в результате чего школьник должен сам для себя решить каким способом, при помощи чего он будет ее решать, то есть предоставить ученику самому сделать вывод при решении той или иной двигательной задачи;

- в-третьих, это использование на уроках физической культуры информационно-коммуникативных технологий, которые подразумевают под собой донесение до учащихся материала, включенного в программные требования в более доступной и интересной форме, посредством использования компьютера. Электронные презентации помогают учителю физической культуры лучше донести до учащихся теоретический материал, более демонстративно и наглядно, повышая у них мотивацию и интерес. По мимо этого, использование компьютерных программ, например, таких как Wii Sports помогают ребенку выполнять физическую нагрузку, находясь перед экраном, так как имитируют спортивные игры. А приложения Pokemon Go можно использовать, чтобы заставить детей больше двигаться. Кроме того, одновременное использование балансира, экрана и компьютерной программы помогают учителю физической культуры еще и воздействовать на учащегося со стороны нейропсихологической составляющей, уравновешивая межполушарное взаимодействие и активизируя функцию мозжечка.

Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). А использование на уроках видеоразминок помогает избежать переутомления, сделать разминку интересной и разнообразной и снять с учащихся стеснение и смущение.

Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося;

Таким образом можно сделать следующий вывод, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это с одной стороны творческий подход к педагогическому процессу с целью повышения интереса к занятиям физической культуры и спортом, являясь главной целью в реализации задач по повышения уровня процесса обучения физической культуре и для сохранения здоровья. Кроме того, использование инновационных технологий обучения является велением времени. Они помогают формировать опыт поиска решений в нестандартных, разнообразных ситуациях и готовят педагога к работе будущего.

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение

качества образования через использование современных образовательных

технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение

Автор: Углов Иван Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"
Раздел: среднее образование

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе (рис.1).

Опишем данную модель.

Целями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

культуры и спорта.

- Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся.

- Формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору

здорового образа жизни.

должны быть направлены на решение задач:

укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами

физической культуры и спорта;

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкул ьтурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха; дополнительное образование обучающихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Читайте также: