Воспитание школы и педагогическая мысль в 17 19 веках

Обновлено: 03.07.2024

К концу XVII века в развитии российской культуры проявляются новые тенденции. Православное образование утрачивает свою доминирующую роль, на смену ему приходит светское, государственное. Но это не означало исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством, вплоть до 1917 года. Однако потребности социально-экономического развития России с начала XVIII века повлекли за собой и потребности в светском образовании, а, следовательно, в формировании светской педагогики.

Светское образование стало государственным делом, и это во многом способствовало его успешному осуществлению. Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявлялось в годы царствования Петра I, который стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению, которые носили и принудительный характер.

Среди важных событий этого периода - основание Петром I Академии наук в Петербурге (1724 г.).

Для характеристики педагогических идей в петровское время важными являются произведения трех деятелей той эпохи: Феофана Прокоповича(1681-1736), Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), Василия Никитича Татищева

М.В. Ломоносовым (1711-1765) боролась за развитие отечественной науки, создание научных национальных кадров, положил начало просветительству в России как течению общественной мысли, провозгласив в качестве одной из главных задач государства развитие образования, национальной культуры и науки, промышленности и техники, он обосновывал идеи гуманного просвещения, принципы патриотического, народного и демократического образования, которые стали определяющими для всего последующего развития образования в XIX веке. По проекту учёного в 1755 году в Москве был учрежден университет с тремя факультетами - философским, юридическим, медицинским.

Обзор развития воспитания и образования в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах. Мактаб как массовая школа первоначального обучения мальчиков, принципы обучения в ней. Ферганские учительницы-поэтессы, направления деятельности и достижения.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 28.10.2018
Размер файла 18,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в XVII - первой половине XIX вв.

1. Обзор развития воспитания и образования в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах

К началу ХVIII в. на территории современного Узбекистана существовало три совершенно самостоятельных феодальных ханства - Бухарское, Хивинское, Кокандское. Феодальная раздробленность государства, не прекращающиеся междоусобные распри, мятежи, войны, перевороты тормозили развитие экономики и культуры. В этот период было не до образования. Оно как бы отодвинулось на второй план. Но зато еще более усиливаются позиции религии. Школьное дело полностью сосредоточено в руках духовенства. Мактабы и медресе становятся орудием пропаганды идей терпения, смирения, фатализма, предопределенной судьбе, рабской покорности Аллаху и господину. Детей учили на арабском языке, учили Коран и шариат. Мактабы по-прежнему оставались относительно массовыми формами первоначального обучения мальчиков чтению Корана. Мактабы также находились в ведении мусульманского духовенства. Поэтому за редким исключением они действовали при мечетях. Обучение детей основам мусульманской религии входило в обязанности имама и давало ему добавочный доход. Содержались мактабы за счет средств, собиравшихся с родителей учащихся. Несмотря на многочисленность мактабов, они не содействовали распространению грамоты из-за крайне отсталого характера обучения. Организация обучения в мактабах почти не изменилась с ХIII в. То же самое можно сказать и о медресе. Большинство учащихся после окончания таких учебных заведений были твердо убеждены, что единственным источником знаний являются религиозные книги, что только в них можно найти ответы на все вопросы человеческого ума.

2. Мактаб - как массовая школа первоначального обучения мальчиков. Обучение в медресе

образование эмират мактаб школа

4. Школы женщин-грамотеев. Ферганские учительницы-поэтессы

Обращение в прибаутках и загадках к окружающему реальному миру были в школах редкими и короткими отступлениями от зазубривания детьми непонятных слов и фраз. Увайси, Дильшод и Бану - только три представительницы имевшего в старой Средней Азии сословия учительниц. Их педагогическое творчество оставляет заметный вклад в духовное наследие прошлого, обращенное в настоящее и будущее.

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 2000. - 141 с.

2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. - М., 1994. - 135 с.

3. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастер-ство. - Т.: Молия, 2002. - 192 с.

4. Аликулов Х.А. Эстетические воззрения мыслителей Средней Азии и Хора-сана (XIV-XV вв.). - Т.: Фан, 1992. - 98 с.

5. Ангеловски К. Учителя и инновации. Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1991. - 159 с.

6. Аннамуратова С.К. Художественно-эстетическое воспитание школьни-ков Узбекистана. - Т.: Фан, 1991. - 370 с.

7. Антология педагогической мысли Узбекистана./ Сост. С.Р. Раджабов, К.Х. Хашимов и др. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

8. Бабаханов А.А. Общественно-педагогическая и литературная деятель-ность Хамзы. - Т.: Ў?итувчи, 1979.

9. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Сочинения, VI, М.: ИВЛ, 1966.

10. Бартольд В.В. Улугбек и его время. Сочинения, II, М.: ИВЛ, 1964.

11. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавате-ля. - М., 2003.

12. Бертельс Е.А. Суфизм. Сифие и суфийская литература, Избранные труды, т.IV. - М.: Академкнига, 1965.

13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: ИРПО, 1996. - 336 с.

14. Болтаева М.Н. Абу Али Ибн Сина - великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока. К 1000-летию со дня рождения. - Т.: Фан, 1980.

15. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов-н / Дону: Феникс, 2004.

16. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни. К 1000 - летию со дня рождения. - Т.: Фан, 1972. - 428 с.

17. Гельдиева А.И. Национальная культура и личность. - Т.: Узбекистан, 1993. - 104 с.

18. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 2002. - 509 с.

19. Голубев Г.Н. Улугбек. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 1960.

20. Джураев Р.Х. Теория и практика интенсификации профессиональной подготовки учащихся профтехколледжей. - Т.: Фан, 1992. - 259 с.

21. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 1999.

22. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. - М.: Знание, 1996. - 40 с.

23. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М.: Знание, 1997. - 80 с.

24. Захидов В.Ю. Три титана (Фараби, Бируни, Ибн Сина). - Т.: Фан, 1973.

25. Ибрагимов Х.И., Абдуллаева Ш.А. История педагогики и образования. Учебник для магистрантов. - Т.: Fan va texnologiya, 2008. - 240 c.

Подобные документы

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы в Средние века, а также в период XVII–XIX вв. Развитие теории и практики образования в Западной Европе и США во второй половине XX в. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве.

контрольная работа [61,4 K], добавлен 05.01.2015

Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогических теорий Яна Амоса Коменского. Взгляды английских и французских просветителей и материалистов XVIII в.

курсовая работа [88,4 K], добавлен 12.01.2013

Теология и латынь как основные предметы обучения. Движение за обновление школьного образования. Учреждение экономическо-математической школы в Берлине в 1947 году. Высшее образование XVII-XVIII вв. Тенденции в развитии университетского образования.

презентация [608,6 K], добавлен 22.03.2015

Развитие школ и становление школьной системы в России. Педагогическая мысль в России начала XIX века и ее представление в трудах отечественных педагогов. Система воспитания и обучения в дворянской среде. Домашнее обучение и воспитание в начале XIX века.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 07.08.2011

Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья. Языческая, античная и христианская традиции в практике воспитания и обучения. Философия схоластики. Монастырские и соборные школы. Воспитание светских феодалов. Условия открытия университетов.

XVII - XIX век – период глобальных изменений в педагогической мысли. На первое месть выходит наука. В XIX в. окончательно формируется классическая педагогика Нового времени, в которой приоритетным становится самоценность, неповторимость личности. В педагогике происходит накопление знаний, заимствованных из философии и других наук о человеке. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки.

Педагогические идеи Д. Локка

Главной целью воспитания Д. Локк считал подготовку человека к свободной и разумной жизни. Чтобы достичь этого, он предлагает систему умственного, физического, нравственного и трудового воспитания, которое осуществлялось бы специально подготовленным для этого гувернером, но в школе, а в семье. Нравственное воспитание является наиболее значимым для Локка, и к его средствам нравственного воспитания педагог относит убеждение, упражнение, пример, порицание, поощрение.

Д. Локк считал, что необходимо давать лишь полезные знания, которые пригодятся джентльмену для деловых занятий. Говоря о содержании умственного воспитания. Сюда он включал чтение, родной язык, письмо, арифметику, финансы, право, географию, историю, астрономию, французский язык, бухгалтерию, верховую езду, танцы. Процесс обучения должен строиться на основе естественной любознательности ребенка.

Ж.-Ж. Руссо

Воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо должно быть связано с естественным развитием ребёнка, поэтому он отвергал традиционную систему воспитания. Ребенок рождается восприимчивым к миру, получая впечатления через органы чувств. По мере взросления его восприимчивость растёт, знания об окружающей действительности расширяются под воздействием взрослых. Такой подход принципиально отличался от традиционной педагогики того времени.

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитание должно развивать истинную свободу человека, всё искусственное вызывает у Ж.-Ж. Руссо неприятие. Ребёнок является центром педагогического процесса, но воспитатель должен помогать ему, направлять, но ни в коем случае не навязывать свою волю. Большее значение педагог уделяет воспитанию юношей, отводя им ведущую роль в общественной жизни.

Обучение и воспитание объединены общей целью - вырастить самостоятельного, доброжелательного, здравомыслящего человека. Воспитание должно проходить на лоне природы, например, в загородном доме под руководством наставника и учителя. Воспитатель должен обладать обширными познаниями в науках, знанием индивидуальных особенностей воспитанников.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в XVIII–XIX вв. и продолжают оставаться актуальными по сей день.

И. Г. Песталоцци

И. Г. Песталоцци принимал решающую роль обучения в развитии личности ребёнка. Образование обязано быть природосообразным, т. е. выстраиваться в согласовании с природным ходом становления самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет.

И.Г. Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, пение, живопись, гимнастику.

Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци воздействовали на дальнейшее формирование педагогической науки и вызвали к жизни единое педагогическое движение – песталоццианство.

Педагогическая теория И. Ф. Гербарта

К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задача которого, в первую очередь, состоит в приучении детей к дисциплине. Основными средствами управления И. Ф. Гербарт называл надзор, запрещение, приказание, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка. Авторитету и любви воспитателя он отводит второстепенную роль.

Главным понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, которое направлено на развитие многостороннего интереса. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Педагогические идеи Ф. Дистервега

Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков, а также учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Ф. Дистервег также создал дидактику развивающего обучения, основные положения которой изложены им в виде 33 законов и правил. Целью воспитания он считал развитие самодеятельности, с помощью которой человек распоряжается своей судьбой, и может продолжать самообразование. Огромное значение Ф. Дистервег придаёт пробуждению и развитию духовных потребностей. Обучение и воспитание ведёт к образованию характера и развитию умственной силы.

Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.)

Общий взгляд

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

В недрах феодализма ускорилось формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.

Читайте также: