Педагогическое сопровождение в начальной школе мифы и реальность

Обновлено: 06.07.2024

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится воспитывается человек не только в начальных классах, но и в средних ,и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается, то что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. А моя задача состоит в том, чтобы помочь учителям, родителям, обеспечить их необходимой информацией об особенностях психических процессов и психологических свойств учащихся для успешного овладения ими способами учебной деятельности, составить индивидуальный план работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, а также помочь самим ребятам овладеть способами учебного труда.

Поэтому основными направлениями в моей работе как педагога-психолога начальной школы является диагностико-аналитическая и коррекционно-развивающая деятельность.

Работа ведется по трем основным блокам (все три блока взаимосвязаны между собой).

Работа с педагогами осуществляется через проведение психолого-педагогических семинаров-практикумов, где я даю не только теоретический материал, но и больше подкрепляю практическим, который педагоги могут применить в своей работе.

Провожу индивидуальные и групповые консультации по подготовке к МППК по переходу учащихся из начальной школы в основную, по адаптации первоклассников, обеспечиваю необходимым материалом для его подготовки, т.е. что должны подготовить педагоги к МППК (в том числе это заполнение специальных бланков психолого-педагогического статуса учащихся, а также какую характеристику и в какой форме они должны предоставить).

Провожу консультации по учебной деятельности и воспитанию детей, и как правильно выстраивать работу с учащимися и их родителями.

Работа с учащимися

В начале года я провожу психологическое обследование учащихся с целью выявления уровня их актуального развития, выявляю детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, в основном это дети группы риска (если требуется, то провожу углубленную индивидуальную диагностику). Коррекционная работа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, социально-волевой сфер личности ребенка. В конце года провожу повторную диагностику, готовлю МППК, оказываю консультативную помощь учащимся.

В связи с переходом на гимназическое образование одним из требований к выпускникам начальной школы является развитие личности в целом. С учетом этого, одно из направлений учителей начальной школы- это формирование ключевых компетентностей младших школьников. В этом направлении, совместно с педагогами, ведется целенаправленная работа.

Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся

Работа с родителями.

В начале года провожу плановые родительские собрания по теме: “Психологические особенности учащихся младших классов”

(по параллелям), а также по данным психологических исследований, где даю рекомендации по обучению и воспитанию детей данного школьного возраста, в течение года провожу индивидуальные и групповые консультации с родителями учащихся группы риска, совместно выстраиваем программу действий работы с ребенком (если необходимо- провожу совместные консультации: родители + дети).

В конце года я провожу традиционные родительские собрания для выпускников начальной школы по теме: “Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено”.Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме- это круглые столы, родительские лектории и другие формы работы.

Основной формой работы в преемственности всех служб начальной и основной школ- является МППК. На консилиуме мы рассматриваем актуальное состояние ребенка, его проблемы, разрабатываем программу его дальнейшего развития. Данные об ученике заносятся в психолого-педагогическую карту развития и ее я передаю психологу основной школы.

Психологическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в основную, адаптация первоклассников осуществляется по следующим параметрам:

1 параметр- это мотивационная сфера

2 параметр- это познавательная сфера

3 параметр - это рефлексия (как новообразование)

4 параметр- это уровень развития ученического коллектива (социометрия)

5 параметр - это развитие произвольности

6 параметр - это эмоциональная сфера (тревожность)

7 параметр - это самооценка, “Я – концепция”

Осуществление психологического мониторинга в данном объеме, с моей точки зрения, информационно обеспечивает педагогическое прогнозирование- “ специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизаций содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности”

Согласно результатов исследований наблюдается положительная динамика в личностном развитии младших школьников, а это подтверждает эффективность обучения детей по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическая помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, в том числе, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его потребностей, целей, и ценностей его развития.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителем, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок и ту систему воспитания, которую выбрали для него родители.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в конкретной ситуации личностного развития и обучения.

Концептуальные следствия идеи сопровождения.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность учителя и психолога, в рамках которой могут быть выделены два компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики.

С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом учитель имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических вопросов.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.

На основе данных психодиагностики заполняются индивидуальные карты развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Реализация данного пункта предполагает, что подходы и требования к детям со стороны учителя не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии.

Основные направления деятельности:

Направление 1: Психолого-педагогическая диагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Диагностические данные необходимы:

- для составления индивидуальной траектории развития каждого учащегося (на основе карты психолого-педагогического сопровождения);

- для выбора средств и форм организации учебной деятельности школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

Направление 2: Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка, учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.

Направление 3: Консультирование и просвещение родителей.

Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

В процессе обучения учащихся выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка, по которой осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.

Траектория развития ребенка отслеживается на трех этапах:

I этап – начальный (подготовка к школе и 1 класс)

II этап – основной (2-3 классы)

III этап – заключительный (4 класс)

На каждом из этих этапов проводятся мониторинги:

- учебных достижений по дисциплинам учебного плана;

- уровня развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков;

- уровня развития психических процессов;

- уровня учебной мотивации;

I этап сопровождения - начальный

Сопровождение на этапе подготовки к школе

Цель: повышение уровня готовности детей к школе .

1. Осуществление плана предшкольной подготовки.

2. Формирование мотивации к обучению.

3. Формирование адекватной самооценки.

4. Развитие познавательных процессов.

5. Формирование произвольной сферы.

6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

1. Осуществление плана предшкольной подготовки.

Предшкольная подготовка организуется в рамках образовательного учреждения. Занятия направлены на повышение уровня готовности и облегчение процесса адаптации к школе. Кроме обучающих занятий, обязательно планируем и проводим занятия, развивающие навыки общения со сверстниками и взрослыми, совершенствующие игровые умения, способствующие воспитанию организованности, нравственности, трудолюбия и дружелюбия, что позволяет детям более успешно осваивать свой новый статус и новую деятельность. Также проводим консультации родителей по проблемам развития детей и психологической готовности к школе. Рекомендации родителям оформляем в виде памяток.

2. Формирование мотивации к обучению.

Уже на этапе подготовке к школе начинаю формировать мотивацию к обучению (внутреннюю позицию школьника). Проводятся разъяснительные беседы с родителями, направленные на повышение мотивации будущего школьника.

3. Формирование адекватной самооценки.

Большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение ребенка в целом оказывают самооценка и уровень притязаний. Под уровнем притязаний понимается степень трудностей целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными (завышенными и заниженными). Если самооценка ребенка адекватная – он будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности. Родителям предлагается заполнить анкету для определения уровня самооценки своего ребёнка. Для повышения самооценки разработаны памятки для родителей .

4. Развитие познавательных процессов.

Следующий этап – формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения). Это самая длительная и объемная работа. Она начинается на этапе подготовки к школе и длится на протяжении всех четырех лет обучения. Все вышеперечисленные познавательные процессы развиваются в результате упражнений. Такие упражнения я стараюсь проводить на каждом занятии, а потом и на уроках.

5. Формирование произвольной сферы.

Приходя в школу, ребенок сталкивается с различными школьными правилами и требованиями. Каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, импульсивен, и рассеян, на эту сторону психического развития следует обратить особое внимание. Сформированность произвольной сферы ребенка поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе. Для развития произвольной сферы использую различные упражнения .

6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Упражнения на развитие тонкой моторики провожу на каждом занятии по подготовке к школе и впоследствии на уроках и во время физминуток. Детям с низким уровнем развития мелкой моторики составляю комплекс индивидуальных упражнений, которые они проводят дома вместе с родителями.

В сентябре, когда дети приходят в первый класс, проводится стартовая диагностика, включающая:

а) Общую экспресс-диагностику, позволяющую судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств

б) Диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.

Все данные, полученные с помощью диагностики, заношу в индивидуальные карты развития. Такие карты заводятся на каждого ребенка при поступлении его в школу. С помощью этих карт прослеживается и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка.

Сопровождение адаптационного периода

Цель: создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.

1. Помочь ребенку принять позицию школьника.

2. Помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии.

3. Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

4. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого ученика.

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

1 этап: создание программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса и особенностей родительского коллектива.

2 этап: выполнение адаптационной программы.

- Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление родителей с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.

- Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения .

- Организация педагогической и психологической поддержки учащихся во внеурочное время: групповые и индивидуальные консультации, тренинг, классные часы, беседы. Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1класса и предполагает следующее:

- Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.

- Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

- Привлечение специалистов разных профилей (медики, невропатолог, логопед и др.)

- Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа учителя, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.

- Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.

Основными способами получения информации на третьем этапе являются:

а) экспертные опросы родителей;

б) наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочных занятий;

в) диагностика неадаптированных учащихся;

г) анализ материалов предыдущих обследований.

4 этап: Проведение итогового психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода и выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.

Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности родителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.

II этап сопровождения – основной

Адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого ребенка путем введения в учебно-познавательный процесс элементов новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения новых знаний, умений, навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для раскрытия творческого потенциала и развития личности учащихся.

Цель : выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

Разрабатывая содержание учебных занятий руководствуюсь следующими принципами :

- Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

- При разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив).

- Оценивается не конечный результат, а процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Также на этом этапе продолжаю проводить групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми, высокого и среднего уровня развития (различные творческие задания, интеллектуальные игры, участие в конкурсах). С детьми низкого уровня проводится групповая и индивидуальная коррекционная работа. Коррекционная работа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, социально-волевой сфер личности ребенка.

На данном этапе диагностический комплекс включает:

1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)

2. Изучение темперамента

3. Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности)

4. Социометрия (изучение межличностных отношений в классе)

5. Изучение доминирования полушарий мозга

6. Изучение ведущего канала восприятия (диагностика Лурия)

7. Изучение развития мелкой моторики

8. Развитие психических процессов

9. Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)

10. Изучение уровня мотивации

III этап – заключительный

Цель: Подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы.

1. Выявить изменения в умственном и психическом развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития.

2. Спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе.

3. Определить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного и психического развития, провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

4. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена.

5. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся.

Диагностика проводится с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене.

Диагностический комплекс включает:

1. Изучение скорости реакции (темп, работоспособность)

2. Тест Филипса (изучение уровня школьной тревожности)

3. Социометрия (изучение межличностных отношений в классе)

4. Развитие психических процессов

5.Сформированность приемов учебной деятельности (интеллектуальных, коммуникативных, организационных)

6. Изучение уровня мотивации

7. Изучение уровня агрессии

Работая над идеей психолого-педагогического сопровождения, делаю вывод:

каждый учитель должен хорошо знать возрастные особенности детей и уметь определять личностные особенности и способности каждого своего ученика, обязан подбирать методы и приемы работы с учетом этих особенностей. Необходимо включение и сотрудничество всех взрослых, окружающих ребенка в процессе обучения и воспитания (учителя, школьного психолога, родителей). Только тогда учебно-воспитательный процесс может быть эффективным.

Анализ результатов диагностик показывает эффективность психолого-педагогического сопровождения:


Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации. Внимание к школьной адаптации обусловлено тенденцией к дальнейшему росту количества обучающихся, имеющих серьезные затруднения адаптации к условиям школьного обучения. Разными авторами приводятся различные статистические данные о проблемах адаптации первоклассников: одни исследователи видят подобные затруднения у 15–40 %, другие приводят более пугающие цифры — от 20 до 60 % в зависимости от типа образовательной организации.

А. Ф. Ануфриев, Г. М. Андреева, М. И. Рожкова и другие исследователи выделяют среди причин затруднения процесса адаптации к обучению в школе слабый учет индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка, ослабленное физическое развитие и нарушения эмоционального благополучия детей.

По мнению ряда специалистов-психологов А. И. Архиповой, Л. А. Венгер, В. С. Мухиной, проблема адаптации заключается в формировании способностей к дальнейшему личностному и социальному развитию обучающихся в начальной школе, а не только к успешному приспособлению в образовательной среде.

Следовательно, проблемы адаптации относятся к самым серьезным проблемам современности, а обеспечение педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе наиболее востребованными.

Идеи социально-педагогического сопровождения обучающихся в России развивались в соответствии с концепцией поддержки обучающихся О.С Газман и других. В данное время Е. А. Александровой разработан терминологический аппарат, М. И. Рожковым и М. Р. Битяновой выявлены условия для саморазвития и индивидуализации развития детей, И. С. Якиманской обозначены условия педагогического сопровождения обучающихся в личностно-ориентированной модели образования, Г. М. Андреевой и А. В. Мудрик изучена и разработана проблема социализации личности, О. С. Гребенюк и О. В. Ромашовой выявлены проблемы адаптации личности в трактовке теоретических аспектов сопровождения обучающихся.

Однако исследований, применительно к проблеме выявления педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе в настоящее время не выявлено, фрагментарно представленные некоторые аспекты данной проблемы.

Исходя из этого, целью стало выявление педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе.

– условия выступают как составной части педагогической системы;

– педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания) среды, влияющие положительно или отрицательно на ее функционирование;

– в структуре педагогических условий наблюдается ориентир на внутренние и внешние элементы;

– реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и функционирование педагогической системы.

Согласно исследований Т. А. Крыловой и М. Л. Струковой, социально-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной адаптации, развития и социализации детей.

В ходе исследования нами были выявлены педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе:

  1. Содержание социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов должно определяться в соответствии с этапами адаптации: ориентировочным, первичной адаптацией, с преодолением трудностей в адаптации.
  2. Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков, родителей и социальных педагогов.

Согласно первому условию социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов должно осуществляется в соответствии с этапами адаптации.

Ориентировочный этап длится с марта по сентябрь (запись ребенка в школу). Основная цель этого этапа ознакомление с особенностями организации педагогического процесса в образовательном учреждении. В соответствии с этой целью, перед специалистами образовательных учреждений выдвигаются следующие задачи:

– создание благоприятных условий для успешного вхождения детей в школьную жизнь;

– профилактики отклонений в состоянии здоровья и функциональных расстройств в период физиологической адаптации первоклассников;

Решение этих задач достигается с помощью следующих инструментов: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе, психолого-профилактическая и воспитательная работа с детьми, психологическое консультирование и просвещение учителей и родителей, методическая работа с педагогическим коллективом и администрацией.

Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывание первоклассника в школе. Основной целью данного этапа является сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Этап преодоления трудностей адаптации осуществляется во второй половине года и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи детям с трудностями в адаптации к школе. Основная цель этого этапа — преодолеть различные нарушения обучения, эмоционального благополучия и личностного развития первоклассников. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

– устранение негативных факторов, которые снижают адаптационные возможности первоклассников;

– преодоления трудностей в учебной деятельности, нарушения поведения и личностного развития детей;

Решение этих задач осуществляется с помощью психотерапии, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы профессорско-преподавательского состава.

В конце декабря проводится психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики особенностей адаптации первоклассников к школе, где психолог информирует педагогический коллектив об особенностях адаптационного периода и выявляет детей, имеющих трудности в обучении, общении и личностном развитии. Основываясь на этих данных, специалисты разрабатывают индивидуальные программы мероприятий социально-педагогического сопровождения детей.

– взаимное информирование по результатам диагностики;

– взаимное консультирование по возникающим проблемам;

– взаимодействие на консилиуме, где совместно обсуждается варианты разрешения проблемы и вырабатывается общий план действий.

Высокий уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 32,2 % (9 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 10,8 %. Средний уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 60,7 % (17 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 10,7 %. Низкий уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 7,1 % (2 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 21,5 %.

Статистически достоверна (с вероятностью 0,05) подтверждена значимая позитивная динамика адаптации учащихся начальных классов к школе на конец экспериментальной работы в сравнении с ее началом. Это свидетельствует об эффективности проведенного экспериментального исследования.

Проанализировав результаты исследования, следует отметить, что реализация педагогических условий социально-педагогического сопровождения способствовало адаптации учащихся начальных классов в период адаптации к школе.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-педагогическое сопровождение учащихся, период адаптации, школа, класс, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент, педагогическая система, экспериментальная группа, методическая работа, начальная школа.

Похожие статьи

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале.

В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения.

Практика педагогического обеспечения социальной.

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ проводилась на базе Ташкентского специализированного промышленного профессионального колледжа.

Изучение уровня социализации детей с ограниченными.

Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе. Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся. Автор: Лысиченкова Светлана Алексеевна.

Демонстрация готовых пособий учителей для учащихся экспериментальных классов.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации.

Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Социальная адаптация представляется как степень развития у обучающихся

У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса будет.

Экспериментальное изучение эффективности модели.

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей.

Особенности адаптации первоклассников к школе

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе.

Психолого-педагогическое сопровождение младших.

Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале.

В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения.

Практика педагогического обеспечения социальной.

Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ проводилась на базе Ташкентского специализированного промышленного профессионального колледжа.

Изучение уровня социализации детей с ограниченными.

Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе. Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся. Автор: Лысиченкова Светлана Алексеевна.

Демонстрация готовых пособий учителей для учащихся экспериментальных классов.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации.

Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Социальная адаптация представляется как степень развития у обучающихся

У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса будет.

Экспериментальное изучение эффективности модели.

формирующий эксперимент, поведенческий компонент, экспериментальная группа, психолого-педагогическая поддержка родителей, родительское отношение, социальное партнерство, дополнительное образование детей.

Читайте также: